Кинотавр-2018

Русский психоз: Фильмы без башни, без бюджета и без жалости

Обсудить0

День вольных ремейков: Александр Гордон снял свои «8 с половиной», а Григорий Константинопольский переснял «Восемь с половиной долларов».

«Русский бес», режиссер Григорий Константинопольский (основной конкурс)

Григорий Константинопольский — ироничный провокатор, который снимает по дичайшему фильму раз в несколько лет, не боясь обвинений в эклектизме, безвкусице и злоупотреблении насилием в кадре. После комедии «Кошечка» (там, например, Михаил Ефремов ходил в костюме маленького лебедя) о Константинопольском начали забывать, но пару лет назад он вернулся с криминальной комедией «Пьяная фирма», пародирующей сериал «Во все тяжкие». Стало понятно, что режиссер находится в той же боевой форме, что и в конце 1990-х, когда он снял свои знаменитые «Восемь с половиной долларов».

«Русский бес»«Русский бес»

«Русский бес», по сути, те же «Восемь с половиной долларов»: куча медийных звезд в кадре, сюжет про бабло, бандитов и тарантиновские страсти вокруг всего этого, претенциозные диалоги в стиле Достоевского. И все это в атмосфере всеобщего опьянения не то наркотой, не то просто российской жизнью.

Главный герой (Иван Макаревич) страстно влюблен в дочку (Любовь Аксенова) банкира (Виталий Кищенко). Молодые люди собираются пожениться. Чтобы обеспечить достойный быт супруге, герой планирует открыть ресторан, а деньги для этого берет у отца девушки. Тут сразу начинаются неприятности с инспекторами, а еще — и это самое главное — у парня начинает ехать крыша, потому что девушка не согласна на секс до свадьбы. Она даже ведет жениха к священнику (Александр Стриженов), чтобы тот все ему рассказал про долг, совесть, душу и патриотизм. Священник произносит безупречную проповедь, и юноша бесповоротно сходит с пути греха, становится мстителем, отстаивающим скрепы и нравственность. В кровавой мясорубке (не исключено, что она происходит лишь в фантазиях героя) возникает наконец Константинопольский собственной персоной. Режиссер произносит программный монолог о том, что 1990-е никуда не делись, и под покровом общей буржуазной сытости скрыты жуткие скелеты. Буквально.

Постепенно шизофренический тон повествования и грохочущие на саундтреке шлягеры 1990-х (и каверы на них) уничтожают всякую возможность следить за нитью повествования. Зритель действительно как будто зависает в прошлом и не в состоянии оттуда выбраться.

«Дядя Саша», режиссер Александр Гордон (основной конкурс)

«Дядя Саша»«Дядя Саша»

Александр Гордон всегда был больше шоуменом, чем кинематографистом. При этом за снятый в 2011-м глянцевый ретрофильм «Огни притона» жюри «Кинотавра» выдало Гордону спецприз. «Дядю Сашу» ждали по двум причинам. Во-первых, было известно, что сам Гордон сыграет в фильме главную роль — Гордон же вообще действует на публику гипнотически. Во-вторых, киносообщество еще помнит случай на питчинге в Минкульте, где Гордон устроил целый спектакль. Он вышел как будто представлять свой новый проект, но нес какую-то чепуху, сыпал неизвестными (на самом деле несуществующими) именами. Потом оказалось, что Гордону надо было просто бесплатно снять для «Дяди Саши» сцену со знаменитостями в кадре.

Итак, дядя Саша, Александр Авербух (реальная фамилия деда Гордона) — востребованный сценарист, которому не пишется. Отношения с женой (Анна Слю) паршивые, все бесит, кризис. Авербух решает снять кино на айфон прямо у себя на даче. Актерам он говорит, что это просто репетиции. То ли чтобы не платить, то ли чтобы добиться от них большей естественности. Такой вот фильм в фильме. Разумеется, все сразу начинают друг с другом спать, напиваться, дурачиться, ссориться — словом, воплощать в жизнь все шаблоны о кино. А дядя Саша любуется голой Элей (Изабель Эйдлен), которая вообще сниматься не собиралась, но не прочь закрутить роман с известным сценаристом. В общем, такие вот «8 ½» для бедных, снятые без кинокамеры, без бюджета, без галлюцинаций, без красивой музыки — без всего, кроме меланхолии пытающегося убежать от старости Авербуха (или самого Гордона).

«Глубокие реки», режиссер Владимир Битоков (конкурс дебютов)

«Глубокие реки»«Глубокие реки»

Этот кавказский триллер — пока лучшее, что было в конкурсе дебютов «Кинотавра». Необыкновенно выразительный и мрачный, переполненный саспенсом фильм, отдаленно напоминающий «Соломенных псов» Сэма Пекинпы и при этом «Курочку Рябу» Кончаловского).

Семья лесорубов живет на отшибе — суровый отец, два огромных сына. Камера выхватывает каждое движение стальных мышц, любуется каждой петлей на свитерах грубой вязки, осматривает каждое бревно, заготовкой которых занимается семья. Звуковой ландшафт фильма — треск ветвей, глухие удары топора, тяжелое дыхание, короткие гортанные реплики. Однажды отец не успеет отскочить от падающего дерева, и на помощь старшим братьям из города приедет младший — худосочный парнишка с плеером в ушах, чужак среди чужаков (семья давно ушла из деревни и ни с кем там не общается). Лесорубы неплохо зарабатывают, в деревне нищета — возникает напряжение. Битоков придумал несколько неожиданных решений для этого конфликта, и повествование он строит на постоянной опасной игре со зрителем: то топор к голове персонажа приставит, то горную речку покажет с такого опасного ракурса, что ты как будто сам вот-вот упадешь на острые прибрежные камни прямо из кресла. А уж когда отец становится калекой, сразу ясно: коготок увяз — всей птичке пропасть.

Смотрите также

День семейных драм: Гармаш играет папу, а Ольбрыхский — «маму»

6 июня 2018

Открываем «Кинотавр»: 5 вечных вопросов о фестивале

1 июня 2018

«Самка»: Интервью с Григорием Константинопольским

6 апреля 2011

Семья Маргариты Тереховой объявила о сборе средств на лечение актрисы

14 января

Главное сегодня

Супергерои из «Стекла»: 12 острых вопросов о вселенной Шьямалана

Сегодня

В Омске установили «три билборда» с требованием убрать снег

Сегодня

Они убили Тони: Реакция на трейлер фильма «Человек-паук: Вдали от дома»

Сегодня

Билл Мюррей вновь поработает с режиссером «Трудностей перевода»

Сегодня

Взгляд изнутри: Как сильно MeToo меняет Голливуд?

Вчера

«Война бесконечности» лидирует по количеству номинаций за лучшие эффекты

Сегодня

Джейсон Райтман снимет продолжение оригинальных «Охотников за привидениями»

Сегодня
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт