• Афиша
  • Журнал
  • Фильмы
  • Рейтинги
Войти на сайтРегистрациязачем?
Статьи

Отрывок из сценария фильма «Утомленные солнцем 2»: Сцена 17

Откуда-то издалека начинает приближаться страшный гул, от которого дрожит земля. Ваня и Котов поворачивают головы в сторону нарастающего гула. В солнечном мареве появляются какие-то четырехугольники, парящие в небе
Отрывок из сценария фильма «Утомленные солнцем 2»: Сцена 17

КиноПоиск предлагает своим посетителям ознакомиться с уникальными материалами — новым отрывком из сценария фильма Никиты Михалкова «Утомленные солнцем 2: Предстояние», а также режиссерской экспликацией (пояснением) данной сцены, в которой роль Вани исполняет Дмитрий Дюжев.

ОТРЫВОК ИЗ СЦЕНАРИЯ

17 НАТ. БЕРЕГ РЕКИ — УТРО 17

Берег реки, заросший травой. Над травой кружит, гудя, большой шмель.

ТИТР: 26 ИЮНЯ. 1941 ГОД. БЕЛОРУССИЯ.

Шмель кружит над цветком. Река спокойно, мирно течет под склоном берега.

ВАНЯ (З.К.)

Ой! Лихо, лишенько! Ой! Лихо! Ну, чего ты молчишь?! Чего молчишь, сястричка мая дарагая?!

КОТОВ (З.К.)

Ни хера не понимаю… статью заменили… Какое-то хищение? Что же это я мог похитить? Шпоры что ли? У меня же на всю катушку пятьдесят восьмая была… Не понимаю ни хера!…

ВАНЯ (З.К.)

(с дрожью в голосе) Да какая статья?! Теперь такая статья будет! Конец нам теперь будет! Конец! Побег из лагеря… Едрена мать — шлепнут! Мне ж полгода всего оставалось… А тут побег… А не шлепнут — еще пятилетку навесят… Ой, сястричка мая дарагая!…

Шмель опускается на цветок, копошится в нем.

КОТОВ

Ты совсем рехнулся, Ваня? О чем ты? Война началась. Понимаешь? Война!

ВАНЯ

(с еще большим ужасом) Какая война? Где? Тишина кругом. Закончилась уже война… Что ты сам не знаешь что ли если завтра война, мы сегодня к победе готовы. Наши уже в Берлине… А со мной-то что теперь будет… Побег! Тебе-то все равно, твои все в лагерях померли, а меня ни мамка, ни Галеся моя теперь не дождутся… Ой, беда!...

Шмель взлетев с цветка продолжает полет и пролетает над сидящим на склоне берега Ване, обхватившем руками голову. Рядом с Ваней полулежит, опершись на локоть Котов. На обоих по-прежнему лагерная одежда с номерами. Рядом с ними на берегу растет огромное дерево.

КОТОВ

Ты что предлагаешь, властям сдаться? Ты видел своими глазами, как пятьдесят восьмую всю положили без суда и следствия?

ВАНЯ

Ну и что? То пятьдесят восьмая, а у меня никакая не пятьдесят восьмая… У меня сто десятая, неумышленное нанесение увечий бабке Лошук, неумышленный удар по бабкиной тыкве кадкой с капустой, когда я ей за чекуху самогона помогал ее в погреб опускать… И то я тут не виноват… Зачем она мне заранее чекуху выдала? Был бы трезвый, кадку бы не уронил… Так чего мне пятьдесят восьмая?... (раскачивается из стороны в сторону, стонет) Куда теперь? Где прятаться?

ВАНЯ

(ПРОДОЛЖ.)

Ой, лишенько, лихо… Полгода всего потерпеть оставалось… Ой! Сястричка мая дарагая!…

Откуда-то издалека начинает приближаться страшный гул, от которого дрожит земля. Ваня и Котов поворачивают головы в сторону нарастающего гула. В солнечном мареве появляются какие-то четырехугольники, парящие в небе. Они раскачиваются в небе и медленно приближаются, то появляясь, то исчезая в бледно-бежевой, почти белой пыли. Ваня вскакивает на ноги, всматриваясь в это непонятное и страшное.

ВАНЯ (ПРОДОЛЖ.)

Что это? Что?

Котов ничего не отвечает. Теперь уже становится видно, что это колышутся в небе огромные воздушные змеи, прицепленные тросами к появляющимся из пыли немецким танкам. Танки выползают, их огромное количество. А за танками из пыли появляются какие-то чудовища. И то ли от солнечного марева, то ли от пыли кажется, что это движутся какие-то потусторонние существа. За танками на рослых откормленных лошадях идет немецкая конница. На всадниках и лошадях надеты противопыльные маски, которые и придают им такой устрашающий вид. Из дула одного из танков вылетает беззвучная вспышка, слышен свист снаряда, снаряд попадает под корни дерева, вырвав его из земли и выбросив в реку.

ВАНЯ (ПРОДОЛЖ.)

(кричит, упав на колени и тряся головой) Кто это такие?!

КОТОВ

(оглядываясь на реку, по которой отплывает дерево) Это, Ваня, немцы! Что-то не похоже, что наши уже в Берлине!

РЕЖИССЕРСКАЯ ЭКСПЛИКАЦИЯ

17 НАТ. БЕРЕГ РЕКИ — УТРО СОЛНЦЕ. ПЫЛЬ

Общая атмосфера:

берег реки. Последние минуты перед началом ада. Обязательное условие: луг, переходящий в пшеничное или ржаное поле, жара, обрывистый берег с деревом. (Дерево, которое потом должно быть повторено искусственно, с учетом необходимости на нем плыть, держаться, буксироваться на исходную для дубля). В конце поля должен быть косогор, из-за которого появятся танки. (Впрочем, это можно снимать где-то отдельно). Олицетворением мирной жизни может быть шмель, занимающийся своим естественным трудом. Диссонансом этой совершенно мирной атмосфере должно быть полу истеричное состояние Вани. Третьим в этой сцене все время присутствует шмель.

С появлением танков обязательное условие сцены — пыль. Это должно быть очень странным и страшным зрелищем, грубо говоря, в этой сцене реально материализуется приход войны в мирный летний пейзаж. Поэтому особое внимание нужно уделить поиску этой натуры. Красота ее должна быть реальной. Не менее, а даже более невероятным зрелищем после танков, с полотнищами, должна быть немецкая кавалерия с противопыльными масками на головах у лошадей и противогазами у всадников. (Аналог такого намордника есть на фото, что и повлекло за собой то, чтобы поместить эту кавалерию в картину). Зрелище должно быть по сути апокалипсическое с учетом того, что видим мы его в основном глазами, обезумевшего от страха Вани.

Необходимо решить какое необходимое количество этого обмундирования и полотнищ нам необходимо и нужно ли размножать их компьютером. А кроме того, нужно решать как поступать со взрывающимся и улетающим в реку деревом.

Внимательно продумать костюмы и гримы. Кроме того есть смысл задуматься над тем, в чем наши герои плывут дальше по реке. Что на голове. Необходимо очень конкретно и предметно обсудить со спецэффектами эту сцену. Нужно продумать, как над танками появятся большие полотна со свастикой. Либо это компьютер, либо это какие-то надувные конструкции.

Ваня: наивный белорус с вечно удивленным лицом. Актеру необходимо изучать диалект.

Камера: По пластике эпизод довольно статичный, за исключением существования и жизни шмеля. На финал сцены нужен телескопический кран, на котором от крупного плана шмеля можно подняться на общий план всего поля с танками.

Комментарии (45)

Новый комментарий...

  • 4

    ARTI 95 13 апреля 2010, 14:53 пожаловаться

    #

    Что за тенденция новенькая))

    ответить

  • 1

    CityOff 13 апреля 2010, 16:14 пожаловаться

    #

    Дюжев классно играет

    ответить

  • KIV 13 апреля 2010, 21:20 пожаловаться

    #

    З. К. — какая аббревиатура?

    ответить

  • Nicolas the One 13 апреля 2010, 21:32 пожаловаться

    #

    Заключенный

    ответить

  • 4

    Mia Wallace 13 апреля 2010, 22:20 пожаловаться

    #

    за кадром.

    ответить

  • 2

    Nicolas the One 13 апреля 2010, 23:41 пожаловаться

    #

    Блин, точно, теперь замысел Михалкова кажется еще более интересным.

    ответить

  • 5

    Kinomaker 13 апреля 2010, 21:28 пожаловаться

    #

    Одна реакция на лицо Н. Михалкова — трудно подаляемая тошнота.

    Бойкот его фильмам.

    ответить

  • 6

    Stawr 14 апреля 2010, 00:32 пожаловаться

    #

    А че так вдруг?!

    ответить

  • 13

    StarZnak 14 апреля 2010, 00:03 пожаловаться

    #

    Эй, всё не так!
    В первой строчке должно быть «Над травой кружит, гудя, большой мохнатый шмель» =D

    ответить

  • 13

    MVeitman 14 апреля 2010, 00:09 пожаловаться

    #

    Над душистым хмелем хД

    ответить

  • 2

    MVeitman 14 апреля 2010, 00:35 пожаловаться ***

    #

    Нет, это конечно всё хорошо, Михаил Сергеевич профессионал высшего класса.
    Но, одинаковый во всех ролях Дюжев потянет с трудом (ну только если блонд придаст ему новизну).
    Да и снова война, снова СССР, снова Сталин, Берия… это уже так забито, по телевизору про СССР постоянно, войну конечно нужно помнить, но её превратили в декорации каждого третьего фильма… Ждать новизны в идее? Тоже сомневаюсь, это уже будет видно после выхода фильма.

    ответить

  • ma616 14 апреля 2010, 01:33 пожаловаться

    #

    очень жду этот фильм. американские супер герои надоели. а качественного отечественного кино действительно мало.

    ответить

  • Aeronomia 14 апреля 2010, 06:32 пожаловаться

    #

    Любопытно…

    ответить

  • 3

    porunacabeza 14 апреля 2010, 10:10 пожаловаться

    #

    Взяли моду Дюжева в блондина красить.

    ответить

  • 1

    muravied 14 апреля 2010, 11:01 пожаловаться

    #

    Занятный отрывок. Похоже душевный фильм будет. Обязательно заценю!

    ответить

  • 1

    Magneto 27 16 апреля 2010, 16:24 пожаловаться

    #

    Кажется это было моё предложение! Это ты удолил моё коментарие?! ///

    ответить

  • sapalakalusha 14 апреля 2010, 13:32 пожаловаться

    #

    Всё-таки интересно будет посмотреть

    ответить

  • 6

    skylark123 14 апреля 2010, 17:53 пожаловаться

    #

    Над травой кружит, гудя, большой шмель.

    xDDD

    ответить

  • Mcfly113 15 апреля 2010, 17:51 пожаловаться

    #

    Отчаяные попытки заинтересовать людей этим фильмом. А значит это не последний отрывок из сценария к фильму

    ответить

  • 3

    borsiano 15 апреля 2010, 19:02 пожаловаться

    #

    Взрывающееся и улетающее в реку дерево? Мда… интересно на это глянуть

    ответить

  • 6

    javaman 15 апреля 2010, 19:05 пожаловаться

    #

    михалков опять играет царя?

    ответить

  • 5

    MVeitman 15 апреля 2010, 19:15 пожаловаться

    #

    Хуже) Он Сталина лицом в торт окунёт)))

    ответить

  • 11

    alien lover 16 апреля 2010, 10:27 пожаловаться

    #

    «Ни хера не понимаю… статью заменили… Какое-то хищение? Что же это я мог похитить? Шпоры что ли? У меня же на всю катушку пятьдесят восьмая была… Не понимаю ни хера!»

    На такие фильмы нужно ходить обкуренным и ржать. Великое кино о великой войне, ага. Болезнь Н. С., судя по всему, прогрессирует. Не удивлюсь, если фильм окажется еще более убогой пошлятиной, чем «12». И это статусно величайший из ныне живущих российских режиссеров. И смех, и грех.

    ответить

  • 4

    OLGERDUS 16 апреля 2010, 13:15 пожаловаться

    #

    Да я, конечно, понимаю, что к любой власти — и кинематографической тоже — в России принято относиться с осуждением, типа ничего от нее доброго быть не может по определению. Не буду спорить об осмысленности такого подхода вообще, но хотелось бы знать: что КОНКРЕТНО не понравилось в этом отрывке?

    ответить

  • 7

    alien lover 16 апреля 2010, 16:40 пожаловаться

    #

    А что мне должно нравится в этом дешевейшем диалоге, вытошненным целлулоидным Царем Всея Руси? Натужные, именно что через два пальца в рот, «естественные» простецкие реплики? Обязательно. У русского кино вообще беда с разговорным языком. Это и цензурой объясняется, и бестолочью, и много чем еще. Или, может быть, про шмеля удачно и красиво вышло? Это же уровень сочинения отстающего старшеклассника из коррекционного класса. Михалков про шмелей только поет хорошо, особенно про мохнатых, которые на душистый хмель.

    ответить

  • 3

    OLGERDUS 16 апреля 2010, 22:28 пожаловаться

    #

    Ну, через такие реплики дается пояснение обстоятельств — или их должен зачитывать закадровый диктор? Или субтитрами давать? А стопроцентно естественные реплики, как правило, не могут служить стройматериалом для кино или литпроизведения. Знаете такой прием у журналистов — если надо человека выставить полным идиотом, достаточно дать в интервью 100% его естественных говорений; вот что сказал — то и воспроизвести без всякой литобработки, получится ужас…
    Что до шмеля, то это не литературное произведение, которое читают отдельно, а рабочие пояснения сценария — что и в каком настрое надо снимать… И не более того! Если это учитывать, тут всё нормально — это я как человек, профессионально работающий с великой и могучей русской языкой, говорю… Михалков, при всей его самовлюбленности, один из немногих профи русского кино. Ну, не угодил Вам Михалков — но творческие люди часто малоприятны бывают при личном общении и вообще как личности — но о них надо судить по делам и творениям их. А в кино у него, как правило, всё очень недурно. Лично мне в основном нравится!

    ответить

  • 4

    alien lover 18 апреля 2010, 13:15 пожаловаться

    #

    Про такой журналистский прием я слышу впервые и подозреваю, что полными идиотами он способен выставить вполне определенную категорию людей — полных идиотов. Вот, скажем, в прямом эфире, без купюр, Капица будет выглядеть как Капица, а Джигурда — как Джигурда. Возвращаясь к сценарию: хороший сценарий можно читать как литературное произведение (очевидный пример — «Криминальное чтиво», с которым Михалков в свое время сводил счеты, разбрызгивая слюни), а этот — оправдывать и говорить, что дело в предвзятом отношении к личности Михалкова. Да плевал бы я на его личность, если бы он был стоящим творцом. Сняв «12», он расписался в полном отсутствии художественного вкуса и, мало того, рядом с ним расписалось огромное множество человек. Да и раньше он был средним режиссером. Он актер хороший.

    ответить

  • OLGERDUS 18 апреля 2010, 16:00 пожаловаться

    #

    Во-первых, в реале люди говорят коряво все — кроме прфессиональных ораторов, контролирующих себя всегда и везде. Говорят коряво так, что уши вянут… точнее, вянут глаза, когда это читаешь; на слух мы не замечаем неправильностей. А герои Михалкова в этом фильме — не капицы и даже не джигурды.
    Во-вторых, те сценарии, которые мы читаем как литпроизведения, это НЕ РАБОЧИЕ СЦЕНАРИИ, А ИХ ЛИТОБРАБОТКА. Исходные, рабочие тексты любого сценария обычным читателем будут ощущаться как нечитабельные.
    Ты Михалкову отказываешь в художественном вкусе после «12» — но ты забыл, что он вообще-то снял очень много фильмов. И сыграл во многих. Тебе не нравится, скажем, его режиссерская работа в «Утомленных солнцем» или актерская в «Жестоком роиансе»? Или он как режиссер плох в «Статском советнике»? Хотя тот же «Сибирский цирюльник» — заведомая клюква, но ЗАВЕДОМО предназначенная в основном для иностранцев.
    Ну а «12»… ну с кем не бывает! Ты вот, например, в своей работе каждый день и всегда выдаешь сплошь безошибочные шедевры? В чем бы твоя работа ни заключалась… Если скажешь «да» — соврешь!
    Отрывок из «Утомленных солнцем — 2» мне лично показался вполне профессинальным и понравился. На фильм я пойду, куплю его потом на DVD и останусь довольным. Не вижу, кто сейчас способен снять на тему Войны на таком уровне! Причем считая в комплексе — и найти деньги, и сценарий обеспечить, и актером быть…
    Может, ты вообще хоть один военный фильм последних лет нормальный назовешь??? «Мы из будущего» и прочая галиматья тебе ближе? Мне лично вот только «Свои» понравились, еще, в общем, «Враги» и «Франц + Полина» — но это всё довольно камерные вещи. А Михалков снял весьма масштабное кино. Замечу, что военные фильмы я очень люблю и очень хорошо знаю.
    Добавлю еще: чтобы судить — надо бы самому быть в этом деле профи — то есть самому сценарий написать. Но, конечно, это позиция не совсем честная — иначе никогда зрители не смогли бы судить о фильмах, а мы ведь судим… Ну да на этом пункте я и не настаиваю. ;-)

    ответить

  • 4

    MVeitman 18 апреля 2010, 16:16 пожаловаться

    #

    Только небольшая поправка — «Статский советник» поставил Филипп Янковский.

    «Родня» у Михалкова хороший фильм, и ещё «Свой среди чужих», это моё мнение.

    А в остальном, уж простите меня, но ему уже на пенсию пора.

    Потому что, лично меня уже тошнит от его политический предпосылок.

    ответить

  • OLGERDUS 18 апреля 2010, 19:44 пожаловаться

    #

    Упс, с его режиссерством в «Статском советнике» меня бес попутал, не иначе. Хотя как актер он там исключительно глазу приятен! ;))

    ответить

  • MVeitman 18 апреля 2010, 20:16 пожаловаться

    #

    Да бывает) Я сам его немного выше назвал Михаилом Сергеевичем хДД

    ответить

  • 2

    alien lover 18 апреля 2010, 17:47 пожаловаться

    #

    Во-первых, далеко не все люди говорят коряво. И для этого они не обязательно должны быть профессиональными ораторами и даже просто публичными. Но я комментировал не о номинальную красоту речи. Повторяться не стану. Во-вторых, я говорил не об адаптированных сценариях. В-третьих, читай внимательно. Я уже написал о своем отношении к «Утомленным солнцем» и актерским способностям Михалкова.
    Спорить неинтересно. Если от фильма о Великой Отечественной со слоганом «Великое кино о великой войне» кто-то ожидает чего-то стоящего и уже решил для себя, что останется довольным, это не мои проблемы.

    ответить

  • 1

    Not Me Yes 11 мая 2011, 22:20 пожаловаться

    #

    в самую точку))

    ответить

  • 5

    VendeTTa GroSSa 17 апреля 2010, 20:52 пожаловаться

    #

    Попробуйте сами написать сценарий к полнометражному фильму. Я больше чем уверен, что дальше вашего дворика сие творение не продвинется. Прежде чем поливать грязью — задумайтесь: а что вы сделали выдающегося в этой жизни? Обидно, друзья мои…

    ответить

  • 2

    alien lover 18 апреля 2010, 13:00 пожаловаться

    #

    Получается, не написав сценария к полнометражному фильму, который продвинулся бы «дальше вашего дворика», другие фильмы можно только хвалить?
    «Сперва добейся», ага?

    ответить

  • 4

    MVeitman 18 апреля 2010, 15:31 пожаловаться

    #

    Конечно хД 
    То есть в мире всего несколько человек могут критиковать фильмы, например Спилберг, Кэмерон, Нолан, Тарантино)))
    Все остальные «смертные», должны хвалить хДД

    ответить

  • Gregorianec 23 апреля 2011, 12:40 пожаловаться

    #

    Так вот в чем причина успеха и качества фильма :). ..

    ответить

 
Добавить комментарий...