«Слово пацана»: Жора Крыжовников пробивает фанеру историей про юных гопников

Обсудить0

На платформах Start и Wink начался сериал о молодежных группировках 1980-х «Слово пацана. Кровь на асфальте». О том, как одна из самых мрачных страниц позднесоветской истории превратилась в руках режиссера Крыжовникова и сценариста Золотарёва в адреналиновый карнавал, рассказывает Василий Корецкий.

Василий Корецкий

Кинокритик, старший редактор Кинопоиска

1988-й, Афган. Группа советских интернационалистов несется по обстреливаемой бетонке на БТР. Броня обклеена картинками с голыми красавицами, из японского кассетника орет Modern Talking. Нет, это не кадр из нового сериала Жоры Крыжовникова про казанские молодежные группировки 1980-х — это эпизод удивительного докфильма «Афган, советский опыт», снятого американцами благодаря перестроечной разморозке.

При чем тут Афганистан? Во-первых, именно оттуда возвращается после выполнения «интернационального долга» герой, чей портрет занимает самое большое место на постере «Слова пацана» — некогда бывший королем двора Вова Адидас (Иван Янковский). А во-вторых, совсем не пацанский кодекс и не уголовная романтика, а именно боевой потенциал евродиско, открытый советским воинским контингентом в ДРА, стал духовной основой сериала. Никогда прежде песни группы «Мираж» не звучали как боевой марш, никогда еще «Ласковый май» не казался честнее группы «Кино».

Иван Янковский

Место действия в «Слове пацана» ни разу не названо прямо, но догадаться несложно: среди названий районных банд тут мелькает «Хади Такташ», названная по имени улицы в Казани, где жили ее участники. История «казанского феномена» — взрыва организованной уличной преступности в городах Татарской АССР позднего застоя — менее всего похожа на романтику «напрасной юности». Замкнутый круг бесцельного насилия превратил Казань, и без того не самый удобный для жизни город, в зону военных действий, куда перестали приезжать туристы и абитуриенты. Но в сериале Крыжовникова, фантомном воспоминании о 1989-м, свежий дух горбачевской оттепели оказывается важнее и сильнее начетнической конкретики и воспитательного момента. Тут есть и упоительные кроссы по пересеченной местности от ментов и продавщиц. И зрелищные сражения стенка на стенку участников банды «Чайники» и группировки, вооруженной заточенными навершиями флагов, почти такие же изобретательные, как в недавнем «Библиотекаре». И энергичные упражнения по строевой подготовке на дискотеках — танцы кругом и квадратом. Первые деньги, заработанные рэкетом на дорогах, первая сигарета, первое свидание, первый привод… Первый труп.

Секрет невероятной увлекательности «Слова пацана» не в какой-то витиеватой биографии героев — голову кружит тут только свежий зимний воздух. Никакой внятной интриги в течение первых серий не складывается, пересказать сюжет сложно, но можно. Семиклассник Андрей получает в табло от школьного хулигана, потом подтягивает его по английскому и… Что там за «и», неясно и неважно, английский забыт уже через 15 минут, через двадцать герои едут раздевать студентов в Москву, во второй серии Андрей, получивший кличку Пальто, обзаводится спортивным костюмом.

Сценарная механика «Слова пацана» складывается из цепочек микроситуаций-аттракционов, держится на тщательно расписанной диалектике эйфории и ужаса, романтики и подлости, надежд и разочарований. В сюжете трагикомическим приключениям меховой шапки уделяется больше внимания, чем разбойничьим набегам, а романтическая линия вызывает больше изумления, чем умиления. Судите сами: бритый наголо семиклассник ухлестывает за инспектором по делам несовершеннолетних (Анастасия Красовская), которая в свободное от службы в милиции время посещает собрания неформального объединения волосатой молодежи и требует перемен.

Леон Кемстач

Мы прекрасно знаем из других фильмов, куда ведет кривая дорожка «врага общества» и чего стоит бандитская мораль (см. три «Крестных отца»). Тем не менее, глядя на то, как бывший хороший мальчик в драповом пальто лавирует между улицей, дискотекой, музыкалкой, детской комнатой и впиской неформалов, зритель вынужден поминутно сомневаться. Милиция — друг или враг? Пацанская этика — последний оплот чести или колоссальное надувательство? Америка — большой демон или рай на земле? Мир, в котором живут герои «Слова пацана», переживает тектонический сдвиг, но никто тут еще не понимает этого. Хотя все признаки разлома налицо: тотальная амбивалентность, неразличимость, запутанность, зыбкость всех норм и догм, попираемых в следующей же сцене после их провозглашения. Но Крыжовников не поучает, не читает мораль, предоставляя зрителю самому решать, как же так это получается, что американская шапка — это плохо («Они духам стингеры поставляли!»), а вот американские бабки — очень даже здорово.

Герои этого дерзкого кинокомикса буквально прорастают из предметно-бытовой среды, воссозданной тщательно и узнаваемо; их лица, повадки, пластика идеально вписываются в декорации казанского микрорайона 1980-х. Даже если вы не застали перестройку, вам будет с чем сравнить: Крыжовников любезно вмонтировал в сериал документальный фильм 1986 года «А у нас во дворе»; в титрах этого киножурнала о казанских группировщиках (вот, кстати, еще один намек на реальное место жительства этих пацанов), их нравах, модах и обычаях числится, между прочим, Марина Разбежкина. И главная звезда-то здесь совсем даже не Янковский — он как раз торчит эдакой белой вороной посреди молодых шалопаев с оскалом беспризорников. Впрочем, и играет он идеалиста, отставшего за время армейской службы от жесткого времени. Настоящие короли асфальта — Леон Кемстач и Рузиль Минекаев. Именно их персонажи, Андрей Пальто и его сперва обидчик, потом лучший друг Марат (младший брат героя Янковского) — главное открытие «Слова пацана». Не «скорлупа», а его сердечная мышца, качающая мощно и бесперебойно. Отдельный сюрприз для тех, кто понимает, — эпизодическая роль Льва Зулькарнаева, звезды другого недавнего маленького пацанского инди-прорыва «Экспресс».

Рузиль Минекаев

Отдельный респект режиссеру Крыжовникову за песни группы «АИГЕЛ», почти контрабандой протащенные в сериал о времени, когда даже «Кино» только-только вычеркнули из блэклистов. Ну, и за настойчивый призыв снять красные галстуки.

Веник повторяет судьбу тестя и становится многодетным отцом-одиночкой. Возвращение героев хитового сериала
В главных ролях:Филипп Бледный, Полина Денисова, Полина Айнутдинова, Виталия Корниенко, Ева Смирнова, Андрей Леонов, Мирослава Карпович
Режиссер:Александр Жигалкин, Дмитрий Грибанов, Аскар Бисембин
Смотрите по подписке

Смотрите также

27 апреля0
26 октября 20237
26 апреля6
23 мая 202320

Главное сегодня

Вчера2
Вчера3
26 апреля2
Вчера4
27 апреля0
26 апреля6
26 апреля4
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации