Статьи

Голливуд забыли спросить: Как и зачем другие страны поддерживают свое кино

Государство не обязано финансировать скверные блокбастеры, авторы которых хотят дать ответ Голливуду, понял КиноПоиск, изучив опыт других стран. Часть вторая.
Голливуд забыли спросить: Как и зачем другие страны поддерживают свое кино
«По ту сторону надежды»

КиноПоиск продолжает рассказывать об опыте государственной поддержки национальных кинематографий других стран. Эта тема заинтересовала нас после заявления министра культуры РФ о повышении стоимости прокатного удостоверения до 5 млн рублей и после выхода в прокат кинокомикса «Защитники», получившего безвозвратные государственные субсидии. Как оказалось, только в России возможна государственная поддержка подобных фильмов, авторы которых хотят что-то доказать Голливуду, но при этом не несут никакой ответственности за свои кассовые провалы и низкое качество работы, не выдерживающее никакой критики.

Япония: телевидение и внутренний туризм

В затянувшейся войне за зрителя японские мейджоры давно смирились с тем фактом, что национальные телеканалы сильнее, богаче, могущественнее. В самых дорогих японских проектах зачастую можно заметить, что первым в титрах идет не киностудия, а один из самых топовых японских телеканалов, который поверил в проект, вложился в него и теперь будет крутить фильм следующие 20—30 лет. Одним словом, дюжая часть японских картин снимается в расчете на то, что на большой экран они никогда не попадут — либо будут продаваться на видеоносителях (что при почти полном отсутствии пиратства не так страшно, как в иных странах), либо уйдут сразу на ТВ.

В Японии нет квот на продвижение национального продукта. Хочешь снимать конкурентоспособные фильмы — крутись и выживай. Максимум, что сделало правительство за последние полвека, — ограничило киношный экспорт 48 процентами. Соответственно, у национальных фильмов есть 52%, но это совсем не значит, что им светит много сеансов в прокатной сетке. Скорее всего, как раз наоборот. Японцы любят американское кино. По количеству потребляемого голливудского продукта они много лет оставались второй нацией в мире. Теперь третьей. Но лишь потому, что китайских зрителей стало внезапно в десять раз больше. По статистике 2005 года, доходы от проката японских фильмов в кинотеатрах составляли всего лишь 5% от общей прибыли. Еще 12% от доходов приходили студиям от релиза на цифровых носителях. Основная статья доходов от большого кино (78%) — это деньги, пришедшие от продаж продукта на телевидение.

В Японии никто не будет стараться, чтобы фильм обязательно окупился в прокате, принес дивиденды и непременно был продан за границу. Но тогда почему в Японии снимается столько инди-кино, которое вряд ли попадет даже в телевизор? Почему японские инди-фильмы самые многочисленные после американских? Ответ простой: правительству плевать на кинобизнес как на бизнес. Для японских чиновников киношники — это не статья доходов в бюджет или элемент национальной пропаганды, а скорее источник повседневных проблем, для которых весь правительственный аппарат, собственно, и функционирует.

«Никто не узнает»

«Никто не узнает»

Киношники как дети малые. Ежедневной работой с ними занимаются аж пять министерств: министерство экономики, торговли и производства, министерство туризма, земель и транспортных средств, министерство почты, телекоммуникаций и прочих связей с общественностью, агентство по вопросам культуры, а также комиссия по контролю за торговлей. Чиновники из этих организаций курируют весь процесс, проводят бумажную работу.

Занимаются ли они вопросами, связанными с прокатом? Практически нет. Вкладывают ли они бюджетные деньги? Зачастую да. Есть, например, организация UniJapan, работающая на базе федерального правительства. Она каждый год организует сертифицированные программы, предоставляющие госфинансирование для инди-проектов суммами по 500—600 тысяч.

Не углубляясь в нюансы этого финансирования, обратим внимание только на один из них, который нам кажется крайне примечательным. Казалось, что может быть общего у киноиндустрии и министерства туризма Японии? Последнее вкладывает нешуточные деньги в развитие внутреннего туризма. У каждого города, даже самого захудалого, есть своя программа развития, свои традиции, свои достопримечательности, свои праздники. И кино играет в этом нешуточную роль, вполне прикладную. Если в российском кино есть Москва, Питер и абстрактная провинция размером в страну, то любой человек, более менее насмотренный в японском кино, с удивлением понимает, что невольно начинает разбираться в географии Японии не хуже, чем ее жители.

Голливуд забыли спросить: Как и зачем другие страны поддерживают свое кино. Часть 1 Франция, Великобритания, Австралия, Новая Зеландия, Индия

Германия: система подсчета баллов

Немецкий федеральный совет по кино (FFA) — независимая общественная организация, которая распределяет деньги на поддержку национального кинематографа — поддерживает производство немецких фильмов всех жанров. Поддержка распределяется по двум направлениям — финансирование отдельных проектов и автоматические субсидии продюсерам, чьи фильмы уже показали хорошие результаты в прокате, получили награды или демонстрировались на многочисленных фестивалях.

Для получения первого типа поддержки необходимо убедить отборочный комитет в качестве сценария, маркетинговой концепции и способности привлечь финансирование из других источников. Например, продюсеры могут обратиться за субсидией в региональные фонды, фонды других европейских стран или общеевропейский фонд поддержки кино Eurimages. Полнометражным проектам FFA выдает займ в размере до одного миллиона евро, который нужно выплатить, однако условия этой выплаты очень гибкие.

«Идеальные женщины»

«Идеальные женщины»

«Деньги, которые ты возвращаешь обратно в фонд, во-первых, можно вернуть достаточно поздно, во-вторых, их кладут на специальный счет, с которого потом можно брать деньги на свой следующий проект, если предыдущий был успешен», — рассказывает продюсер и режиссер Файт Хелмер.

Важным условием получения поддержки является то, что мировая премьера картины состоится в Германии на немецком языке, либо лента будет представлять Германию на международном фестивале. В среднем в год в FFA поступает около 130 заявок на финансирование. Решение о грантах комитет принимает пять раз в год. С 2007 года треть поддерживаемых FFA проектов — это международные копродукции.

FFA также поддерживает прокат национального кино с помощью возвратных субсидий в размере до 600 000 евро, которые можно потратить на изготовление фильмокопий, маркетинг и продвижение. FFA может обеспечить 40—50% бюджета на дистрибьюцию, 30% продюсер или прокатчик должны инвестировать самостоятельно. Помимо возмещения расходов на печать копий и маркетинг, FFA предоставляет поддержку в продвижении фильма с помощью эфирного времени для рекламы на телевидении и в средствах массовой информации на основании соглашений с телеканалами (как с общественными, так и частными), с радио и другими площадками. Обычно подобную медиаподдержку получают только те релизы, которые выходят в прокат хотя бы на 25 копиях. Помимо FFA, поддержку в прокате немецкому кино осуществляют и региональные фонды.

Заявку на поддержку в прокате подает непосредственно дистрибьютор, решения принимаются соответствующим комитетом FFA по дистрибьюции/маркетингу, который состоит из представителей киноиндустрии. Дедлайнов в течение года несколько, однако важно подать заявку до старта промокампании. Успех проекта в прокате также ведет к получению поддержки на прокат следующих проектов, для чего создана специальная система подсчета баллов, учитывающая количество зрителей, посмотревших ленту, в том числе и на фестивалях.

Финляндия: торжество отечественного производителя

Финский кинематограф для российского зрителя представлен братьями Каурисмяки, артистом Вилле Хаапасало и краудфандинг-фантастикой «Железное небо». Остальное финское кино до наших кинотеатров, как правило, не доходит, но это не значит, что оно не пользуется спросом у себя на родине. Например, в 2014 году только «Хоббиту» удалось пробиться в пятерку самых кассовых картин в Финляндии, а остальные места занимали местные фильмы. При этом львиная доля финского кино производится при условной государственной поддержке. Из 20 самых успешных финских картин все в том же 2014-м только один фильм был снят независимо от Финского фонда кино, которое курирует государство.

«Железное небо»

«Железное небо»

Финский фонд кино (Finnish Film Foundation) был основан в 1969 году с целью поддерживать кинопроизводство, прокат и дистрибьюцию финских фильмов как на родине, так и за границей. Несмотря на то, что эта организация числится независимой, за ее работой наблюдает департамент культурной политики при министерстве образования и культуры.

Согласно отчету за 2016 год, ФФК поддерживает до 40% бюджета фильма. Остальные деньги вкладывают телекомпании, дистрибьюторы, международные или местные фонды, а также сами продюсеры. В среднем ФФК выделяет деньги для 80 картин в год. Финансируются не только полнометражные художественные фильмы, но и анимация, короткий метр, документальное кино и телесериалы. В частности, в 2014 году ФФК получил от министерства культуры около 26,5 млн евро. Из них 22,5 миллиона ушло на поддержку кино- и телепродукции, а оставшиеся деньги фонд направил на поддержку кино Финляндии в мире (фестивали и прочее). То есть минкульт Финляндии выделяет бюджет ФФК, который уже самостоятельно распределяет его без контроля сверху.

В 2016 году финские кинотеатры посетили 8,7 миллиона зрителей. Было показано 190 фильмов, самым кассовым из которых стал мультфильм «Angry Birds в кино». На втором месте — «Дэдпул». Количество зрителей фильмов, снятых при поддержке ФФК, составляет 2,5 миллиона.

С 2016 года ФФК возглавляет Лассе Сааринен, к которому пресса изначально отнеслась недоверчиво из-за его политического бэкграунда. Однако чиновник показал отличные знания кинематографа и был в итоге избран на важный пост. Сааринен утверждает, что намерен поддерживать баланс между коммерческими и авторскими фильмами, который существовал и до него. Менять радикально направление финансирования он не собирается. Он также планирует отстаивать независимость ФФК, поскольку министерство культуры Финляндии недавно попыталось изменить существующую модель работы с фондом. «Независимость — важная часть в принятии решений, помогающая сохранить гибкость», — считает Сааринен.

Канада: анимация и документальное кино

Канада регулярно поставляет миру видных режиссеров — от Джеймса Кэмерона и Дэвида Кроненберга до Дени Вильнёва и Ксавье Долана. Индустрия в североамериканской стране делится на франкоговорящий и англоговорящий сегменты, причем деятельность последнего тесно переплетена с Голливудом.

Дэвид Кроненберг

Дэвид Кроненберг

Именно в Канаде впервые был создан государственный орган, отвечающий за производство местных фильмов и процветание национальной индустрии. В 1918 году под эгидой министерства торговли на свет появилось Канадское правительственное бюро кинематографии (Canadian Government Motion Picture Bureau). Оно тут же принялось строгать раз в две недели по выпуску сериала Living Canada — по сути, рекламного проспекта, рассказывающего США и всем странам Британской империи о том, что им всем надо немедленно приехать в Канаду и развить местный туризм.

Бюро с трудом пережило Великую депрессию и приход звука в кино, а в начале 1940-х его и вовсе поглотила Национальная комиссия по кино (позднее ставшая Канадской государственной службой кинематографии — National Film Board). Эта организация до сих пор удерживает контроль над киноиндустрией страны. NFB произвела и выпустила в свет более 13 тысяч фильмов, получив за них порядка 5000 наград, среди которых 12 «Оскаров».

Почти 10 миллионов канадских долларов NFB получает в качестве прямых доходов от продаж мерчендайза, аренды студийных помещений и оказания производственных услуг на аутсорсе. В это же время 60 миллионов ежегодно им достается из федерального бюджета. Правда, в данный момент всего лишь треть этих денег тратится непосредственно на кинопроизводство — по большей части на анимацию и документальное кино.

«Звездная карта»

«Звездная карта»

Канадские фильмы финансируются за счет целого ряда государственных инициатив: правительственные льготы, правительственные деньги, полученные у телекомпаний. Наконец, сами телекомпании готовы покрывать производственные бюджеты фильмов среднего калибра. Арт-проекты финансируются различными художественными советами на всех правительственных уровнях, так что не будет преувеличением сказать, что в Канаде государство очень ответственно относится к развитию местной киноиндустрии. Не последнюю роль в этом играет и то, что в стране приняты выгодные налоговые условия, поэтому в Ванкувере, Монреале и особенно Торонто часто проходят съемки голливудских студийных фильмов, приносящие немало денег в казну.

Голливуд, я тебя съем: Как другие страны защищают свое кино Изучив европейский и азиатский опыт, КиноПоиск убедился: идея прокатных удостоверений стоимостью 5 млн рублей — особый русский путь. Такого нет даже в Китае.

Польша: приоритет — исторические ленты

В 2005 году в стране приняли закон о кинематографии, вследствие чего был образован Польский институт киноискусства (Polski Instytut Sztuki Filmowej) — организация, занимающаяся в первую очередь финансированием кинопроизводства, начиная со сценарного этапа. С высоты прошедших лет очевидно, что это было переломное для польской культуры событие. Сейчас довольно трудно представить себе польский фильм, который был бы снят без поддержки института (хотя исключения, конечно, случаются).

Куба Чекай / Фото: Jan Rusek, © Agencja Gazeta

Куба Чекай / Фото: Jan Rusek, © Agencja Gazeta

Поступающие в институт проекты рассматривают экспертные комиссии, состоящие из режиссеров, сценаристов, представителей иных кинематографических профессий, а также киноведов. Комиссия имеет право отвергнуть проект или рекомендовать поправки. В конечном итоге институт может выделить на производство до половины необходимого бюджета, причем в распоряжении экспертов находится 85% средств, а оставшиеся 15% — личная квота директора, и стоит отметить, что одним из главных приоритетов являются исторические ленты. Если доходы продюсера от готового фильма покрывают расходы, он обязан отдать институту половину денег, которые впоследствии пойдут на производство новых фильмов. Таким образом, институт не является копродюсером и ничего не зарабатывает.

Кроме того, национальное кино в последние годы все активнее поддерживают региональные кинофонды. На данный момент их в Польше одиннадцать, то есть не охвачено еще пять воеводств. Условиями получения такой дотации являются тематическая связь с регионом и съемка фильма (или хотя бы его части) в данном воеводстве. Иногда к этому добавляется обязательство потратить определенную сумму из бюджета на его территории (как правило, речь идет о сфере услуг). Выгода для местных властей очевидна: продвижение региона плюс возникновение дополнительных рабочих мест за счет проведения съемок.

«Лесной царь»

«Лесной царь»

В производстве фильмов по-прежнему принимает участие телевидение, однако постепенно его доля становится все меньше. Немаловажную роль играют различные европейские фонды. Важной инициативой является Studio Munka, действующая при Союзе польских кинематографистов с 2008 года и поддерживающая дебютантов. Если поначалу здесь снимались лишь короткометражные фильмы (до 30 минут), то в последние годы все активнее становится производство полнометражных лент (недавняя громкая премьера — «Лесной царь» Кубы Чекая).

Вместе с тем постоянно идут разговоры о том, что Польша отстает от других стран Евросоюза с точки зрения международных копродукций в связи с отсутствием закрепленной в законе системы налоговых льгот и преференций, которые бы стали для зарубежных продюсеров стимулом вкладывать деньги в съемки в Польше.

Впрочем, результаты налицо: количество снимаемых ежегодно полнометражных игровых фильмов за десять лет увеличилось в Польше двукратно. Если в 2005 году на экраны вышло 24 польских фильма, то в 2016-м — уже 49. А что еще существеннее, растет зрительский интерес к национальному кино. В прошлом году был побит рекорд по количеству зрителей, посмотревших в кинотеатрах отечественные фильмы (13 миллионов человек). И несмотря на то, что лидерами проката в Польше по-прежнему остаются голливудские блокбастеры, 25% проданных в 2016 году билетов в кино — это билеты на польские ленты.

Феликс Зилич, Дарико Цулая, Татьяна Шорохова, Заира Озова, Денис Вирен

Читайте также
Новости Фонд кино поддержит семь кинопроектов из собственных средств Среди прочих организация поможет проектам «Гоголь. Страшная месть» и «СуперБобровы. Народные мстители».
Новости Минкультуры намерено усилить контроль над Фондом кино В правительство направили предложения по изменению устава организации.
Новости Премьера нового фильма Ксавье Долана пройдет в Торонто Долгожданный англоязычный дебют режиссера «Смерть и жизнь Джона Ф. Донована» покажут на родине постановщика.
Комментарии (49)

Новый комментарий...

  • 8

    bad1996 11 апреля 2017, 01:00 пожаловаться

    #

    В «других странах» не выпускают различный низкосортный продукт на деньги налогоплательщиков. Если в Китае, например, хотят снимать масштабное военное кино, то приглашают Кристиана Бейла и снимают Цветы Войны, если хотят снять масштабное фэнтези, зовут Мэтта Дэймона на главную роль и выпускают Великую стену…

    ответить

  • 21

    Лог-а-Лог 11 апреля 2017, 09:52 пожаловаться

    #

    Пора бы и нам поправить ситуацию, и пригласить Роберта Дауни в «Защитники 2».

    ответить

  • 23

    zvovs 11 апреля 2017, 10:35 пожаловаться

    #

    Мы уже приглашали в своё кино подобных звёзд, например новый «Вий», как он вам?) Из этого следует что проблемы уходят глубже.

    Насчёт Китая и налогоплательщиков, не хочу разводить политсрач, поэтому ограничусь простым словом «поржал». Посмотрите как нибудь китайский канал CCTV, там сериалы точь в точь как у «России 1». У «Великая стена» средние оценки, а вот «Цветы войны» удались, собственно и наши драмы удаются гораздо лучше чем другие жанры, заставить человека плакать легче чем смеяться, к сожалению.

    ответить

  • 11

    Гвалиор 11 апреля 2017, 11:24 пожаловаться

    #

    В «других странах» не выпускают различный низкосортный продукт на деньги налогоплательщиков.
    Эм… вы видели все-все их фильмы?)

    ответить

  • 6

    Lyric 11 апреля 2017, 03:03 пожаловаться

    #

    Наконец-то вторая часть! А обещали через неделю)

    ответить

  • 5

    zvovs 11 апреля 2017, 11:15 пожаловаться

    #

    Предлагаю в следующей статье уже написать про то как это делается и строилось у главного виновника видеоторжества США и подвести итог — какой вывод мы делаем из всего этого опыта? А то всё говорим и говорим, а вывод всё не появляется.

    ответить

  • 1

    ВНЧ 11 апреля 2017, 18:26 пожаловаться

    #

    Уже год прошёл, а я всё надеюсь прочитать 2-ю часть этой статьи, про Супермена.
    В следующей серии эпического диптиха я расскажу о Красном Сыне и его роли в русской революции. Приступаю к чтению комикса, на конструктивистской обложке которого изображены серп, молот и сам Супермен в виде рабочего без колхозницы. (© Заира Озова)
    Как грится, обещанного три года ждут.

    ответить

  • 3

    ZhukAnt 11 апреля 2017, 09:33 пожаловаться

    #

    Польша: приоритет — исторические ленты.
    Россия: приоритет — сальные и тупые комедии от камедиклабовцев и сарика.

    ответить

  • 7

    KaindArt 11 апреля 2017, 10:46 пожаловаться

    #

    Сделали бы следующее: если фонд вкладывает деньги в блокбастер — очередной «ответ Голливуду», то большая часть оплаты режиссерам, сценаристам, актерам и прочим идет с процентов от продаж. Может, больше бы задумывались о качестве выпускаемого продукта. А государство бы обратило внимание на какие-нибудь инди-проекты и больше средств выделяло на начинающих режиссеров, аниматоров и вкладывало в их развитие и обучение, а не на именитых наших режиссеров с раздутым эго, которые уже не способны научиться чему-то новому, типа «мы все знаем, не надо нас учить как снимать».

    ответить

  • 7

    Гвалиор 11 апреля 2017, 11:23 пожаловаться

    #

    Сделали бы следующее
    А как заставить их на такое пойти?) Наши киношники хорошо устроились: государство просто отпускает сумму, а об возвращении особо не спрашивает.
    А государство бы обратило внимание на какие-нибудь инди-проекты
    По-моему, это задача самих киношников.

    ответить

  • 10

    Гвалиор 11 апреля 2017, 11:28 пожаловаться

    #

    Честно говоря, у меня сложилось впечатление, что государство у нас помогает не столько кино, сколько отдельным кинематографистам, которые уже потом разбираются с кино. А кинематографисты этим преспокойно пользуются.

    ответить

  • 3

    ZELMIRA 11 апреля 2017, 13:59 пожаловаться

    #

    кумовство же ведь, разве не заметно?

    ответить

  • 2

    Snalk 11 апреля 2017, 12:05 пожаловаться

    #

    И к чему тут про финансирование вообще говорить. Аронофски свой «Пи» снимал на карманные деньги, а у того же «Реквиема по Мечте» бюджет меньше чем у наших любимых «Защитников». Гавно снимается потому что снимают люди без вкуса, люди без прямых рук и люди, которым интересен лишь заработок. Остальным рекомендую ехать в США и снимать там, в России вам не рады.

    ответить

  • 7

    sweden80 11 апреля 2017, 12:33 пожаловаться

    #

    Одна беда у авторов и комментаторов: короткая память. как-то за бурным срачем все уже забыли, что еще 4 года назад деньги выделял минкульт ЛЮБОМУ продюсеру на правах софинансирования его проекта. Какие питчинги, какие экспертные советы! Показал бумажку, что у тебя есть миллион зеленых на кино, и на тебе еще миллион. И пофиг что бумажка не соответствует действительности, а этот продюсер потом снимал кино на треть бюджета, а все остальное клал себе в карман. Вот это попилил, это я понимаю.
    И никто не просил деньги возвращать, в отличие от Фонда кино. А бракоделы везде есть, но почему-то выйдя с «Фантастической четверки» в 2015 никто не говорил: какой ужас, больше не пойдем на голливудское кино.

    ответить

  • 1

    ZELMIRA 11 апреля 2017, 13:58 пожаловаться

    #

    рынок даже в РФ вынужден эволюционировать и приходить к более цивилизованным формам. никто уже не будет разгул девяностых и нулевых воспринимать как должное.

    ответить

  • 2

    Кикер 11 апреля 2017, 13:27 пожаловаться странно

    #

    Да, весьма странно что государство дотирует весьма сомнительные проекты. На мой взгляд, правильно было бы создать гос-компанию. которая бы выпускала фильмы о знаковых событиях, великих людях и просто что-то познавательно-интересное.
    Вопрос только в подотчётности и качестве продукта, но думаю, при желании, всё это можно решить!

    ответить

  • 5

    ZELMIRA 11 апреля 2017, 13:57 пожаловаться

    #

    ох, как же метко сказано насчёт «москвы, петербурга и провинции размером со всю остальную страну». ничего хорошего из подобного подхода к геополитике не выйдет.

    ответить

  • 4

    Secret_door 11 апреля 2017, 16:49 пожаловаться

    #

    «любой человек, более менее насмотренный в японском кино, с удивлением понимает, что невольно начинает разбираться в географии Японии не хуже, чем ее жители»

    Занятно.

    ответить

  • Artem Pyatyshev 11 апреля 2017, 16:49 пожаловаться

    #

    По количеству потребляемого голливудского продукта они много лет оставались второй нацией в мире. Теперь третьей.
    Ха ха)))

    ответить

  • 3

    RavenDante 11 апреля 2017, 21:04 пожаловаться

    #

    Про роль министерства туризма в кинобизнесе — очень интересно. А ведь правда, Мы города других стран узнаём и различаем гораздо лучше, Чем в своей стране.

    ответить

  • 1

    Bosco sport 12 апреля 2017, 08:36 пожаловаться

    #

    когда же вы поймете чтобы делать что то лучше и конкурентно способное нужен частный сектор и государство в эти дела звать не надо. . голливуд это частное индустрия как результат вы видите сами. .. только рыночная экономика а не плановая отстойная

    ответить

 
Добавить комментарий...