Можно было бы сказать, что этот фильм о модной у нынешних кинематографистов подростковой жестокости. Вот только все 'подростки' здесь уже совершеннолетние, да и жестокости никто из них проявлять не собирался. Автором сценария злободневного (сегодня - особенно!) фильма, стала преподаватель, а затем директор частой школы в Риге Бронислава Паршевская, использовавшая в сюжете (первоначально - в пьесе) свой богатый профессиональный опыт. Литературное оформление сценария принадлежит известному кинорежиссёру Янису Стрейчу, сумевшему 'подать' историю в почти детективном ключе.
Советская Прибалтика в том далёком теперь СССР была словно 'маленький капитализм'. Близость Европы позволяла жить несколько иначе, чем 'глубинке'. Вот и причина всей коллизии - кинокамера - была доступна в те годы, ой, как немногим, даже вполне обеспеченным людям. А тут ещё проектор с синхронизацией, чтобы смотреть настоящее кино, не выходя из дома. Все мы в молодости что-то коллекционировали. Вот только предметом поисков Роланда (Варис Ветра) являются вовсе не открытки, значки или марки, а... человеческие эмоции! Отец Роланда работает на телестудии, вот и не прошли 'киношные разговоры' мимо ушей юноши, посчитавшего себя 'летописцем правды'.
Правда в понимании Роланда - это 'предельная чистота эксперимента', то есть съёмка скрытой камерой человека, который об этом даже не подозревает, а, значит, нарочно не играет какую-либо роль. Такое желание достойно похвалы, если бы не одно 'но' - Роланд и его товарищи, решают 'поставить' 'чистый эксперимент', а на роль жертвы выбирают молодую некрасивую лаборантку из своей школы. Любви хочется каждой девушке: будь ты красива как Афродита, или страшна, как Баба Яга. И что закономерно: чем непригляднее внешность, тем больше хочется любви, теплоты и участия. Это аксиома. Молодёжь знакомятся с ней задолго до 11 класса, именно поэтому друзья решают подшутить над лаборанткой, понимая, что она сразу поверит приглашению 'на свидание'.
Коллизия картины заключается в том, что безобидный, казалось бы, розыгрыш неожиданно принимает серьёзные последствия. Оказывается, нажимая на кнопку 'Пуск', ты не только включаешь камеру, ты посредством её объектива, в буквальном смысле, врываешься в личную жизнь постороннего тебе человека. Молодым людям невдомёк, что жестоко и даже крайне цинично смеяться над искренними чувствами девушки. Им невдомёк, что смех, высмеивание, шутовство относится, прежде всего, к нравственности, и лишь затем к внешне воспринимаемой эстетической категории. Но так глубоко молодые люди не заглядывают. Они живут личными интересами, и чужие переживания для них - это всего лишь ещё одна человеческая эмоция в собственную кинокопилку.
Интересное кино о выборе жизненного пути, о взаимоотношениях отцов и детей, о честности и бескомпромиссности. Снимая свою остро социальную картину Дзидра Ритенберга даже не подозревала, в какой снежный ком превратится через полвека увлечение молодёжи «чужими эмоциями» запечатлёнными на многомиллионную армию гаджетов. Неумолимый прогресс шагнул ещё на одну ступеньку вверх, делая человека всё более и более бездуховным. В эпоху, когда не было сотовых телефонов к упавшему на улице человеку подходили незнакомые люди с предложением помощи. Сегодня незнакомые люди подойдут лишь для того, чтобы снять «удачное видео», после чего развернутся и равнодушно последуют дальше. Такова правда…