К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Чудесная была бы короткометражка. Повтор прописных истин « Где родился- там и пригодился », наложенный на быт и нравы в стиле « северный экзотик », уложись он в полчаса экранного времени, прошелся бы маслом по сердцу. Заставил бы каждого зрителя взгрустнуть по своему покинутому раю. Подивиться тому, что эта серо-стальная каменистая земля с жилищами редкой убогости и безобразия, тоже кому то может быть мила. Похихикать над встречей передовых технологий 21-го века с традиционным вековым укладом жизни. Будучи искусственно растянут на полный метр, «Китобой» оставляет слишком много времени на вопросы: а что кроме?

Итак, что кроме? Первое, чему умиляются многие: отношение чукотского этноса к вечному круговороту жизни: рождение- смерть. Естественное, лишенное какого бы то ни было трагизма, отношение деда главного героя к фундаментальному вопросу бытия: «Сегодня умру! Отвези меня в тундру! Есть хочу- не умру сегодня!». Это подкупает многих, кажется сокровенным, мудрым, оригинальным. По поводу оригинальности- смотри фильмы «Земля» (реж. А. Довженко, 1930 г), « Не горюй!» (реж. Г. Данелия, 1969 г), «Большая семья» (реж. И. Хейфиц, 1954 г.), «Тысячелетняя пчела» (реж. Ю. Якубиско, 1983 г) ранние картины братьев Тавиани и Эрманно Ольми и много чего еще не вспомнил- это только то, что на поверхности. Причем, главная фишка: « есть хочу, не умру сегодня» цитируется из «Земли» дословно, насколько этот термин может быть применен в к фильму дозвуковой эпохи. Понятно, цитаты нынче не грех. Все-таки, метамодернизм на дворе. Но тот же метамодернизм четко разделяет цитату (с отсылом к первоисточнику и его художественным переосмыслением) и плагиат. В «Китобое» не цитата. Жаль.

Второе. Искушение. Новые объекты и новые инструменты. Желание отправиться в американский Детройт у чукотского юноши Лешки возникает не потому, что там иной уровень жизни, там есть « золото, автомобили, пистолеты», наконец, даже не просто из охоты к перемене мест. «Holysweet999»-, девушка из порночата – она оказывается тем самым «цветочком аленьким», за которым готов отправиться « в Дитройт» юный чукча без паспорта, визы и знания языка. Юношеская сексуальная объективация образов фото, кино, постеров, а сейчас уже и манги- давно не новость. Визуальное столкновение бело-розовой в рюшечках американской спальной с безнадежно-серой бытовкой чукотских китобоев забавно. Но полтора часа экранного времени на себе не тянет, порождая проклятый вопрос « что кроме?». Конечно, тяжело жить в пору гормонального взрыва в месте, где самые сексуальные существа- киты. Конечно, непросто приводить свои юношеские мечтания к самоудовлетворению под одеялом. Конечно, похабный мальчишеский треп «про ЭТО», вызывает искреннее сочувствие пополам с легкой брезгливостью. Но, одну минуточку! Поселок-то как то жив. Даже вон дети по улицам бегают в промышленных количествах веселой гурьбой. А дети благодаря онанизму и болтовне все-таки не рождаются. Значит, не так асексуален этот мир. Какие-то чувственные отношения все-таки существуют? Это лишние вопросы- настаивает режиссер. Нет тут ничего. Ближайшая проститутка в Анадыре, до которого 5 часов лететь. И то не факт, что она там есть. Ой, что- то тут не так.

Отдельный разговор- эпизод приезда барышни нетяжелого поведения в рыбацкий поселок. Все адепты «Китобоя» его, как будто, не видели. Между тем, он занимает немало экранного времени и оставляет после себя уже не вопрос « что кроме?», а «что это было?». Проезд фемины европейского типажа с утрированно-круглыми синими глазами в коляске мотоцикла с бегущей за коляской веселой чукотской ребятней. Я понимаю, что это наш ответ Кустурице. «Цыган вы, конечно, приватизировали, а вот чукчей у вас в Сербии, нет. Умойтесь!» Ну и? Что это – соблазнение маленького гордого северного народа развращенной европейской культурой? Получается, что так. Мальчишке и хочется, и страшно, и неловко. А опытная бесстыдница подзадоривает. После такого соблазнения, да еще и со странным подтекстом, подташнивает не только Лешку.

От такой реальной любви в любую виртуальную бежать! И, как можно, скорее!!! Теперь о главном. Неискушенный в правилах поведения в чатах, Лешка полагает, что американская визави его слышит. Учит азы английского, чтобы коряво пролепетать на тему « I love you». Собеседница молчит, тараща глаза в лицо всему миру сразу. Но этот диалог слепого с немой, парадоксальным образом начинает работать. Оттенки эмоций, сиюминутность чувств, настроений, вопреки обстоятельствам, рождает осмысленную беседу. По меньше мере, осмысленную для Лешки. Да и Holysweet, судя по всему, думая о чем-то своем, получает заряд эмоций от мирового Зазеркалья. Вот здесь кино могло бы развернуться. Этот диалог можно было настроить на самые разные пары: «Америка-Россия», «современное- патриархальное», «виртуальное - реальное», «искушенное - наивное», «развращенное- чистое», «мужское- женское», наконец. Но, едва нащупав эту художественную возможность, «Китобой» от нее бежит в сторону роуд-муви. Отправив главного героя на лодке в сторону Америки, авторы теряют то поле, где еще пока мало чья нога ступала.

На что размен? Встреча с браконьерами на необитаемом острове. Намек на триллер. Легкий. Триллер не случился. Встреча с офицером американской береговой охраны. Еще один намек. И опять на триллер. Теперь уже психологический. Напряжение которого также подрасти не успело. Сразу начало падать. Добрый американец не сдает юного чукчу коллегам, а просто высаживает на американский берег. Там Лешка едва не погибнет от обезвоживания и переутомления. Но не умрет. Увидит, что мудрый американец только на словах довез его до Аляски, а в реальности вернул на Чукотку. Дома и стены помогли. Контур родного поселка влил в Лешку силы. Жизнь началась заново. Короче, « всякому мила своя сторона».. Сентенция не новая. Но полезная для нового поколения, познающего жизнь через всемирную паутину.

Поверх банальностей над фильмом иногда веет тот ветерок, которым « дышит почва и судьба». Быт поселка, когда вырубился генератор. Вечеринка с дрожащими от перепитого руками, трехлитровой банкой красной икры, Чичерина с « Моим рок-н-роллом», осеняющая собой нехитрый быт. Охота на кита. Разделка кита на берегу океана. «Актерам» не до камеры. Съемочная группа для них, конечно, экзотика, но кита надо разделать. Настоящая жизнь, непридуманные истории. На эти кадры хочется смотреть и смотреть. Но экранного времени отпущено им не так много. Жаль.

Что же касается призрака Америки, принятия Чукотки за Аляску, обнаружение « плохонького, да своего» в пейзаже, который только мнился чужим, в реальности оставаясь родным- эта игра в подмену понятий тоже сразу отправляет в классическим праисточникам. «Я открыл, что Китай и Испания совершенно одна и та же земля, и только по невежеству считают их за разные государства. Я советую всем нарочно написать на бумаге Испания, то и выйдет Китай.». Узнаете? Николай Васильевич Гоголь. «Записки сумасшедшего».

13 декабря 2022 | 17:20
  • тип рецензии:

Жил-был парень Лешка на самом востоке России, потрошил китов и готовился хоронить деда. Дед его общался с духами предков, а Лешка жаждал приключений и большой любви. Говорят, девчонки есть только в Анадыре, но туда добираться только по воздуху. И однажды в далекой чукотской деревне появился интернет. А с ним местные пацаны узнали, что такое вебкам.

Так начинается фильм «Kitoboy» (2020) молодого режиссёра Филиппа Юрьева, удостоенный «Золотого Льва» Венецианского кинофестиваля и восторженных возгласов критиков.

Это история о том, как дикое племя встретило цифровую эпоху, охотник Лешка - любовь, а в тундру пришла мечта. Мечта о пиксельной девушке из далекого Детройта, неизвестного и манящего американского города. И пока соседи потрошат новую добычу, а местные ребята играют китовым внутренностями на отмели, Лёша набивает рюкзак и отправляется в путь за «американской мечтой» в исполнении Кристины Асмус.

После экранизации романа Дмитрия Глуховского «Текст» (2019) мало кто удивится откровенному появлению Кристины в кадре. Тем не менее миниатюрная актриса явно выделяется на фоне других вебкам-моделей неподдельной искренностью и отнюдь не пошлой картинкой. Никогда не знавший иностранных языков Лешка даже придумал способ общения с экранной возлюбленной.

Такая далёкая и ещё неясная мечта, юношеский максимализм и сила любви способны на многое, но не помогут в овладении способностью перемещения в пространстве, даже если за спиной - древние духи, а твой дед - колдун.

В борьбе языческих обрядов и скоростного интернета все решит электрический генератор в посёлке китоловов.

Но как не сорваться с места, когда твоя первая и единственная возлюбленная ушла в приватный чат с другим пользователем?

06 апреля 2021 | 05:40
  • тип рецензии:

Сажусь писать данную рецензию сразу после просмотра, и издав глубокий вздох билингва, вырвавшегося на свое горе из глуши. Так! Присаживайтесь поудобнее, мои маленькие любители свободы. Что удивительно, на протяжении всего фильма не покидало стойкое ощущение, что по традиции нам под красивой, поэтичной оберткой с пейзажами Чукотки, пытаются продать очередную лакрицу 'где родился, там и пригодился'. Но не будем о грустном, об этом ниже.

Ведь если бы не какая-то невероятная по своей агита- ой, простите, нелогичности концовка, все бы могло быть гораздо лучше, но так деньги, увы, не делаются. Скажу сразу, что в кинематографическом плане фильм хороший. Прекрасный саундтрек, оператор постарался, Чукотка тоже, диалоги далеко не глупые, да и много аллегорий на современную культуру, дескать, посмотрите, какая огромная пропасть между бытом Лёшки и юной вебкамщицы. При другом посыле Китобой мог занять место на пустующей полочке любимых постсоветских фильмов наряду с 'Белыми ночами почтальона Алексея Тряпицына', который мне навсегда запал в душу. Но что раздражает, так это гиперболизированность обоих образов.

Далеко не все американки даже в эпоху OnlyFans занимаются софткорпорно, и далеко не все русские парни добродушные работяги, хотя лично я знакома с одним таким простым любителем дам Лёшкой, передаю привет. Случай смешной, ситуация печальная. Поскольку, у меня самой есть пара друзей в штатах, и они открыто говорят что Америке кердык, а Детройт реально дыра. Не буду углубляться, но кто знает, хотя бы, что такое район Скид Роу в Лос Анджелесе вашем любимом, тот поймет. При желании можете глянуть документалочку 'Seattle Is Dying' если знание языка позволяет.

'Её не существует, на нее миллионы людей дрючат' - эту цитату можно применить почти ко всему, о чем мы когда-либо мечтали.

Своих проблем, к сожалению, везде хватает, поэтому важно рассчитывать свои силы, и действовать локально, пока можешь.

Если идти в Америкадетройт на веслах, не зная языка, не имея валюты, связей и будучи невостребованным на рынке труда, можно на пути к мечте стать, пардон, бомжом. Такова реальность, материк слезам не верит, я это разжевывала многим товарищам, некоторые вследствие передумали, и иной раз ванильные, на первый взгляд, приключения по свету, при паре просчётов заканчиваются кровью. Все зависит от человека, и его стремлений, я, сколько себя помню, хоть и имела возможность, никогда не хотела уезжать из славянского мира. Что уж там, даже из родного города нехотя выбралась, и так же нехотя живу вдалеке от Азии. С годами сидения на одном месте, всяко порастаешь мхом, и хочется приоткрыть железный занавес. Но когда чуть вырастаешь, начинаешь понимать, что в идеале, условия жизни должны быть такими, чтобы там, где твой дом, тебя ценили, слышали и уважали как личность, а не видели только как рабочую и покупательскую силу. Тогда и новый дом искать не придется.

Авторы лучше бы на эти 50 млн благоустройством занялись, ей богу.

5 из 10

Спасибо за внимание!

29 ноября 2020 | 02:38
  • тип рецензии:

Поначалу я шёл на данный фильм, ожидая увидеть некое авторское высказывание на тему того, как важно идти к своей цели, несмотря на то, что все вокруг тебе говорят о несбыточности данной мечты. Получилось не совсем то, чего я ожидал.

Во-первых, меня с самого начала немного покоробила надпись 'При поддержке министерства культуры' в самом начале фильма. Ну то есть, неужели государство выделит деньги на фильм с таким достаточно свободолюбивым и нетрадиционным содержанием (Краткое напоминание о завязке сюжета - Мальчик с Чукотки влюбляется в вебкам модель, и для того, чтобы быть с ней он отправляется в Америку)?

Скепсис оставил меня, когда я увидел первые кадры. В этой рецензии я буду критиковать достаточно много аспектов фильма, но к чему у меня вопросов не будет - так это к операторской работе и операторским решениям. Смотреть этот фильм очень приятно! Глаза не нарадуются, когда ты смотришь на эти достаточно серые, но очень живописные пейзажи Чукотки. За это авторам фильма жирнющий плюс. Также порадовала музыкальная составляющая, которая добавляет атмосферности происходящему.

А вот ко всему остальному есть достаточно много вопросов. Основной недостаток главного фильма - это главный герой. Очень много от того, понравится тебе фильм или нет зависит от того, можешь ли ты ассоциировать себя с главным персонажем. И в данном фильме с этим есть большие проблемы. Парень, которому на вид лет 16-17, действует как 10-летний ребёнок. То есть, смотря фильм, у вас возникает такой когнитивный диссонанс, что вы не можете полностью погрузиться в картину, так как вы видите все те нелогичные действия персонажа, которые спокойно можно было бы избежать, если бы главный герой хоть чуть-чуть задумывался над своими действиями. Возможно, подобным инфантилизмом режиссер хотел показать 'чуткую натуру' главного героя и тд, но в фильме это выглядит максимально топорно и негармонично.

Сам сюжет - он немного затянут, что особенно плохо, учитывая, что фильм идёт всего полтора часа - то есть сюжет фильма раскрывается минут за 30, а всё остальное время - это просто длиннющая экспозиция, которая пытается создать драму главного героя. Но как я и говорил ранее, ты не проникаешься главным героем, и поэтому почти вся экспозиция просто-напросто смазывается.

Актёрская игра. Здесь, я так думаю, всё будет максимально субъективно. Мне не показалась выдающейся игра главного героя, его лучшего друга и его дедушки. Они выглядят гармонично, но не более того. Огромное уважение у меня вызвала игра Кристины Асмус, потому что почти при полном отсутствии реплик, в моменты, когда главный герой 'разговаривает' с героиней Асмус, она своим поведением как будто правда разговаривает и заигрывает с ним, и плюс ко всему это органично выглядит и в контексте того, что она находится сейчас в веб-чате. Игра Асмус - это очень круто. Также хотелось бы выделить роль Арье Вортхальтера, который сыграл американского пограничника. Его появление очень сильно оживило картину, и то время, которое он был на экране я правда получал какое-то внутреннее удовлетворение от происходящего.

Конец картины. Фуууф, ну тут пожалуй очень красиво ляжет название заголовка моей рецензии. Если без спойлеров к Китобою, то просто представьте, если бы в Титанике, к умирающим Джеку и Розе в конце фильма подлетел бы дракон и увёз бы их в далёкое и счастливое будущее. Звучит как бред? Режиссёру фильма Китобой так не кажется.

Подводя итог, я хочу сказать, что фильм сам по себе неплох. Я не ушёл из зала кинотеатра с мыслями 'Что вообще за чушь я только что посмотрел?'. Просто обидно, что такой многообещащий проект оказался немного недожатым, из-за чего и конечное впечатление очень смазано.

5 из 10

За отличную завязку, достаточно неплохой, хоть и очень затянувшийся сюжет до последний десятиминутки и прекрасную операторскую работу

16 октября 2020 | 16:05
  • тип рецензии:

Изрядно удививший иностранную и российскую публику фильм Филиппа Юрьева «Китобой», практически полностью снятый на Чукотке – своеобразный пример картины, получившейся вопреки. Начинавшийся как фильм о пионерах и китановских «ребятах», «Китобой» пропитался чукотским магическим реализмом, став историей не столько о первой любви, сколько об ином измерении, это чувство сначала поглотившее, а затем изменившее до неузнаваемости.

Два друга Алешка и Колька, живущие в неизвестном «поселке» на северо-востоке страны (столица чукотских китобоев село Лорино максимально «заблюрена» и как будто намерено выведена из действия, как это было с Певеком Куваева), вместе ходят на охоту, ведут нехитрые беседы, иногда пьют водку, а также увлекаются виртом с девушками. Вокруг них течет однообразная, но довольно непростая жизнь – ребята - будущие китобои, помогающие своим сородичам отвоевывать у грозного океана столь необходимых для продолжения жизни китов.

Вообще, чтобы понимать, почему люди раз за разом идут с гарпунами на очередного морского исполина, а не толпятся в очереди за мясом в магазине, а постоянно отключающийся в селе свет – это что-то обыденно нормальное для этих людей в XXI веке, необходимо хотя бы минимально ознакомиться с бытом и жизнью чукчей, проживающих в отдаленных поселках. Если кратко, то охота на китов, вокруг которой сломано немало копий – единственная возможность чукчей иметь всегда свежее мясо, а «заретушированные» обветшалые задники, иногда всплывающие яркими вспышками на крупных кадрах – это реальные жилища. Поэтому лишенные многих современных удобств люди всецело «растворяются» в море, оно не дает окончательно угаснуть селу, а также постоянно «подбрасывает» работу и пропитание.

Именно на фоне такой невыносимой легкости бытия, редуцирующей окружающее пространство до базовых инстинктов и потребностей, внезапно рождается нечто иное, прекрасное и ужасное одновременно. Интернет (забавно, но его скорость на Чукотке до сих пор одна из самых слабых по стране) подкидывает главному герою и его другу несвойственный ранее для них выбор. А именно, с кем быть дальше – с другом или внезапно воплотившейся через экран ноутбука девушкой. Вирт здесь символизирует не столько реального человека, «геотегнутного» далеким американским Детройтом, сколько женскую энергию, столь некстати ворвавшуюся в суровое маскулинное пространство Крайнего Севера. В чукотском пространстве «Китобоя» совсем нет женских персонажей, море как будто отсекает их за ненужностью – мужчины выходят из воды и уходят в нее навсегда, проводя все время в схватке с морскими исполинами. Конечно, речь не идет о глубоком проникновении в мифологию Крайнего Севера, но она смотрится в фильме со свойственной ей гармоничностью, иногда поблескивая крупицами оставшейся русской колониальности.

В какой-то момент видно, как сценарий отступает в сторону перед чарами территории, места, где может случиться что угодно. Картина буквально погружается в совсем иное – уже сугубо созерцательное измерение и здесь человеку, совершенно незнакомому с Чукоткой, может быть трудно с восприятием, даже если этот зритель привык к причудам авторского российского кинематографа. Такой же механизм сработал в «Как я провел этим летом» Попогребского, когда роман воспитания и «отцов и детей» благодаря мистическому пространству Валькаркая превратился в кристально чистый дзен, всецело поглотив предыдущую сугубо жанровую историю. В «Китобое» история и вовсе проходит пунктирно, что определенно идет картине Юрьева на пользу – Чукотка вмешалась ровно в тот момент, когда мальчикам приходит пора возвращаться домой, завершив круг. «Вот здесь вчера, а здесь уже сегодня, здесь прошлое, а тут – будущее».

Сказка может быстро превратиться в быль, а северная «настоящесть» легко победит преходящую искусственность. Бегство здесь необъяснимым образом заканчивается там же, где и начиналось, а родная земля отпустит навсегда человека только к верхним людям. Бесспорно, во многом это романтический взгляд на чукотскую землю чужака, но ведь именно они порой рождали лучшие интерпретации северного дзена и богатой мифологии территории. Но Юрьев подметил, пожалуй, главное, путешествие – лучший способ пройти и понять эту территории. И чаще состояние «в дороге» должно быть именно духовным.

В итоге «Китобой» оказывается картиной о необъяснимой магии окружающего пространства, где время меняется с пространством, а на выходе получаются невероятные сказки, каждая из которых может быть страшнее другой. Недаром в кадре чаще всего поет неземная Джули Круз – нимфа твин пиксовского Линча, человека, создающего целые развернутые миры, полные тайн и сюрреализма. И поверьте, «Китобой» не менее потусторонен, давая всем возможность окунуться в волшебство Чукотки, даже не побывав там. Но к такому погружению нужно быть готовым, ведь Чукотка принимает к себе далеко не всех.

08 октября 2020 | 14:39
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: