Анатолий Степанович Иванов в представлении не нуждается – его романы «Тени исчезают в полдень» и «Вечный зов» навсегда покорили читателей своей искренностью и многогранностью. Писатель никогда не лукавил в своих произведениях, до конца отстаивая то, что он считал главным и первостепенным. Однажды он написал, что «поставил себе целью показать, как советская действительность очищает людей от скверны капиталистических пережитков». Сказанное в полной мере относится и к его повести «Жизнь на грешной земле» (1970), по которой Семён Туманов, создатель прекрасных фильмов «Алёшкина любовь» (1960) и «Ко мне, Мухтар!» (1964), снял одноимённую картину. Кино – не радиопостановка. Сценический жанр не в состоянии вместить все нюансы авторского текста, поэтому любая экранизация, какой бы удачной она не была, должна жертвовать словом ради экрана. К счастью, режиссёр крайне бережно обошёлся с авторским текстом, сняв картину, которая надолго западает в душу.
Тема несправедливо обвинённых в нашей стране, к великому прискорбию, довольно распространённая. Каждый из тех, чья жизнь пошла наперемол, по-своему решает вопрос: прощать или не прощать. Если твою судьбу исковеркала машина репрессий, - то искать виновника бессмысленно, а если ты прекрасно знаешь имя человека, упекшего тебя в тюрьму, – тогда как?.. Тема мести – не характерное явление для советского кинематографа. Тем более было интересно когда-то читать книгу, а сейчас смотреть фильм на эту тему. Мне крайне импонирует главный герой Павел Демидов (Анатолий Кузнецов) тем, как он повёл себя, вернувшись в места, где его много лет назад несправедливо осудили. Начало картины – это как представление тебе незнакомого человека: ты визуально оцениваешь его, расставляешь приоритеты, проникаешься симпатией к одним и антипатией – к другим. Появление в кадре Павла и его разговор с приёмным сыном сразу настроили на его «волну».
Павел Демидов человек не простой – многослойный. Сразу его вроде и не поймёшь: туман у него Татьян, дождь он называет Дементием, вьюгу — Акулиной, а пасмурный день — Митрофаном. Вот и взаимоотношения с бывшим обидчиком Денисом Макшеевым (Евгений Шутов) тоже выглядят необычно. Кажется, Павел должен немедленно «покарать» Дениса за лагеря, штрафбат, немецкий плен, пересыльные пункты. А он? Объявился, поговорил «по душам» и спокойно занялся делами лесничего. Зритель находится в состоянии лёгкого недоумения, ведь Денис Макшеев совершил двойную подлость по отношению к Павлу: обвинил его в том, что он не совершал, а затем женился на невесте Павла. Мария Макшеева (Лариса Лужина) – персонаж сложный. Если с Павлом и Денисом всё ясно: один - невинная жертва, а второй – негодяй и подлец, то Мария будто застыла между ними. С Денисом она прожила много лет, Денис научил её «как надо жить», но и Павел ей совсем не чужой человек.
Судьба такая: одного - холит, другого – колит. Получилось так, что возвращение Павла Демидова сделало жизнь Дениса Макшеева невыносимой. Одно присутствие, или даже упоминание имени Павла коробило Дениса, потому что его жизнь превратилась в ожидание расплаты за подлость, которая когда-то позволила ему жениться на невесте Павла. А что же Мария Макшеева? Почему-то думалось, что обнародованная правда «растопит лёд», и всё вернётся к временам 20-летней давности, но… Но нельзя войти в одну и ту же реку дважды. К тому же в деле по обвинению Павла в умышленном поджоге, Мария – пусть неумышленно - тоже сыграла свою роль. Вот и тянутся обиды, застилающие взор и мешающие увидеть реальную картину происходящего. Очень правильное кино именно своим подходом к теме мести и прощения. Нелёгкий это выбор, но если ты его сделал – впереди тебя ждёт жизнь, а не доживание…
P.S. «Электрический разряд, казалось, взорвался в комнате, когда взгляды их встретились. Взорвался, опалил их лица, обуглил глаза — у того и у другого в неподвижных, свинцово-тусклых глазах ничего не было, кроме прежней ожесточённости, непримиримости, смертельной ненависти». (А. Иванов «Жизнь на грешной земле») Ненависть – страшная сила, но умный и сильный человек даже её может подчинить своей воле…