Выдающийся режиссер анимационных короткометражных фильмов Владимир Дахно за свою продолжительную карьеру приложил руку к созданию множеству интересных проектов. Конечно же самым известным его творением считается неподражаемый мульт-сериал «Как казаки...», прославляющий экстраординарные подвиги вездесущих Запорожцев. Невероятно находчивые, красочные и не просто развлекательные, а действительно информативные мультфильмы позволили их создатели браться за любые начинания, причем даже за истории, которые не особо жалуются внимательным партийным руководством, пристально наблюдающим за развитием кинематографа, способного влиять на сознание масс. Сняв две части классических похождений Тура, Грая и Ока, а также дополнив их приключениями нового героя-казака, который искал долгожданное счастье, Владимир Дахно посчитал, что ему стоит попробовать себя в новых направлениях, исследуя ранее незатронутые им темы. Первым таким мультфильмом стал «День Восьмой, или Первый урок мышления», напрямую затрагивающий религиозную тематику. История о том, что было после сотворения мира хоть и не без проблем, но все же смогла пройти цензуру, завлекая зрительскую аудиторию здоровым юмором, удачной карикатурой на мировую культуру и, собственно, общей информативностью. После популяризации украинской культуры, а также доступном изложении некоторых аспектов Библии, Владимир Дахно снял очередной свой короткометражный мультфильм под названием «Зубная быль» (1972). К немалому удивлению поклонников режиссера, на этот раз он не поднимал в своей работе неоднозначные и где-то даже запрещенные темы, а представил на суд общественности простую историю, которая может приключится с каждым человеком. Никаких особенных культурных ссылок в мультфильме не наблюдается, однако это не мешает ему стать одним из наиболее интересных работ в обширной фильмографии Дахно.
Сам же сюжет мультфильма знакомит нас с несчастным мужчиной, вынужденным терпеть пронзительную зубную боль. Она подступила к нему внезапно и заняла все его мысли. Герой не может думать больше ни о чем, кроме как о больном зубе. Он буквально ползает по стенам, не в силах оставаться на одном месте. Не помогает ему даже повязка, наложенная на щеку. Блуждая в агонии по квартире, мужчина в конце концов решается посетить «злосчастную» Поликлинику в надежде, что там ему помогут без излишнего промедления. Прибыв на место, герой обнаруживает что он далеко не единственный, кто страдает от зубной боли. Разместившись на скамейке в очереди, он невольно слушает работу борной машины, напоминающую стук отбойного молотка. Нарисовав в воображение все мыслимые и немыслимые кошмары, связанные с лечением, мужчина с ужасов сбегает из Поликлиники, ошибочно считая, что он самостоятельно справится с досадной зубной проблемой. А для этого ему необходимо вырвать зуб подручными методами, что далеко непросто сделать без профессионального вмешательства врача. Первым делом герой пробует привязать зуб к двери и дернуть ее. Но вместо зуба от стены отрывается дверь. Не помогает ему и отъезжающий поезд, от которого немыслимым образом отрывается вагон, сдерживающий грозным зубом! Последней надеждой страдальца становится взлетающая ракета, но и она не в силах оторвать объект немыслимой боли. Перепробовав все, что только можно, мужчина таки возвращается в Поликлинику, дабы наконец-то осознать, что медицина, это не зло, а самая настоящая помощь в опасной ситуации!
Как и в остальных своих мультфильмах, в «Зубная были» Владимир Дахно старается преподать юным зрителям урок. Только в данной истории это сделано без многочисленных аллюзий на исторические реалии. «Зубная быль» в первую очередь снята для детей, хотя взрослые также могут без проблем ознакомиться с мультфильмом, радующим качеством технического исполнения и стремительной динамикой повествования. Приключения главного героя особо приятными назвать сложно, ведь он совершает невообразимые дела только лишь потому, что страдает от боли. Тем не менее постоянная смена действия, новые персонажи, встречающиеся у него на пути, а также находчивые трюки, в деталях прорисованные художниками отвлекают от возможных грустных мыслей, концентрируя внимание на том. как же именно герой справится со своими неприятностями. С одной стороны «Зубная быль» представляет из себя ненавязчивый калейдоскоп, уморительный аттракцион. Зато с другой создатели аккуратно подводят юную аудиторию к мысли, что не стоит пренебрегать посещением врачей, так как затягивание с любой проблемой может привести к трагическим последствиям. В жизни, конечно, все бывает не так радужно, как в мультфильме, но Владимиру Дахно и не нужно было пропитывать свое творение излишним натурализмом. Его «Зубная быль» должна наталкивать детей на правильные логические выводы, с чем она справляется как никакая другая образовательная программа.
Очень порадовала в «Зубной были» прорисовка, ставшая на порядок сложнее относительно прошлых работ Дахно. Творческая команда режиссера уделила куда больше времени на всевозможные мелочи, бросающиеся в глаза и формирующие объемную картину. Цветовая гамма мультфильма тоже на высоте. Создатели не пожалели на воссоздание простенькой истории сложные цвета, тем самым развивая свое мастерство для будущих куда более масштабных проектов. Что же касается музыкального сопровождения, то оно по старой доброй традиции «Киевнаучфильма» не имеет ни единственного изъяна. Мелодии подобраны точно и подчеркивают каждый момент с подобающим вниманием. Голосовой озвучки в мультфильме не наблюдается, да она и не нужно. При помощи пантомимы герои открывают нам куда больше информации, нежели слова, имеющие свойство быть пустышкой.
Как уже было упомянуто выше, многочисленных аллюзий на историю в «Зубной были» в отличии от предыдущих работ Дахно не наблюдается. Однако кое какие приятные особенности в мультфильме все-таки имеются. При просмотре можно увидеть, что главный герой проживает на территории Украинской Советской Социалистической Республики (УССР), о чем гласит надпись на вывеске «Поликлиника». Это единственная привязка событий к отечественным реалиям, но она вовсе незначительна и не влияет на доступность повествования для зрителей из других стран и республик. Еще одним занимательным фактом можно назвать несколько раз попадающую в кадр фотографию известного актера Фрунзика Мкртчана. Создатели мультфильма не могли устоять перед милой шалостью, которая стала одним из самых запоминающихся моментов повествования.
В итоге хочу сказать, что несмотря на простоту подачи идей, «Зубная быль» как и любой другой проект Владимира Дахно может похвастаться серьезной продуманностью изложения до самых мелких деталей. Представленный мультфильм можно смело считать образцом поучительной истории, исполненной в лучших традициях анимации для детей. И пусть никаких особых открытий «Зубная быль» нам не несет, все же она без особых проблем приковывает к себе внимание зрителей всех возрастов благодаря тому, что Владимир Дахно со-товарищи вложили в его создание душу. При таком обстоятельстве ничего, кроме как Приятного просмотра я сказать вам не могу!
10 из 10