Я всегда любила австралийское кино, Посмотрев 'Джуди и Панч' я поняла, что стала любить его значительно меньше. Тётенька - режиссёр Мирра Фолкс сняла простенькое (на первый взгляд) кино. Супруги держат кукольный театр. Муженёк любит выпить (со всеми вытекающими отовсюду последствиями), жена трудолюбива и сердобольна. Перепив, Панч выбрасывает из окна своего ребёнка, и, в ответ на возмущённые визги жены, выносит ей выговор, с занесением в грудную клетку. Скучная, неинтересная история о супружеской мести.
На самом деле, это кино с двойным дном. Режиссёр превратила традиционный сюжет английского уличного театра в историю о природе таланта. Панч - довольно противоречивый персонаж. С одной стороны - он пьяница, забияка и дурак. С другой стороны - он наделён змеиным коварством и злобой. Панч, Скарамуш, Джуди - персонажи итальянской комедии дель арте, перекочевавшие в английский уличный театр. Актёры разыгрывали короткие сценки в жанре буффонады. Панч участник всех сценок, и во всех сценках он кого - нибудь бьёт, наносит тяжкие телесные повреждения, или убивает. Он типичный толстовец - он конфликтен, вечно пьян и задирист. Убийство Панчем жены и ребёнка - всего лишь завязка для дальнейшего развития сюжета, хорошо известная западному зрителю. После смерти жены, он должен был весело убить ещё несколько персонажей, включая самого дьявола.
Традиционное начало выводит зрителя на необычную развязку. Сценаристы представили Панча как бездарного, но амбициозного шоумена. Ему мало популярности среди полупьяного деревенского быдла, он хочет блистать в столицах. Но, после смерти Джуди, выясняется, что она была самой талантливой частью их дуэта, организатором, и мозгом, а Панч был всего лишь хорошим проводником её идей, нулём без палочки. А дальше, дальше Джуди отомстит ему очень изощрённым способом...
Мне, как человеку, незнакомому с западной культурной традицией, это кино показалось скучным и затянутым. Западные критики выражают восторги словечками типа Brilliant! Оно и понятно. Для них, такое извращение традиционного сюжета явилось большой, и приятной неожиданностью. Примерно такие же эмоции мы должны были бы испытывать, если бы Буратино пропил данные ему Папой Карло денежки, набил бы морду Арлекину, разделал бы наглого Артемона на тёплые варежки из собачьей шерсти, и осчастливил бы Мальвину своим длинным, деревянным носом.
Этот фильм о театре. Театральный персонаж Панч выведен здесь как кукловод, то есть мы имеем дело с театром в театре. Здесь даже ведьм казнят на эшафоте, напоминающем театральные подмостки, и сопровождают казнь радостными пожеланиями 'весёлой смерти!'. Театральщины здесь с избытком. Я поняла это кино, как историю о талантливой скромнице, находящейся в услужении у наглой крикливой посредственности.
Панча играет Дэймон Хэрриман, тот самый, который сыграл Чарльза Мэнсона в 'Охотнике за разумом' и в последней поделке Тарантино. Ему отлично удаются роли подонков...простите за нетолерантность, конечно же я хотела сказать - роли героев с ярко выраженным отрицательным обаянием. Но, роль Панча тесна ему, он способен на большее, как в 'Наёмнике Куорри ' например. Джуди играет Миа Васиковска, плавно перешедшая из состояния 'девочка' в разряд вечно старых девушек, она превратилась в эдакую голливудскую Пельтцер, если вы понимаете, о чём я.
Итог.
Ярко, красочно, интересно - все эти слова неприменимы к фильму 'Джуди и Панч'.
Американское независимое кино в последние годы всегда наполнено этакими сказками о преодолении и превозмогании с большим количеством вопросов о политических разногласиях сегодняшнего общества США. Да, да, а ещё голову поднимают пресловутые движения вроде MeToо. Всё это смешивается в каких-то безумных креативных коробках и на свет появляется нечто вроде «Джуди и Панч» - невероятно бесхитростный и понятный фильм. Понятный, правда, по большей части американцам.
Расположенная концептуально где-то между народной сказкой и творением «Монти Пайтона», эта история о домашнем насилии затрагивает важные социальные темы. Основной сюжет довольно прост, а социо-политическая метафора не особенно толкова. Общая концепция больше полагается на анахронизмы и элементы дизайна, чем на фантазию на тему поп-культуры.
Итак, кинематографическая деревушка прошлого наполнена шумными крестьянами. Жители наводят суеверные страхи на друга. Кукловод(-ка) Джуди и её муж-конферансье Панч устраивают шоу. При этом женщина в дуэте – более талантливая половинка, чем её супруг. Панч предпочитает воплощать в реальность повадки своего альтер-эго-марионетки – быть пьяницей и дураком, чьи обещания начать жизнь с чистого листа можно даже не слушать. После одного несчастного случая, Джуди навсегда порывает с мужем и даже готовит сладкую месть.
Тем не менее, всё происходящее слишком сильно напоминает сказку, чтобы «Джуди и Панч» можно было бы воспринять как триллер. Мир фильма выкован из каких-то коллективных культурных воспоминаний и вряд ли позволяет погрузиться в иллюзию. Жестокости в проекте хватает, но больше духовной, чем физической. При этом, помимо надоевшей мантры «все мужики – сволочи», кинолента пытается вставить пару «ласковых» о современной политической ситуации, что немного обесценивает кинофильм: всё же социальная повестка на ту же тему – сильнее, чем политическая, а с комбинацией обоих получается вопль каких-то заокеанских «леваков».
Главную роль исполнила Миа Васиковска, переставшая играть хитросделанных героинь и сосредоточившаяся на роли сильной женщины. Джуди кажется грозной ещё до того, как этого требует история. Те, кто знакомы с традиционным кукольным представлением, служащим предысторией «Джуди и Панч», вполне адекватно оценят эту пантомиму насилия. Однако в целом кинопроект разочаровывает: чтобы превратить убийство в фарс нужен талант, а в «ДиП» содержится слишком… нестандартный материал и переварить его, увы, нелегко.