Статьи

Шли по городу волшебники: Сказочные миры в советском кино

«Страна хороших деточек» с ее карамельными домиками и заброшенным парком развлечений заставила КиноПоиск вспомнить другие ирреальные пространства из отечественных киносказок — царство Хозяйки Медной горы, волшебный лес из «Сказки о потерянном времени», Королевство кривых зеркал и многие другие.
Шли по городу волшебники: Сказочные миры в советском кино

В российский прокат выходит «Страна хороших деточек» Ольги Каптур — экранизация книги Анны Старобинец, в которой хулиганистая девочка Саша (Кира Флейшер) попадает в волшебную страну для перевоспитания. Все дело в том, что родители Саши (Тимофей Трибунцев и Ирина Пегова) и ее бабушка с дедушкой (Наталья Селезнева и Владимир Грамматиков) устали от бесконечных проказ своей девочки и под бой курантов загадали желание: пусть плохая Саша останется в старом году, а в новом появится хорошая, покладистая и воспитанная девочка. Их желание сбывается, но только не совсем так, как они планировали.

Саша попадает в странное место. Здесь у всех одинаковые домики и костюмчики, одинаковая полезная еда, жизнь как в пионерлагере (с ранним подъемом и таким же ранним отбоем), а за порядком следят часовые — собирающиеся из шестеренок железные человечки, суровые и беспощадные. Заправляет Страной хороших деточек Полпред (Вячеслав Манучаров), он же избавляет детей от воспоминаний о прошлой жизни. Но Саша не готова со своими воспоминаниями расставаться.

В «Стране хороших деточек» авторы скрестили компьютерную графику, ответственную за создание волшебного мира, и знакомую еще по советским детским фильмам формулу музыкальной сказки, в которой персонажи поют и танцуют. Мир хороших деточек с его карамельными домиками и заброшенным парком развлечений заставил КиноПоиск вспомнить другие ирреальные пространства из отечественных киносказок.

«Каменный цветок», режиссер Александр Птушко, 1946

В этой сказке по мотивам произведений Бажова мир Хозяйки Медной горы продуман до мелочей. Ее чары распространяются не только на подземное каменное царство, но и на лес над ним. Взмахивая веткой березы как волшебной палочкой, «каменная девка» управляет животными и деревьями. Подземные же владения буквально ослепляют. Сверкающие глыбы, самоцветы и, конечно, каменный цветок, на который так хотел взглянуть Данила-мастер, вспыхивают всеми цветами радуги. Вход в Змеиную горку расположен за неприметными скалами, которые эффектно расступаются перед героями. Сама Хозяйка меняет платья и головные уборы с умопомрачительной скоростью, а некоторые из ее в прямом смысле блестящих нарядов вполне сошли бы за современный вечерний туалет. Удивительно, что декорации и спецэффекты, созданные более полувека назад, по-прежнему смотрятся достаточно убедительно для сказочной истории.

«Сампо», режиссер Александр Птушко, 1959

«Сампо» — основанная на карело-финском эпосе «Калевала» сказка о волшебной мельнице Сампо, которая без зерна может производить муку, соль и золото. Эту картину Птушко современному зрителю сложно смотреть из-за совсем уж наивной и вычурной актерской игры. Зато страна злой волшебницы Лоухи под названием Похъела представляет огромный интерес. Среди скал выковать Сампо пытаются похожие на троллей чародеи и прорицатели, из недр вырывается огонь, а красавицу Анники похищает Лоухи с помощью летающего черного плаща, родственников которого можно найти и в грядущем фэнтези «47 ронинов». Плащ этот очень живописно летит над водной гладью финского озера. Сама Лоухи благодаря наряду похожа на монахиню, окружают ее змеи и гадюки, а небесный огонь заключен в черепе коровы. Больше всего ее мир напоминает Мордор из трилогии «Властелин колец» с поправкой на разницу в возрасте.

«Королевство кривых зеркал», режиссер Александр Роу, 1963

Мир Королевства кривых зеркал — один из самых ярких и необычных волшебных миров в советских киносказках. В Зазеркалье, или Наикривейшем из всех королевств, капризная, ленивая и пугливая девочка Оля попадает вслед за котом Барсиком через зеркало в прихожей. Там она встречает Яло — свое отражение, а также быстро понимает, что все зеркала в королевстве показывают людей совсем не такими, какие они есть на самом деле. Стариков показывают юношами, худого мальчишку-работягу — толстячком, а сами третьеклассницы Оля и Яло выглядят маленькими седыми бабушками. Мир Зазеркалья художники создавали, очевидно, вдохновляясь творениями Сальвадора Дали и Антонио Гауди. Формы зеркал и зданий причудливы и избегают прямых углов, над королевским дворцом сидит гигантский паук, а дистанционные столбики на дороге высечены в форме попугаев, напоминая о правителе страны Йагупопе. У министра Абажа, естественно, карета в виде жабы, а дочь Нушрока проживает в поместье, ворота в которое сделаны в виде головы коршуна и висят над пропастью.

«Сказка о потерянном времени», режиссер Александр Птушко, 1964

«Сказка о потерянном времени» (как сейчас бы сказали, сказка о прокрастинации) смотрится на удивление современно, разве что трудно узнать в малолюдном и зеленом городе Москву. Волшебному лесу, в котором в деревянной избушке живут злые чародеи, мечтающие украсть у малолетних лентяев драгоценные годы жизни, позавидовал бы и Тим Бёртон. Портал в страну коварных волшебников располагается в широком дупле. Мрачные сухие деревья на темно-синем фоне отвечают за недостаток по-настоящему зловещих эпизодов, головокружительные съемки порой сбивают с толку (одна сцена с поеданием магических лепешек чего стоит!), а часы с глазами и оживающей кукушкой и вовсе достойны киноцитат.

«Снежная королева», режиссер Геннадий Казанский, 1966

По пути в царство Снежной королевы Герде предстоит пройти через много волшебных мест, включая замок принца и принцессы и лес с разбойниками. Впрочем, чудеса начинаются еще дома: предметы там живые, за хозяйством следит похожий на эльфа домовой, а эффектнее всех выглядит чернильница с золотой головой в исполнении Веры Титовой. Ей потом предстоит сыграть еще и печку в «Новогодних приключениях Маши и Вити». В замке Герда видит сны придворных дам и королев, которые появляются на стенах в виде анимационных сюжетов, во владениях королевы ей снова встречаются рисованные персонажи — снеговики и снежные рыцари, пытающиеся помешать ей пройти к Каю. Микс мультипликационных персонажей и актеров сейчас выглядит странно, хотя тогда в отсутствие возможностей компьютерной графики был, наверное, наилучшим выходом из ситуации. Как еще создать на экране в середине 1960-х распадающихся снеговиков и мерцающее северное сияние? Ледяной потолок при входе во дворец — одна из самых впечатляющих находок художников, а вот тронный зал Снежной королевы выглядит по-северному скупо.

«Сказка о царе Салтане», режиссер Александр Птушко, 1966

Было ли в советских сказочных фильмах что-то безумнее, чем лохматые монстры с горящими глазами, чем оживающие и плачущие каменные львы-подлокотники из «Сказки о царе Салтане»? Когда Салтан узнает, что его жена родила «не мышонка, не лягушку, а неведому зверушку», кого зрители видят на царских пушках? Именно что мышонка, лягушку и зверушку-горгулью. А до чего ловко поет и танцует белка, грызущая золотые орешки с изумрудами! Хромакея в 1967 году не было, а вот комбинировать кадры, конечно же, умели, поэтому 33 богатыря выходят из моря и кажутся действительно гигантами на фоне обычного Гвидона. Кажется, в «Сказке о царе Салтане» задействованы все существующие на тот момент достижения в сфере спецэффектов. Наконец, картина Птушко постоянно напоминает о полотнах русских живописцев Кустодиева, Шишкина, Врубеля. И не только потому, что задний фон чаще всего является нарисованным, а благодаря схожим сюжетам и образам.

«Тайна железной двери», режиссер Михаил Юзовский, 1971

Эгоистичный мальчик-волшебник живет не столько в параллельном мире, сколько на изолированном острове, однако будем считать его персональные владения сказочной страной. Еще бы не сказочной! Есть персональный робот Балбес, вход взрослым воспрещен, можно играть, сколько тебе вздумается, и при этом никто не будет требовать, чтобы ты ходил в школу. Соответствуя безграничной любви юного мага к самому себе, весь остров уставлен его гипсовыми статуями, а также зеркалами, кругом висят буквы «я». Художники представили себе идеальный мир ребенка в минималистичном футуристическом ключе — с белоснежными бетонными зданиями а-ля Ле Корбюзье, машинами на одного человека и большими спутниковыми передатчиками.

«Новогодние приключения Маши и Вити», Геннадий Казанский и Игорь Усов, 1975

«Лукоморья нет на карте, значит, в сказку нет пути», но мы помним, что это присказка, а не сказка. Чудеса начинаются, стоит только верящей в них Маше произнести «эники-бэники» рядом с Дедом Морозом из папье-маше. Скептик Витя не верит, что Баба-яга, Кащей и прочие существуют, но соглашается пойти в волшебный мир спасать Снегурочку от Кащея, чтобы защитить Машу. Портал в сказочное измерение располагается прямо под елкой. В царстве Кащея нечисть развлекается тем, что играет в рок-группе, леший покрыт блатными татуировками, от нежелательных посетителей установлена сигнализация, а ступа летает, как говорит Витя, «на обыкновенном РПД» (реактивном порошковом двигателе). «Техника на уровне малонаучной фантастики», — сурово констатирует Витя. Костюм Кащея стоит отдельного упоминания. Надень кто такой, вполне сойдет за дизайнерский наряд на Хэллоуин. А интерьер его покоев с роскошным троном, зеркальным полом и портретами себя любимого во весь рост позднее нашел реальное воплощение в 1990-х в квартирах быстро разбогатевших россиян.

«Веселое сновидение, или Смех сквозь слезы», режиссер Игорь Усов, 1976

Пионерский лагерь, лето, на носу встреча с известным гроссмейстером Карповым, а Андрюша Попов вынужден валяться в изоляторе: у него температура, и врачи заставляют мальчика пить противное лекарство. Впрочем, благодаря гадкой прозрачной жидкости пионера Андрюшу ждет увлекательный сон, а то и трип. Школьник попадает в страну игр, где у власти находится шахматный король, уборщицами работают пешки, а коварные карты мечтают о захвате трона. Большая часть действия происходит в королевских покоях, которые выглядят на удивление обыденно, с пылесосом и чугунными батареями. Вообще фильм получился пестрый, но при этом довольно скучный и в том, что касается сюжета, и в том, что касается самой страны игр и ее персонажей. В роли шахматного королевства выступила территория настоящего пионерлагеря, что отчасти объясняет такой расклад.

«Раз, два — горе не беда!», режиссер Михаил Юзовский, 1988

В этом фильме 1988 года странно все: от голубого парика Караченцова и его же очков в форме сердечек до огромного железного насекомоподобного монстра, который уничтожает все на своем пути. Кто-то называет картину Михаила Юзовского чуть ли не советским стимпанком, хотя куда больше ей подходит дипломатичный термин «эклектика». Здесь простой люд маскируется под дымковские игрушки, король в исполнении Олега Табакова носит дурацкую челку, дворец расписан в донельзя лубочном стиле, кареты управляются самоварами, вражеские солдаты отдаленно напоминают Дарта Вейдера, а главные герои пытаются соответствовать модным веяниям конца 1980-х своей химической завивкой и широкими плечами. Но главная ценность этого уже позабытого продукта советской киноиндустрии — меткие реплики, актуальные и сегодня. «Кого царь не любит, тому счастья не видать», — мудро изрекает мать Маруси, осуждая опального жениха Фому. «Царю стыдно быть не может», — отвечает на претензии дочери герой Табакова.

Читайте также
Статьи Драмы русского мира: Тоска по Ленину и тирания Охлобыстина «Кинотавр», день второй: Денис Шабаев с постдоком про ЛНР и два игровых фильма о вечных трудностях русской жизни.
Статьи Путин, Ленин и кислота: 10 главных фильмов «Кинотавра-2018» «Подбросы» Твердовского и «Дело Собчака» Кричевской, главная роль Александра Гордона, режиссерский дебют актера Горчилина и другие интригующие фильмы фестиваля.
Статьи Сталин и «Великий диктатор»: Какие фильмы нравились вождю Ценитель детективов и вестернов с драками Иосиф Сталин также любил комедии Чаплина, правда, не все. Рассказываем, какие картины он пересматривал неоднократно.
Комментарии (30)

Новый комментарий...

  • 26

    Mcfly113 18 декабря 2013, 19:13 пожаловаться

    #

    «Сказка о царе Салтане» по-моему лучшая сказка(фильм, мультфильм ещё лучше). А от этой «Страны хороших…» ничего хорошего ждать не приходится, очередная жертва BadComedian.

    ответить

  • 4

    Синобит 19 декабря 2013, 10:08 пожаловаться

    #

    Евгений в последнее время разленился, редко снимает, а, к примеру, ЖЖ давно жужит об этом фильме http://kinoslasher.livejournal.com/136239.html

    ответить

  • Как раньше снимал так и снимает, просто за неделю выкидывает на карамбе у себя, а уже потом на ютуб, вот только с ютуба некоторые обзоры выпилили из-за жалоб от жертв, он сам это рассказывал про «Билет на Вегас», потому и кажется что он реже снимает.

    ответить

  • 14

    Golden Man 18 декабря 2013, 21:00 пожаловаться

    #

    Фильмы детства!Особенно «Сказка о потерянном времени» сильно нравилась, Александр Птушко наряду с Роу-лучшие советские сказочники!

    ответить

  • 2

    gurur 26 декабря 2013, 07:43 пожаловаться

    #

    Только почему то один из лучших фильмов-сказок Роу — «Морозко» — забыли упомянуть! В этом фильме прекрасно все: сюжет, актеры, персонажи, спецэффекты и т. д. Надеюсь, что в новогодние каникулы этот фильм будут показывать.

    ответить

  • Golden Man 26 декабря 2013, 15:31 пожаловаться

    #

    Конечно будут, его обычно на Рождество показывают.

    ответить

  • 5

    linn1024 19 декабря 2013, 00:28 пожаловаться

    #

    Впрочем, благодаря гадкой прозрачной жидкости пионера Андрюшу ждет увлекательный сон, а то и трип.
    Эта фраза сделала мой день.

    ответить

  • Даже не хочу сравнивать «Страну хороших деточек» с шедеврамы Роу и Птушко.

    ответить

  • 8

    alexnemec 19 декабря 2013, 08:54 пожаловаться Русские сказки рулят!

    #

    Отличная подборка, но где же Марья Искусница с её мрачным, пугающим, но притягивающим водным королевством?!

    ответить

  • Spider@man 20 декабря 2013, 01:28 пожаловаться ПУСТОЙ И НИКАКОЙ)))

    #

    Что за фиговый фильм и смотреть такую хрень вообще не хочется и настроение такое дать просто не может. А всё потому что идею у нас передрали с хорошего американского фильма Алиса стране чудес, а ведь это совсем не правильно.

    ответить

  • sweden80 22 декабря 2013, 17:23 пожаловаться

    #

    О каком вкусе вы тут рассуждаете, если «Алиса в стране чудес для вас хороший да еще и американский фильм

    ответить

  • 3

    Spider@man 22 декабря 2013, 19:52 пожаловаться

    #

    Алиса в стране чудес вполне нормальный фильм. А это шабашка самая настоящая и ничего интересно в нём нет и думаю что он либо провалится или недоберёт в России. По мне американские фильмы любимые и достойные. Это моё личное мнение.

    ответить

  • 1

    sweden80 22 декабря 2013, 22:04 пожаловаться

    #

    Начать с того, что «Алиса» экранизация английской книжки, причем весьма вольная и весьма топорная. любить или нет эту халтуру ваше личное дело. но рассуждать о качестве других фильмов с таким образованием и вкусом — просто смешно. тем более если вы их не смотрели

    ответить

  • Spider@man 23 декабря 2013, 00:58 пожаловаться

    #

    Вообще я смотрю очень много фильмов и разных категорий по странам. И с образованием у меня в порядке. Просто вы об мне ничего не знаете.

    ответить

  • 7

    wember251 20 декабря 2013, 02:58 пожаловаться

    #

    «Раз, два — горе не беда!» замечательный фильм, очень постмодернистский и задорный, «Снежная королева» и «Королевство кривых зеркал» вообще классика да и остальные фильмы из подборки хороши, правда «Сампо» не смотрел(или смотрел очень давно).

    ответить

  • 2

    Дикий Пушистик 20 декабря 2013, 15:48 пожаловаться

    #

    А еще вспомним сказки наших тогдашних союзников из Восточной Европы — советско румынскую «Марию Мирабеллу», польскую «академию пана Кляксы», чешские и восточногерманские сказки…
    Хорошие, красивые и добрые были фильмы.
    Ну и наша классика на все времена — «Золушка» и «обыкновенное чудо». А еще «Мэри Поппинс». ибо чем она не волшебница? :)

    ответить

  • 3

    awellrespectedgirl 20 декабря 2013, 22:32 пожаловаться

    #

    Обычно эти сказки показывают в первой половине дня, и мы с отцов всегда смотрим вместе эти замечательные сказки! Не даром говорят: «Голь на выдумки хитра». Преклоняюсь перед такими мастерами, как Роу, Птушко, чьи фильмы приводят в восторг и в восхищение. Ну а Птушко отдельное спасибо за спецэффекты к «Вию». Огромное спасибо авторам этой статьи, до сего момента не обращала внимание на некоторую психоделичность наших сказок!

    ответить

  • 2

    blague 21 декабря 2013, 05:55 пожаловаться

    #

    я бы добавил еще одну сказку «Внимание! В городе волшебник!» — там и мультфильм, и игровое кино. среди мультипликаторов кстати Юрий Норштейн

    ответить

  • 1

    gurur 26 декабря 2013, 07:41 пожаловаться

    #

    Тогда и «Старика Хоттабыча» необходимо упомянуть!

    ответить

  • 3

    caballero_andante 21 декабря 2013, 20:39 пожаловаться

    #

    Тайна железной двери!! — Спасибо, Автор! Ох, я этот фильм смотрел один-единственный раз в кино, в 80-х, почти ничего не помнил, название — тем более, только помнил, что фильм очень необычный, да ещё эпизод, где мальчик сбегает из башни и скатывается по вот этой покатой стенке, пристроенной к стене башни. Надо срочно искать и посмотреть!) Спасибо, Автор!)

    ответить

  • 1

    Marina-22 2 ноября 2016, 03:14 пожаловаться

    #

    Это фильм по книге Томина «Шёл по городу волшебник». В детстве она мне нравилась, потом стала нравиться меньше, фильм мне больше по душе.

    ответить

  • caballero_andante 3 ноября 2016, 11:05 пожаловаться

    #

    Спасибо!

    ответить

  • 2

    NastyaHeart 21 декабря 2013, 23:38 пожаловаться

    #

    Не давно вспоминала эти фильмы. Бежала со школы домой, чтобы успеть посмотреть субботним днем по телевизору «Сказку о потерянном времени»,«Королевство кривых зеркал»,«Золушку». Интересно будет посмотреть «Страна хороших деточек».

    ответить

  • 3

    sweden80 22 декабря 2013, 17:30 пожаловаться

    #

    Хорошо быть классиком: помер и все тобой восхищаются. И никто не придерется, к вольному дописыванию Пушкина Птушко, и будут восхищаться откровенным слешером в финале «Руслана и Людмилы», а мягко говоря странные сюжеты «Морозко» или «Золотых рогов» выдавать за верх сценарного мстерства.
    Более чем уверен: если бы Роу и Птушко снимали сегодня, то ни одного из этих комплиментов не увидели бы.

    ответить

  • 2

    gurur 26 декабря 2013, 07:48 пожаловаться

    #

    И к чему вы это? Все перечисленные в статье фильмы я неоднократно смотрел в детстве. Мои ровесники или те, кто чуть постарше (как вы, например) должны помнить о том, что эти сказки показывал канал ОРТ каждую пятницу. Не передать словами, как я ждал 15:00 этого дня. Мысленно я уносился в параллельные миры, ощущал сопричастность к происходящему на экране. Как в детские годы, так и сейчас, мне абсолютно наплевать на сценарные огрехи и прочие недочеты, ибо те эмоции о ощущения не заменит ни один современный фильм. Так что, зря вы это пишите!

    ответить

  • sweden80 26 декабря 2013, 09:50 пожаловаться

    #

    ну не поняли мысль, так зачем столько писать?

    ответить

  • Victor Poznacomkin 22 декабря 2013, 21:34 пожаловаться

    #

    Кстати, кто не знает — «Веселое сновидение, или Смех и слезы» — это ремейк более раннего фильма, «Новые похождения Кота в сапогах» (http://www.kinopoisk.ru/film/46472/), где присутствуют все «фишки» «Сновидения». включая потрясное «Помилуй меня, о чудовище! Скажу я тебе, где сокровище. Зарыто наследство старушкино под камнем, на…» (кто вспомнит где — печенька!), и при этом отсутствует натяжка и провисания позднего ремейка.

    ответить

  • nelegus 23 декабря 2013, 05:04 пожаловаться

    #

    Королевство кривых зеркал и Двенадцать месяцев
    спасибо за детство!

    ответить

  • julchensson 30 декабря 2013, 15:34 пожаловаться Загадка

    #

    Вспомнился отрывок из некоего отечественного фильма, который я видела давно и не полностью, и мало, что помню, только то, что есть король и его придворный маг, которому король доверяет и вообще они дружат. Но у мага есть коварный план и как-то он вселяется в тело другого персонажа и таким образом пытается обмануть короля. Там еще что-то с дочкой мага было, кажется, она хотела за кого-то замуж, а папа не разрешал. В фильме еще очень стилистика красивая. Если кто-то узнает, буду беспредельно благодарна!

    ответить

 
Добавить комментарий...