Самое важное в фильме - свобода. Героиня разделит дорогу с любым другим, потому что ищет смысл в этом слове. Герои фильма - не ищут. К чему искать? Они играют в чистый жанр, где главное условие: 'Место назначения не имеет значения'.
Поэтому персонажи Джеймса Тейлора и Дэнниса Уилсона даже не имеют имён в фильме. Они условны - водитель и механик. И все дороги Соединенных Штатов принадлежат им.
А радио Калифорния сообщает: 'Если выглянуть в окно - можно увидеть, что идёт ливень'.
Я крайне удивлен отсутствием отрицательных отзывов по данному, кхм, произведению. Мне довелось узнать о нем лишь потому, что КП показывает в списках схожих фильмов 'Беспечного Ездока'. Поэтому, садясь смотреть данный фильм, я ожидал увидеть нечто подобное в духе Ездока и это было фатальной ошибкой. Мне не нравится 'Доказательство Смерти' Тарантино, который вдохновлялся обозреваемой мною картиной при съемках своего фильма про маслкары, но после Шоссе, я, кажется, накину той безвкусной футфетишной поделке пару баллов.
Итак, если это 'старый арт-хаус' и независимое кино, то я буду сравнивать его с 'братом', а именно с 'Беспечным Ездоком', которому Шоссе проигрывает всухую, несмотря на более поздний год выпуска.
Главгерои: два парня, один хмурый и горбатый, другой в грязной одежде, никакой. Если у первого хотя бы лицо в некоторых ракурсах бывает умным, то второй даже не актер, впрочем, как и девица. Двое центральных персонажей-это помешанные на машинах и запчастях роботы непонятной ориентации, которые двигаются неестественно, делают вещи непривычно, и даже часто говорят невпопад случайный бред. Первые нотки сомнения возникли во время сцены, когда оба садятся в свою машину, в которой сидит посторонняя девушка, и молча едут. До этого они молча обедали друг напротив друга. Интересно? Очень. Их пофигизм по отношению к девушке часто заставлял задуматься, в чем их проблема? Что у них в головах и какова цель поездки? Герои не реагируют на вещи извне их маленького ограниченного мирка, в котором есть набор автомобильных терминов, с которыми может и знакомы механики в автосервисах, но обычному зрителю глубоко плевать на все эти тонкости. Действие где? Девушка вообще лишний персонаж, так как на нее и ее вялые перемещения из авто в авто никто не обращает внимания. Но об перемещениях из рыдвана в рыдван еще поговорим позже. Удивление к дубовым персонажам в конце-концов сменяется отвращением к ним, заставляя со слезой на щеке вспоминать двух персонажей из Ездока. Почему там были живые герои, которые могли нормально общаться и реагировать на мир? Почему они не грузили нас обсуждением деталей своих мотоциклов? Почему у них было прошлое и настоящее, в конце-концов? Единственный адекватный персонаж в фильме это водитель желтого купе, да и то- нормальный лишь в сравнении с двумя деревьями в шевроле и одним пробелом на их заднем сиденье. К нему быстро теряешь интерес после автомобильной чехарды.
Сюжет: его здесь и нет. Если данный факт Ездоку был только в плюс, то Шоссе, за неимением адекватных героев, отсутствие мало-мальского сюжета наносит лишь огромный вред. Фильм мертвый и скучный до того момента, когда герои решают устроить гонку с желтым купе. И тут думаешь: 'о да, наконец-то будет борьба, адреналин, кто кого на дорогах'? Безумный Макс, Форсаж, Need for Speed...Ага, размечтался глупый. Вместо нормальной мужской суровой гонки начинаются какие-то отвратительные и бессмысленные заигрывания, которые сводят на нет разжегшееся было пламя интереса. И гоняться уже не интересно, и все вроде бы не враги, и приз не важен...Апофеоз ахинеи-обменяться машинами. Как раз на моменте закупки запчасти для желтого купе я выключил. Я понял, что оставшиеся полчаса мне снова будут дурить голову, а смотреть на двух безэмоциональных терминаторов, переигрывающего мажора и симпатичную девушку с грустной судьбой в реальности мне тягостно. Меня тяготят фильмы без персонажей и сюжета.
Музыкальное сопровождение и съемка: один раз что-то тихо попилюкало в одной сцене с древним фордом и его водителем и все. Я не хочу лишний раз напоминать какой великолепный саунд был в Ездоке. А какие там были панорамы и как здорово они ложились под музыку. Это не утомляло а давало понимание, что такое 'свобода': это дорога, это рок, это рядом едущий друг и бескрайние просторы. Шоссе же вместо дороги показывает нам либо спины героев, либо вид из окна, в котором будет либо ночная темень, либо бок желтого купе, либо просто крупный план лиц наших непонятных парней. Это не очень увлекательно, особенно когда сопереживать некому и незачем.
До чего же он затянут, однако, причем затянут в мелочных сценах. В Ездоке тоже были затянутые сцены (у хиппи на ферме, на кладбище с девицами), однако же там были живые герои, великолепная съемка и прекрасный саундтрек. Тут одна сцена похода героя в магазин ужасно растянута. Полно непонятных сцен, смысла в которых мало. Зачем показали ссору парочки в баре? Зачем надо постоять у закрытой двери а потом сесть у нее? Зачем надо пойти к стене с надписью cafe и смотреть на нее?
Подводя итоги, скажу, что я с большим удовольствием потратил полчаса на написание рецензии, нежели чем потратил бы эти же полчаса на досмотр фильма до конца ради невнятной концовки. Смотреть только тем, кто тащится от звуков моторов рыдванов или работает в сервисе.
«Двухполосное шоссе» - детище известного в малых кругах режиссёра Монти Хеллмана. О чём могут быть сняты фильмы в 70-х? Я скажу так: о свободе, приключениях и просто о жизни. О жизни того поколения, когда ты садишься в машину с несколькими долларами в руках и мчишься по дорогам в неизвестном направлении. Или путешествуешь автостопом, и даже не страшишься ничего, ведь это было естественно. Сейчас попробуй подсесть к кому-нибудь в машину, не каждый отважится.
Как я сказала ранее, достаточно типичный сюжет для фильма того времне и жанра «road movie». В начале данный фильм провалился в прокате, но со временем стал одной из достойнейших работ в данном жанре. Минимум персонажей, минимум расходов и минимум слов. Больше машин, больше дорог и больше пейзажей. Вот так можно описать данный фильм.
Всего 4 персонажа, мы даже не узнаем их имён, но их клички скажут вам больше об этих людях, чем какие-то имена. Водитель: сдержанный, молчаливый и супер спокойный человек. И, конечно же, я не могу не сказать об его актёре, Джеймсе Тейлоре, когда начинала смотреть почему-то не посмотрела список актёров, и была очень приятно удивлена, увидев его там. Эта роль прекрасна для него. Хотя за весь фильм я услышала может слов 50 от него, впрочем как и от многих персонажей данного фильма. Механик, тоже не сильно говорливый персонаж, но по его имени, можно понять какую роль он играет в фильме. Девушка, просто типичная девушка-хиппи, которой абсолютно без разницы с кем можно проехаться по этим бескрайним дорогам. GTO, одним словом, балабол. Болтает без умолку, каждый раз придумывая всё новую и новую историю своего путешествия, забавный малый. Ещё было приятно посмотреть на машины, сразу вспоминается любимая импала Дина из «Сверхъестественного».
К сожалению, у меня фильм не оставил того высокого впечатления, как на многих его зрителей. Было много надежд на него, но увы. Возможно мне, как человеку совершенно другого времени, как раз-таки этого не понять. Но надеюсь, Вы поймёте его лучше, чем я!
Нагромождение разнокалиберной детройтской мощи сливается в единую симфонию ночной жизни калифорнийского городка. Прогревая шины, к очередному заезду готовятся Plymouth Barracuda и самопальный агрегат, некогда величаемый «New Chevy 150» в рекламных проспектах 1955 года. Гул толпы, требующей старта и услужливое мурлыканье многолитровых двигателей, сдающих задним ходом к линии старта - затишье перед бурей, перед десятисекундной схваткой в четверть мили ради двух сотен долларов и продолжения банкета свободной жизни. Красный свет сменяется зеленым, и железные «мурлыки» обнажают характер неуемных мустангов, для которых единственная цель – добраться до финиша быстрее соперника. Лишь крепкая узда четырехступенчатой коробки передач да асфальтовое покрытие ночной безлюдной дороги позволяют водителю обуздать восьмицилиндровое могущество, которому слишком тесно в подкапотном пространстве четырехколесного монстра. Упорная борьба достигает своего апогея, в ход идет четвертая передача, и назад пути нет, только пан или пропал. Озарив горизонт, красно-синие огни полиции врываются в ритм вакханальной мощи и Chevy остается только развернуться и пойти на попятную, предварительно забрав Механика с места условного старта так и не закончившейся гонки.
Нет, это не эссе на тему драг-рейсинга, а краткое изложение пролога, предваряющего титры «Двухполосного шоссе» Монте Хеллмана. Именно в нем обозначается лейтмотив «дороги, длинной в жизнь», пропитывающий киноленту, как пары топлива пропитывают одежду автозаправщика. Взамен противоборства системе «Беспечного ездока» и «Исчезающей точки», режиссер избрал отличный от классических «роуд-муви» путь, очертив его, подобно художнику, легким наброском карандашного монохромного эскиза.
Главные герои предстают безликими Водителем (Джеймс Тейлор) и Механиком (Дэннис Уилсон), а единственная попутчица, неожиданность появления которой перекрывается ошеломляюще флегматичной реакцией протагонистов, так и остается до финала просто Девушкой (Лори Берд). Её мировоззрение отлично от парней, ей непонятны мотивы отсутствия магнитолы и непрекращающиеся разговоры про забившиеся жиклеры карбюратора, но вместе с тем она такая же абстракция, не имеющая под собой фундамента сознательности, который заставил бы поверить в реальность экранного образа. Единственный персонаж, имеющий схожесть с реальным человеком - владелец желтого Pontiac’a, чье имя по модели автомобиля GTO (Уоррен Оутс) не выбивается за рамки взятой концепции «безымянности». В разговорах со случайными попутчиками он попеременно примеряет маски летчика-испытателя, военного и удачливого игрока в казино. В этих метаморфозных переходах кроется обыденное желание найти свое «я» и ощутить, по крайней мере на секунду, ношу человека, не принадлежащего общественным, навязанными обществом, стандартам. И назревающий конфликт, подталкивающий зрителя к мыслям о классовом противостоянии между свободолюбивыми хиппи и ограниченными снобами, предрекает четкую повествовательную структуру. Казалось, гонка до Вашингтона на техпаспорт автомобиля выстроит тот самый костяк, на котором будут базироваться поиски ответа на извечный вопрос о свободе и её цене. Однако ничего этого не происходит, и с накоплением километража автомобильных одометров, тот самый очерченный эскиз теряет тона, выцветая и приближаясь к тотальному обобщению, раскрывая экзистенциальный смысл эпилога, исходя из жизненных взглядов зрителя.
На исконном поле «дорожных фильмов», кинолента Хеллмана остается «чужим среди своих». В ней нет вызова власти, пропаганды американского автопрома или, на худой конец, богатого музыкального сопровождения. Взамен этому, беспричинное следование по бескрайним просторам сердцевины Америки, гул «455» двигателя и послушание идеалам «кислотного» движения Тимоти Лири. «Двухполосное шоссе» - средство для медитации, способное отделить зрителя от внешнего мира и погрузить в далекую реальность, где Джим Моррисон жив, бензин льется рекой, экипаж Chevy палит резину на драг-рейсинге, а GTO продолжает пичкать хичхайкеров историями о выигранном Pontiac’e желтого цвета.
Решив посмотреть фильм об автомобилях, я не стал пересматривать 'Исчезающую точку' или 'Угнать за 60 секунд'. Я наткнулся на совершенно новое для меня кино, но которое часто мелькало в различных списках.
Фильм совершенно не об автомобилях. Он о людях любящих автомобили больше всего на свете. Пусть человек на желтом Понтиаке и говорит, что презирает таких как 'водитель' и 'механик', потому что они помешаны на своем детище, но сам в конце концов выбирает новый GTO, так как он вполне удовлетворяет его жажду быстроты и полета.
Водитель и Механик.
Их Шеви 55 поспособствовала тому, что в фильме это один персонаж, 2 человека безумно влюбленные в одну машину превосходно дополняют друг друга. Они не нуждаются в темах для разговора кроме автомобилей и гонок. Они в троем с машиной представляют одно целое, колеся по Америке и зарабатывая деньги драг-рейсингом. И их история связана с этой машиной и больше ни с чем другим.
Водитель Понтиака.
Культовый автомобиль, плюс решивший пожить для души его хозяин дает в фильме единственного персонажа с историей. Но в этой истории есть и свои пробелы. Людям, что он подбирает по пути в Вашингтон он рассказывает, как мне кажется, выдуманную жизнь. Одному он скажет, что он испытывал самолеты, другому, что работал в офисе, третьему, что участвовал в военной компании. Но мы знаем точно, что единственное о чем он не врет, так это то, что он любит быстрые автомобили и, в чем он не хочет себе признаваться, жизнь хиппи. В одной из последних сцен он взял попутчиков и сказал им, что выиграл этот ГТО у 'неумех', которые не смогли обойти его Шевроле и уехал с ними в даль. Он врал, а сам называл своих попутчиков 'отребьем', с которыми не комфортно наслаждаться дорогой, хотя при этом искал человека которому он бы мог выговориться. Может по этому не найдя такого на обочине он решил нагнать таких на дороге, и обвинить их в том, что они его 'преследуют' через 3 штата. Бросив им вызов ради общения, так, чтобы было не скучно наслаждаться красотой из бокового стекла.
Шеви, ГТО и смысл
Бросив вызов друг другу на первый план вышли автомобили. От их надежности стал зависеть результат пари. Но пари то как такового и не было. Желание свободы переиграло жажду победы у дуэлянтов. Первые продолжили участвовать в гонках на деньги, а второго больше заботил отдых и пляжи Флориды. Меньше борьбы и больше наслаждения от бескрайнего шоссе и от управления классическими автомобилями. Свобода и выбор дороги для достижения востока или запада, чтобы 'отскочить как пинг-понговый мячик' и поехать в обратном направлении наслаждаясь бескрайними окружающими просторами.
За звук мотора, качественные съемки внутри машины, съемки погонь, за Шеви 55 и Понтиак ГТО
«Я растянул себе что-то в шее. Но если это единственная наша проблема, то мы в неплохой форме».
В семидесятые про автомобили снято фильмов, пожалуй, больше, чем за двухтысячные. При этом, каждый фильм очень качественное сделан. Поддерживается дух времени и предоставляется на обозрение множество тачек.
Этот фильм, по сравнению с другими, достаточно необычен. Никаких имен. Просто Водитель, Механик, Девушка, Джи Ти О.
Как это обычно, мало диалогов. Если бы два героя не встретили по дороге девушку и мужика в спортивной машине, то все слова, произнесенные ими, поместились бы на клочке бумаге. Который можно засунуть в задний карман джинсов вместе с отверткой.
Но непринужденное молчание совсем не тяготит зрителя. Наоборот, это так знакомо. Не обязательно говорить, если находишься рядом с другом, если едешь в машине.
В титрах, помимо остальных актеров, указаны еще два имени. Это названия автомобилей. Именно эти два героя имеют очень важное значение. Без них фильм не имеет смысла.
«Похоже, она дышит неправильно. Наверное, проблемы с жиклером».
Музыка, характерная для того времени. Помимо прочих, можно услышать и хиты. Мелодии всегда сопровождают дорожное путешествие. Порой музыка заменяет «колеса» в качестве стимуляторов. Да и для здоровья полезней.
Почти все слова приходятся на водителя «Понтиака». Этот человек ищет что-то, но пока не может найти. Водитель и Механик тоже едут куда-то, но они делают это молча. Джи Ти О просто говорит и говорит. При этом он очень много фантазирует.
Машина Водителя и Механика просто необычная. Она собрана ими своими руками.
«А где у нее бензобак?»
Все устроено так, чтобы скорость становилась все больше. Не закрепленная намертво крышка багажника. А когда идет дождь, надо просто достать «дворники» и по-быстрому их прикрутить.
И все-таки эмоции в фильме присутствуют. Они постепенно развивают скорость, рвано переключая передачи. В конце происходит всплеск. Во главе угла стоит любовь. Когда она безвозвратно уносится на байке, наступает пустота. И остается только ехать дальше, до тех пор, пока пленка не расплавится и не останется ничего, кроме темноты.
- У тебя тут на шее дергается мышца.
- Мне так нравится.
Двухполосное шоссе - классика в своем жанре. Не все о нем знаю и многие его не смотрели. Из нынешнего поколения большая часть не поймет сие творение. Что может быть интересного в полуторачасовом путешествии по бескрайним дорогам Америки? Тем более, на фоне всяких там 3D, спецэффектов и всего всего еще более нового?
Самое важное в фильме - свобода. Свобода героев и их выражение своей независимости. Все началось с этого и этим все закончилось. 'Водитель' - пример того, каким должен быть водитель на дороге: спокойствие, рассудительность, внимательность. Когда вы на дороге все остальное - на второй план. И это меня больше всего привлекло.
История любви не заставляет плакать и думать, а будут ли герои вместе. Потому что изначально ей не уделилось столько внимания, сколько отношениям Водителя и Механика с автомобилем.
Не ищите скрытого смысла и грандиозного сюжета - их нет. Единственное, что вы должны понять: любовь пройдет, друзья уйдут. А автомобиль с вами навсегда. Сколько бы вы не проехали, сколько бы городов не пересекли - он с вами...
За великолепно показанные гонки, за прекрасный Понтиак GTO и Шеви 55, за отличных актеров, и главное - за идеально представленную свободу в виде шоссе:
Имя Монти Хеллмана известно далеко не каждому. Большинство киноманов помнит его как одного из сопродюсеров «Бешеных псов» Квентина Тарантино, и лишь некоторые в курсе, что он еще и автор «Двухполосного шоссе» - культовой картины, которая не только весьма ярко отобразила веяния своего времени (вроде повсеместного увлечения машинами, травкой и рок-н-роллом), но и послужила источником вдохновения для самого Тарантино при создании его более поздней работы - «Доказательства смерти». Можно сказать, что тарантиновский «Дет пруф» - это вылитая «Двухполоска», с той лишь разницей, что в нем фигурирует маньяк.
Говорить о том, что сюжет является главным украшением этой ленты - не приходится, по той простой причине, что его здесь нет. Точнее он есть, но погибает сразу после своего зачатия. Посудите сами – двое братьев-хиппи с какой-то невменяемой девкой, очевидно тоже хипаршей, колесят, на своей видавшей виды «Шеви» 1955 года, по бескрайним американским просторам, где, собственно, и натыкаются на персонажа по имени Джей Ти О, также как и они, сходящего с ума по разбитным тачкам. Знакомство заканчивается тем, что обе стороны договариваются устроить небольшое соревнование – кто первым добирается до Вашингтона, получает автомобиль проигравшего.
Да-да, не удивляйтесь, именно автомобиль проигравшего – потому что, во-первых, чужое барахло приглянулось, во-вторых, движком страсть как хочется похвастаться, а в-третьих, это мать его, круто. Гнать на всех парах через города и веси, когда в лицо бьет ветер, а в кармане ни шиша – что еще может быть прекраснее? Этим людям по кайфу собрать машину голыми руками и обогнать на ней какую-нибудь «нулевую», выпущенную на денверском заводе, а еще кайфовее, пересечь Америку с Запада на Восток, чтобы затем развернуться и поехать вспять. Дорожная романтика во всей своей красе.
На этом, в принципе, повествование обрывается – герои начинают буксовать, выяснять отношения между собой, уделять внимание побочным вещам, а затем и вовсе забывают, зачем встретились. Из всех персонажей фильма только у обладателя желтого «Плимута» есть имя, да и то короткое (GTO) – остальные просто Девушка, Механик и Водитель. Очевидно, это намек на то, что Джей Ти О – единственный «вменяемый», человек со своей историей жизни, где не только война в Корее, но и как никак жизненный опыт. Однако, повторюсь, противостояние зрелости и молодежного азарта не предвидится – Хеллмана похоже самого не интересует, чем закончится вся эта катавасия. Вместо того, чтобы расставить точки над «i», он предпочтет смачно порвать пленку в самом интересном месте.