К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

«Выстрел в спину», СССР, 1979

Классический советский детектив, снятый, что называется, в лучших советских традициях. Хороший актерский состав (Л. Прыгунов, А. Збруев, Л. Удовиченко, Л. Полищук, И. Охлупин М. Волков).

В фильме присутствуют большие деньги и героям нужны деньги, но и преступление, и другие перипетии фильма все-таки к деньгам не имеют прямого отношения. Акцент сделан на зависть, любовь и предательство.

Сюжет, конечно, полон стереотипных ходов. Обязательно имеется банда настоящих злодеев, которая обольщает и втягивает в свои махинации запутавшегося, в прошлом, достаточно известного футболиста (А. Збруев). Шайка эта уже столько наворовала, что клейма ставить негде. И главарь ее, и его правая рука, представлены крайне отрицательными персонажами. У них нет ни одной положительной черты – однозначная расстановка акцентов.

Есть сбившаяся с правильного жизненного пути семейная пара (А. Збруев, Л. Удовиченко); есть женщина, любящая главного отрицательного персонажа, но в самый последний момент разочаровавшаяся в нем.

Вообще, женские персонажи поданы с пониманием. За исключением героини, которую играет Л. Полищук, остальные женские персонажи представлены совестливыми, сострадающими и понимающими.

Есть практически святой персонаж, которого убивают, что тоже, на мой взгляд, очень символично. Нет ему место в советской действительности и фильмы конца 70-х – начала 80-х хорошо это демонстрируют. Писатель с кристально чистой совестью, которого играет И. Охлупин, обречен.

Фильм, конечно, проходной, но сделано все очень добротно и смотрится хорошо и интересно. Повторюсь, хороший актерский состав. Актерские манеры Збруева, Прыгунова, Удовиченко, видны, но это совсем не портит фильм.

И все это на фоне элементов красивой жизни, красивых и элегантных женщин, ресторанов и погони за преступником,

6 из 10

17 ноября 2018 | 21:37
  • тип рецензии:

Растлевающая власть денег основная подоплёка этого детектива. Нравственность теряет свои позиции, личность вязнет в непроходимой топи. Один, имея материальное благополучие успешен и самодостаточен, другой деградирует как личность. В чём причина? В соответствии с советской моралью – если деньги заработаны честно, а именно таков писатель Павел Ветров, они лишь средство для жизни. В противном случае, разъедающая внутренности ржа, коросты болезни. Именно таковы Евгений Шутин, художник, погрузившийся в скупку-перепродажу «бабушкиных» икон и Олег Перов, когда то успешный спортсмен чьё имя гремело под сводами стадионов, а ныне пайщик теневой артели. Оба они деляги, прожигающие жизнь, в «гонке за металлом» идущие к своему близкому финишу.

Конечно же, принципиальность Павла это, к гадалке не ходи, членство в рядах КПСС и красный партийный билет, который по аналогии, -

Я достаю из широких штанин, дубликатом бесценного груза…

Отчасти это подтверждается высказываниями о его заседаниях на художественных советах, успешности на литературном поприще – только вышел из печати двух томный сборник… Кто он? Элита Страны. Рупор Времени. Знаменосец Поколения. Идеология в человеческом облике. Воплощённая. Он правдоруб. И именно осознавая всё это, с некоторой опаской поглядывает на него друг детства: не перечит ему на просьбу вернуть картину Шагала тётушке, советует помириться «иначе растопчет» персонажу А. Збруева – и в словах резонная опытность, молча сносит «пощёчины» на укоры обывательщины, терпит «присвоение» папки с личным делом.

Добротный детектив и великолепием актёров. Хороша семейная пара Л. Удовиченко – А. Збруев. Тряпичная обывательщина в гнезде с коньячно-водочным переливом под чёрную икру. Ей шмотки, ему машины. Вот и всё счастье. Иметь – кредо существования. Неприглядные люди. Едва ли не падшие.

Более высокий полёт у Е. Шутина – «успех, женщины и он сам его всегда волновали более всего», - именно так характеризует этого мачо один из знакомых. Другой вспоминает, - «ах, как он читал Блока». Он «золотой мальчик», наверняка отпрыск номенклатурных бонз чиновничества, вскормлённый на серебре и злате. Ныне в любовницах у него Инна Петровна, надолго ли? Вряд ли. Этот мотылёк порхает с женщины на женщину и к сорока годам не оставил своей донжуановской практики. Постоянство претит. Слишком свободолюбив. Любит себя. Очень любит.

Совершенное убийство вводит в сюжет инспектора уголовного розыска. Лев Прыгунов расцвечивает игрой канву распутывания этого драматичного клубка. Здесь и размышления в сопоставлении фактов, и отработка версий, и психологизм преступника - всё спорится в умелых руках молодого Пинкертона. Действует, как учили. Не отходя от юридических канонов.

Что-то ты полнеть начал, Николай…, - беззлобно, по-отечески поддевает Гурова подполковник в исполнении Владимира Самойлова, - ну, да с Вами пополнеешь, - парирует следователь, и погружается в дебри найди-отгадай. Приятные человеческие «трели» слышит зритель. Нет надуманности. Есть чувство приятия.

И именно этим дышит фильм. Где то с перегибами, но вполне реалистично для своего времени. Желание жить. Жить хорошо. Каждый делает свой выбор. И сейчас, смотреть на это особенно интересно.

7 из 10

29 сентября 2018 | 03:08
  • тип рецензии:

Владимир Александрович Чеботарёв человек, безусловно, талантливый, но детектив, на мой взгляд, - не его жанр. Военные ('Батальоны просят огня' (1985)) и приключенческие ('Человек-амфибия' (1961)) ему удаются гораздо лучше. Фильм сделан достаточно добротно, и зелёного цвета рецензии вполне заслуживает, но - с небольшой натяжкой, потому что получился он недостаточно выразительным, даже отчасти - блёклым. Снят по одноимённой повести Николая Ивановича Леонова из цикла произведений о сыщике Льве Гурове. Только в повести главный персонаж - Лев Иванович, а в фильме его зачем-то переименовали в Николая Ивановича (может, писатель сам настоял на 'тёзке'?). Актёрский состав, без преувеличения - звёздный. К актёрам вообще претензий нет: каждый из них на своём месте, и каждый воспринимается согласно 'назначенной' роли.

Владимир Самойлов, Всеволод Ларионов, Юрий Саранцев буквально 'вросли' в милицейскую форму, поэтому играли легко и непринуждённо. Распределение ролей между четырьмя главными героями тоже - лучше не придумаешь. Роль следователя Гурова могла достаться только Льву Прыгунову (иного и представить невозможно после его ролей в 'Сердце Бонивура' (1969) и 'Как закалялась сталь' (1973)). Игорь Охлупин нашёл для писателя Павла Владимировича Ветрова наиболее подходящие черты - далеко не мечтательная задумчивость, постоянные внутренние терзания, навязчивая идея всем давать советы и 'учить жить', ничуть не задумываясь: нуждаются ли в его советах вообще. Вот только трудно учить тех, кто успел прожить много лет, при этом, сумев хлебнуть 'сладкой жизни'. Именно таков друг детства писателя - художник Евгений Александрович Шутов.

Сыграл его Михаил Волков просто отлично - особенно в финале. Последняя ключевая фигура - бывший спортсмен, а ныне по его собственному признанию: 'Я один, что ли ворую?!' - Олег Перов. Его жизненное кредо простое: 'Ты хочешь, чтобы я жил на 120 рэ в месяц?!' Для Александра Сбруева отрицательные роли не типичны, но актёр он от Бога, поэтому его Олег Перов - личность малоприятная, но сыгран отлично. Женских персонажей мало, да и времени им отводилось в фильме совсем немного. Однако и им удалось увлечь зрителя игрой: Лариса Удовиченко, Любовь Полищук, Софья Пилявская. Оказывается, так тоже бывает: все артисты сыграли очень хорошо, а фильм в целом едва-едва сумел 'переползти' планку 'неплохо'. Но ведь 'неплохо' - это почти 'хорошо'...

23 января 2016 | 14:47
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: