«Отрасль встанет к концу лета»: как забастовка сценаристов и актеров влияет на стилистов, плотников и рестораторов

Обсудить0

4 августа 2023 года, спустя три с лишним месяца после начала забастовки, представители Гильдии сценаристов и Альянса продюсеров должны вернуться к переговорам. Однако протесты актеров и сценаристов не только затормозили выход новых кино и сериалов — они затронули огромное количество людей, связанных с индустрией. Кинопоиск рассказывает, как голливудская борьба за справедливость разоряет людей, чей труд в кино может кому-то казаться не таким важным, как работа писателей и актеров.

Разорение разоренных

Забастовка сценаристов длится уже больше трех месяцев, актеров — около трех недель. Deadline писало, что студии намеревались максимально оттянуть процесс переговоров, чтобы «разорить бастующих и дождаться, пока они не смогут платить аренду за дома и квартиры». По всей видимости, эта тактика не сработала: Альянс продюсеров предложил Гильдии сценаристов возобновить общение в пятницу. Актерский профсоюз пока аналогичного предложения не получал.

С ним подобная тактика разорения не сработает, потому что абсолютное меньшинство членов гильдии зарабатывает на жизнь исключительно актерской игрой. Главный переговорщик профсоюза Дункан Крабтри-Айрленд отметил, что средний доход актера в 2021 году составил 47 тыс. долларов в год. Студии заработали за тот же период 12 млрд долларов. Мэтт МакГорри, игравший в первых трех сезонах сериала Netflix «Оранжевый — хит сезона», рассказал The New Yorker, что совмещал съемки в сериале с постоянной работой, поскольку «на ней платили больше, чем за участие в мегапопулярном телевизионном шоу». Стоит отметить, что многие члены Гильдии на самом деле играют редко, будучи при этом членами профсоюза. Кто-то работает в театре, другие заняты в сфере обслуживания — работают барменами, официантами, хостами в ресторанах; довольно много представителей SAG занимают менеджерские позиции, которые позволяют им отлучаться на пробы и работу на площадках, и мечтают однажды пробиться.

Мэтт МакГорри в сериале «Оранжевый — хит сезона»

«Только 15% из 160 тысяч членов Гильдии зарабатывают больше 26 тыс. долларов в год — минимальной суммы, позволяющей рассчитывать на профсоюзную медицинскую страховку, — рассказывает кандидат в президенты SAG-AFTRA Майя Гилберт-Данбар. — Это ниже черты бедности. Ставки высоки, и нам есть за что бороться».

Нет работы, нет съемок

Забастовки затронули не только представителей этих гильдий, которые вместе с продюсерами и режиссерами составляют высшие касты в иерархии самых заметных кинопрофессий, но также всю остальную киноиндустрию в США и Канаде. «Обычно мы снимаем одновременно от семи до девяти сериалов, — говорит основатель компании из Ванкувера Brightlight Pictures Шон Уильямсон. — Теперь все эти проекты поставлены на паузу, и мы ждем, когда же студии и профсоюзы договорятся».

В Штатах без работы остались операторы (по данным 2020 года, средний заработок по индустрии — 67 590 долларов​), гримеры (получали 100 000 долларов в год, по данным 2014 года), парикмахеры (77 000 долларов в год, 2014), плотники (61 000 долларов в год, 2014) и водители (56 000 долларов в год, 2014; с начала мая все они ищут другие источники дохода). Так, например, оператор из Лос-Анджелеса Кори Хантер планирует помогать своему родственнику с торговлей недвижимостью, а стилист из Алабамы Дарриус Пис берет больше смен у себя в салоне, потому что не стало съемочных проектов.

При этом все выражают солидарность с бастующими. «Их борьба — наша борьба, — считает оператор Кори Хантер. — Переход к стримингу выжал досуха нас всех». «Наши враги не сценаристы, а владельцы корпораций, поставившие на первое место получение прибылей», — соглашается Джули Ганис, редактор-фрилансер и жена реквизитора Скотта Лесли. Сам Лесли, будучи членом Международного альянса театральных работников, призванного защищать его профессию, говорит, что стал менее востребованным в эпоху стримингов. Он боится, что скоро работы совсем не станет. Его жена не понимает, как в таком случае оплачивать колледж сына и медстраховку.

Пиарщики не нужны

Правила забастовки запрещают актерам интервью, посещения фестивалей и любые другие промоактивности. Соответственно, члены Гильдии больше не нуждаются в услугах публицистов и пиарщиков. Владелец одного пиар-агентства сообщил The Hollywood Reporter, что с начала стачки оборот его фирмы сократился на 80%. Собственники многих компаний опасаются, что смогут продержаться в таких условиях до начала октября, а дальше начнутся увольнения.

«Не многие решаются говорить об этом, по крайней мере публично, — написала в соцсетях Джордин Палос, основательница и управляющая компанией Persona PR, представляющей интересы несуперзвездных актеров типа Кинты Брансон из «Начальной школы „Эбботт“» и Джастина Хартли. — Мы пережили локдаун во время пандемии. Мы никого не уволили и не сократили. Я платила сотрудникам, прежде чем выписать чек себе, платила страховые отчисления, работала по 15 часов в день, каждый день без выходных, чтобы выжить и остаться на плаву. Теперь же нам, по сути, говорят, что мы не можем выполнять работу. Я полностью поддерживаю забастовки, поддерживаю WGA и SAG, я люблю своих клиентов и хочу, чтобы они получали достойную компенсацию за свои услуги. Однако я прошу не забывать, что огромное количество не входящих в профсоюзы людей не смогут работать, пока забастовки не кончатся».

Кинта Брансон в сериале «Начальная школа „Эбботт“»

В конце июля представители Гильдии актеров предложили созвониться с владельцами некоторых пиар-агентств и обсудить сложившуюся ситуацию. Присутствовавшие при созвоне публицисты описали беседу как «тревожную», «отстойную» и «откровенно жуткую». «По сути, нам сказали следующее:


„Нам жаль, что вы все лишитесь работы, но это во благо актеров и нашей миссии“», — пожаловался The Hollywood Reporter один из свидетелей разговора.

Кризис в визуальных эффектах

Если в пиар-агентствах увольнения ожидаются только в середине осени, то в компаниях, занимающихся постпродакшеном и визуальными эффектами, сокращения уже начались. «Первыми убрали фрилансеров, сейчас настал черед опытных штатных специалистов. Больше половины моих коллег потеряли работу, — рассказывает экс-продюсер одной из студий визуальных эффектов. — Кто-то смог устроиться в рекламу или игровую индустрию, но большая часть по-прежнему сидит без дела и надеется, что забастовка закончится скорее». «Большинство компаний проводят сокращения, — соглашается другой специалист. — Я никогда прежде не видел в соцсетях столько постов с хештегом #ИщуРаботу».

Авторы портала IGN пообщались с представителями полудюжины компаний, поставляющих визуальные эффекты для крупных голливудских студий: одна фирма загружена заказами до начала следующего года, а остальные рискуют остаться без дела уже к концу августа. «Наша отрасль полностью встанет к концу лета», — делится мрачными прогнозами один из их собеседников.

При этом все опрошенные IGN специалисты выражают поддержку бастующим. «Забастовка — плохо, но, если бы у нас был мощный профсоюз, мы оказались бы в такой позиции и были вынуждены объявить забастовку, я бы к ней присоединился, — рассуждает один из них. — В забастовке полностью виноваты студии. Они могли бы быстро все остановить, сделав даже меньше уступок, чем они дали режиссерам. Любой, кто долгое время работал в VFX-студиях, знает, какими жестокими и ужасными клиентами бывают киностудии и стриминги».

Остальные опрошенные также сожалеют, что у специалистов по визуальным эффектам нет своей профессиональной организации и некому защищать их интересы. «Раз мы не можем объединиться и бороться за лучшие условия, мы всегда будем проигрывать студиям», — отмечает бывший продюсер визуальных эффектов. IGN рассказывает, что нынешняя работа студий с компаниями по производству визуальных эффектов устроена следующим образом: студия объявляет тендер на производство определенного количества кадров — допустим, 100 кадров с визуальными эффектами, — и побеждает обычно в та компания, которая соглашается выполнить заказ в кратчайшие сроки по минимальной цене.

«Индустрия визуальных эффектов и без забастовки была довольно хрупкой, полностью зависимой от проектов, — рассказывает один из аниматоров. — Если нет проектов, нет работы, нет и денег. И неважно, насколько ты хорош, компания не продлит твой контракт или просто избавится от тебя».

Страдают все

Стачка затронула не только киноиндустрию — она сильно влияет на всю экономику Калифорнии. «Людей, которые обедали в ресторанах, пользовались химчисткой и заправлялись, за последние три месяца стало меньше, — отмечает мэр Бербанка Константин Энтони. — И по мере остановки производства кино и сериалов ситуация будет только ухудшаться».

Сильнее всего пострадали владельцы ресторанов, расположенных рядом со студиями и съемочными площадками — их доход сократился до 20%. «Мы почувствовали эффект не сразу, — рассказывает Джордж Метсос, владелец закусочной Patys, расположенной рядом с офисами Warner Bros., Universal и Disney. — Поначалу была какая-то движуха, царила атмосфера праздника, к нам заглядывали люди в футболках Гильдии. Но затем они просто перестали приходить». Представители бизнеса отмечают, что наиболее ощутимо отсутствие сценаристов и актеров чувствуется в обеденное время, сократилось количество больших заказов с собой. «Обычно мы каждые две недели выполняем большие заказы от Netflix на 400–600 человек, — объясняет управляющий сэндвичной Ggiata Ноа Холтон-Рафаэль. — Теперь заказ на 200–250 человек поступает раз в месяц».

Рестораторы надеятся, что забастовка скоро закончится, но также выражают солидарность протестующим. «Справедливая сделка означает больше денег для сценаристов и актеров, а значит, они смогут больше потратить у нас», — рассуждает Холтон-Рафаэль.

«Кинопоиск | Индустрия» в Telegram

Канал с моторами, тарелками и другими новостями кинобизнеса


Автор: Алексей Ионов

Фото: Mario Tama / Getty Images, David McNew / Getty Images, Hollywood To You / Star Max / GC Images / Getty Images, JC Olivera / Getty Images, JC Olivera / Getty Images

Нашли ошибку?
Выделите нужный фрагмент текста (не более 3000 символов) и нажмите:
Легендарная гильдия волшебников берется за самые опасные задания в королевстве. Лихое аниме о магии дружбы
В главных ролях:Тэцуя Какихара, Ая Хирано, Риэ Кугимия, Саяка Охара, Юити Накамура, Хатано Ватару, Синпати Цудзи, Рёко Оно
Режиссер:Синдзи Исихира, Хироюки Фукусима, Киити Судзуно
Смотрите по подписке

Смотрите также

20 июля 202312
14 июля 202320
11 мая 202322
26 апреля 202312

Главное сегодня

Сегодня0
Вчера2
Сегодня24
Вчера5
Вчера6
Вчера1
Вчера2
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации