К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Из фильма Элио Петри «Le Buone Notizie» («Хорошие новости») могло бы получиться отличное пособие на тему «загнивающего буржуазного общества» для эпохи развитого социализма. Да вот беда – показать его советскому зрителю было все равно решительно невозможно. Во-первых – сплошная тягомотина, которую не всякий интеллигент в шляпе выдержит, во-вторых – формализм и декадентство во всей своей пахучей красе, а в-третьих – Элио Петри всегда был каким-то подозрительным оппортунистом. В-общем, в журнале «Искусство Кино» упоминать о нем было можно и нужно, а показывать – добрые цензоры решительно не велели.

Впрочем, спустя тридцать лет все остается по старому, как было и тридцатью, и шестьюдесятью и девяноста годами ранее. И во времена Чехова (которого синьор Петри, конечно, читал), и во времена Салтыкова-Щедрина (которого читал вряд ли), и в России, и в Италии, и в Австро-Венгерской Империи… Очередной маленький человек, живущий тихо и незаметно, бегущий страстей, чурающийся перемен, стремящийся быть «как все»... И жизнь, проходящая мимо, но не задевающая его мирок даже самыми бурными своими волнами. Еще одна история учителя Беликова, пусть и куда более благополучного с виду, нежели несчастный чеховский персонаж.

Впрочем, герой Элио Петри вообще лишен имени. Такой вот просто чиновник, вся жизнь которого проходит в узком коридоре: служба – дом – любовница (иногда). Служба – бессмысленна (сидя за пустым столом он смотрит новости сразу по десятку каналов – то ли цензор, то ли редактор, то ли не пойми кто), жена – скучна, с любовницей – не очень получается. Мир вокруг протагониста (в исполнении Джанкарло Джаннини) выглядит совершенно безумным и гротескным: все улицы и парки завалены мусором, а в мусорных контейнерах валяются трупы, люди в обеденный перерыв занимаются сексом прямо на лужайке, дерутся между собой, не обращая внимания на окружающих, кругом бродят собаки с хозяевами на поводке и без… Но герой на все это не обращает ни малейшего внимания – ему нужно, чтобы все оставалось как было, а если нужны перемены, то можно поменяться с женой… постелями.

Но однажды бредовое существование протагониста в выморочном мире насилия (не забудьте, что фильм снимался в конце 70-х: «красные бригады», убийство Альдо Моро, неофашисты и т. д и т.п.) прерывается столь же фантасмагоричными событиями: его давний и единственный друг, страдая манией преследования, сбивает персонаж Джаннини с привычного пути, заставляет его… бояться. Чего? Да все того же: бомбы, неизвестного убийцы, даже своей любовницы – жизни в конце концов. Но даже страхи «маленького человека» оказываются пустыми и тщетными... Нет, кое-что ужасное вокруг него произойдет, но мир останется таким же, каким и был – таким же фантасмагоричным и гротескным, но кто сказал, что наш мир на самом деле не таков? Все мы в той или иной степени заключены в «футляр», выбираться из которого ой как не хочется. Даже если нам об этом в очередной раз напоминают прямо и в лоб, пусть и облекая в форму сюрреалистического мифа.

Мы скорее скажем, что ну их – эти басни… Скучны они и якобы непонятны. Вот «Аватар» лишний раз посмотреть – это да! А тут – фармазонство и баловство одно, не нужное ни советскому, ни русскому, ни, наверное, даже итальянскому человеку. Хороших вам новостей!

11 июля 2010 | 15:50
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: