Ли Ван Клиф. Наравне с Клинтом Иствудом, Джоном Уэйном, Тэренсом Хиллом и Грегори Пеком является одним из столпов жанра вестерн. Вот только там где вышеперечисленные актеры играли сплошь положительных героев Ли Ван Клиф выделялся тем, что играл человека вне закона, законченного негодяя, обаянию которого мог позавидовать сам Дьявол. И пусть плохие парни удаются у обаятельного актера выше всяких похвал, но ведь душа хочет разнообразия и, скорей всего, не хочется оставаться в памяти людской исключительно, как антагонист. Так что снялся ли Ван Клифф и в паре фильмов, где ему довелось исполнить роль, кхем, хорошего парня. Одной из таких картин стал «Паромщик» и он перед вами.
Джейкоб Рэми – знаменитый бандит и убийца, который вместе со своей бандой совершает налет на американский городок. Что это за город о том нам не ведомо, но после того, как там прошел Рэми со своей бандой этот город по праву может называть городом-призраком, так как бандиты не щадили ни старого, ни малого и безоружные женщины также получили пулю от сих «добрых молодцев». Вот только целью нападения было не желание пойти на поводу у своих первобытных инстинктов, а тридцать ящиков оружия и несколько ящиков серебра, с помощью которых Джейк Рэми намеревается устроить в Мексике очередную революцию и стать там за главного. Единственное препятствие, стоящие у него на пути. Это – река с бурным течением.
Трэвис Варкьеро (Варкеро, Варьеро… а-а-а, какая сложная фамилия!) – паромщик. Человек, который смог сам построить паром во времена войны с индейцами и даже уберечь его, а потому относящийся к нему, как к своему сыну, которого у Трэвиса никогда не было. Сейчас же наступили относительно спокойные времена и рядом с паромом стали возводить город. Ну как город? Все что там есть, так это пара жилых домов, гостиница, магазин и строящаяся церковь. Не густо? Ну а большего для Дикого Запада и не надо. И пусть Трэвис достаточно циничный и жестокий человек, но при этом он не даст в обиду мирных граждан, а бандитам... носы готов накрутить. Да, именно носы, а вы что подумали?
Вскоре пути этих двоих должны пересечься. Ведь у банды Рэми счет идет на часы и очень скоро за ними приедут солдаты, дабы доходчиво объяснить, что убивать мирных граждан это ой как не хорошо и за такое по рукам дают. В то время как Трэвис не собирается отдавать свой паром бандитам ни за деньги, ни за жизни мирных граждан. Во всяком случае, так утверждает сам герой Ли Ван Клифа, но так ли это? Пусть фильм сам ответит на данный вопрос.
Я же поговорю несколько о другом. А именно о том, что режиссер, а с ним и сценарист ленты решили сделать ставку не на героя Ли Ван Клифа, а на антагонистов. Ход достаточно рискованный. Ведь зритель, видя имя любимого актера, ожидает что именно он окажется в центре внимания, а тут на тебе главным героем является Джейк Рэми и его банда! При этом почти каждый член банды Рэми получит пять минут экранного времени и благодаря этому понимаешь, что это не просто круг по интересам, где кучка подонков собралась вместе, чтобы сорвать нехилый куш. О нет, банда Рэми является чем-то вроде семьи. У них есть «трудный подросток» в лице индейца страдающего гетерохронией (Разные глаза, для справки), который очень любит свою жизнь, а потому предпочитает тактическое отступление… да почти всегда. Есть тут и человек, который дает мудрые советы и всячески поддерживает авторитет «главы семейства», сам при этом не пытаясь занять лидирующую должность. Есть молодой паренек, который не так давно появился в банде, но отчаянно пытающийся выслужиться и показать, что он не лыком шит. Есть деревенский уволент, без царя в голове, двух передних зубов и тягой к клептомании. А еще есть старый друг Рэми, который всегда готов найти успокаивающие слова для своего босса и поддержать его в трудную минуту. И это… черт возьми, это подкупает. Даже несмотря на тот факт, что в самом начале картины мы были свидетелями, как эти ребята перебили целую деревню, что заслуживает всяческого порицания, все равно интересно наблюдать за сюжетной линией Рэми и его команды бравых ребят. Возможно тут дело в том, что антагонисты обладают своим неповторимым шармом, а возможно то, что сценарист с любовью выписывал характер каждого антигероя. Впрочем, не все ли равно? Главное, что это работает.
Ну а как быть с героем Ли Ван Клифа и его сюжетной линией? О, тут все куда сложней. Трэвис Варкьеро является сильным и несгибаемым человеком, который периодически курит трубку (Неизменный атрибут почти всех героев Ли Ван Клифа), но на этом все. Должного погружения во внутренний мир Трэвиса Варкьеро не будет. Полагаю тут сказалось то, что расчет был сделан на то, что врожденная харизма актера сделает все за него. И частично так оно и есть. На Ли Ван Клифа просто приятно в очередной раз взглянуть. Но вот только смотришь на него и видишь актера, а никак не героя.
Ситуацию могло бы поправить второстепенные сюжетные линии, будь то что у героя Ли Ван Клифа возникает конфронтация со священником. То что старый друг главного героя – чудак и охотник Фил, собирается уйти и бросить своего друга вместе с паромом, просто потому что не хочет связываться с людьми Рэми. Ну а еще есть подруга героя Ли Ван Клифа, женщина с циничным лицом, сигарой в зубах и четвертым размером груди, которая ревнует к крестьянке, что приглянулась Трэвису. Это все могло бы выстрелить, но к большему сожалению ни одна из этих подсюжетов не был доведен до ума. Тем самым фильм будто бы говорит зрителю: «Извините ребята, тут было много интересных сюжетных находок, но нам попросту не хватило времени, чтобы их закончить». И знаете, я готов простить фильм за это. Просто потому что дух Дикого Запада был передан отлично, актеры смогли удачно преподнести своих героев, а финальная сцена получилась пусть и достаточно скоротечной, но очень яркой и по своему символичной.
Итог? Достойный представитель вестернов, единственная проблема которого – небольшой хронометраж. Да, знаю, звучит невероятно, ведь фильм идет сто четыре минуты, но тем не менее, если бы картина шла на полчаса дольше, то мне думается, кинокартина могла бы носить статус мини-шедевра, а так это просто крепкий вестерн, который я рекомендую всем фанатам жанра.
Отличный жестокий брутальный вестерн. Очень `пекинповский` по своему духу. Смотрел и вспоминал «Дикую банду» и особенно «Майора Данди».
И пусть образ героя в исполнении 'лучшего из худших' Ли Ван Клифа и уступает созданным им образам полковника Мортимера и Ангельских Глазок из шедевров С. Леоне, но тем не менее...
Сюжет вкратце. Где-то возле границы с Мексикой. Время действия – конец 60—х гг. XIX в. Есть река, есть суровый паромщик. Накачанный загорелый молчаливый немолодой мужик. Скулы, усы, трубка, потёртая шляпа. Ли Ван Клиф, короче. Он перевозит с одного берега на другой людей, повозки, курит трубку, не чурается виски и женского общества. Рядом с переправой строится городок. Приезжают новые поселенцы… А потом к городку устремляется крупная банда, уничтожающая всё на своём пути. Это полный сброд, мексиканские и белые бандиты, дезертиры из армий Максимилиана и с американской гражданской. Командуют этими полными отморозками (не оставляющими на своём пути живых свидетелей) мексиканский бандит-революционер в шикарном, украшенном драгметаллом сомбреро и француз, бывший офицер поставленного хуаристами к стенке незадачливого мексиканского императора (и австрийского эрцгерцога). Мексиканец – полнейший отморозок, давно уже на грани безумия. Француз – умён, храбр и отличный тактик. Они везут с собой несколько повозок с оружием и серебром, дабы выкроить для себя в Мексике маленькое такое личное государство. Но чтобы переправиться через глубокую реку им нужен паром. А суровый паромщик никак не хочет расстаться со своей собственностью.
Ну и началось. Образ паромщика, конечно, уступает классическим образам полковника Мортимера и «Плохого» из знаменитой трилогии Серджио Леоне, но тем не менее… Ли Ван Клиф просто великолепен. Молчаливый загорелый человек с неплохими бицепсами, ножом и винтовкой. Настоящий мужик.