Всё началось с техно-мелодии в 1994 году. Это был ремикс саундтрека неизвестной мне тогда кинокартины 'Подводная лодка'. По следам отличной мелодии нашел и видеокассету с этим фильмом. Начал смотреть.
Зрелище потрясло. Потрясло жизненностью и ужасом войны. Драмой человеческих жизней. Мне, родившемуся в СССР и всю жизнь уверенного, что фашисты - это нелюди, сжигающие в топках невинных детей, в голову не могло прийти, что под этой пропагандисткой маской зверья есть и обычные солдаты. И они такие же люди, какими были наши отцы и деды. Которые имеют семьи, искренне любят, могут быть весёлыми и беззаботными, искренними и злословными. Грубыми и трусливыми. Храбрыми и отчаянными. Уставшими от лицемерия или свято верящими в правоту своего вождя. Просто они солдаты с той стороны окопов. Воюющие за свою страну и свою идею.
И всё это заставило меня ещё несколько раз пересмотреть эту картину. А потом ещё и мини-сериал, ещё с большей жадностью ловя каждое новое слово, каждую мимику всех действующих лиц подлодки. Ах как они меня поражали! Феноменально!
В современное время при очередном просмотре уже без труда угадываются все так называемые 'комбинированные съёмки', звуковые и визуальные эффекты. Но на это не обращаешь внимание, потому что игра людей, постановка сцен и музыка просто завораживают. И ты живешь все минуты фильма вместе с ними, как будто являешься одним из этих пятидесяти моряков-подводников, что воюют против своего врага, просто выполняя воинский долг.
Финальная сцена больше всего расстраивает. Как будто что-то недосказано, как будто сейчас появится после долгой томительной паузы в кадре постаревший лейтенант Вернер или его голос замолвит последнюю речь. Жаль...
Сам фильм не утрачивает своей актуальности даже спустя десятилетия. Потому что война - это всегда смерть, грязь, страх, ужас. А ещё терпение, тяжёлые решения, лишения, вши. И абсолютная преданность собственному делу и людям, служащим с тобой плечом к плечу.
Посмотрел 'Подводную лодку' сразу в варианте мини-сериала (на самом деле это сверхрасширенная версия фильма) и не пожалел. А вообще вариантов несколько, - обычный фильм, режиссерская версия фильма и две сборки в виде мини-сериалов, - формулировки в разных источниках могут отличаться. В общем, если хотите смотреть 'Подводную лодку' с самым большим хронометражем, ищите, где 293 минуты (почти 5 часов) или около того).
Конечно, сказать такое несколько неадекватно, но это самый лучший фильм, который я когда-либо видел. Безупречная режиссура, безукоризненная игра актеров (при чем вообще всех), захватывающая история, заставляющая сопереживать героям (при чем опять же всем без исключения), техническая составляющая, которая выглядит крайне убедительно даже спустя более, чем 30 лет, - все это про 'Подводную лодку'.
Лично я посмотрел весь мини-сериал одним видеофайлом и за один раз, почти не отрываясь. В процессе повествования, вам раскроют каждого героя фильма, включая до самого второстепенного, - и это будет ни разу не скучно. При внимательном просмотре вы сможете узнать все основные аспекты устройства немецкой подводной лодки U96. Кроме того, сама история в фильме - это незабываемое приключение, которое вы переживете вместе с героями, полноценно разделяя самые веселые, горестные и жуткие моменты.
Единственным минусом 'Подводной лодки' я считаю финал. Как по мне, фильм закончился слишком сумбурно и даже несколько невнятно. Не такой конец хотел бы я видеть после почти 5-часового переживания о судьбе героев. Впрочем, резко негативно я об этом не отзовусь. Фильм завершается логично, адекватно, и в крайнем случае неясные с первого раза моменты можно перемотать.
'Подводная лодка' удалась, как остросюжетный приключенческий фильм, как драма и как триллер. Местами даже не обошлось без юмора. Лично мне на ум не приходит больше ни одного такого многогранного, захватывающего и удавшегося во всем фильма.
А тем, кому западет в душу заглавная музыкальная тема фильма, я рекомендую залить себе в плей-лист трек U96 - Das Boot.
Даже фильм про подводную лодку в два с половиной часа, учитывая замкнутую локацию, ограниченность в выборе сюжетных линий и разнообразия действующих лиц представлялось задачей архисложной. Вольфганг Петерсен успешно с ней справился, главным свидетельством чему стала появившейся спустя 5 лет расширенная версия, в которой режиссер замахнулся уже почти на пятичасовой хронометраж при тех же условиях (локация, сюжет, герои). Проект в формате мини-сериала уже нельзя назвать идеальным, без недостатков не обошлось, но уверен, что и тут Петерсен сделал максимум того, что вообще можно было сделать. В теории, конечно, можно представить и более успешное исполнение, но на практике, на мой взгляд, это будет реализовать почти невозможно.
В фильме на редкость удачный подбор персонажей и характеров. Основная нагрузка легла на Юргена Прохнова, блестяще справившегося с ролью капитана. Это мудрый, хладнокровный, справедливый, отважный и преданный своему делу командир, не теряющийся как в житейских, так и экстремально-боевых сложных ситуациях. И при этом не стесняющийся говорить вслух о некомпетентности и халатности представителей даже высшего командования. Пожалуй, именно это, а еще непоказной, но искренний патриотизм привлекают в этом человеке больше всего. Он из тех, кто действительно покидает корабль последним, но тихо и незаметно, а не под бравурный марш и вспышки фотокамер. Вот такого капитана сыграл в картине Петерсена Прохнов, обеспечив ей если не половину, так треть успеха точно.
В принципе, достаточно много можно сказать о многих членах экипажа, начиная с ближайших помощников капитана, настолько тщательно прописаны эти персонажи, со вниманием к самым незначительным деталям и подробностям. Каждый из них словно унес с собой в глубину моря кусочек своей Германии, надеждой вернутся в которую они все и живут. Для одного это родительский дом в деревне, для второго улицы родного города, по которому бегал еще пацаном, для других – любимые девушка, жена, дети, милые сердцу мелочи, о которых зачастую вспоминаешь, только лишившись их. Десяткам людей приходится уживаться в тесном пространстве, и такой процесс по определению не может пройти гладко. Притереть свои привычки к коллективу, адекватно реагировать на стрессовые ситуации, с которыми связана воинская служба вообще, а уж служба на подводной лодке – и подавно, тяжело. Одни уходят в себя, другие стараются прятаться за нарочитым легкомыслием и солеными шуточками, третьи стараются постоянно чем-то себя занять, чтобы не впадать в апатию и депрессию. В ленте все это раскрывается через хорошо продуманные диалоги и прекрасно снятые крупные планы героев, при которых часто и слов не надо, так удачно они ловят настроение того или иного персонажа. Следует отдать должное создателям и относительно проведенной работы над «матчастью»: «быт» подводной лодки воспроизведен скрупулезно и тщательно. Наверное, без огрехов не обошлось, но в целом картина очень и очень пристойная. А еще в фильме Петерсена привлекает то, что он показывает не только глянец с торжественными речами и призывами служить во славу родине, но и изнанку воинской службы, где также присутствуют пот, грязь, вши и каждодневные тесты не только на проф-, но и человеческую пригодность. Из сыгравших в «Подводной лодке» сложно выделить кого-то одного, актеры действительно работали дружной командой, составив настоящий экипаж. Хотя, пожалуй, отдельной строкой упомяну Херберта Грёнемайера, сыгравшего лейтенанта Вернера, Бернда Таубера в роли оберштурмана, а также Мартина Мая в роли Ульманна.
Относительно сюжета, то «заторов» и откровенных пробуксовок тут избежать было почти невозможно, что в первой половине фильма и происходит раз за разом. Начинают повторяться сцены, диалоги, флэшбэки-воспоминания героев. В иные моменты это утомляет, хотя и свой плюс в этом есть: в ленте очень убедительно демонстрируется, что спокойствие и бездействие – ничуть не менее сложное испытание, чем реальная боевая ситуация, когда все решают секунды, а от быстроты твоих действий зависит не только твоя собственная жизнь, но и жизни твоих товарищей. Однако примерно последняя треть картины с лихвой компенсирует простои первой половины. Тут от экрана вообще не оторвешься, настолько стремительно и напряженно разворачиваются события. И каждая сцена просто загляденье в плане исполнения! Благодаря данным эпизодам фильм оставляет чрезвычайно сильные впечатления, и о том, что незадолго до этого доводилось иной раз чуть ли не зевать со скуки, уже не вспоминаешь.
Итоговый вывод: хорошо сделанное кино о людях на войне, которым Петерсен прошел жесткий тест на профпригодность, и после которого я занес его в любимые режиссеры. Именно после «Подводной лодки» понимаешь, почему Петерсен смог добиться успехов в Голливуде, сняв такие блокбастеры, как, например, «Троя».