Кинотавр-2018

Русский психоз: Фильмы без башни, без бюджета и без жалости

День вольных ремейков: Александр Гордон снял свои «8 ½», а Григорий Константинопольский переснял «Восемь с половиной долларов».
Русский психоз: Фильмы без башни, без бюджета и без жалости
«Русский бес»

«Русский бес», режиссер Григорий Константинопольский (основной конкурс)

Григорий Константинопольский — ироничный провокатор, который снимает по дичайшему фильму раз в несколько лет, не боясь обвинений в эклектизме, безвкусице и злоупотреблении насилием в кадре. После комедии «Кошечка» (там, например, Михаил Ефремов ходил в костюме маленького лебедя) о Константинопольском начали забывать, но пару лет назад он вернулся с криминальной комедией «Пьяная фирма», пародирующей сериал «Во все тяжкие». Стало понятно, что режиссер находится в той же боевой форме, что и в конце 1990-х, когда он снял свои знаменитые «Восемь с половиной долларов».

«Русский бес»

«Русский бес»

«Русский бес», по сути, те же «Восемь с половиной долларов»: куча медийных звезд в кадре, сюжет про бабло, бандитов и тарантиновские страсти вокруг всего этого, претенциозные диалоги в стиле Достоевского. И все это в атмосфере всеобщего опьянения не то наркотой, не то просто российской жизнью.

Главный герой (Иван Макаревич) страстно влюблен в дочку (Любовь Аксенова) банкира (Виталий Кищенко). Молодые люди собираются пожениться. Чтобы обеспечить достойный быт супруге, герой планирует открыть ресторан, а деньги для этого берет у отца девушки. Тут сразу начинаются неприятности с инспекторами, а еще — и это самое главное — у парня начинает ехать крыша, потому что девушка не согласна на секс до свадьбы. Она даже ведет жениха к священнику (Александр Стриженов), чтобы тот все ему рассказал про долг, совесть, душу и патриотизм. Священник произносит безупречную проповедь, и юноша бесповоротно сходит с пути греха, становится мстителем, отстаивающим скрепы и нравственность. В кровавой мясорубке (не исключено, что она происходит лишь в фантазиях героя) возникает наконец Константинопольский собственной персоной. Режиссер произносит программный монолог о том, что 1990-е никуда не делись, и под покровом общей буржуазной сытости скрыты жуткие скелеты. Буквально.

Постепенно шизофренический тон повествования и грохочущие на саундтреке шлягеры 1990-х (и каверы на них) уничтожают всякую возможность следить за нитью повествования. Зритель действительно как будто зависает в прошлом и не в состоянии оттуда выбраться.

«Дядя Саша», режиссер Александр Гордон (основной конкурс)

«Дядя Саша»

«Дядя Саша»

Александр Гордон всегда был больше шоуменом, чем кинематографистом. При этом за снятый в 2011-м глянцевый ретрофильм «Огни притона» жюри «Кинотавра» выдало Гордону спецприз. «Дядю Сашу» ждали по двум причинам. Во-первых, было известно, что сам Гордон сыграет в фильме главную роль — Гордон же вообще действует на публику гипнотически. Во-вторых, киносообщество еще помнит случай на питчинге в Минкульте, где Гордон устроил целый спектакль. Он вышел как будто представлять свой новый проект, но нес какую-то чепуху, сыпал неизвестными (на самом деле несуществующими) именами. Потом оказалось, что Гордону надо было просто бесплатно снять для «Дяди Саши» сцену со знаменитостями в кадре.

Итак, дядя Саша, Александр Авербух (реальная фамилия деда Гордона) — востребованный сценарист, которому не пишется. Отношения с женой (Анна Слю) паршивые, все бесит, кризис. Авербух решает снять кино на айфон прямо у себя на даче. Актерам он говорит, что это просто репетиции. То ли чтобы не платить, то ли чтобы добиться от них большей естественности. Такой вот фильм в фильме. Разумеется, все сразу начинают друг с другом спать, напиваться, дурачиться, ссориться — словом, воплощать в жизнь все шаблоны о кино. А дядя Саша любуется голой Элей (Изабель Эйдлен), которая вообще сниматься не собиралась, но не прочь закрутить роман с известным сценаристом. В общем, такие вот «8 ½» для бедных, снятые без кинокамеры, без бюджета, без галлюцинаций, без красивой музыки — без всего, кроме меланхолии пытающегося убежать от старости Авербуха (или самого Гордона).

«Глубокие реки», режиссер Владимир Битоков (конкурс дебютов)

«Глубокие реки»

«Глубокие реки»

Этот кавказский триллер — пока лучшее, что было в конкурсе дебютов «Кинотавра». Необыкновенно выразительный и мрачный, переполненный саспенсом фильм, отдаленно напоминающий «Соломенных псов» Сэма Пекинпы и при этом «Курочку Рябу» Кончаловского).

Семья лесорубов живет на отшибе — суровый отец, два огромных сына. Камера выхватывает каждое движение стальных мышц, любуется каждой петлей на свитерах грубой вязки, осматривает каждое бревно, заготовкой которых занимается семья. Звуковой ландшафт фильма — треск ветвей, глухие удары топора, тяжелое дыхание, короткие гортанные реплики. Однажды отец не успеет отскочить от падающего дерева, и на помощь старшим братьям из города приедет младший — худосочный парнишка с плеером в ушах, чужак среди чужаков (семья давно ушла из деревни и ни с кем там не общается). Лесорубы неплохо зарабатывают, в деревне нищета — возникает напряжение. Битоков придумал несколько неожиданных решений для этого конфликта, и повествование он строит на постоянной опасной игре со зрителем: то топор к голове персонажа приставит, то горную речку покажет с такого опасного ракурса, что ты как будто сам вот-вот упадешь на острые прибрежные камни прямо из кресла. А уж когда отец становится калекой, сразу ясно: коготок увяз — всей птичке пропасть.

Читайте также
Статьи День семейных драм: Гармаш играет папу, а Ольбрыхский — «маму» Несколько открытий в третий день фестиваля: Сергей Ливнев вернулся в режиссуру, а Дмитрий Месхиев — в соцреализм.
Статьи Открываем «Кинотавр»: 5 вечных вопросов о фестивале В Сочи начинается самый важный для российского кино фестиваль. Или не самый важный? Объясняем, почему надо следить за «Кинотавром».
Интервью «Самка»: Интервью с Григорием Константинопольским На экране этого не видно, но когда в шаге от тебя несется через пороги такая Москва-река со скоростью 100 км/ч, и ты понимаешь, что съемочная группа сидит на краю, да и камера тоже стоит на краю, и один неверный шаг — и все, ты где-нибудь уже в Белом море…
Комментарии (8)

Новый комментарий...

 
Добавить комментарий...