К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

«Редкий, красивый, русский, вселенский человек. Какая сумасшедшая фантазия у него была! При этом – мистик. Настоящий кинопророк с юмором», - так говорил об Элеме Германовиче один из любимейших его актеров Алексей Петренко.

Уже в первых короткометражках Климова – «Осторожно: пошлость» (1959) и «Смотрите, небо!» (1962), после его поступления во ВГИК – стал, виден его идеализм – максимализм, почти детская вера в позитивность мира. В то, что в целом тот устроен правильно, просто нужно все всем объяснить. Он действительно не мог не стать одним из лучших режиссеров советского кино. И очень логично, что дипломным (!) фильмом режиссера стала комедия о пионерлагере «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» 1964 года, которую мне посчастливилось недавно посмотреть. Впрочем, в этой ленте с пародийно-совковыми скульптурами из папье-маше, с подчеркнутой детскостью («комедия для детей») все не так просто!

Это жесточайшая сатира, начиная с фамилии директора лагеря (!) – Дынин. Она ведь полностью повторяет форму партийных псевдонимов первых советских вождей – Ленин, Сталин. И герой Евстигнеева тоже говорит замечательные слова, за которыми – физически ощутимое чувство несвободы, духоты. Прекрасна и фамилия его главного оппонента, мальчика, изгоняемого из пионерлагеря, - Иночкин. «Ино» - это не такая себе фронда, это уже бунт! В фамилии слышится «иной», «иностранный», «инакомыслящий». Весь фильм Иночкин прячется и все ему помогают. А лавное его убежище – деревянный помост, на котором стоит Дынин, по-вождистски проводя линейки и парады.

Словом, гомерически, убийственно смешной фильм был запрещен цензурой совершенно справедливо, неся в себе столько подтекста. Но за дебютную картину, словно за Иночкина, заступилась целая ватага советских классиков – Герасимов, Юткевич, Пырьев, Донской. И после просмотра Хрущевым он все же был разрешен к показу. Но жизнь – интересная штука – премьера прошла 9 октября 1964 ода, а 14 октября, в результате аппаратного переворота, Хрущев был отстранен от власти. И лента, в которой имелись и шуточки про Царицу Кукурузу, тут же стала восприниматься, как антихрущовская.

«Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» - один из лучших фильмов советского периода. И я уверен, что за ту смелость и вызов, который Элем Климов бросает зрителям с экрана в умы, он заслуживает больше, чем

10 из 10

возможных.

02 февраля 2013 | 13:26
  • тип рецензии:

Очень хороший фильм! Всегда его смотрю с большим удовольствием! Он такой светлый, добрый и веселый. Сразу навевает чувства о детстве.

Вот, недавно купила диск с этим фильмом. Долго не могла его найти. А еще я бы хотела купить книгу об этом фильме. Читала бы ее, не переставая.

«Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещен» эта комедия, которая нравится всем без исключения. Здесь, мне больше нравится роль Инночкина и Митрофановой.

В этом фильме хорошая дружба, веселый и задорный смех, все это пригодится в жизни.

Я бы очень хотела побывать в пионерском лагере! Кстати, после просмотра возникает вопрос - « А товарищ Дынин простил Костю Инночкина, или нет?'

Это кино знаменито тем, что в нем нет пошлостей, чего-то плохого. Все ясно и понятно, что отдыхают пионерские ребята. И у них происходит много приключений.

В этом фильме Костя Инночкин теряет одного друга.

Но все всегда заканчивается счастливым концом!

Я этому фильму поставлю заслуженную десятку, не только в отечественном кинематографе, но и в отечественном, детском телевидении!

10 из 10

07 октября 2009 | 17:08
  • тип рецензии:

Этот фильм, что называется, must see.

Очень добрый фильм, причем не только для детей, но и для взрослых! С очень тонким юмором, и текстом, который растащили на цитаты еще когда моя мама была маленькая.

Совершенно не навязчивая история о лагерных путешествиях Костика Иночкина. Да, парнишка совершил много ошибок за которые его как раз и выгнали. Но, советский пионер, такого же пионера в беде не бросит…и..тут – то и начинается все самое интересное: бабушка, которая совершенно не в курсе, Неличка, которая с мальчишками в картишки дуется, ребята, прыгающие в крапиву, чтобы «заболеть», музыканты, помогающие дойти до туалета, когда очень надо, да целый отряд, в конце концов, который готов поделиться котлетой с изгнанником. Но и без стукачей, естественно, никуда, в этом амплуа просто нет равных племяшке Товарища Митрофанова !

И каждый из героев запал в душу. Особенно мне по нраву мальчик с сачком: «А что это вы здесь делайте? – Иди, иди от сюда, мальчик… » Роль маленькая, но очень уж емкая и запоминающаяся.

Спасибо Элему Климову, он снял фильм, который и в 21 веке не остается не замеченным, его смотрели, смотрят и будет смотреть еще ни одно поколение.

Какое же это удовольствие пересмотреть его еще раз, когда настроение не очень! Не поверите, головную боль, как рукой снимает, а позитивом заряжаешься на весь оставшийся день!

10 из 10

02 июля 2010 | 16:09
  • тип рецензии:

Я не застала советское время, но ездила в детские, уже российские лагеря. Было очень интересно посмотреть, что представляли из себя советские пионер-лагеря и сравнить с нашим временем.

И после просмотра я поняла, что с большим удовольствием съездила бы в такой лагерь. Чудесные отношения между детьми, вожатыми и прочим персоналом, да и дисциплина - этого сегодня частенько не хватает!

Невероятно понравилась атмосфера фильма. Да, именно такие фильмы надо смотреть и пересматривать! Никаких пошлостей и глупых шуток, без которых не обходится практически каждый современный фильм. А какое потрясающее музыкальное сопровождение, в особенности главная тема!

Все юные актёры отлично сыграли, особенно, конечно, хулиганистый Костя Иночкин (Виктор Косых). Очень понравилась добрая вожатая Валя (Арина Алейникова) и, само собой, строгий товарищ Дынин (неподражаемый Евгений Евстигнеев).

В заключение, хочу посоветовать, в частности моему поколению, обязательно посмотреть сей фильм. Это - шедевр на все времена!

P.S. А чё это вы тут делаете?

10 из 10

01 мая 2011 | 23:02
  • тип рецензии:

Один из тех шедевров советского синематографа, которые нет-нет да пересматриваешь периодически. Даже если не полностью, то за обедом включишь фоном на пять минут, причем даже в рандомном месте: каждая сцена - дорогой сердцу шедевр из далеких, навсегда ушедших времен.

У меня с возрастом появилась привычка анализировать старые любимые фильмы, пытаясь разобраться чем именно они тебя так цепляли. И если значительная часть из приятных впечатлений обусловлена такой шуткой как ностальгия, то есть условные нейронные связи в твоем мозгу (или как там правильно, я не биолог, извините) соединяют кадр фильма с яркими счастливыми переживаниями из прошлого - это зачастую и рождает некую эмоциональную связку. Проще говоря, если ты смотрел определенный фильм, к примеру во времена подростковой влюбленности, особенно в момент какого-то катарсиса или особо сильного переживания (типа первого поцелуя) -он автоматически врезается к тебе в подкорку на всю оставшуюся жизнь. При этом качество самого произведения может быть сомнительным, отдельные дурацкие фильмы и сериалы окутаны приятным, чуть не наркотического рода, туманом воспоминаний, но если проанализировать их непредвзято -то только удивляться: как ТАКАЯ дрянь в принципе могла нравиться? Но это не про 'Добро Пожаловать...' абсолютно, несмотря на то, что кино лично для меня (подозреваю что и для множества других людей) имеет богатый эмоциональный окрас в связи с обрывками воспоминаний и окутан неким ностальгическим ореолом, фильм хорош сам по себе. Вот хоть таблицу составляй и галочкой отмечай плюсы. Отличная актерская игра -есть, атмосфера -есть, смешные шутки -есть, яркие герои -есть, своеобразная сатира на бюрократию -есть, правильные мысли и идеи -есть и так далее, до самого конца списка плюсов.

Если каждый пункт расписывать подробно, то рецензия, боюсь не влезет в лимит символов и придется вырезать тысяч эдак 5 'лишних' букв. Так что вкратце остановлюсь на критически важном, а именно на том, как показаны человеческие взаимоотношения. 'Добро Пожаловать...' является, на мой взгляд, единственным великим фильмом про пионерский лагерь. Пионеры, как известно, движение неразрывно связанное с коммунистической идеологией, но Элем Климов не вкладывал в уста молодых парней и девчонок цитаты Маркса, он отразил главную их суть - высокую степень коллективизма. Ребята-пионеры ради друга прыгают в крапиву, все проблемы решают сообща, не прячут голову в песок при виде чужих проблем. То же касается вожатых и завхоза (трогательно-комичный мужик в исполнении великолепного Алексея Смирнова), которые своей эмпатией и чуткостью к ближнему как бы противопоставляются холодной бюрократии товарища Дынина (про него чуть позже).

Фильм выдержан в сугубо идеалистическом и жизнеутверждающем ключе, ну оно и понятно. Есть, конечно, стукачи, есть предатели, но общий настрой фильма в полной мере показывает здоровое общество, а любители 'жизненной правды' вон пусть свои чернушные помои везут на всякие европейские фестивали для получения статуэтки - их творения-то вряд ли войдут в топ-250 сайта, как обозреваемое полотно.

Немного о спорном. Это образ товарища Дынина. Разумеется, в столь добром и позитивном фильме не может быть прям стопроцентного злодея, но конфликт - важная часть художественного произведения, так что нужен некий антагонист, олицетворяющий то, что не нравится автору. Дынин - безусловный бюрократ, но он не злодей, это, в конце концов, не офицер СС из фильма про ВОВ, который заслуживает инъекцию свинца. Повторюсь, простые человеческие взаимоотношения в фильме являются как бы антитезой действиям директора, который будто робот поступает строго по бумажке, безжалостно карая провинившегося Иночкина и даже не рассматривает шанс простить оного. Все массовые мероприятия, организуемые Дыниным, так же несут в себе неприятный канцелярский душок, он будто бы не заботится о том чтоб принести детям радость и не стремится способствовать их развитию, все эти действия -не более чем желание произвести впечатление на 'большого начальника', перед которым директор по приезду оного открыто лебезит. Авторы фильма как будто специально наделяют героя Евстигнеева максимально отталкивающими качествами. Он не уважает подчиненных, детей не любит, он бюрократ, лизоблюд... Даже отбирая у пионеров карты (мол, это недостойное занятие) Дынин начинает словно бы невзначай, на автомате, их перетасовывать, с ловкостью профессионального карточного шулера, что дает понять еще и о лицемерии персонажа. Но что по итогу? Печальная лысина проклятого свергнутого диктатора среди молочных бидонов в уезжающем грузовике вызвала у многих жалость) Вот как. Не могу не вспомнить грустную историю из своей жизни: в летние каникулы между третьим и пятым классами, утонула, купаясь в речке, моя одноклассница. Я как будто вчера помню ее, лежащую в гробу, среди цветов и наполненные вселенской тоской и безысходностью лица ее родителей. Так вот так ли неправ был Дынин, который попёр из лагеря купавшегося в неположенном месте Иночкина? Да, тот отличный пловец, но что это принципиально меняет? А если бы Костя и вправду потонул, тогда все те, кто так рьяно за него вписывался - все эти чувственные пионервожатые и добренькие завхозы, стали бы отвечать за это. И что хорошего? А как быть с родственниками жертвы трагедии, что им сказать? 'Ну мы тут такие демократы, решили -пусть плавает где хочет' или как? Так что... порядок даже такого как Дынин необходим для нормального функционирования чего угодно -от отдельного пионерского лагеря до целого государства, а перегибы были, есть и будут как некая неизбежность, увы. Есть еще теория что Дынин и вся его деятельность -это троллинг тогдашнего генсека Хрущева, что похоже на правду, уж очень много признаков, но я не любитель подобных 'фиг в кармане'.

Несмотря на вышесказанное, я не считаю такой спорный момент серьезным недостатком, даже наоборот, если фильм, который я посмотрел лет 25 назад первый раз, заставил меня думать о таких вещах -значит это действительно мощное произведение культуры. Да и нравится кино не за это, а за прекрасные эмоции, которые мне оно подарило и продолжает дарить, за отличный показ человеческих взаимоотношений и за ламповую атмосферу. Несмотря на черно-белое изображение, у тебя перед глазами встает сочная зелень деревьев, блики солнца на речной ряби и ты словно чувствуешь кожей теплый летний ветерок. Великое кино.

19 февраля 2022 | 14:33
  • тип рецензии:

Детский лагерь, превращенный режиссером в пародию на страну и социальный строй, наполнен намеками на иллюзорную демократию («Дети – хозяева лагеря») и чертами подлинного авторитарного режима, установленного товарищем Дыниным (Е. Евстигнеев). Аллюзии на советскую действительность (или даже полноценные маркеры эпохи) оказываются связаны преимущественно со временем правления Никиты Хрущева: карнавальные костюмы ракеты (с маркировкой «Не кантовать») и кукурузы-царицы полей, «песенка Гагарина» и пес по кличке Космос, увлеченность телекинезом (в годы Оттепели известность Вольфа Мессинга продолжала расти) и запрещенным американским чарлстоном. Даже наставления Дынина о необходимости «взять рекордную высоту» по талантам к родительскому дню подозрительно напоминает полумифический сюжет об обращении Хрущева к ученым с требованием открыть новый химический элемент к очередному съезду партии. Не раз на экране появится портрет Николая Крючкова, а фотография Людмилы Шагаловой, на которую так хотела походить Митрофанова, сыграет чуть ли не ключевую роль в поимке доносчика.

«Все мы родом из детства»: в иносказательном пионерлагере Элема Климова уживаются будущие диссиденты и приспособленцы, стукачи и герои, интеллигенты и пролетарии. В общем, будущие взрослые. Так, политически неблагонадежный Костя Иночкин вырывается из невода словно рыба, «ушедшая на дальний кордон» (неслучайно комментарии к его побегу на остров содержат очевидный рыбацкий жаргон, а на железнодорожной станции ожидает Иночкина пушкинский старик). Впоследствии, нелегально обосновавшись под трибуной товарища Дынина, Костя обучается карточному мастерству и сквозь просветы наблюдает за миром в полоску (пока еще, слава Богу, не в клетку). Костин друг Марат, хотя и первым бросается в крапиву в надежде на отмену родительского дня, обнажает свое оппортунистское нутро и рисует на Иночкина обидную карикатуру. Впрочем, аргументы его убедительны: «А что мне было делать? Меня ж в редколлегию выбрали…». При этом загадочный лагерный доносчик большую часть фильма сохраняет полагающуюся информаторам анонимность. И точно так же неслучайно взрослые в родительский день ведут себя, как дети: играют в футбол, качаются на качелях, подтягиваются на турниках, крутят обручи и даже летают на соседний остров. Может и не было оксюморона во вступлении к фильму, а грань, проводимая между взрослостью и детством, искусственна и размыта?

Замкнутому лагерному миру не хватает пространства и воздуха: с тоской смотрят вожатая Валя и Костя Иночкин на рассекающий небесную гладь самолет, манит своей свободой и недоступностью остров. Отдыхающие, на первый взгляд, ограждены от контактов с внешним миром рекой, заросшем крапивой полем и забором («железным занавесом» местного пошива). Однако и река при должном усердии переплывается-перелетается, и в заборе дыра, и крапива может стать верным сообщником в нарушении пресловутой дисциплины.

Нелинейное построение сюжета в фильме оказывается связано с альтернативными вариантами развития событий, разворачивающимися в страшных фантазиях Кости Иночкина. Это и сцена с доведением до смерти несчастной и похожей на Хрущева бабушки с последующими похоронами, и переливание товарищу Дынину редчайшей костиной крови – тридцать третьей группы. Геройство мальчика приводит к тому, что портрет его теперь украшает не обидную карикатуру, а агитационный плакат «В здоровом теле – здоровый дух!». И даже произношение его фамилии несколько преобразуется. «Инокин…», - словно обращается к своему спасителю директор лагеря, проглатывая столь важную букву «ч». Уже не иной, но монах.

Гротескная фигура героини Лидии Смирновой отсылает нас к эпохе великого немого, хотя образ этот – такая же сатира на 1950-1960-е годы. Нервная и мнительная «докторша», чье сходство с женщиной в пенсне из «Броненосца «Потемкина»» очевидно, беспрестанно опасается коклюша и сиренообразно возвещает о случаях проникновения вирусов и бацилл на территорию лагеря. А ведь это тоже о хрущевской эпохе, запомнившейся современникам в том числе и вспышкой оспы в Москве. Так ли бесплотны и пусты опасения доктора? В родительский день героиня, одинокая и напуганная, утрачивает долю комичности. Впрочем, как и искренне оберегавший детей товарищ Дынин, покидающий лагерь в разгар всеобщего веселья. Трагикомедийное звучание фильма опирается именно на эти два образа.

История о мальчике Косте Иночкине удивительным и неожиданным образом перекликается с сюжетами сказочных повестей британца Джеймса Барри, в которых Капитан Крюк с его стремлением следовать этикету и нетерпимостью к мальчишескому хулиганству противостоит легкомысленному Питеру Пэну, прилетевшему на остров Неверленд. При этом у Крюка и Пэна гораздо больше общего, чем может показаться на первый взгляд. Так и параллели между товарищем Дыниным, который «тоже был маленьким», и Иночкиным проведены в ряде сцен. Пока Костя только обучается карточным фокусам, Дынин уже демонстрирует особое мастерство в этом «ремесле». И неслучайно мальчик укрывается именно под трибуной директора лагеря, а в финале товарищ Дынин едет на станцию в том же самом грузовике и с теми же самыми бидонами, что и Костя Иночкин в начале фильма. Да и на чемодане лаконично поместилась надпись «Тов. Дынин».

16 октября 2021 | 11:46
  • тип рецензии:

Удивительно, что фильм, каждой своей сценой, каждым словом обыгрывающий и - только тссс! - высмеивающий советскую действительность, остается понятным, смешным и более того - актуальным и сегодня.

Удивительно, что многих героев с небольшими поправками на современность можно перенести в наши дни и узнать в них окружающих нас людей.

Удивительно, что можно цитировать практически любую фразу из этого фильма, такие яркие в нем эпизоды и такие меткие реплики.

Удивительно...

Удивительно? Да нет, просто это очень хороший фильм.

02 февраля 2012 | 16:13
  • тип рецензии:

А я когда смотрел никакой сатиры не заметил. А потом начал читать интервью Элема Климова и диву дался: оказывается, фильм-то антихрущёвский. Оказывается, фраза товарища Дынина 'дети, вы - хозяева лагеря' - это аллюзия на советский лозунг с транспарантов, под которыми жил советский народ: 'мы - хозяева страны'. И Элен Климов грустно добавляет: 'но мы как не были ими, так и не стали'. Потом, на втором просмотре, действительно даже заметно, как в самом деле похожа бабушка с портрета на Никиту Сергеевича. Хотя это всё-таки случайность, хоть и любопытная. Или не случайность.

Но вся эта сатира - как дополнительный бонус к чудесному, отличному фильму для тех, кто был или является ребёнком. Поражает актёрская игра детей. Встретить хорошо играющего ребёнка в фильме - это всё равно что увидеть гуся на мотоцикле. Вероятность есть, но очень небольшая. А тут ведь все, без исключения, играют легко, словно это всё происходит на самом деле и нет вокруг никаких камер, режиссёра, оператора и кучи других важных людей. Это просто поразительно, как режиссёр в выпускной работе смог добиться того, чего за тридцать лет не смог добиться Грачевский, судя по очень многим эпизодам 'Ералаша', особенно последних лет - убедительной детской актёрской игры.

Фильм просто пестрит и переливается кучей интересных и смешных сцен. Додумались ведь сделать такого сквозного персонажа, который появляется ниоткуда и задаёт философский вопрос 'а чё это вы здесь делаете?' и точно также уходит в никуда после того, как все помашут на него рукой и поворчат 'ой, давай, иди отсюда'. А эти звонкие детские ножки-ябеды. Придумка просто превосходная. Обозначить ябеду просто показав, как эта ябеда перемещается. Это граничит с гениальностью.

В общем, прекрасная детская актёрская игра, замечательная игра, конечно же, взрослых актёров, очень симпатичный сценарий, просто поражающие режиссёрские находки. Всё это делает 'Добро пожаловать' по-настоящему смешным, интересным фильмом. А учитывая, что это всего лишь дипломная работа фактически ещё студента - остаётся только удивляться мастерству режиссёра.

10 из 10

09 августа 2013 | 16:42
  • тип рецензии:

Прекрасный фильм. Браво. Один из редких образчиков искусства для детей, которое не можно не оставлять в детстве, а взять с собой во взрослую жизнь. В детстве воспринимаешь так, подрастаешь - открываешь принципиально новые грани. Я не раз видела этот фильм в детстве, но только теперь, пересмотрев его во взрослом возрасте, смогла ощутить в чем его шедевральность. Фильм выстроен по канонам лучших комедий тех лет, и при том, несмотря на тематику, не уступает им ни в чем. Местами навевает Чаплина, но эти отсылки очень органично укладываются в сюжет и не портят фильм нисколько. Сюжет также весьма активно намекает на то, что являет собой ничто иное, как сатиру на власть. В этом фильме детский лагерь предстает эдаким микро-союзом, маленькой моделью общества шестидесятых. Изумительно точной моделью, следует отметить. И даже при этом ностальгия просится в сердце сама собой. Лето, пионерские лагеря, купание за сеткой, родительский день, эх...

Дети-актеры на удивление убедительны. И это прекрасно, ведь на них держится сюжет. Удивительно, что взрослые актеры кажутся не такими яркими, как дети. За исключением, конечно, Евстигнеева. Я ловила каждую секунду его появления в кадре. Вот казалось бы, ну что за роль для великого актера: директор детского лагеря. Однако ж, восхитителен. Несмотря на то, что он представлен как главный антагонист, всю дорогу мне его было жалко. Возможно, он системный до мозга костей, возможно, он похоронен под инструкциями. Но этот директор, несмотря на всю его костность, кристально честен и ему действительно не все равно что происходит в лагере. С грустью оглядываюсь вокруг и скучаю по людям, которым было не все равно на окружающее. Особенно если речь идет о работе с детьми. Пожалуй, единственное, чем фильм для меня оказался плох - это тем, как все кончилось для директора. Он в самом деле не заслужил.

Но в остальном фильм прекрасен. Сложно оценить его в детстве, но теперь, имея багаж знаний, многие вещи начинаешь понимать лучше и улыбаешься.

15 августа 2014 | 21:40
  • тип рецензии:

Потрясающе добрый и милый фильм, который легко смотрится и действительно греет душу, как то летнее тепло, которое в фильме показывается. Даже и не знаю, о чём можно написать, дабы не скатиться в банальный пересказ сюжета - просто-напросто здесь хорошо всё! Обо всём хочется рассказать! Но лучше этот фильм просто посмотреть.

Почему хочется смотреть снова и снова? Потому что нет отрицательных героев? Потому что каждый персонаж несёт добро? Потому что фильм про детство? Про лагерь? Да, и ещё раз да! На все вопросы!

Костя - ну действительно, какой он хулиган, и что он такого делал? Он неформальный лидер, душа компании, авантюрист и баламут! Но разве злой? Разве кого-то побил? Разве что-то разбил? Выгонять-то за что?

Тов. Дынин - формалист и зануда, обожающий свою власть и когда все по струнке ходят. Но опять же он показан не садистом и тираном, а начальником, яро радеющим за здоровье, за дисциплину, за питание, за развлечение, за полноценный отдых детей, за процветание лагеря!

Очень хотел бы, чтобы у меня были такие друзья, как отряд Кости. С каким рвением они бросились ему помогать, что только не делали! Не говорили вожатой Вале, что Костя в лагере и находится под трибуной, но всё объяснили, когда скрывать стало невозможно. И так объяснили, что на сторону Кости перешёл почти весь обслуживающий персонал. Какие молодцы!

Грустно, безмерно грустно становится от того, что новая эпоха диктует новые правила, где нет таких друзей, где вместо такой взаимопомощи - 'слабого толкни', где человек человеку волк. Всё-таки я убеждён, что раз наши дети, да и всё общество, когда-то были такими, как показано в фильме, значит ещё будем!

Да и просто, посмотрев такие фильмы, веришь, что хороших людей много!

Безмерное спасибо Элему Германовичу! И светлая память!

30 декабря 2015 | 04:11
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: