Статьи

Луи Гаррель: «Следует ли осуждать Троцкого или Ленина? Я считаю, что нет»

Актер, играющий Робеспьера в фильме о Французской революции, объясняет причины казни Людовика XVI, оправдывает происходивший террор и рассказывает о своей роли.
Луи Гаррель: «Следует ли осуждать Троцкого или Ленина? Я считаю, что нет»
Луи Гаррель / Фото: Getty Images

В прокате — историческая драма Пьера Шоллера «Один король — одна Франция». Фильм рассказывает о судьбах простых людей на фоне исторического катаклизма — Французской революции. Фон этот довольно подробно прописан и дает неплохое представление о событиях, детали которых подзабыли даже современные французы. Робеспьера — главного инициатора революционного террора, который в итоге и сам оказался на эшафоте — играет самый, казалось бы, милый актер французского кино — Луи Гаррель. Но в интервью КиноПоиску актер показал себя отчаянным марксистом, к тому же довольно кровожадным.

«Один король — одна Франция»

«Один король — одна Франция»

— В чем, по-вашему, основной месседж фильма? Это ревизионизм, пересмотр истории? Или режиссер Пьер Шоллер следует традиции, то есть его версия исторических событий совпадает с официальной, и детям в школе сегодня именно так преподают Французскую революцию?

— Что вы подразумеваете под ревизионизмом? С каких идеологических позиций снято наше кино? Оно, наверное, в первую очередь дидактическое. Никто из моих сограждан, даже хорошо образованных, не в состоянии вот так навскидку изложить хронологию революции. Якобинцы, жирондисты — кто с какой стороны и зачем. Поэтому прежде всего это подробная, где-то даже многословная реконструкция. Кроме того, чуть ли не главной амбицией Пьера, как это смешно ни звучит, было показать народ Франции. В учебниках пишут: народ сделал революцию, народ взял Бастилию. Народ и по сей день в любых политических дебатах — абстрактный концепт, разменная монета. А кто они на самом деле — эти люди, которые свергли монархию в 1789-м или избрали Макрона в 2017-м? Вот об этом и фильм. Простых людей, ремесленников, лавочников, пролетариата в картине больше, и их образы даны более детально, чем членов королевской семьи или депутатов конвента, аристократов и буржуа.

Луи Гаррель принадлежит к кинематографической династии. Его отец Филипп Гаррель — важный режиссер французской новой волны; его дед Морис Гаррель — довольно известный актер (играл у Шаброля, Коста-Гавраса, Трюффо).

«Один король — одна Франция»

«Один король — одна Франция»

— Честно говоря, когда вас слушаешь, складывается ощущение, что «Один король — одна Франция» — это кино о классовой борьбе, в том числе и потому, что в современной Франции верят в нее до сих пор.

— Так и есть, я снялся еще в одном фильме о классовой борьбе. Ну, после «Молодого Годара». И да, классовая борьба имеет место и в 2018-м — посмотрите на предвыборную кампанию Меленшона (французский политический деятель левого фланга, лидер партии «Непокоренная Франция», экс-кандидат в президенты в 2017-м. — Прим. ред.). Слово «буржуа» сегодня, так же как и вчера, обладает негативной коннотацией, а симпатии левой интеллигенции по-прежнему на стороне пролетариата. Марксизм никто не отменял, как и Фрейда, кстати. Это два кита нашей действительности, вернее, ее восприятия думающим человеком.

«Один король — одна Франция»

«Один король — одна Франция»

— Вы хотите сказать, что интеллигенция не разочаровалась в предмете своих чаяний, рабочем классе, после президентских выборов 2017-го? Но на них Марин Ле Пен (лидер «Национального фронта». — Прим. ред.) прошла во второй тур! Сегодня французам больше интересен не коммунизм, а национализм.

— Да, коммунизм себя дискредитировал, как и маоизм, которым увлекался Годар. Но! Я всегда говорю: нет никакого коммунизма, есть коммунисты и конкретные поступки конкретных людей в конкретных ситуациях.

Отношения с революцией у Гарреля вообще-то двусмысленные. С одной стороны, он воспитан в семье левых. Его отец Филипп Гаррель (кстати, до женитьбы на матери Луи, актрисе Брижит Си, он встречался с певицей Нико) даже снял метафорическое кино о крушениях идеалов 1968-го «Внутренняя рана». С другой — он очень близок к французскому истеблишменту: с 2007-го по 2012-й он был женат на Валерии Бруни-Тедески, старшей сестре Карлы Бруни, супруги экс-президента Франции, Саркози.

— Тогда поговорим про конкретных людей. Вы играете Робеспьера — персонажа, скажем так, неоднозначного. Сперва он интеллектуал, адвокат из Арраса, специализирующийся на защите прав угнетенных, а потом чуть ли не основоположник террора, ответственный за смерти тысяч невинных людей, среди которых и его соратники. Как вы оцениваете его эволюцию? Осуждаете ли вы собственного героя?

— Конечно, нет. Время было такое, сложное. И потом Робеспьер же не Сталин или Гитлер. Сколько погибло во время революционного террора? Несколько тысяч? Не миллионов же. И потом это не Робеспьер, а Дантон придумал революционные трибуналы. А Робеспьер был противником смертной казни и рабовладения. Террор длился всего три месяца, в разгар войны к тому же. Молодежь, которую он отправил на гильотину, скорее всего, в любом случае погибла бы на фронте. Вот вы из России, да? Следует ли осуждать Троцкого или Ленина? Я считаю, что нет. Это были идеалисты, они боролись за великие идеи.

Мне было интересно его играть. Я попытался заставить публику забыть Робеспьера из фильма Вайды.

Луи Гаррель окончил Парижскую консерваторию. Вокальные данные актера можно оценить, например, в мюзикле Кристофа Оноре «Все песни только о любви» (на самом деле все песни в этом фильме — о сексе). Оноре помогал Гаррелю в работе над его режиссерским дебютом «Друзья» — участвовал в написании сценария. Главную роль в фильме сыграла тогдашняя подружка Гарреля Голшифте Фархани.

Нужно всегда понимать контекст. Террор Французской революции — это как миграционный кризис сегодня. Через 100 лет историки скажут: богатая Европа не захотела принять несколько кораблей бедствующих. Где-то можно понять, почему фашисты к власти пришли (актер имеет в виду не Гитлера, а сегодняшних президентов Венгрии и Австрии. — Прим. ред.). Нас все время шантажируют абстрактным злом. Сегодня, как и всегда, войной. Поэтому Кон-Бендит (франко-немецкий политический деятель, один из лидеров мая-1968, бывший соглава партии «Зеленых». — Прим. ред.) поддерживает президента Макрона. Казалось бы, где один, левый, а где — другой со своим неолиберализмом? Что у них общего? А общее у них — Европа, неделимость которой — это якобы залог мира.

«Один король — одна Франция»

«Один король — одна Франция»

—Хм, ну ладно. Одна из самых ярких ролей в фильме — у Лорана Лафитта, играющего Людовика XVI. Его персонаж — очень человечный, сложный, где-то даже трогательный. Но в картине все же не чувствуется какого-то ярко выраженного отношения к его убийству. Как сегодня во Франции оценивается казнь короля? Как печальная необходимость, как основа новой государственности — республики — или как историческая ошибка?

— Странный вопрос. Во-первых, это не было убийством. Это было казнью изменника. Людовик предал родину, бежал из страны и так далее. Он заслужил высшую меру наказания, и он это понимает в фильме. Во-вторых, власть должна была быть десакрализована, акт цареубийства — символический. Нация не смогла бы иначе переродиться. Свобода, равенство и братство не случились бы без смерти короля.

«Один король — одна Франция»

«Один король — одна Франция»

— Я спрашиваю потому, что в России тоже убили царя и его семью. Отношение к этому факту истории в сегодняшней России сугубо негативное. Николай причислен к лику святых как мученик. То есть на крови нельзя построить вселенское счастье.

—Да? У нас во Франции по-другому. Революция — это национальная идея, основа национальной идентичности. Помните, при Саркози начались все эти дискуссии: что есть основа французской культуры и менталитета? Он пытался увести этот диалог куда-то на просторы ксенофобии. Но вообще я считаю, что наша основа не кровь и почва, а именно революционный переворот 1789-го и идеалы Просвещения.

Крестным отцом Луи Гаррреля стал сам Жан-Пьер Лео, еще одна икона французской новой волны.

— Хорошо, тогда последний вопрос. Вы говорите, что власть была десакрализована казнью Людовика и нация покончила с абсолютизмом. Но сегодня с избранием Макрона создается обратное впечатление. Недаром в народе его прозвали «королем-солнцем». Оппозиция его критикует именно за авторитаризм монархического сорта.

— Ну да. Фильм в этом смысле неожиданно срезонировал с реальностью. Но не все голосовали за Макрона, между прочим. Не все в среде интеллигенции его любят, я вам скажу.

— А вы?

— Я? Я — марксист. По-моему, исчерпывающий ответ.

Читайте также
Статьи Кино на баррикадах: Все важные фильмы о беспорядках 1968-го 50 лет назад мир вспыхнул: в майском Париже и в мировом кино началась студенческая революция. Главное о ней — в нашей подборке.
Статьи Луи Гаррель: «Раздеться наедине с человеком сложнее, чем в кино» В рамках фестиваля «Французские каникулы» в Москве Луи Гаррель представил фильм «Ревность», а КиноПоиск расспросил актера о съемках у отца, режиссерском дебюте и, конечно, об откровенных сценах, в которых Луи так часто приходится сниматься.
Статьи Как это смотреть: Фильмы Жан-Люка Годара, «первого философа» кино Любовь к цитированию, «мертвецы в отпуске» и другие особенности антикинематографа живого классика французского кино.
Статьи Луи Гаррель: «„Друзья“ — это манифест безответственности» На российские экраны выходит дебютный фильм Луи Гарреля «Друзья». В центре картины, тепло встреченной в Канне в прошлом году, история отношений двух закадычных друзей. Как это часто бывает в жизни, если дружба умирает, ищите женщину. КиноПоиск поговорил с Луи о тонкой грани между любовью и дружбой.
Комментарии (62)

Новый комментарий...

  • 3

    ChannaNev 7 декабря 2018, 12:36 пожаловаться

    #

    «Самый милый актёр французского кино». Нет, серьёзно, вы там укурились?

    ответить

  • 6

    purplesmalltits 7 декабря 2018, 13:33 пожаловаться

    #

    У вас ошибка в старт-посте. Людовик XV не дожил по революции

    ответить

  • 16

    SeadogX 7 декабря 2018, 13:40 пожаловаться

    #

    В одном этом интервью французский актёр сделал штук 10 утверждений, никак не согласующихся с идеями «толерантности», «демократии» и прочего. Диву даешься, как европейцы умеют выворачивать любые события в выгодном свете. Поспрашивай людей, наверное почти любой западный человек уверен и убежден, что убийство русского царя Николая II было страшным преступлением, большевики захватили власть, и вся Русская революция — жестокость, варварство, полная противоположность демократии. При этом, Французская революция — основа демократии, аналогичное убийство короля — акт символический. И представляется, что среднестатический француз искренне не сможет объяснить, в чем разница, почему происходившее в России — плохо, а происходившее во Франции — хорошо. Наверное, просто потому, что это происходило во Франции, а все что происходит на Западе — априори демократично, все что происходит в России — априори варварство.

    ответить

  • 3

    Lehnsherr 8 декабря 2018, 01:53 пожаловаться

    #

    Судя по его словам о Троцком и Ленине, он не осуждает Русскую революцию. На чем основаны ваши слова? Можно цитату конкретную?

    ответить

  • 2

    Lehnsherr 8 декабря 2018, 01:56 пожаловаться

    #

    Кроме того как раз наоборот у нас в стране убийство Николая 2, причисленного к лику святых, считается преступлением.

    ответить

  • 2

    RSTM 7 декабря 2018, 17:51 пожаловаться

    #

    Опять Сталина и Гитлера в один ряд. Цуки.

    ответить

  • Нет у меня восторгов перед революцией. впрочем, и ненависти к ней нет. Это — цунами…
    а вот француз мог бы вспомнить не казнённого короля а ту же Вандею. и юг с Бретанью. Где революционные санклюлоты в ходя гражданской вырезали сотни тысяч своих сограждан… Как и все эти массовые казни в том же Нанте… Революция как идея — слова подростка. Впрочем у них там с мая 68-го подростки вечно бузят…
    а фильм хочу глянуть. Из недавних помню неплохую «Прощай, моя королева». Да и «Роялистку», «Шаунов», «Алый первоцвет» с «Дантоном».

    ответить

  • 4

    Дикий Пушистик 7 декабря 2018, 18:37 пожаловаться

    #

    а жаль что Троцкого упокоили так поздно. Надо бы лет на 30 ранее. Меньше крови пролилось бы… И у нас в стране, и в той же Испании…

    ответить

  • 2

    Дензел 7 декабря 2018, 20:09 пожаловаться

    #

    «а жаль что Троцкого упокоили так поздно. Надо бы лет на 30 ранее. Меньше крови пролилось бы…»

    Троцкий в 37-м людей расстреливал?

    ответить

  • 2

    Вадим Ярыгин 7 декабря 2018, 18:45 пожаловаться

    #

    " а ту же Вандею. и юг с Бретанью»

    А с Вандеей? Там были роялисты, и задавив революцию они точно так же начали бы геноцидить санкюлотов. Революция и гражданская война — это дело такое.

    ответить

  • 8

    Вадим Ярыгин 7 декабря 2018, 18:37 пожаловаться

    #

    «России тоже убили царя и его семью. Отношение к этому факту истории в сегодняшней России сугубо негативное»

    Я бы не стал обобщать. Ой не стал…

    ответить

  • 1

    MJ23.net 7 декабря 2018, 19:44 пожаловаться

    #

    Тут можно обобщить, так как убили не только слабовольного царя, а вырезали его семью. Если бы только он отдал жизнь, то ладно. Вполне заслужил. Но вот остальное уже всегда будет черным пятном лежать на убийцах и только моральный урод может поддержать расстрел всей семьи. Вон у Муссолини детки вроде сейчас нехило поживают и даже породнились там как-то с именитыми итальянскими актрисами актерами. Как я помню Лорен, которая например снималась с Мастрояни в Необычном Дне, родственница сына Муссолини) Хотя и не прямая.

    ответить

  • 2

    Вадим Ярыгин 7 декабря 2018, 20:06 пожаловаться

    #

    И что теперь, каяться? Я отказываюсь. Тогда почему бы грекам, например, не покаяться за кучу убитых византийских императоров, которых периодически убивали вместе с семейством? У ромеев это было развлечение такое: вырезать правящую семью и основать новую династию.

    ответить

  • 4

    MJ23.net 7 декабря 2018, 20:14 пожаловаться

    #

    Ну давайте еще с античными цивилизациями сравнивать) Мне как-то казалось, даже в России эпоха Просвещения давно уже закончилась к началу 20го века, чтобы возвращаться к таким древним традициям, как вырезание семей.
    Но каяться не надо. Всего лишь надо смотреть на факты. Кровь на убийцах будет висеть всегда.

    ответить

  • 2

    OGGRANT60 8 декабря 2018, 03:38 пожаловаться

    #

    А почему не сравнивать? А Древнем Риме хотя бы был суд для граждан Рима, законодательные о совещательные органы, принимающие законы на благо Рима. У нас с этим проблемы, хотя 2000+ лет минуло). Что-то мне кажется персонажи той эпохи вели себя менее лицемерно, чем чиновники с яхтами и телеведущие с британским подданством.

    ответить

  • 5

    Дензел 7 декабря 2018, 19:58 пожаловаться

    #

    Журналистка, задававшая вопросы, явно за монархию и скрепы. =))

    ответить

  • 2

    Вадим Ярыгин 7 декабря 2018, 20:45 пожаловаться

    #

    Да нет. Просто дура.

    ответить

  • 1

    Dmitro 7 декабря 2018, 20:33 пожаловаться

    #

    Ох уж эти революционеры из VII округа :)

    ответить

  • 5

    cvvvcc2 7 декабря 2018, 23:22 пожаловаться

    #

    Что вы несёте? В каком это интересно месте этот французский актёр «кровожадный марксист»? Парень всего-навсего спокойно смотрит на вещи. Да и вообще, почему, если марксист, то обязательно «кровожадный»?

    ответить

  • nelegus 8 декабря 2018, 00:56 пожаловаться

    #

    О! Исдесь прозвучала нотка о большой полтитике! Ну надо же! Всем же понятно — это только ради рекламы и пиара. А, согласны ли вы с этим человеком во всем или опровергаете в суе… Плюсуете или минусуете (лайки там всякие)… Что же, плохая реклама — тоже реклама. Хочешь прославиться?! Забазарь, что нибудь о политике.

    ответить

  • ChannaNev 8 декабря 2018, 01:29 пожаловаться

    #

    ему не надо прославляться и что-то доказывать. Он уже давным-давно все доказал.

    ответить

  • 3

    MJ23.net 8 декабря 2018, 01:39 пожаловаться

    #

    Ну так фильм про революцию и сейчас во Франции сгоняют военную технику в Париж. Вот прям ну вообще не в тему политику приплели) Или тут надо о футболе его спрашивать?)

    ответить

  • nelegus 8 декабря 2018, 20:41 пожаловаться

    #

    Или сконцетрироваться о кино

    ответить

  • 5

    Ryleg205 8 декабря 2018, 02:31 пожаловаться

    #

    Начет Робеспьера, который убил тысячи молодежи. Этот актер говорит, что убитые казнью все равно бы пошли бы на войну и там умерли! Великолепнейший ответ! Давай я завтра прикажу тебя казнить, тупоголовый большевик, красный, левый, марксист, жид, ведь ты все равно умрешь от естественной смерти. Еще веселит привод примера Гитлера, как убившего террором собственный народ! Народ умирал за Гитлера и за свой фатерленд на поле боя с честью и славой. Это не террор!

    ответить

  • 3

    tataiva1 8 декабря 2018, 09:59 пожаловаться

    #

    Приятно удивлена. Всегда считала его очень хорошим актером, одним из лучших в сегодняшней Франции. Оказалось, он и Гражданин достойный. Очень умный и достаточно трезвый Гражданин, имеющий свою точку зрения на современную политику. И не только Франции. Видна порода, видны корни. Есть замечание к интервьюеру: на Валерии Бруни-Тодески был женат сам Луи Гаррель, а не его папа. Думаю, автор это знает, но фразы составлены так неудачно, что получается, будто имеется в виду Филипп Гаррель. Фильм посмотрю обязательно — вообще слежу за творчеством Гаррелей (Всех! — хотя сейчас осталась только сестра Эстер, недавно снявшаяся в нашумевшем «Назови меня своим именем». Все старшие Гаррели уже на покое).

    ответить

  • MJ23.net 8 декабря 2018, 11:49 пожаловаться

    #

    Там четко написано, что именно Луи Гаррель был женат на Бруни-Тодески: с одной стороны… про папу, с другой стороны… про Бруни. Фразы составлены четко и правильно.

    ответить

  • 1

    amour 9 декабря 2018, 08:41 пожаловаться

    #

    Ленин, оказывается, был идеалистом! Не знал, не знал.

    ответить

  • 2

    mambos 9 декабря 2018, 16:33 пожаловаться

    #

    Конечно, тут имелось в виду несколько другое значение, бытовое, но эта оговорка хорошо показывает, что сей «марксист» знаком с достоянием марксизма только по какой-нибудь двустраничной брошюрке, и то в пересказе

    ответить

 
Добавить комментарий...