Прибила щука аж до слез: Юрий Сапрыкин о том, почему всем нравятся новые киносказки

Обсудить0

Все новые и новые апгрейды старых советских сюжетов про Чебурашку, Бременских музыкантов и летучий корабль ставят все новые и новые рекорды бокс-офиса (а критиков приводят в замешательство). Юрий Сапрыкин — о том, кто и почему принес в кассу русской сказки все эти миллионы рублей.

Юрий Сапрыкин

Писатель, публицист

Глава про 2024 год в будущем учебнике истории российского кино могла бы называться «Живем как в сказке». Сказка для нынешней киноиндустрии — это золотая жила, ответ на все вопросы; в любой непонятной ситуации снимай сказку. «Чебурашка», «По щучьему веленью», «Конек-горбунок», «Бременские музыканты», «Летучий корабль» — все собирают немыслимые миллиарды. Уже запущены «Огниво», «Варвара-краса» и сиквелы «Чебурашки», где-то на подходе новые Электроник и Алиса Селезнёва. Уверен, и другие хорошо забытые старые названия не заставят себя ждать. Десятки миллионов зрителей не могут ошибаться: именно добрая русская сказка — то, что нужно в 2024 году. И чтоб была новая, но при этом как старая. Как раньше. Как в детстве.

Почему все бросились снимать сказки? Вопрос из разряда «а что случилось?»; ей-богу, тут не требуется глубокая аналитика. Ну да, ушел Голливуд, а дети остались, нужно что-то им показывать в кино. Ну конечно, перед глазами состоявшийся до всякого «а что случилось» успех франшизы «Последний богатырь» и вечнозеленой анимационной серии про трех богатырей. Ну, разумеется, сказки — это безопасная территория, позволяющая обходить все острое-актуальное-социальное, но при случае подмигнуть живущему в реальном мире зрителю (например, продемонстрировать не вполне идеального царя). Ну, опять же это традиции, обычаи, все наше навсегда — то, что сегодня активно поддерживается сверху и хорошо заходит у публики. Все это и превращает сказки в универсальную отмычку, она же островок стабильности в бурном море современности: держись сильнее за щуку, щука не подведет.

Перед сказкой тает сердце зрителя, и, кажется, дает сбой перо критика: при всем невообразимом кассовом успехе совершенно непонятно, как про это писать. Вообще-то, в кинокритической профессии за последние двадцать лет отработано несколько приемов, позволяющих автору обходиться с массовым отечественным кино, не теряя (как кажется автору) лица. Иронически пересказать сюжет «Конька-горбунка», попутно выставив создателей, скажем мягко, недалекими людьми?


Разложить «Чебурашку» через Барта и Бодрийяра? Преисполнившись звериной серьезности, разгромить «Бременских музыкантов» за художественную несостоятельность? Глубокомысленно расписать коллизию Емели и щуки как отражение вечно русской экзистенциальной матрицы?

Все это last season и уже не работает, а в приложении к сказкам с их неизбывным простодушием — особенно. Остается только тренд последних лет — обсудить, насколько фильм работает на укрепление режима или, напротив, содержит в себе скрытый оппозиционный посыл; но, честно говоря, когда в роли фигурантов такого процесса выступают щука, Осел и Чебурашка, мне становится страшно за рассудок и нрав. Впрочем, это проблема скорее критики, чем индустрии — в своих массовых проявлениях она давно научилась обходиться без посреднических услуг рецензентов; почти как политик, говорящий напрямую с народом, поверх мешающихся под ногами институций. Налицо полнейшая симфония кинопроизводителя и массового зрителя, и раз уж кино выходит такое, что ни пером описать, хотелось бы присмотреться ко второй части этой гармоничной диады.


Мы без конца подтруниваем над продюсерами и, разумеется, за дело, и все же я хочу спросить: кто принес в кассу 4 млрд рублей?

Вот тоже, казалось бы, бином Ньютона — родители ведут детей в кино, выбор не то чтобы велик, все упирается в «Чебурашку». Зачем делать сложным то, что проще простого: если сыр, как в книжке Сорокина, одного сорта, «Российский», его и будешь покупать. Но как будто, когда в меню был более обширный выбор позиций, даже «Ледниковые периоды» и «Холодные сердца» не вызывали такого энтузиазма, как-то все было холоднее, а сейчас между зрителем и кинопрокатом буквально-таки тает лед. Но почему так? Потому что научились снимать? Потому что наше? Потому что щука, в которой воплощен отечественный культурный код, попадает в самое сердце, не то что исторически чуждые нам пингвины из «Мадагаскара»? В конце концов, если бы людям была совсем неинтересна щука, они могли бы не тащить ребенка в кино, а дать ему спокойно потупить в телефон (как, скорее всего, ребенку и хочется)? Но идут же.

Отчасти всё так: и наше, и научились, и опять же все понятное и предсказуемое, без сомнительных героев и неожиданных тем. Можно предположить, что зрителем-родителем движут и воспитательные соображения: хочется предъявить детям, так сказать, лучшие нравственные образцы, в яркой доходчивой форме показать, где добро, а где зло, прикоснуться к кладезю народной мудрости. Хотя в этом смысле со сказками все довольно-таки амбивалентно, симпатии в них не всегда на стороне типажа, воплощающего доброе начало. В том же «Щучьем велении» где образец для подражания? Емеля — это же классический архетип лежебоки, который вечно ждет, пока все случится само; Обломов, которого тормошит энергичная щука Штольц (в новейшей экранизации дело отчасти спасает неуемный темперамент артиста Кологривого, которому непросто оставаться в неподвижности хотя бы пару секунд). Или взять тот же «Летучий корабль», тот, что был когда-то мультфильмом. Всем и всегда нравился в первую очередь Водяной-никто-не-водится-со-мной, а кто там положительный герой, никто до новой экранизации и не вспоминал. В общем, не все сказки одинаково полезны, но, главное, все они стопроцентно знакомы.

То, что автор, не моргнув глазом, сбивается на пересказ старого советского мультфильма, тоже неслучайно: практически все новые сказки (не считая возникших чуть раньше «Богатырей») работают не с каким-то вековечным кладезем, а с позднесоветским кино- и анимационным каноном, продукцией «Союзмультфильма», Киностудии имени Горького и творческого объединения «Экран».

Все это не столько экранизации чего-то исконно фольклорного, сколько ремейки и кавер-версии когда-то уже снятого и до дыр засмотренного еще на советском ТВ. Александр Роу и Александр Птушко, Роман Качанов и Фёдор Хитрук, экранизации Булычёва и Велтистова, песни Геннадия Гладкова и закадровый голос Василия Ливанова, программа «В гостях у сказки» с тетей Валей Леонтьевой и конкурсом детского рисунка в финале — это и есть в восприятии производителя и зрителя тот золотой век, в котором все было хорошо и правильно и к которому хочется заново прикоснуться, но уже с иным постановочным размахом, с технологиями CGI и звуком Dolby Atmos.

Вообще-то, мысль о том, что отечественная массовая культура эксплуатирует ностальгию по позднесоветскому времени, примерно так же оригинальна, как сказка «По щучьему велению»: немного модернизированных «Буратин», «Незнаек» и «Бременских» начали выпускать еще в 1990-е, с тех пор заметно выросло качество, но не изменились общие ориентиры. К тому же с тех пор повзрослело несколько поколений, и можно предположить, что нынешние родители, голосующие рублем за «Чебурашку», сами воспитывались не на тете Вале Леонтьевой, а на «Короле Льве» и «Черепашках-ниндзя» (а то и на «Смешариках» или сериале «Ранетки»). Поздний СССР с его добрыми мультфильмами — для них такая же мифологическая, сказочная страна, как место действия «Летучего корабля».

И даже если ты застал то время ребенком, глупо доказывать, что реальный тогдашний хронотоп несколько отличался от нафантазированной за последние десятилетия идиллии; что ради редкого мультфильма приходилось часами дежурить у ТВ, выискивая его в телепрограмме между «Ленинским университетом миллионов» и передачей «Больше хороших товаров»; что шансов встретить на улице доброго сказочника (особенно если ты растешь за пределами МКАД) было не так много, зато гопники у подъезда или допившийся до чертиков сосед были привычной частью пейзажа; что…

Все тщетно: та страна, где все были друг к другу добры, жили одной большой семьей и завтрашний день был так же прекрасен, как вчерашний (там, где душе светло и ясно, там, где всегда весна), — эта страна давно уже предмет веры, и, покупая билет на очередной сказочный ремейк, мы инстинктивно пытаемся открыть портал именно туда. И затащить с собой детей, чтоб не тупили в телефон, точно так же как в нашем детстве родители отгоняли нас от телевизора с тетей Валей, мол, сколько можно пялиться в экран, почитал бы лучше книжку.


Иллюстрация: Ася Соколова

На что они готовы пойти, чтобы завладеть семейным бизнесом? Сериал с Юлией Снигирь в духе «Наследников»
В главных ролях:Алексей Гуськов, Юлия Снигирь, Игорь Гордин, Ростислав Бершауэр, Наталия Вдовина, Павел Попов, Ангелина Пахомова
Режиссер:Илья Ермолов
Смотрите по подписке

Смотрите также

20 марта37
15 марта78
25 октября 202311
14 марта9

Главное сегодня

Вчера8
Вчера0
Вчера12
28 апреля2
28 апреля5
26 апреля3
28 апреля4
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации