- сортировать:
-
по рейтингу
-
по дате
-
по имени пользователя
Выбор темы этого фильма был интересен. Авторы взялись за биографический фильм об ученом животноводе. И не за утилитарную комедию - фильм претендовал на многое, так как основной линией было возвышение фигуры изобретателя и популяризация науки. Другое дело, что в большей части все свелось к обилию диалогов и многие моменты были размыты. В то же время, очевидный недостаток увлекательности и действия компенсировался вкраплением нескольких весьма красочных и противоречивых моментов. Сами по себе они конечно толком ничего не изменили, но внимания заслуживают.
Один из первых значимых моментов - встреча ученого с обычным красноармейцем. Один стремится защитить племенное животное, а для другого такое сопротивление непонятно. Молодой человек сразу же хватается за пистолет. И несмотря на то. что недоразумение исчерпано есть понимание того, что подобный способ разрешения конфликтов существовал в действительности, а последствия могли быть совсем иными.
Не менее информативна и другая ситуация: несколько работников утаскивают у селянки визжащую свинью. Она протестует, ругается, свинья пытается вырываться... А ведь и вправду - ученому нужно и его помощники ищут по соседним хозяйствам нужных животных. Главное, чтобы науке подошло.
Покажут нам и такую неприятность, как подмену племенных животных. В документах отмечено одно, а на деле подают совсем иное. И когда это выявляется один из персонажей беспокоится у улыбчивого дружелюбного товарища: 'Вы не из ЧК?'.
Ну а самые яркие моменты фильма - попытка воспроизвести зарубежные командировки. Авторы так показывали, что наука - это лифт, который позволяет в том числе увидеть мир. Так, герой Георгия Юматова, будучи помощником ученого, получает возможность прогуляться по Лондону и провести пламенную и несколько комичную политическую беседу с местным полицейским. Комично представлен и отдых ученых в ресторане с джаз-бэндом. Малыми средствами актеры создавали подобие буржуазного образа жизни. Потому так забавна настойчивость замужней дамы, увлекающей не умеющего танцевать ученого в страстные танцы.
Все эти моменты без сомнения сложно позабыть. Но по ним ленту не оценишь. В целом перед нами скучный многословный и совсем не интересный фильм. Весьма скромные актерские работы. Даже опытный Юматов выглядел излишне нервным, если не переигрывающим. Ну а вокруг известного херсонского заповедника 'Аскания Нова', который был выведен в название ленты, так и не было особой акцентуации...
3 из 10
|
прямая ссылка
28 августа 2024 | 16:12
СССР; 20-е годы XX века
Михаил Иванов /Сергей Яковлев/ - учёный-животновод, благодаря которому были выведены новые породы скота
Николай Барабуля /Георгий Юматов/ - первый помощник Иванова, надёжный и инициативный
Федот Якушенко /Олег Ефремов/ - нарком, помогающий Иванову в осуществлении планов и верящий в их успех
Юрий Веригин /Павел Массальский/ - профессор, выступающий против идей Иванова
Эту советскую биографическую ленту вряд ли, конечно, можно назвать полностью достоверной, поскольку снята она была в период, когда многое выбеливалось, серые пятна стирались лучезарными улыбками и верой в радужное будущее, а о недостатках великих людей не упоминалось, потому что великие должны быть безупречными, иначе на кого же ровняться советскому человеку.
Впрочем, лично я к таким фильмам с чёрно-белыми персонажами отношусь неплохо, как правило. К тому же, в них есть иные плюсы для меня, главный из которых – наивность, которая у меня вызывает тёплые чувства.
Данная лента рассказывает об отрезке жизни советского учёного-животновода Михаила Иванова, когда он смог добиться поездки за границу с целью покупки свиней и овец, чтобы путём скрещивания вывести новые породы. События происходят в 20-е годы, в стране бушует голод и именно на борьбу с ним, в основном, нацелена работа животновода и его соратников.
Я не могу рекомендовать эту ленту, пожалуй, никому, она может понравиться или хотя бы спокойно восприниматься /под «спокойно восприниматься» я подразумеваю «без неконтролируемых приступов засыпания»/ далеко не всеми. Фильм скучноват, события развиваются медленно и порою топчутся на одном месте. Ярких и харизматичных персонажей здесь нет, есть попытка ввести такую героиню в повествование, которая не обернулась ничем, кроме пары снисходительных улыбок на лице зрителя, то бишь, меня.
|
прямая ссылка
18 июля 2023 | 07:03
Данный фильм представляет собой вырождение жанра научно-популярного художественного фильма. Этот странный гибрид занимал весьма видное место в кинематографе сталинских времен, его пик развития - конец 1940-х-начало 1950-х годов. При всей условности наглядного соцреализма, фильмы, подобные 'Жуковскому' или 'Академику Ивану Павлову' имели свое скромное обаяние, потому что, при всей идеологической тенденциозности, фигура протагониста, а именно очередного ученого, не признаваемого в 'темные времена царизма' (мифологема, отсылающая к условному Средневековью), но доказывающего свою правоту уже после 1917 года, получалась чуть более человечной, чем нужно.
'Академик из Аскании' снят вроде бы по тем же лекалам, но выглядит явным анахронизмом по меркам кинематографа 1960-х годов. Характеры героев плоские и антипсихологичные. На одной стороне, как всегда, ревнители классово понимаемого прогресса и просвещения, на другой - его сознательные враги или заблуждающиеся. То есть враги - это откровенные враги, 'вредители' (вообще фильм неприятно отдает атмосферой едва ли не 1930-х годов в этом параметре), а заблуждающиеся - это бесконечно далекие от народа кабинетные ученые, настаивающие на своих смешных точных научных методах, меж тем как позиция биолога Иванова, главная героя, выдается за торжество науки. Звучит она так: 'овцу полюбить надо, пропустить ее через свои руки'. В этот момент хочется засмеяться, но как-то не до смеха, если вспомнить, как чуть раньше функционеры от науки громили генетику и кибернетику, обеспечив не передовые позиции науки, а, как бы бы это сказать помягче, глубокие ее тылы.
Учитывая, что научно-популярный запал фильма сводится к нехитрой философии любви к овце из вышеприведенной цитаты, собственно, научно-популярное содержание ленты тем самым и исчерпывается. Режиссер пытается заполнять образовавшийся вакуум, прибегая к отчетливо комическим сценам, песенным вставкам на фоне сытой и благополучной колхозной украинской степи, бородатому Ефремову и украиноговорящему Юматову. Но, увы, ничего из этого списка не помогает. Фильм выглядит очевидным реликтом с насквозь увядшей эстетикой и любопытен как образчик вырождения жанра, о чем уже сказано в начале рецензии.
|
прямая ссылка
07 сентября 2014 | 00:44
|
|