К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Подобные фильмы я смотрю нечасто. Поскольку такие фильмы как Хозяин морей принадлежит к редкому типу мужского кино, посвященные военному делу и мужской дружбе. Но я много хорошего слышала о фильме Питера Уира, поэтому и решилась посмотреть его этим летом. Впечатления оставил достаточно сильные.

1805 год, Наполеоновские войны. Корабль британского флота 'Внезапный' или 'Сюрприз' под предводительством капитана Джека Обри исполняет важный приказ - преследование французского каперского судна 'Ахерон', которые нападает на британские торговые и китобойные суда недалеко от побережья Бразилии, чтобы в итоге либо потопить, либо захватить его. Преследование происходит в далеких водах Атлантического, а затем и Тихого океана, что становится серьезным испытанием не только капитана Обри и его верного друга и помощника доктора Стивена Мэтьюрина, но и для всей команды 'Внезапного', среди которых служат и бывалые матросы, и юные кадеты.

Хотя основой сюжета стали приключенческие романы Патрика О’Брайана, но происходит действие в реальных военных действиях Наполеоновских войн. Так что это еще и частично историческое кино - я вот до просмотра как-то забыла, что эти войны велись не только на территории Европы, но и в морях. Да еще и в таких отдаленных частях света как у побережья Бразилии, Аргентины и Галапагосы. Конечно же полномасштабные действия точно не велись на краю света (и создатели умышленно пошли на небольшую историческую неточность), но подобное противостояние двух боевых кораблей вполне могло бы быть. Можно по-разному воспринимать эту схватку (которая по сути является метафорой, упрощенной миниатюрой любой войны), но это все еще выглядит невероятно захватывающе.

Интересен фильм еще и тем, что в нем весьма детально показана жизнь моряков на боевом корабле. Признаться честно, я не представляла себе, что такое военный корабль, и что такое жизнь на боевом военном корабле на рубеже XVIII-XIX веков. Это долгая жизнь в плавании, в ходе которой матросы месяцами не видят цивилизации; это тяжелая работа, часто в условиях ужасного шторма, где также возможны потери, или в условиях штиля, который оказывается куда опаснее из-за домыслов и предрассудков. И конечно же, это боевые водные сражения - мы как-то привыкли к тому, что некоторые корабли разлетаются в щепки и идут ко дну уже после первого морского боя. Но Хозяин морей показывает, как проводится ремонт поврежденных судов, без захода в порт (особенно если он в тысячах километров и многих неделях пути), как судовому врачу приходится справляться с тяжелыми ранениями, как ведутся сами сражения - невероятно захватывающе. И как важно поддерживать настрой и боевой дух экипажа корабля - даже мы, зрители, понимаем какая это непростая служба, тяжелая работа, которую могут выполнять только сильные и отважные мужчины.

Вновь с времен Игр разума мы видим дуэт актеров - Рассела Кроу и Пола Беттани. Здесь они также играют друзей: Кроу - капитан «Внезапного» Джек Обри, по прозвищу Счастливчик Джек, Беттани - судовой врач, исследователь и пацифист Стивен Мэтьюрин. Персонажи очень не похожие, с сильными, но разными характерами. Джек Обри - отважный и доблестный капитан корабля, бывалый воин, отличный стратег, которого любят и уважают подчиненные, который готов четко следовать приказу и преследовать 'Ахерон', несмотря ни на что. В то время как Стивен, хотя и служит на боевом судне и является прекрасным медиком, который может провести сложнейшие операции в тяжелых условиях, но он не приветствует военные действия и придерживается пацифистских убеждений, предпочитая исследовать флору и фауну далеких земель. Друзья Джек и Стивен часто спорят по поводу дальнейших стратегий, порой один из них крайне не согласен с решениями другого, но видно, как они ценят мнения друг друга и в итоге прислушиваются к нему. И, несмотря на возражения всего экипажа 'Внезапного', любят музицировать на скрипке и виолончели!

В таком кино можно наблюдать многих харизматичных и сильных мужских персонажей: лейтенант Пуллингс (Джеймс Д’Арси), рулевой Бонден (Билли Бойд), мастер или кормчий Аллен (Роберт Пью) и юный мичман, молодой лорд Блейкни (удивительная игра актера Макса Пиркиса).

Хозяин морей: На краю света - кино удивительное и захватывающее. Может сначала немного медленно развивающееся, но довольно скоро мчится на всех парах под Musica notturna delle strade di Madrid Луиджи Боккерини (наверное одна из самых прекрасных концовок в истории кино).

9 из 10

Приятного просмотра!

27 декабря 2023 | 13:23
  • тип рецензии:

Атлантический и Тихий океаны; начало XIX века

Джек Обри /Рассел Кроу/ - капитан корабля «Сюрприз», настоящий профессионал и образец мужественности, проявляющий, однако, некоторую долю фанатизма после неудачного сражения с французским кораблём «Ахерон» в стремлении нагнать и захватить таки это судно

Стивен Мэтьюрин /Пол Беттани/ - врач, увлекается наукой, близкий друг капитана, не всегда в душе согласен с его решениями по поводу преследования «Ахерона», поскольку эта деятельность не даёт ему попасть на Галапагосские острова и исследовать их фауну

Как это часто и бывает, в этом фильме множество других персонажей. Но скажу вам честно, у меня уши разбегались…то есть глаза… в общем в картине такое обилие мужчин и, соответственно, мужских имён, что всех и не упомнишь. Многие в сюжете играли далеко не эпизодическую роль, однако для меня действие разворачивалось в контексте взаимоотношений двух упомянутых героев, потому именно их вывела, как основных действующих лиц.

Первое, что хочу сказать о впечатлениях – я совершенно не смогла бы сказать, что этот фильм снял Питер Уир, если бы картина вообще не оказалась в моём бесконечном списке по причине того, что именно Уир его и создал. И тема для режиссёра непривычна, как по мне, и подача… Разве что цветовая гамма узнаваема.

Фильм однозначно придётся по вкусу любителям приключений и морских сражений, ценителям исторических костюмированных драм. Для драм личных здесь, вроде, место тоже нашлось: чувство долга, борьба с суевериями, ответственность, мужество, бесстрашие… Но я в данном жанре всё таки больше люблю нечто другое. Здесь нет интриг и хитросплетений сюжетных поворотов, здесь есть добротное полотно, рассказывающее историю одного человека, пытающегося выполнить свой долг со всем достоинством и ответственностью и взявшего на себя роль и других мужчин научить так относиться к делу.

Без батальных сцен, конечно, не обошлось, ведь действие происходит в период наполеоновских войн, а главные действующие лица – военные. Сняты они отлично, музыка делает своё дело, на долю секунды ты себя можешь даже ощутить англичанином, мечтающим о победе над французами.

И в то же время без ужаса войны здесь обойтись невозможно. И времена были настолько непередаваемо ужасны для военных…. Мороз по коже. Эти сражения, эти рукопашные схватки не на жизнь, а на смерть, это несовершенное оружие, которое делало смерть воинов мучительной и долгой…

В целом мне фильм понравился, я думаю, больше он зайдёт мужчинам, но и девочкам есть, на что /читай – кого/ тут засмотреться.

21 июля 2023 | 07:23
  • тип рецензии:

Уважение и почитание этот фильм получил, как мне представлялось, от наиболее образованного зрителя в области истории, поэтому я бы сказал, что это кино для доцентов, для остальных же это весьма спорный проект, который демонстрирует, бесспорно отличную операторскую работу и определённое количество спецэффектов (хотя по этой части он далеко не из самых зрелищных исторических боевиков и уж точно не сравнится с хитами типа 'Трои' и 'Гладиатора', а также с фэнтэзи-блокбастером 'Пираты Карибского моря', с которым многие сравнивают этот фильм, поскольку действие здесь проходит на корабле на протяжении всего фильма). В центре сюжета, который приходится на время наполеоновских войн, английское судно, которое должно захватить французский корабль, чья цель, в свою очередь - захватить французский китобойный корабль. В фильме герои не могут разглядеть за туманом корабль, представляющий угрозу, тем временем на судне происходят свои проблемы, вызванные беспокойством и неорганизованностью, и одной из 'ключевых' сцен станет операция доктора на самом себе в результате случайного ранения. Главную роль в фильме играет Рассел Кроу, на тот момент имевший свежие лавры главной роли в 'Гладиаторе', а семью годами позднее сыгравший самого Робина Гуда.

Скажу честно и прямо - фильм оставил много недопониманий, но местами держал в напряжении. Я предполагал, что, для того, чтобы полностью понять этот фильм, нужно иметь недюжинные знания в области истории Европы XIX века. В первый раз я посмотрел этот фильм пять лет назад и был в ещё большем недоумении от увиденного, и написал резко негативную рецензию, вызвавшую острое негодование со стороны поклонников этого фильма. Не так давно я пересмотрел его в надежде лучше разобраться, и на этот раз смотрел на оригинале с русскими субтитрами, чтобы послушать речь актёров, поскольку занимаюсь изучением языков. Английская речь в этом фильме оказалась намного сложнее и явно с более богатым слогом, чем во многих других американских фильмах, которые я посмотрел в таком варианте, что снова говорит о сложности постановки в целом, которая явно менее доступна к восприятию, чем другие блокбастеры. Иными словами - для просмотра в оригинале и понимания речи нужно идеальное знание английского. Даже при просмотре с субтитрами я совершенно не понимал речь героев.

Для того, чтобы всё-таки понять все события фильма, я прочитал подробное описание сюжета в Википедии. Вникнув в суть происходящего, я ещё больше усомнился в ценности данной картины. Сюжетные повороты и действие в целом, описанные в фильме, не вызвали у меня дикого интереса, всё по-настоящему привлекательное в сюжете приходится на последний абзац, соответственно, на последние стадии фильма. Да и эти события и их демонстрация на экране ни разу не равны по эпичности и зрелищности тем же самым 'Пиратам Карибского моря' (может, и не самое уместное сравнение исторической постановки с фэнтэзи, но многие приводят в пример именно эту сагу, сравнивая с ней 'Хозяина морей' в плане уровня спецэффектов, ошибочно уравнивая их между собой); о сравнении с гигантами кино типа 'Храброго сердца' и 'Царства Небесного' и говорить не стоит - зачем, если и так очевидно, что там огромное количество увлекательных событий и сюжетных поворотов, а здесь - только локальные конфликты на корабле и одиночная демонстрация боевых действий между английским и французским судном. Концовка и вовсе не оставляет ничего, кроме недоумения о том, для чего всё это было показано. Единственное, что было показано действительно зрелищно - пушечная перестрелка между двумя кораблями. И только ради этого стоило затевать этот проект и тратить на него такой огромный бюджет, который непонятно на что потрачен по большей части? Вот и скажите мне, поклонники этой постановки, что же вас в ней так зацепило. Рецензию оформляю как нейтральную только за антураж и сцену битвы. Ну а сцена с операцией точно порадует любителей жёстких зрелищ - снято натуралистично.

5 из 10

02 января 2023 | 15:25
  • тип рецензии:

И снова локализаторы подводят. Я вообще не понимаю? какие рассуждения привели к такому переводу названия фильма. Плюс корабль главных героев почему-то не “Внезапный”, а “Сюрприз”. Но это я так, к слову.

Итак, как любитель морской тематики я просто не мог пройти мимо этого фильма. Как и обычно я ничего особо не ожидал, так как крайне мало хороших фильмов про морские сражения. Но этот просто с грохотом ворвался в мой список лучших.

События происходят в довольно популярную для художественных произведений эпоху. Наполеоновские войны. Однако основным событием все же станет противостояние англичан и французов на море, а не на суше, как в абсолютном большинстве фильмов.

Сюжет. Довольно линеен, однако есть несколько неожиданных моментов, в основном связанных с неординарным поведением главного героя, капитана корабля 6 ранга, Джека Обри. В основе лежит охота английского корабля 6-го ранга за французским фрегатом-рейдером, который грабит и топит английские суда.

Персонажи. Довольно интересные. В первую очередь это естественно Джек Обри – Рассел Кроу играет хорошо и вообще один из моих любимейших актеров. В целом получился колоритный опытный морской волк с соответствующим юмором и повадками.

Полная его противоположность – доктор. Он мягок, вежлив и представляет собой этакий голос справедливости, критикуя жесткие решения капитана. Он задает вопросы о флоте, которыми скорее всего задавалось большинство обывателей. Однако он далеко не во всем прав. И в этом опять заслуга фильма. Зрителю о том, как обстоят морские порядки объясняет Обри, как раз отвечая на критику доктора.

Остальные персонажи тоже довольно колоритные, актерская игра на уровне.

И тут мы подходим к самому лучшему, что есть в этом фильме. Техническая часть. И она просто шикарна. Во-первых, корабль настоящий, актеры специально заранее тренировались. Поэтому все их взаимодействие выглядит натурально, будто бы настоящие моряки, добавляет реализма и потертая, поношенная одежда.

Не могу не отметить, что фильм очень здорово показывает морские традиции и дух того времени. Антураж и атмосфера флота начала XIX века переданы отменно.

Бои. Их всего два, но зато каких. Потрясающая работа звукооператора и постановщика. Настоящая находка для любителей морских боев. Все выглядит очень круто. Это именно то чего не хватало в Пиратах Карибского Моря. Хороших артиллерийских боев. Плюс так как корабля всего два, сражение конечно не выглядит масштабно, но при этом проще проследить за движением каждого корабля и абсолютно понятно кто куда стреляет и куда попадает. А то обычно если показывают корабельную (да и не только) свалку, то монтаж и съемка там такие, что вообще не понятно, что происходит. К сожалению, и в этом фильме не обошлось без такого. Постановка абордажного боя в финале хромает, дерганная съемка и немного рваный монтаж не дают насладится рукопашной. Но все это с лихвой компенсируется морскими сражениями.

К слову даже вне боев операторская работа и постановка хороши и практически не вызывают нареканий

Юмор присутствует, в основном морской, ну или похожий на него.

Итак, что имеем по итогу. Нормальный сюжет, более-менее интересные персонажи и одни из лучших морских сражений в истории кино. Фильм сделан качественно и с душой. Создатели очень постарались над съемками, и я до сих пор не понимаю почему фильм совсем не собрал кассу. Одной из причин я вижу общую незаинтересованность обычного зрителя в морской тематике. Однако я считаю, что фильм понравится не только любителям флота, так как если смотреть вдумчиво и хотя бы постараться понять, о чем говорят персонажи, то смотреть будет гораздо интереснее. Ведь по ходу фильма зрителю далекому от флота объясняют разницу между кораблями и расклад сил. В общем, если будете смотреть вдумчиво, всем советую.

9 из 10

Но это только из-за боев, настоящая услада для глаз.

03 сентября 2022 | 14:47
  • тип рецензии:

Я могу смело назвать себя любительницей различного исторического кино. Случалось мне смотреть и удачные картины, и не особо, и откровенные провалы. При всем своем опыте знакомства с множеством фильмов данного жанра, Хозяин морей - один из моих любимых исторических фильмов.

Фильм повествует о приключениях корабля британского флота во времена Наполеоновских войн в далеких водах Тихого океана. За время фильма зритель познакомиться с командой корабля, их бытом, законами и обычаями. Крайне интересно показан сам корабль, особенности его управления и жизни в закрытом пространстве посреди океана. Декорации, костюмы и реквизит воссозданы просто прекрасно - действительно верится в достоверность и реальность показанного, и что примерно так и выглядела жизнь моряков в 19-м столетии.

Главный сюжет фильма - погоня британского корабля за французским фрегатом, их маневры, игры разума и нервов создают нужное настроение и общий костяк сюжета, на который крепятся более локальные истории команды корабля.

Отдельно хочется отметить игру Рассела Кроу, играющего капитана корабля и главного персонажа фильма. Его персонаж получился крайне органичным и правдоподобным, не смотря на довольно лаконичное раскрытие и малое количество экранного времени - все же главный герой тут это сам корабль и бескрайний океан.

Фильм могу смело рекомендовать всем любителям исторического кино, особенно на морскую тематику - точно не пожалеете.

10 из 10.

13 января 2022 | 14:44
  • тип рецензии:

Ни для кого не секрет, что даже лучшие картины Голливуда, порой, уходят в небытие. Даже если фильм в начале многими признан, то он рискует остаться забытым из-за того, что его затмили другие работы. Одним из таких фильмов стал Хозяин Морей: на краю Земли, который должен был стать началом целой франшизы. И это вполне могло сработать. Но к сожалению в наградном сезоне фильм остался практически полностью в тени Властелина колец, а по кассовым сборам провалился из-за выхода хитовых и схожих по тематике Пиратов Карибского моря, которые были интереснее публике своим лёгким тоном повествования. И хотя эти фильмы тоже, безусловно, шикарны, бесконечно жаль, что из-за их успеха пострадал этот, не менее качественный продукт.

В первую очередь, стоит отметить то, что это чисто мужское кино. Таким оно и должно быть. Именно такой фильм я жду от сурового фильма по историческим, пусть и не по реальным, событиям, связанными с морскими баталиями. Рассел Кроу, Пол Беттани и другие актёры вполне справляются с этой функцией, показывая не только реалистичных, но и живых персонажей. Единственное, кому-то наверняка не понравится излишняя романтизация британского флота, где показывают идеального капитана и верных ему моряков. Но я абсолютно не против, так как в первоисточнике (фильм основан на серии книг) было так же. И фильму удалось отобразить суть первоисточника выше всяких похвал.

Но естественно, лучшее, что вышло у фильма, это его визуальная составляющая. И не спроста. Фильм номинирован на семь технических номинаций (а это, чтобы понимать, все возможные). Шикарнейшая операторская работа, декорации с «живыми кораблями», натурные съёмки на море. Всё это делает Хозяина морей технически совершенным. Выглядит не только красиво, но и правдоподобно.

Но почему же такой шикарный фильм остался за бортом? Почему ныне о нём помнят лишь киноманы? Ответ прост. Зрителям пришлось выбирать между одной шикарной работой и другой. Пираты Карибского моря они по-своему тоже очень хороши, но это именно развлекательное кино во всей своей красе. Хотя, сравнивать эти фильмы некорректно, ведь Пираты – фэнтези с призраками и проклятиями, а Хозяин морей – вполне себе суровое и даже реалистичное, несмотря на всё тоже прославление британского флота. Но не привередливый зритель разницы не нашёл, и поэтому одна тёмная лошадка выстрелила, а другая нет.

Вывод: от Коронавируса лишь одна польза. Из-за отсутствия фильмов в кино мы теперь можем вспомнить забытые шедевры кинематографа. Ведь как бы шикарны не были всеми известные фильмы, о них всё равно уже всё сказано, а таким фильмам, как Хозяин морей только предстоит многое сказать.

17 ноября 2020 | 20:48
  • тип рецензии:

Морякам, что в 19 веке, что в 21 вынуждено приходиться питаться концентратами и консервами, дабы вместить в трюмы максимум долгоиграющих продуктов с максимальным сроком хранения при минимальных размерах. Так и 'Хозяин морей: на краю земли' Питера Уира - двухчасовой концентрат из 20 огромных романов популярнейшего в Европе и США писателя Патрика О'Брайана о капитане Королевского флота Джоне 'Счастливчике Джеке' Обри и хирурге, естествоиспытателе и разведчике докторе Стивене Мэтьюрине.

Ремарка: русское название мне нравится больше. Оригинальное 'Master and Commander: Far Side of the World' сложилось из названия 2 книг саги, первой и десятой. Причем 'Master and Commander' - это должность командира безрангового корабля, которая с начала 19 века называется просто 'коммандер' (воинское звание используется в Великобритании и по сей день). В фильме Джек Обри уже полноценный пост-капитан, так что название получилось несколько странным. Впрочем, О'Брайана западная аудитория неплохо знает, хотя бы по названиями книг, так что для них это было понятнее изначально.

Сюжет фильма незамысловатый: в 1805 году командир фрегата Его Величества 'Сюрприз' Джек Обри получает приказ - перехватить французский приватир 'Ахерон', следующий то ли в Южную Атлантику, то ли в Тихий Океан для борьбы с британским коммерческим судоходством и охотой на китобоев. Адмиралтейству традиционно наплевать, что крохотный старичок 'Сюрприз' раза в два уступает новейшему тяжелому фрегату американской постройки по всем параметрам. Одного того, что это 'всего лишь' капер достаточно, чтобы низвести боевую ценность француза в глазах адмиралов, политиков и избирателей почти до нуля. Да и капитан Обри не лыком шит - он один из самых храбрых и везучих командиров флота.

Однако француз оказывается ровней англичанам и по подготовке команды, и по хитрости. Корабли играют в кошки-мышки, преследуя друг друга через два океана и периодически меняясь ролями, пока недалеко от Галапагосских островов Обри не удается заманить французов в ловушку. После короткого жестокого боя приватир захвачен и отправлен с трофейной командой в ближайший порт... но, кажется, французы все еще могут отыграться.

Надо признать, сюжет не главное достоинство фильма, особенно на фоне литературного первоисточника. Главное - это люди и корабль, кусочек Англии среди безбрежного океана. В первую очередь, конечно, сам капитан Джек Обри (Рассел Кроу) и его старинный друг, корабельный хирург доктор Стивен Мэтьюрин (Пол Беттани).

Ремарка: Джек - это не имя, а прозвище, намертво приклеившееся к капитану Обри со времен юности. 'Просмоленный Джек' или что-то в этом духе - обычное прозвище английских моряков тех лет. Полностью оно звучит как 'Счастливчик Джек', но очень многие считают это его именем. В конце концов, правила этикета тех лет требовали обращаться по фамилии, титулу или должности. Но капитана Обри Джеком зовет даже жена и лучшие друзья. Джон он только в официальных бумагах.

Друзей, на первый взгляд, объединяет лишь любовь к музыке. Капитан Обри - балагур и весельчак в обычной жизни, суровый, но справедливый и очень эффективный командир на корабле и отчаянный рубака в бою. Доктор Мэтьюрин - замкнутый, саркастичный врач и натуралист, который не в восторге от жесткой дисциплины, обычаев флота и вообще всякой власти. Как они уживаются - умом объяснить сложно, но... противоположности сходятся. В кадре отлично видно, что они действительно прекрасные друзья.

Ремарка: из-за очень ограниченного сюжета из фильма беспощадно вымарано 90% образа Стивена Мэтьюрина. Джек Обри тоже пострадал, но его математические способности, умение прекрасно плавать, жуткая финансовая безграмотность, любовь к жене и детям и одновременно неспособность отказать ни одной даме не столь критичны. Джек Обри в кадре все еще Джек Обри. А вот доктор Мэтьюрин совсем не тот, кем кажется. Мы не узнаем, что он наполовину каталонец, что он свободно говорит на дюжине языков, что он - ценный агент британской разведки, что он патологически неприспособлен к морской жизни (Пол Беттани - неплохой яхтсмен), что он наркоман с десятком пагубных пристрастий одновременно. Даже его полного имени - дон Эстебан Мэтьюрин-и-Доманова - мы так и не узнаем. Таковы требования кино...

Помимо двух главных героев, в кадре достаточно много второстепенных персонажей - офицеров, уорентов (старшин) и матросов корабля Его Величества. И вот они-то и представляют главную ценность фильма - показать, как на самом деле ковалась слава 'владычицы морей'. Именно так и жил флот Великобритании в эпоху 'деревянных кораблей, железных людей'. Больше всего запоминается, конечно, трагическая история покончившего с собой из-за презрения команды мичмана-переростка Холлома, уже несколько раз провалившего экзамен на офицерскую должность. Но лично мне больше всего нравится британский актер Дэвид Трелфел в роли капитанского стюарда Киллика. 11 из 10 в плане соответствия оригиналу.

Ремарка: Береженый Киллик - стюард капитана Обри и слуга доктора Мэтьюрина на протяжении почти всей саги. Вы бы его захотели убить уже через 10 минут после знакомства. Он довольно паршивый моряк, а слуга из него еще хуже. Он ворчливый зануда и жуткий грубиян, он постоянно подслушивает и ворует капитанскую выпивку. Хорошо он делает лишь две вещи - полирует столовое серебро и варит кофе. Но своему капитану предан абсолютно и беспрекословно. Среди второстепенных персонажей книги - один из самых колоритных и запоминающихся

А еще один важнейший персонаж фильма - HMS Surprise (экс-Rose). Это вполне аутентичная реплика фрегата 6 ранга конца XVIII века. Маленький, немолодой корабль, живет своей жизнью, то преодолевая штормовые волны у мыса Горн, то дрейфуя в штиле где-то в Тихом океане. Он просто прекрасен, без всяких 'почему'.

Ремарка: именно корабль убедил Патрика О'Брайана разрешить съемку фильма по его книгам. О'Брайан согласился, что называвшийся тогда Rose корабль сможет сыграть его любимый HMS Surprise, если его перекрасить на британский флотский манер. На следующее утро корабль уже щеголял 'нельсоновской клеткой' на бортах, а через несколько лет на экраны вышел фильм.

Еще 'Хозяин морей' полон восхитительных кадров. Это первый и единственный художественный фильм, снятый на Галапагосских островах. Смотреть можно не отрываясь просто на восхитительную картинку с относительно небольшим количеством неизбежной в наше время компьютерной графики.

Для 10 баллов из 10 фильму не хватает фирменного юмора О'Брайана. Хотя бы легендарного эпизода с ленивцем, благо он бы вполне вписался в логику фильма. И, быть может, более бодрого, не такого медитативного повествования. Поэтому 9 из 10.

P.S. Слухи о том, что будет сниматься продолжение, ходят еще с 2009 года минимум. Их активно распространяет в частности Рассел Кроу. Надежд на это очень мало - фильм получился дорогим и едва окупился в прокате (спасибо 'Властелину колец'). Но хотелось бы. Желательно еще фильмов 19. Или хороший высокобюджетный сериал.

15 октября 2018 | 11:21
  • тип рецензии:

Вышедший в 2003 году фильм, практически, сразу стал событием - ни до, ни после - не выходило столь масштабного и эпического фильма про жизнь на военном фрегате времён англо-французской войны с Наполеоном Бонапартом. Дуэт режиссёра и оператора - принёс свои “плоды” - “Оскар” за “операторскую работу” Рассела Бойда. Австралиец Питер Уир создаёт простую и завораживающую ленту о военных буднях, смелости, чести, отваге, и откровенной трусости - и всё это в замкнутом пространстве посреди бескрайнего водного горизонта. История британского фрегата “Внезапный” под командой капитана Джека Обри (вдохновенная и масштабная роль Рассела Кроу (Гладиатор, Ной, Отверженные, Гангстер)), который в 1805 году “охотиться” за французским фрегатом “Ахерон”, который приказано “захватить, потопить или сжечь” (в фильме - вместе собраны сюжеты нескольких книг про капитана Джека Обри). Начиная от берегов Бразилии, они идут вниз - до самого мыса Горн, и напрямую к Галапагосским островам, до которых не добрался ещё Чарльз Дарвин (доберётся через 30 лет, и сделает своё знаменитое открытие), но зато добрался - корабельный врач Стивен Мэтьюрин (Пол Беттани), вынужденный “бросить” все свои “находки” понимая всю серьезность “борьбы” двух фрегатов.

Перед нами во всех деталях - жизнь боевого фрегата: смена вахты на мачтах, тревога под барабанный бой, наведение пушек, суета на палубе, тактичные офицерские ужины и весёлые попойки матросов с песнями, борьба с бурями, полным штилем и палящим солнцем, музицирования на скрипке и контрабасе капитана Обри и корабельного врача, и вечное недовольство его слуги - и всё это под веселую “перебранку” и разговоры “братьев по оружию”, и фирменное: “Трави по малу”. И всё это, на фоне нескольких трагических историй, где жизнь одного моряка - приносится в жертву - целой команде, и где 30-летний юнкер - оказывается слабым и чувствительным человеком. И тут вам - и рассуждения про Иуду на корабле от седого моряка, где фраза “Из двух зол - выбираю меньшее” - обретает истинный смысл. “Обри! Вы не передадите мне соль?” - фирменный анекдот от капитана за офицерским столом, про первую встречу с адмиралом Нельсоном - несколько разбавляет напряжение в команде, где спасает только кружка гроша и разговоры о доме. Но и сам Обри - оказывается умным “стратегом”: разглядывание загадочного насекомого похожего на ветку растения - доводит его мысль до решающей встречи с противником. А дальше - вновь начнётся тревога под барабанный бой, наведение пушек, суета на палубе, и музицирования на скрипке и контрабасе.

17 апреля 2018 | 15:49
  • тип рецензии:

Без лишних предисловий хочется сразу сказать, что данный фильм - прекрасное приключенческое кино, не обременённое витиеватым сюжетом и многогранными коллизиями, зато хвастающее отличными характерными героями, харизматичными актерами, первоклассными декорациями, непередаваемым духом военного приключениях в безграничных гладях океанских вод, понятными и простыми мотивами, через призму которых со зрителем общаются на тему чести, дружбы, долга, смелости и трусости. Жаль, что данное кино в 2003-ем году не смогло послужить началом, как ожидалось, целой франшизы, построенной на основе произведений Патрика О'Брайана. Тогда этому помешал неожиданный конкурент повествующий в схожей тематике: первые 'Пираты Карибского моря' и также свою толику внёс шедевральное 'Возвращение Короля' Джексона, в прокатном графике расположившееся крайне близко. В остатке у разбитого корыта остались боссы студии '20-ый век FOX', которые не досчитались нескольких сотен миллионов долларов, и зритель, лишенный продолжения. На этой благодатной почве корпоративных изысканий ещё долго можно рассуждать над тем, стоил ли это фильм 150-ти миллионов, когда те же 'Пираты' с куда большим разнообразием декораций стоил на 10-ть миллионов долларов меньше, и почему создатели первым делом экранизировали 10-ю книгу в цикле О'Брайана, хотя за этот пункт может вступиться наиболее прямолинейное действие и наиболее простой глобальный конфликт сторон, хотя тоже объяснение довольно натянуто. В любом случае: за творческим процессом, экономической стороной фильма кроются пространные расчёты и часы мозгового штурма, не предсказавшие все же всего. Но важно ли это на фоне сегодняшней ситуации, когда Рассел Кроу ('Счастливчик' Джек) сообщает, что внутри студии вновь думают касательно продолжения сей прекрасной киноленты 2003-го года? Для тех же корпоративных боссов - возможно, да. А для зрителя - ещё можно поспорить, ибо ему, думаю, скорее важнее выразить своё желание, которое в большей степени и повлияет на выбор сильных мира сего.

И если говорить об этом желании субъективно, то вот: 'На краю Земли' не просто достоен, он нуждается в продолжении! Это фильм, который 'болен' чумой масс-медиа сегодняшнего дня: 'ставка на сиквел' - когда создатели оставляют множество вопросов без ответов, рассчитывая на вторую часть. И бесспорно это немного портит фильм: почему операторское око Рассела Бойда с таким упорством воздерживало внимание зрителя на девушке-туземке и Джеке (хотя если вспомнить Карибского сына Джека в книгах, то загадка чуть проясняется); что случилось с командой 'Surprise' после того, как Джек понял как искусно обвели его вокруг пальца, вместе с тем отправившись в погоню; сумеет ли доктор Стивен (Пол Беттани) наконец добраться до своего бескрылого баклана, что недостижимым видением постоянно виднеется ему вдали, но все не желает показаться рядом. Эти вопросы требуют ответов в рамках той грамотно воссозданной атмосферы, в границах тех аутентичных декораций, что были созданы постановщиком Питером Уиром и даны на суд зрителю.

И если есть надежда, что желание будет услышано, то хочется вместе с этим заодно также попытаться и разобрать, почему фильм заслуживает внимания со стороны не только любителей дорогостоящих блокбастеров, но и людей, привычных более к человеческим историям с живыми, понятными героями. Дело в том, что в фильме благодаря не самой замысловатой визуальной работе, почему 'Оскар' за лучшую операторскую работу для меня лично все же остаётся загадкой, и краткой, почему и не скучной, экспозиции, рассказывается история товарищества на водных полях сражений в войне начала 19-го века. Герой Рассела Кроу сперва кажется непримиримым Ахавом из творения Мелвилла, который не уступит ничему и никому на пути к осуществлению своей мести над французским Моби Диком. В то время как его друг доктор Стивенс ощущается давним знакомым Ливси, который случайно лишь сел на борт военного корабля, на секунду позабыв о Джиме да сокровищах. Однако уже после первой сцены из совместной игры на скрипке и виолончели, к слову музыка в фильме просто прекрасна, акценты немного сменяются. Благодаря симбиозу мастерства композитора и незамысловатому, но понятному операторскому ходу, благодаря постановке кадра режиссёром зритель без лишних слов понимает, что сколько Ахава в Стивенсе, столько же Ливси в Джеке. И вот пред зрителем новые, нестандартные герои. Джек подвергается сомнениям, он размышляет над правильностью своего выбора, он желает достичь своей цели, но не желает быть предателем в глазах своего друга, который тем временем больше военного дела признает науку, научное дознание и суть первооткрывателя. И Джек знает это, более того - он признает это так же, как Холмс признает в Ватсоне его стремления и неортодоксальные черты. То же самое касается и второй стороны. Между этими индивидуумами чувствуется связь, их дружбу не ощущаешь вымученной. Видны конфликты, видно их преодоление, мотивы понятны и логичны - очень жаль лишится такого экранного тандема в исполнении таких актёров. На фоне которых, к слову, множество мизансцен раскрывают остальной экипаж военного парусника, не расписывая их обширно и множественно, но достаточно для того, чтобы начать им сопереживать, чтобы проникнуться конфликтами и проступающей в некоторых моментах драмой, особенно сильной, следует отдать должное: лишение жизни одного человека ради жизни всей команды в рамках разбушевавшейся стихии руками особенно близкого жертве человека - это тот самый момент, который работает ввиду ранее описанной размеренной работы с окружением капитана и доктора. И следует понимать, что момент этот не один: их немного, но и немало. Их то самое количество, которое не перегружает фильм, которое дополняет, оживляет его фабулу.

Изучив досконально особенности тех давних времён, О'Брайан создал свои романы, пару из которых грамотно соединил и экранизировал Уир, в должной мере поработав над адаптацией с Джоном Колли. Библейская история Иова, о ценности которой среди мореходов можно посудить хотя бы прочтя роман Германа Мелвилла 'Моби Дик, или Белый кит', рассказана и зрителю, притом понятно и не слишком глубинно: сугубо суть. Термины мореходов тоже не пестрят изысканностью, а если имеют место быть, визуально объясняются через взаимодействия героев картины. Это грамотный подход к созданию кино. Более того, весь фильм - грамотный подход к созданию истории в рамках не совсем традиционных: нет должного начала и однозначного финала, но фильм все равно умудряется быть полноценным творением, которое за рудиментарную концовку все же стоит пожурить. Так что же тогда получается? А получается отличное, масштабное, умеренно сложное полотно, не сторонящееся экспозиции, но и умело управляющееся с визуальным повествованием, которое рассказывает динамичную, атмосферную историю, поглощающую своим антуражем и его воссозданием, которое способно посоперничать с в некотором роде идентичным сеттингом 'Банд Нью-Йорка' Мартина Скорсезе. А отсюда уже вытекает и окончательный вывод, который все же, напомню, субъективен: 'Хозяин морей: на краю Земли' безусловно заслуживает как просмотра, так и продолжения.

P.S. Спасибо за внимание.

13 декабря 2017 | 11:31
  • тип рецензии:

Здравствуйте!

Когда я узнал, что большой, искусственный бассейн (который использовали для съёмок таких фильмов, как «Титаник» и «Перл-Харбор»), арендовали себе режиссёр Питер Уир с продюсером Аланом Б. Кёртисом, для проведения съёмок своего «Хозяина моря», опередив, тем самым, Гора Вербински и Джерри Брукхаймера (ставивших в то время первую часть великих «Пиратов Карибского моря»), я мысленно невзлюбил этот фильм. Но потом, подумал: «А зачем нужно резервировать большой бассейн (который, кстати, на экране будет смотреться, как настоящий океан), если же нужен только лишь простой фон моря? Тут что-то не так». И посмотрел его…

Начало XIX века. 1805-й год… Война Третьей коалиции. Времена великого Наполеона. Битва англичан с французами, далеко от своих краёв. Британский военный корабль «Внезапный» получает приказ найти, обезвредить, а в крайнем случае – уничтожить французский корабль «Ахерон». Задание понятно, курс ясен, но вот выполнение… Не похоже ли это на игры в кошки-мышки? И кто здесь мишень, если же французы сильнее, мощнее, да и корабль у них побыстрее будет…

Знаете, что скажу? Высший балл!

1. За книги английского писателя Патрика О’Брайена, по которым поставлен фильм.

2. За то, что тут можно целый сериал снимать.

3. За капитана Джека Обри (Рассел Кроу), доктора Стивена (глядя на которого сразу скажешь: «Верю!» ибо актёр Пол Беттани сыграл так, будто доктором является и в реальной жизни), Пипина (ой, простите, «Властелин колец» в голову лезет), то есть, рулевого Баррета Бондена (Билли Бойд), за всех молодых курсантов, проходящих службу и жаждущих заслуженного повышения.

4. За шторм, штиль, жару, сражения, долгое плавание по двум океанам, психологию, срывы, чёткие и своевременные приказы, раны, волнения, страх, самоубийство, реалистичность!!! Было настолько всё чётко показано, что я не мог не представлять себя участником всех этих событий, чувствовать качку, капли дождя, гигантские волны, Галапагосские острова, мыс Горн и сильный ветер, дующий там всегда с запада на восток!!!..

5. За режиссёра Питера Уира, который умеет снимать военные драмы, исторического характера. Пусть и с вымышленными литературными героями, но зато живо и реалистично, что пробирает.

В картине не было ни одной женщины! Всё обошлось без красивой любовной линии так, как это и бывает в реальной жизни! Суровые тяготы морской службы, отсутствие ветра тогда, когда он очень нужен, глупости своих же матросов на пустом месте, нервные срывы, ром, как подарок, шторма и сражения. Вот, что такое долгосрочное плавание в начале XIX века!!!..

8 номинаций на «Оскар», включая и самые главные, такие, как «Лучший фильм» и «Лучший режиссёр». 2 победы – за лучшую операторскую работу (Рассел Бойд) и лучший звуковой монтаж (Ричард Кинг). И всё это заслуженно.

2003-й год принёс нам не только «Пиратов карибского моря». Там любовь, романтика, приключения, сказка, мифы, легенды, пророчества, заклятье, сражения, погони, фразы, выражения. «Хозяин морей: На краю земли» (а правильное название фильма «Мастер и командир») пусть и не такой величественный, но, всё же заслуживает того, чтобы о нём говорили. Хотя бы иногда…

Мне же он напомнил то, что по-настоящему значит быть хозяином моря. Как у Жюль Верна, старых записях Христофора Колумба, волшебных снах… И это - немало…

10 из 10

Благодарю за внимание!..

05 сентября 2017 | 13:52
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: