Статьи

Остаемся рисовать: Чего ждать от новых российских мультфильмов?

Опустевшая Россия, аниме про Ивана-царевича, «Маша-Няша» и ответ на вопрос «Что будут смотреть наши дети?» — в репортаже с главного отечественного смотра анимации.
Остаемся рисовать: Чего ждать от новых российских мультфильмов?
«Среди черных волн»

Ежегодно в марте все режиссеры-аниматоры страны — от Юрия Норштейна и Константина Бронзита до совсем юных студентов и выпускников киновузов — собираются в Суздале на фестивале анимационного кино. Именно там открывают новые имена, презентуют свежие идеи и ведут ожесточенные дискуссии на извечную тему: почему нашим полнометражным мультфильмам никак не удается выйти на уровень Pixar и Disney?

Трамваи среди черных волн

Нынешний Суздальский фестиваль запомнится большим количеством лент философских, лирических и практически полным отсутствием ироничных мультфильмов, которые в предыдущие годы были представлены, например, картинами «Почему банан огрызается» Светланы Разгуляевой и «Питон и сторож» Антона Дьякова. За этот сегмент в нынешнем году отвечало разве что «Опасное путешествие» Михаила Солошенко на актуальную тему противостояния России и Запада. Но призов этот фильм не получил.

Гран-при фестиваля была отмечена лента Анны Будановой «Среди черных волн». Это вторая режиссерская работа молодого уральского аниматора. Как и ее дебют «Обида», эта лента — философская притча по мотивам древней северной легенды. Согласно преданию, души утонувших людей превращаются в морских животных. Охотник в черном плаще крадет шкуру девушки-тюленя и заставляет ее стать своей женой. Девушка же мечтает о возвращении в родное море. Рисованный 11-минутный мультфильм по глубине своего высказывания сопоставим с художественным кино.

Лучший короткометражный фильм смотра — «Рыбы, пловцы, корабли» режиссеров Дмитрия Геллера и Андрея Кулева. Это авторская фантазия на строки поэзии француза Поля Элюара «Рыбы, пловцы, корабли // Меняют облик воды. / Вода тиха, вода шевельнется // Только для тех, кто ее коснется». Рисованный мультфильм сделан в стиле восточной притчи в китайском институте анимации Jilin и рассказывает о жителях приморского города, которых иногда забирает в свои глубоководные просторы море.

«Опасное путешествие»

«Опасное путешествие»

Искусно сделанные кукольные мультфильмы — нынче большая редкость. Работа «Два трамвая» (спецприз «За поэтичность») Светланы Андриановой именно такая. Трогательная история по стихотворению Осипа Мандельштама рассказывает о маме-трамвае и ее отпрыске. Юный трамвай проходит путь от озорного хулигана, нарушающего правила дорожного движения, до настоящего профессионала и любящего сына, заботящегося о пожилой матери. Другая лента, так же как и «Два трамвая», сделанная на студии «Союзмультфильм», — рисованный «Джони-Бони-Бо» (спецприз «За чувственность и гармонию выразительных средств») Елизаветы Скворцовой, который можно назвать самым романтичным и при этом самым реалистичным мультфильмом нынешнего фестиваля. Он снят по мотивам абсурдистского стихотворения Эдварда Лира «Сватовство мистера Джони-Бони-Бо». На острове, где вместе со своей овцой живет бородатый отшельник, появляется успешная красавица певица, в которую сразу же влюбляется герой, пытаясь добиться взаимности. Как только девушка обращает внимание на забавного робинзона, он начинает сомневаться в собственном выборе.

Остальная линейка «Союзмультфильма» — это в основном детские короткометражки из цикла «Веселая карусель», лучшие из которых — милый «Бельчонок и санки» Олеси Щукиной (приз за фильм для детей) и «Буль» Елизаветы и Полины Манохиных про двух рыбок, воюющих за воду в разделенном надвое аквариуме.

Самый необычный мультфильм конкурса — «9 способов нарисовать человека» (диплом «За своеобразие стилистического решения») Александра Свирского. Каждая работа этого режиссера представляет собой причудливую смесь рисунков и коллажей, сделанных на грани анимации и видеоарта. «9 способов нарисовать человека» не стали исключением. Как и заявлено в названии, работа представляет собой несколько рассказов о том, как можно рассказать о человеке с помощью простых инструментов — карандаша, бумаги, журнальных вырезок и безграничной фантазии. Картина Свирского гипнотизирует, завораживает, показывает все разнообразие анимации и важность музыкального сопровождения в современном мультфильме.

Ироничное «Опасное путешествие» выпускника ВГИКа Михаила Солошенко рассказывает о недалеком будущем, когда в России остается всего 13 человек, все остальные уже давно переехали в США. Американский журналист отправляется выяснять, почему эти 13 человек все же остались в мрачной стране, где «никто не разговаривает друг с другом, но периодически все поют», и оказывается сражен эксцентричным российским гостеприимством. Его ближайший конкурент по хулиганскому повествованию — альманах «Возьми любой момент из детства», над которым работали в том числе Иван Максимов и Наталья Мирзоян. Снят он по мотивам «стишков-пирожков» и с ностальгией по детству.

Среди студенческих работ обратили на себя внимание рисованный The Square ученицы школы-студии «Шар» Вари Яковлевой, рассказывающий о случайных и непохожих друг на друга прохожих, превращающихся в бездумную толпу, как только их внимание завоевывает остающееся за кадром нечто, и симпатичная зарисовка выпускницы того же «Шара» Екатерины Филипповой «Козлы» о высунувшихся из окна поезда животных, пытающихся бесплатно поесть стоящих вдоль дороги деревьев.

По стопам «Маши и Медведя»

На Суздальском фестивале, помимо уже готовых мультфильмов, представляли идеи новых анимационных сериалов. Питчинг этот оказался на уровень выше не только недавней презентации проектов молодых режиссеров игрового кино, но и ежегодно проходящих в Минкультуры питчингов. Почти все участники подготовили фрагменты и раскадровки будущих сериалов, понимали, как выглядят их персонажи, какую технику они будут использовать (в основном это 2D-анимация), а главное, на какую целевую аудиторию эти проекты рассчитаны.

«Марья Моревна»

«Марья Моревна»

Большинство из них создаются для совсем маленьких зрителей, ведь именно они самые активные зрители анимации, а их родители — главные покупатели игрушек и прочих брендированных товаров. Впрочем, отечественные аниматоры задумались и о другой аудитории — подростках и молодежи, которая с удовольствием смотрит «Южный Парк», «Симпсонов» и «Гравити Фоллз», но пока не находит отечественной альтернативы этим успешным сериалам. В жюри суздальского питчинга вошли топ-менеджеры каналов «Карусель», «2×2», СТС, «Детский», «Первый ТВЧ», интернет-платформ YouTube и ivi.ru.

КиноПоиск выбрал шесть самых многообещающих проектов.

«Фани и Плюм»

Автор, режиссер и продюсер — Василий Волков

Аудитория: 2—6 лет

Хронометраж: 20 серий по 6 минут

Сериал белорусской студии Plumus рассказывает о жителях солнечного леса — лесовичке-реалисте Плюме и маленькой, но гиперответственной фее цветов Фани. Симпатичные персонажи вполне могут пойти по успешным стопам «Маши и Медведя», в том числе за счет сопутствующих товаров (мягких игрушек, канцелярии, одежды для малышей), что отметили члены жюри.

«Детям о важном»

Автор, генеральный продюсер — Наталья Ремиш, режиссер — Ришат Гильметдинов

Аудитория: 0—5 лет

Хронометраж: 15 серий по 3,5 минуты

Осенью прошлого года социальные сети и телеканалы обсуждали мультфильм «Про Диму» о том, как мальчик с особенностями встретился с девочкой Мирой. Тогда о мультфильме говорили, например, глава благотворительного фонда «Подари жизнь» Наталья Водянова, телеведущая Ольга Шелест и музыкант Василий Вакуленко (Баста), чья дочь озвучила Миру. Этот мультфильм — как раз пилот сериала «Детям о важном» — социального проекта, призванного ответить детям на неудобные вопросы по поводу устройства общества.

«Дракоша Тоша»

Автор сценария и продюсер — Олег Рой

Аудитория: 2—6 лет

Хронометраж: 10 сезонов по 26 серий (5—7 минут)

Главными героями проекта популярного писателя станут взрослая пандочка Няша, которой пять лет, и ее совсем маленький братик Тима. Их лучший друг — дракончик Тоша, который прикидывается игрушкой, когда рядом находятся взрослые, и оживает, как только остается наедине с детьми, которым с помощью волшебных мыльных пузырей рассказывает о том, как устроен мир. Жюри питчинга увидело в сериале большие возможности для выпуска сопутствующих товаров и выхода на международные рынки, главным образом на азиатский, где панды смогут привлечь внимание. Рой не исключает, что могут появиться мини-сериалы, посвященные каждому из героев «Дракоши Тоши».

«Бодо Бородо»

Автор сценария и режиссер — Владимир Сахновский, продюсер — Илья Попов

Аудитория: 3—6 лет

Хронометраж: 2 сезона (26 и 52 эпизода) по 3 минуты

Еще один детский образовательный проект запомнился яркой презентацией от имени главного героя — харизматичного бородача Бодо Бородо, взрослого ребенка, который не захотел учиться сам, но собрался учить других. Придумавший героя Владимир Сахновский рассказал, что в нем он «смешал Карлсона с бородой, добавил Бендера и школьного учителя» — так и получился упрямый бородач. С помощью странных существ — морфов, способных превращаться во все что угодно — он будет учить юных зрителей читать.

«Марья Моревна»

Автор сценария, режиссер и продюсер — Константин Дмитриев

Аудитория: «дети» от 12 до 37 лет

Хронометраж: 9 серий по 10 минут

Главная героиня сериала анимационной студии из Горно-Алтайска — королева байкеров Марья Моревна, в которую влюблен инженер-механик Иван-царевич (у него есть три сестры — тоже механик, доктор и монашка) и на которую озлобился робот Кащей Бессмертный. Сериал, как утверждает Дмитриев, сделан в жанре футуристического аниме. Изначально он сделан как пародия на русские сказки, но затем авторы отсылают зрителей к «серьезным темам — исправлению ошибок, ответственности и взросления». Уже готов один эпизод, который выложен на YouTube, но он пока не дошел до широкого круга зрителей. Бюджет серии составляет довольно внушительные 860 тысяч рублей. Сейчас ребята работают над вторым эпизодом.

«Кидz!»

Автор сценария и режиссер — Ринат Газизов, продюсер — Татьяна Газизова

Аудитория: 12—16 лет

Хронометраж: 26 серий по 11 минут

Действие происходит в «обычном городе, где живут необычные люди». Главные герои — компания из пяти подростков, в которой неожиданно встретились бот и эмо по прозвищу Гамлет, хулиганка Зинка и гламурная блондинка Маша-Няша. Каждый эпизод будет начинаться с того, что ребята захотят весело провести время, не задумываясь о последствиях, но затем попадут в сложные ситуации. «Может показаться, что сериал ничему не учит, однако подростки посмотрят на приключения героев и научатся включать голову», — рассказал режиссер. В показанном на питчинге фрагменте герои на родительской машине случайно сбивают сотрудника ДПС и пытаются понять, как скрыть свое преступление.

Всеми вышеперечисленными сериалами заинтересовались представители телеканалов и онлайн-платформ, где детский контент остается одним из самых востребованных направлений. Канал «2×2» ожидаемо обратил свое внимание на два последних сериала, задуманных как раз для целевой аудитории этого канала. Так что, вероятнее всего, эти проекты в скором времени будут запущены в полноценное производство и дойдут до своего зрителя.

Читайте также
Новости Даррен Аронофски назвал Андрея Звягинцева одним из любимых режиссеров Режиссер также признался, что очень любит «Фауста» Александра Сокурова.
Статьи ММКФ-2018: Александр Котт показал свою версию землетрясения в Спитаке В конкурсе Московского кинофестиваля был показан фильм «Спитак» — уже второй за последние два года фильм о катастрофе в Армении после «Землетрясения» Сарика Андреасяна.
Статьи Фредди Меркьюри, Аквамен и Дамбо: Новые подробности о грядущих хитах Игровые версии «Аладдина», «Короля Льва» и «Дамбо», а также «Лето», «Аквамен» и «Богемская рапсодия» — на 105-м кинорынке представили главные релизы ближайшего года.
Комментарии (38)

Новый комментарий...

  • 27

    LeonCoreZo3 25 марта 2017, 11:27 пожаловаться

    #

    Аж глаза режет от такой анимации.

    ответить

  • 19

    Гвалиор 25 марта 2017, 11:38 пожаловаться

    #

    Словом, движенье есть, прогресса покамест не заметно… увы.

    бот и эмо по прозвищу Гамлет

    О, эмо ещё живы?
    гламурная блондинка Маша-Няша.
    М-да.
    герои на родительской машине случайно сбивают сотрудника ДПС и пытаются понять, как скрыть свое преступление.
    И ещё раз М-да. Они этим весь сериал заниматься будут (что нездорово, мягко говоря), или только первую серию, но о чём тогда будут остальные?..
    Данный сюжет как-то для чернухи больше подходит, но Аудитория: 12-16 лет… Что-то тут не то.

    ответить

  • 1

    Lanfer 25 марта 2017, 15:25 пожаловаться

    #

    герои на родительской машине случайно сбивают сотрудника ДПС и пытаются понять, как скрыть свое преступление. И ещё раз М-да. Они этим весь сериал заниматься будут (что нездорово, мягко говоря),. ..
    Там в статье написано, что это сюжет одной из 26 серий, в остальных будут другие передряги

    ответить

  • 7

    pahomi 25 марта 2017, 11:42 пожаловаться

    #

    Норштейн когда нибудь уже доделает Шинель?

    ответить

  • 19

    renod 25 марта 2017, 11:45 пожаловаться

    #

    А потом такие: «Что не так с отечественной анимацией? Почему так далеко до уровня иностранных студий?» Тут даже категория «для умственно отсталых» не подходит, потому что, кажется, даже люди с проблемами в развитии не вынесут этого дегенеративного маразма.

    ответить

  • 21

    A1Favit 25 марта 2017, 12:19 пожаловаться

    #

    Какие-то бездушные табуретки, а не мультяшки. Давайте осмелимся, и скажем: отечественная анимация мертва. Если игровое кино худо-бедно выползает на свет божий, то лучшие мультики остались в Советском Союзе.

    ответить

  • 4

    Заповедник 29 марта 2017, 13:12 пожаловаться

    #

    то лучшие мультики остались в Советском Союзе.
    В 90-х. От глубоких философских притч до чудесной по графике и постановке вообще «Королевской игры».

    ответить

  • 18

    Connor James 25 марта 2017, 12:49 пожаловаться

    #

    Боже, серьезно что-ли? Марья Моревна в стиле дешевого аниме? Во додумались, слов нет…

    ответить

  • redponick 26 марта 2017, 04:08 пожаловаться

    #

    А меня заинтересовала такая идея, признаться. Вот только представленная серия невыносимо скучна

    ответить

  • 2

    Заповедник 29 марта 2017, 13:13 пожаловаться

    #

    В стиле дешевого фан-арта по аниме.

    ответить

  • 21

    ertyz 25 марта 2017, 12:57 пожаловаться

    #

    Опять или адский артхаус, или для детей дошкольного возраста.
    Нормальные взрослые люди в РФ не являются целевой аудитории ни для чего кроме резиновых дубинок?

    ответить

  • 13

    ВНЧ 25 марта 2017, 13:49 пожаловаться

    #

    Куда там до Пиксара, до Масяни с Хрюнделем дотянуться бы.

    ответить

  • 3

    Foxinus 25 марта 2017, 14:03 пожаловаться

    #

    «Трамваи среди черных волн» и «Два трамвая»(и там и там трамваи, удивительно) единственное что привлекает из всего этого. Всякие аниме поделки — это такой бред, что даже комментировать глупо.

    ответить

  • 9

    Alex Croft 25 марта 2017, 14:45 пожаловаться

    #

    Чего ждать? Ничего.

    ответить

  • 11

    ulugbek kinokritik 25 марта 2017, 16:24 пожаловаться

    #

    «Марья Моревна» явно не для слабонервных.

    ответить

  • 4

    Любава1985 25 марта 2017, 16:42 пожаловаться

    #

    Да-а-а… Мягко говоря, восторгов эти мультфильмы у меня не вызвали… То ли вреднею, старею, то ли и правда анимация у нас не очень… да и идеи «не фонтан».

    ответить

  • 2

    -Loki 25 марта 2017, 18:29 пожаловаться

    #

    Дотянуться до Диснея! Кто-нибудь, покажите нашим мультикоделам зарубежную мультипликацию. «Короля льва», например, «Рапунцель», «Унесенных призраками», «Зверополис». и т. д. Список большой. Так, глядишь, и придумают чего. А то у нас, кроме «Маши» с ее многострадальным медведем и посмотреть нечего. Это как если бы американцы сняли «Историю игрушек» и задумались на несколько лет. Неужели нет талантливых сценаристов и художников? Не. Ве. Рю.

    ответить

  • 2

    Jun-Jun 25 марта 2017, 18:41 пожаловаться

    #

    Бюджет серии Гравити Фоллз был 600 тыс. долларов при развитой сериальной идустриии анимации в Америке. В Японии у аниме, которое все коммерческое между прочим (гос-во может поддержать лишь постфактум) серии стоят несколько дешевле, но опять же развитая индустрия.

    Про Марью. В России 860 тыс. рублей, при индустрии скорее отсутствующей. Поэтому анимация в лучшем случае могла быть более менее. Тут она так себе, но главное, что она сливается совсем в никуда при отвратительном сценарии и видимо не пришедшем на работу режиссером. Можно было вытянуть, но простите, это плохо и грустно.

    ответить

  • Я немного ещё поясню про бюджет. В работе над проектом используется только свободное программное обеспечение (СПО). В рамках работы над мультфильмом это ПО дорабатывается и также выкладывается в свободный доступ, чтобы любой человек мог использовать без ограничений (на работе, дома или в школе). Из общих 860 тысяч около 400 тысяч — это бюджет на доработку ПО (мы добавили функции липсинха в программу анимации Synfig Studio и полностью переписали движок рендеринга). 80 тысяч из бюджета — транспортные расходы и озвучка. Итого на анимацию и графику 380 тысяч. По поводу сценария и режиссуры — мне жаль, что вам не понравилось.

    С уважением,
    ваш не-пришедший-на-работу режиссёр.

    ответить

  • Jun-Jun 31 марта 2017, 15:38 пожаловаться

    #

    А вы значит приходили на работу? Это хорошо. Что так с ритмикой и постановкой плохо, что со сценарием? На все денег нет? Ну, сочувствую.

    С уважением, ваш не без различный к анимации зритель.

    ответить

  • 3

    lekar_dim 25 марта 2017, 20:49 пожаловаться

    #

    в аниме наши явно не могут

    ответить

  • Заповедник 29 марта 2017, 13:18 пожаловаться

    #

    И не пытаются. Это не аниме. «Первый отряд» — это уже настоящее аниме, но все же там была совместная работа с японцами…

    ответить

  • 8

    DeadManDead 25 марта 2017, 22:27 пожаловаться аудиоверсия/аудиоподкаст

    #

    Есть предложение для всех статей делать аудиоверсию.
    Можно именно в формате аудио крепить файлы к статьям. А можно и на YouTube-канале выкладывать видеоролик со статичной картинкой или слайд-шоу из нескольких кадров.
    Поясню для чего это нужно — это позволит людям с ограниченными возможностями упрощённо и удобно получать свежую информацию.
    Да и для многих такое будет удобно в использовании при поездках в общественном и личном транспорте.

    ответить

  • Diman Dimanich 26 марта 2017, 07:18 пожаловаться Жуть, от графики глаза вытекают

    #

    Господи ну и муть… не, те же «Черные волны» очень интересная и стилистически необычная и гнетущая история, но эти все изыски так — чтобы себя после просмотра «очень умным почувствовать», по типу я это выдержал и проникся чем-то вечным, хотя и ощущение после просмотра, как в грязи извалялся, — человек, это звучит… ну дальше свое можно подставить :). А где обычные современные мультфильмы «с историей» и нормальной (не артхаусной) графикой… Диснея и Пиксар они догнать не могут, пусть сначала японцев догонят, и даже не уровня Миядзаки, а уровня обычных качественных сериальных аниматоров. Таже «Марья Моревна» это же в графическом анимационном плане полное убожество (я даже не про динамику говорю)… хотя что они хотя за нищие «довольно внушитеьные» 14000 долларов за серию :). В японских сериалах серия стоит 100-150 тыс. долларов, даже в наших нищих реалиях нормальная серия, пусть и в два раза меньше от тех же японских хронометражей (10-11мин, вместо 24-25), с необходимым количеством кадров будет стоить порядка 30-40 тыс. долларов скорее всего, а тут… вот и вся разгадка, — денег нет, но вы там держитесь, догоняйте Диснея с Пиксаром :).

    P.S. Про советские мульты и говори нечего, многие качественные мультфильмы (вроде Снежной королевы) стоили еще и дороже своих заокеанских аналогов.

    ответить

  • 3

    shocktr1tment 28 марта 2017, 16:32 пожаловаться

    #

    «Детей против волшебников» никому не переплюнуть!

    ответить

  • 1

    Kill Claire 28 марта 2017, 22:18 пожаловаться что я только что посмотрел…

    #

    будущего нет. воообще.

    ответить

  • 2

    nikol.zholobov 28 марта 2017, 23:42 пожаловаться

    #

    Моревна забавная штука, хотя дешевизна режет глаз. Но зато не на бюджетные деньги)))

    ответить

  • 4

    Заповедник 29 марта 2017, 13:08 пожаловаться

    #

    Жаль, но практически все, что представлено в этой статье, ощущается как плевок в глаза кислотной слюной Чужого.

    милый «Бельчонок и санки» Олеси Щукиной (приз за фильм для детей)
    Захотелось тоже посмотреть на милого бельчонка, но в интернете пока отыскался лишь один скрин из мультфильма, да и тот больше напоминает попытку первоклассника нарисовать что-то в Пейнте.

    «Марья Моревна» напоминает заурядный любительский флэшевый проект, которых на Ютубе сотни тысяч и которые часто делаются одним-двумя энтузиастами на домашних компьютерах, без всякого бюджета вообще, если не включать в стоимость счет за электричество и выпитое за время работы кофе. Причем в данном случае это еще и не вызывающий интереса флэшевый проект.

    ответить

 
Добавить комментарий...