Фильм, снятый по рассказу классика Говарда Филлипса Лавкрафта (Howard Phillips Lovecraft), не является единственной экранизацией одноимённого с заглавием произведения. До него уже выходила пара «Умри, монстр, умри!» («Die, Monster, Die!») и «Проклятие» («The Curse»), которые имели значимые различия меж собой и литературной основой. Данный фильм так же весьма самобытен, в первую очередь, являясь приверженцем современного b-movie, однако на самое приятное удивление, крайне минимальный бюджет в 100 000 долларов умело компенсируется режиссёрской манерой создавать ощутимую для зрителя мрачную атмосферу, как ещё один важный инструмент постановки, больше ориентированной в аспект фильма ужасов, нежели фантастики, да и почти новичок в своей профессии радует чётко выраженным стилем. Его «картинка» погружает зрителя в отрезанный от всех мирок одинокой фермы без права на спасение, скрашивая отсутствие внятных финансовых средств правильным расходом специальных эффектов ради фоновой обводки загадочного тумана или зловещей ночной темени, сообща с неплохим гримом. То есть, хоть кино низкобюджетное, оно не является трэшем в своём самом отрицательном значении, как нелепая кинематографическая подделка без права на достойный продукт экранного искусства. Здесь, напротив всё дёшево, однако не в упадке, а просто лаконично и чисто от визуальных излишеств.
Говоря о тематических расхождениях с рассказом, то их слишком много, и если начать перечислять, можно выделить с десяток пунктов, утопнув в дебрях сюжета. Указать следует лишь на самые важные нюансы, как временные рамки 1943-го года и перенос места действия в Италию, где в отдалённой местности от больших городов стоит ферма. Посему внедряется тема фашистской экспансии, забравшей всех мужчин на войну, кроме хромого главы семейства и их немолодого соседа, живущего с внучкой, а так же проскальзывающая история с расправой над еврейской женщиной, однако какая-то обрывистая и логически необоснованная. В её защиту можно отнести лишь побочные кадры с умственно отсталой девушкой, беседующей с останками, видимо, чтоб сгущать эффект показательного разложения разума, точно не упокоённый труп, своего рода – симбиоз наглядного прозаического распада некогда красивого и здорового организма вместе с роскошной фермой, постепенно отмирающей от фантастической болезни. Так же снова озираясь на первоисточник, находишь различие, что там было некое космическое подобие существа, поселившегося в колодце, меняющее присутствием всё вокруг, а тут абсолютно не уточнённое Нечто, вырвавшееся из дна земли в виде полуразумной ауры, вызывающее мутации и населяющей разум людей пугающими кошмарами. А вот сокращение хронологических рамок литературного образца с годов до недели кажется убедительным, чтоб повествование шло более ритмично, пугая скоростью заражения.
Так как упоминалось ранее, автор работы делает упор на зловещий хоррор, то самодеятельность со щедрыми кровавыми моментами разных нападок больных необъяснимым влиянием светящийся ауры в округе, скрашивается ответвлением взгляда на органические мутации через призму религии, вычленяя из непонятных проявлений одержимость тёмными силами. Не то чтобы режиссёр доводит до логической кульминации подобную тему, только она, в любом случае, вливает в ожидаемый (для знакомых с творчеством Лавкрафта) сюжет что-то свежее, мастерящее небольшой сюрприз.
В целом этот фильм, безусловно, крайне недорогой, впрочем, что не идёт ему в укор, а скорее наоборот – в заслугу, особенно сравнивая многие неудачные современные подделки категории Б, не обладающие столь заметной мрачной стилистикой и удачно обыгранными смехотворными средствами. И если Вы приемлите концентрацию больше на хоррор-атмосферу и вполне достойную актёрскую игру, где более остальных выделяется героиня, изображаемая «Королевой крика» Дэбби Рошон (Debbie Rochon), то кино принесёт удовольствие от просмотра в качестве непосредственно ужаса, так и экранизации с претензией на некоторые вольности при осмыслении рассказа.
'Цвет из тьмы' - очередная попытка перенести на экран произведения выдающегося, но при жизни, к сожалению, не оцененного по достоинству Г. Ф. Лавкрафта. Попытка, на мой взгляд, вполне удачная.
Подход к экранизации рассказа Лавкрафта 'Цвет из иных миров' режиссера Айвена Зуккона похож на подход Питера Сватека в 'Гемоглобине' (в его основе - тоже новелла Лавкрафта). То есть режиссер минимально уклоняется от сюжета литературного произведения. но в то же время привносит в него что-то новое и оригинальное. Вот и 'Цвет из тьмы' не стал коренным изменением первоисточника, а авторские 'изюминки' превратили его в поистине захватывающее действо.
Главных (есть и другие, но это не столь важно) отличий фильма от рассказа всего два. Во-первых, действие происходит не в США начала ХХ века, а в Италии времен Второй мировой войны. Во-вторых, нечто, поселившееся в колодце, - не инопланетное существо (как в книге), а олицетворение дьявольских сил. И это оказалось сильным ходом Зуккона: потеря веры в Бога доселе добрыми католиками под воздействием этой самой бесовщины стала фактически фундаментом сюжета.
Фильм запоминается и благодаря созданной в нем атмосфере. Пожалуй, очень немногие картины могут похвастаться такой мрачной аурой постепенно нагнетаемого ужаса. Возможно, здесь сыграло свою роль то, что съемки ведутся будто бы в театральных декорациях. Обратите внимание, как мало локаций представлено в фильме, будто бы это и не кино вовсе, а спектакль! Дом фермера Пьетро, двор и огород, дом его соседа - вот, собственно, и все. И, наверное, из-за того, что в течение первой половины фильма зритель успевает хорошо изучить все эти места, дальнейшее жуткое развитие сюжета в этих знакомых декорациях делает картину еще более пугающей.
Небывалую атмосферу во многом обеспечивает и игра актеров. В другой обстановке она могла бы показаться чересчур простой, но только не здесь. Жесты, мимика, диалоги - все выверено, все правдоподобно.
Айвен Зуккон доказал свое понимание произведений Лавкрафта и финалом картины. Рассказы и повести Лавкрафта, как известно, далеко не оптимистичны, вот и режиссер делает акцент именно на этом: есть вещи, сталкиваясь с которыми, ты не в состоянии понять, что это такое; они безжалостно прокатятся по тебе и по всем, кто рядом с тобой, не оставляя ни малейшего шанса на спасение; и помощи ждать бессмысленно...
Все мы любим Лавкрафта! Достойные экранизации его произведений мне лично не встречались. Слишком страшна, слишком глобальна и масштабна его Вселенная Древних Богов и необъяснимых неназываемых сверхъестественных существ.
Для качественного фантастического кино нужен бюджет в сотню миллионов баксов и спецэффекты уровня П. Джексона и Кэмерона. Но голливудские продюсеры видать не верят в окупаемость таких проектов. А посему мы имеем то, что имеем: 'Реаниматора', снятого за 3 недели, 'Извне' с пластилиновой анимацией, и др. более или менее удачные фильмы с малоизвестными актерами.
Итак, 'Цвет из тьмы', смотреть или не смотреть?
Сразу хочу предупредить почитателей Лавкрафта: кроме колодца, овощей-мутантов и всеобщего разложения, общего с оригинальным рассказом 'The Colour Out of Space (Сияние извне)' вы не найдете. Не стану пересказывать сюжет, как многие это делают - и так все увидите. Просто отмечу положительные и отрицательные моменты (проведу поверхностный анализ):
1) В отличие от оригинала, действие переносится из Америки (милые сердцу Аркхэм, Мискатоник) конца 19 века в оккупированную Италию 1943г.
2) Все имена и число персонажей изменены. (В книге было еще трое детей)
3) В рассказе источником всех бед был метеорит, в котором и прибыла чужеродная инопланетная жизнь и поселилась в колодце (в фильме вообще кажется, что если бы батя не проковырял дно в колодце - ничего бы и не было).
4) В оригинале 'страшные дни' и связанные с ними события длились больше года, в фильме - ферма вместе с хозяевами и помидорами загнулась за неделю!
5) Лавкрафт не поднимал в этом рассказе (да и в других произведениях) тему христианской борьбы 'бобра с ослом', поэтому непонятно зачем режиссер смешал фантастические явления (свечение, мутация и т.п.) с классическими экзорцистскими штучками (падре, распятие, одержимость).
6) Режиссура хромает на обе ноги, действие лихорадочно переносится из одного дома в другой, из одной семьи в другую (я до конца так и не понял: Алисия - это их дочь? Тогда почему 'мама' ее называет 'сестренка', если сестра, то почему так скорбит над могилой свояченицы Пьетро?)
7) Игра актеров: выкладывалась только Лючия в роли одержимой похотливой твари, Алисия - великовозрастная дебилка с некрофильскими наклонностями, Пьетро - что-то среднее между Спартаком и Месье Ля Пядит из 'Бесславных ублюдков' - ужасно смешно выглядел в огороде с лейкой и совком.
8) Сценаристы явно не заморачивались над диалогами, которые обладают всей тупостью и нулевой информативностью мексиканских сериалов:
- Мне лучше пойти домой.
- Подожди, я провожу!
- Нет!
- Пожалуйста, позволь ему проводить тебя!
- Я хочу пойти один!
- Как хочешь, но обращайся если что...
- Благодарю, я подумаю над этим.
- Небольшая прогулка придаст мне сил... Благодарю, спасибо. (Уходит).
- Почему ты позволил ему уйти?
- Он сам так решил.
- Что мы можем сделать?
- Что мы можем сделать? Ничего.
9) До конца не понятно, для чего были введены параллельные истории о геноциде евреев и убийстве одной из них. А вернувшийся с фронта брат? Появился на 10 мин. лишь для того, чтобы одержимая Лючия порубала его с помощью мачете.
10) Компьютерные спецэффекты оставляют желать лучшего вложения денег, ну да ладно, спасибо и за вспышки сварочного аппарата и черные глазницы!
11) Музыка в принципе мрачная, тревожная и скрипичная, нареканий нет, но Звуковые эффекты 'БУ!' вставлены абсолютно не там где надо.
12) Но хватит о грустном! У этого фильма есть явные плюсы:
- Неплохой грим и натуралистичные сценки: все стадии разложения трупа застреленной еврейки сняты очень реально!
- Неплохие моменты с предложением высосать жизнь из груди или глаз под щекой!
- Неплохо играет главная одержимая демонесса (что не удивительно - за ее плечами 175 фильмов!!!)
В общем: Сюжет - 4, Сценарий - 2, Режиссура - 3, Спецэффекты - 4, Игра актеров - 4, Музыка - 4. Итоговая : 4-
Колодец, колодец, дай воды напиться. История смертельной одержимости
About. Семья на ферме. Незаметное постепенное внедрение инородной сущности в членов семьи. Всё безсильно перед этим феноменом.
Crew. Режиссер - Ivan Zuccon (6 фильмов). По рассказу Х. Лавкравта 'Цвет из Космоса'.
Лючия - Debbie Rochon (152 фильма)
Пьетро - Michael Segal (8 фильмов)
Алисия - Marysia Kay (20 фильмов)
Story. В разгар Второй Мировой войны на удаленной ферме проживает семья: хозяин Пьетро, его жена Лючия и ее младшая сестра Алисия, 23 летняя девушка с некоторыми психическими дисфункциями. А Пьетро не попал на войну из-за увечья ноги.
В одно прекрасное утро в колодце, что находился недалеко от дома, на дне появилось неземное свечение, изредка издававшее непонятные для человечьего уха звуковые сигналы. С этого момента всё и началось.
Summary. Фильм снят по рассказу Лавкрафта, который он сам считал своим лучшим произведением. В данной работе режиссер И. Зуккон его несколько адаптировал, но, полагаю, от этого достоинства картины ничуть не ухудшились.
Проблема зла. Причем, зла неочевидного поначалу, а выстроена вся история зарождения и развития этого явления, до полного его финала. Никакой фантастики, никаких чрезмерных измышлений. Всё показано в минималистской манере. Совершенно обычная семья, живущая на самообеспечении, ревностные католики (в хорошем смысле слова), испили водички из колодца и полили огород. (При этом они ничего не знали ни про воду, ни про свечение) За ночь зеленые помидоры превратились в аппетитно кроваво-красные сочные плоды да еще и размером с маленький арбуз. У Пьетро нога полностью восстановилась. Алисия обрела дар речи (до тех пор она была нема).
Первым слабым звеном оказалась хазяйка. Сперва у нее появилась неожиданная похоть, которая выразилась в постоянном ненасытном желании совокупляться. А дальше понеслось. Приглашенный местный падре сразу же определил одержимость дьяволом, при том и сам напугавшись изрядно и пустившись наутек. Но потом священнический долг возобладал в его разуме, видимо он захотел изгнать непрошенных гостей из тела Лючии. Но в этой жизни у него это не получилось.
Фильм захватывает постепенно, по нарастающей. Очень красивые съёмки, особо в ночное время, при этом незаметно особого вмешательства каких-то спецэффектов. При чем режиссер не задавался целью сделать страшилку из фильма. Его интересуют проблемы философского плана, в частности из области непознанного и необъяснимого, но реального и опасного.
...А все помидоры быстренько завяли и сгнили. Ибо этот свет(энергия) появился, дабы всё разрушать и умерщвлять. И, даю гарантию, этот CFD весело шагает по планете. И имя ему Легион.
Студия: Studio Interzona (Италия)
Смотреть? один из лучших фильмов в стиле horror 2009 года