К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Камбоджийский принц Нородом Сианук – личность в мировой политике уникальная. В свое время он круто повернул историю своей страны, попытавшись построить в ней «социализм с человеческим лицом», воспользовавшись своим положением династического главы государства. Но эта попытка интеллигента и романтика обернулась ужасом правления «красных кхмеров», которых сам же монарх и породил, долгое время считая «идеологическими союзниками». И пусть позднее принц (а затем и король) свою ошибку исправил, став символ возрождения страны, но его судьба, неотделимая от судьбы его страны, остается яркой иллюстрацией выражения «куда заводят мечты», особенно если у мечтателя имеется масса инструментов для реализации собственных грез.

А грез и мечтаний у камбоджийского правителя было столько, что одной политической арены для их воплощения ему не хватало. Пришлось использовать старый, проверенный временем и Голливудом способ – перенос идей в эфемерный мир целлулоида. Отдыхать от бурных политических баталий Нородом Сианук предпочитал снимая кино. Наивное, откровенно любительское, с плохо выстроенным сюжетом… Но интересное уже самим фактом своего существования. Много ли вы знаете художественных произведений, созданных главами государства? «Малую Землю» и «Целину» не предлагать.

Кино камбоджийский принц любил большой и страстной любовью. Правда, сегодня найти людей готовых полюбоваться на графоманские результаты этой любви, будет непросто. Разве что исключительно в познавательных и исторических целях. С этой точки зрения картина «Le Crépuscule» («Сумерки») вполне может сгодиться. Хотя бы тем, что львиную долю в ее середине занимает научно-популярный рассказ о величайшем памятнике Камбоджи – храмовом комплексе Ангкор. Кроме того, в ткань повествования Нородом Сианук неуклюже вставил фрагменты выступлений национальных хореографических коллективов, перемежаемые пафосным перечислением достижений камбоджийского народного хозяйства. Если кому-нибудь «посчастливилось» чудесным образом увидеть образцы северокорейского кино (в советские времена они, порой, попадались в качестве «нагрузки» на ММКФ), тот найдет в фильме принца немало узнаваемых черточек. Хотя понять Сианука, конечно, можно – ну как тут не сказать лишний раз о процветании родной страны под своим чутким руководством. В конце концов, это же не лизоблюдство какое-нибудь – осанна-то себе, родимому, поется.

Если же говорить о сюжете – то он представляет из себя пример «жестокого романса» о несчастной любви, которая не в силах преодолеть барьеры классового неравенства. Некий камбоджийский принц Адит (сделаем вид, что никого не узнали) будучи с деловой поездкой в Индии знакомится там с прекрасной махарани Майей (в ее роли снялась супруга Нородома Сианука Моника) и приглашает ту посетить свою родину. Спустя три года индианка отвечает на его приглашение, успев к тому времени похоронить своего супруга и став свободной от брачных уз. Расставшийся, в свою очередь, со своей второй половиной, принц тоже свободен как ветер. Так что разгореться новому чувству ничто не мешает – даже наоборот: романтическое путешествие в Ангкор, народные танцы, кстати случившиеся Азиатские игры в Пномпене… Да вот беда, после путешествия в Индию принц тяжело заболел малярией, а приставленная к нему постоянной сиделкой юная Сопхип возьми да и влюбись в своего монарха. Тяжело и безнадежно. И никакой молодой тракторист, которого патрон девушки уже подыскал ей в жены, ничего изменить не может, как бы сильно он ее не любил.

Про то, какими актерами предстает венценосная чета Сиануков, лучше будет ничего не говорить. Но Ди Савет в роли Сопхип намекает на то, что если бы не красные кхмеры, то у камбоджийского кино могло бы быть красивое будущее. Что же до истории ее героини, то создается полное впечатление, что принц-режиссер позаимствовал ее у «Бедной Лизы» Карамзина. Вплоть до финала. Откровенная мелодраматическая сентиментальность – похоже, единственный прием, которым Нородом Сианук овладел ко времени постановки «Le Crépuscule». Хотя, какая собственно разница – никто ведь не станет смотреть фильмы камбоджийского правителя из-за них самих, а не личности их создателя. Точно так же, как пьесы Екатерины Великой давно затерялись бы в тумане времени, если бы их написала не российская императрица. «Сумерки» – это исторический памятник Камбоджи. Говорить о творчестве Нородома Сианука в ином контексте бессмысленно.

26 декабря 2011 | 12:55
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: