К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Павел Бажов написал немало захватывающих историй, чьи события происходят на Урале. Неудивительно, что к творчеству писателя до сих пор обращаются различные режиссёры. К сожалению, происходит это не так часто, как хотелось бы, а ведь у Бажова достаточно сюжетов, которые могут потянуть даже на хорроры, и есть как минимум одна мультяшная экранизация, получившаяся пугающей. Выбор весьма неожиданный – «Серебряное копытце».

Примечательно, что все роли здесь озвучивает один актёр – Пётр Вишняков. Среди других подобных мультфильмов вспоминаются «Каникулы Бонифация» и «Сказка про лень». Большей чести для актёра представить сложно, ведь такие проекты – самая яркая демонстрация его талантов. Приятный и успокаивающий голос Вишнякова позволяет зрителю расслабиться, наблюдая за охотником Кокованей, девочкой Дарёнкой и её кошкой. Популярность последней среди любителей сказок находится где-то на одном уровне с котом из «Лукоморья». Наверное, благодаря частично очеловеченному мурчанию. Заснеженные леса, избы и снег прорисованы очень качественно, как и главный виновник сюжетного торжества. Козёл, над которым в оригинале у Бажова девочка ещё и посмеивается (спрашивает, душной ли он), скорее всего, является косулей, хотя ветвистые рога придают ему сходство с благородным оленем. И надо сказать, что сказка Бажова воспринимается скорее весёлой, чем пугающей. Но мультфильм получился более жутким.

В этой экранизации есть две сцены, которые сопровождает очень напряжённая музыка. Когда Дарёнка остаётся в избе, ожидая возвращения Коковани, зритель прямо-таки чувствует: беззащитная девочка одна, а снаружи избы сплошной дикий лес. И когда ощущение одиночества поступает к Дарёнке всё ближе, начинает казаться, что опасность не только в лесу, но и где-то дома. Под потолком, под столом или даже… за печкой? И в тот самый момент, когда, тяжесть томительного и пугающего одиночества достигает предела, происходит неожиданность, которая в более смелой интерпретации могла бы стать полноценным скримером. Несмотря на то, что в Советском Союзе почти не снимали ужастиков, «Серебряное копытце» намекает на то, что желание их снимать у режиссёров имелось, и очень сильное. И… это потрясающе! Даже в фильмах третьего тысячелетия далеко не всегда можно услышать такую музыку, которая вызывает мурашки. В связи с этим мои аплодисменты.

У «Серебряного копытца» есть только один минус, который я никак не могу принять. Слишком большие глаза Дарёнки, из-за которых она выглядит немного нелепо. Художникам следовало как-то подкорректировать её внешность.

8 из 10

07 декабря 2022 | 01:15
  • тип рецензии:

Из диалога:

- Мой любимый психоделический мульт. Даже на пластинке я его заслушивалась до детского полу-транса.

- Интересно, почему он тебе так понравился?

- Тот редкий вариант когда я не смогу полноценно ответь на этот вопрос, но есть возрастные последствия… В отрочестве мне нравилась куприновская Олеся и я мечтала жить в лесу наедине с животными и природой. Уже в зрелом возрасте я обратила внимание на одного назойливого ухажёра, только лишь потому, что ему предложили работать лесником на Домбае и он мне об этом вскользь поведал. Ничем, кроме мечтаний как я буду подкармливать медвежат и обниматься с оленями это не закончилось, но факт таковой имеется.

- Романтическая натура.

- Сейчас, повзрослевшей, мне кажется, что это не романтика, а очень ранняя тяга к отшельничеству.

26 декабря 2019 | 11:06
  • тип рецензии:

Короткую рецензию я решил написать после того, как увидел в ВК комментарий человека, который о мультфильме отозвался так: 'Саспенс моего детства'.

А ведь, действительно, очень подходящий термин для ощущений, которые во время просмотра испытывает зритель. Причём не только ребёнок, ведь все величайшие как бы детские творения советской культуры продолжают удивлять и вполне взрослых людей. Казалось бы, как уместить что-то значительное в 10 минут? Но здесь мы заворожены (огромное спасибо В.Мартынову) с самого первого кадра, когда видим слово 'Союзмультфильм' на непривычном изумрудном фоне. С того момента, как Кокованя рассказывает Дарёнке о козле, мы проживаем с ней маленькую жизнь, и нам становится невероятно интересно, чем закончится эта история. Музыка создаёт атмосферу загадочности и ожидания, как бы подводит к итоговому событию. То же самое, кстати, делает и кошка, 'произносящая' фразу, выведенную в заголовок.

Отдельного внимания заслуживает эпизод, где Дарёнка впервые увидела козла, и вернулась в избу. Мы вместе с ней ощущаем то, что вот этой встречей всё и ограничится. Что можно ещё пожелать - ведь посмотреть-то удалось! А уж дорогие камни, ну не всё же сразу. На этой мысли девочка засыпает. Но вот тревожно просыпается, и... Опять видит Копытце! Дарёнка выходит на улицу, а козёл на крыше избы. Ведь казалось, что увидеть его можно только в глухом лесу, издалека, а тут совсем рядом! И происходит событие, музыка достигает апогея, а под конец возвращается Кокованя. Эта сцена совершенно особая. Мы не слышим какой-либо фразы (тут говорить и не надо!), но по движениям героев понимаем то, что они чувствуют. Нечто подобное может произойти, когда два человека смотрят важный футбольный матч, и 'наши' забивают гол при счёте 0:0...

Кроме того, мы в очередной раз убеждаемся, что советская культура была очень многогранна, и производила своего рода драгоценные камни, которые занесло плотным слоем буржуазной массовой культуры. 'Серебряное копытце' по ТВ практически не показывают, и люди так часто, как волков и зайцев, его не вспоминают. Но если напомнить, то многие вспомнят завораживающую историю, очень необычную и непохожую ни на что другое.

10 из 10

23 мая 2019 | 16:04
  • тип рецензии:

Сказы у Бажова очень уютные, обстоятельные, мне они в детстве всегда этим нравились. Не просто нелогичная история про абстрактных Иван-царевичей, а прямо будто из жизни. Вот и 'Серебряное копытце' тоже. Словно правда очевидец рассказал, как дед хотел на воспитание мальчика взять, мол, помогал бы охотиться, а получилось, что девочку, про то, как они жили, про то, как она с ним на зимнюю охоту попросилась, как он много добычи настрелял... там и финал был какой-то бытовой, без пафоса, хоть и счастливый.

И в это вполне правдивое жизнеописание так органично была вплетена сказка: чудесный олень с серебряным копытцем, который им самоцветы выбивает.

Собственно, в мультфильме от бытовых подробностей сильно отошли. Ни тебе Даренка по хозяйству, ни тебе дед обычных оленей не добывает. И тем самым низвели явление Копытца из чуда-в-реальной-жизни до обычного сказочного чуда, в компанию Сивок-Бурок и Коньков-Горбунков.

Еще как-то странно нарисованы Даренка и Копытце. При том, что Кокованя и Муренка - в общем, вполне реалистично, про фоны тоже ничего плохого сказать не могу. А эти два персонажа как из другого мультфильма забрели.

Впрочем, то, что весь текст читается как бы от автора, одним голосом - идея неплохая. Но от воплощения сказа Бажова хочется большего.

23 марта 2012 | 01:29
  • тип рецензии:

Какой замечательный мультфильм. Наверно, лучше я не видел.

Обворожительная музыка, сюжет... Большая фишка в том, что озвучивание шло одним человеком. Все это придавало какой-то особый колорит этому произведению.

Я еще раз скажу про музыку. Владимир Мартынов отлично постарался. Композиции, которые заставляют как-то думать и жить лучше хотя бы первые минут 15 после просмотра фильма. Такая завороженность охватывает тебя и несёт куда-то.

Такие произведения редкость, не только в Союзмультфильме, но и вообще. В основном в СоюзМмльтфильме выражались идеи вечной «доброты» и дружбы, которые всегда чему-то учили. Но в этой картине показана сказка. Та самая детская и любимая сказка. Ничего кроме 10 я поставить не могу.

10 из 10

27 декабря 2009 | 13:26
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: