«Терапия»: как шоу от создателей «Теда Лассо» вписывается в тенденцию «приятненьких сериалов»

Обсудить0

На Apple TV+ идет сериал, придуманный продюсером Биллом Лоуренсом и сценаристом Бреттом Голдстином (последний известен как несгибаемый капитан Рой Кент из «Теда Лассо»). В новом проекте к ним присоединился Джейсон Сигел, который играет главную роль и также выступает в качестве продюсера и сценариста. Все вместе они рассказывают историю психотерапевта, вынужденного справляться со скорбью по умершей жене и с заскоками пациентов. Насколько эффективной получается эта «Терапия»?

Юлия Шагельман

Кинокритик газеты «Коммерсантъ»

О чем «Терапия»

В основе этой истории лежит простая, но с большим комедийным потенциалом, идея сапожника без сапог. С главным героем сериала Джимми Лэрдом (Джейсон Сигел) мы знакомимся, когда он нарушает ночной покой соседей оглушительной музыкой. Во дворе у Джимми в разгаре вечеринка: алкоголь, девицы, рок-н-ролл. Проснувшись утром со страшным похмельем, он сталкивается в кухне со своей дочерью-старшеклассницей Элис (Лукита Максвелл), которая едва с ним разговаривает. Выясняется, что год назад в их семье произошла трагедия: жена Джимми и мать Элис, Тиа (Лилан Боуден), погибла в автокатастрофе. С тех пор герой, которого трудно назвать образцом ответственного родителя, топил свое горе в алкоголе, наркотиках разной тяжести и беспорядочных связях, а заботу о его дочери взяла на себя соседка Лиз (Криста Миллер), чьи собственные дети разъехались по колледжам. Пока она везет Элис в школу, Джимми, опаздывая и запыхаясь, прибегает в кабинет психолога. И тут оказывается, что там он не пациент, а доктор, хотя любому понятно, что этому врачу для начала было бы неплохо исцелиться самому.

Выслушивая череду клиентов, которые снова и снова ходят по кругу, жалуясь на одни и те же проблемы, Джимми с трудом удается скрыть скуку и раздражение. Но когда одна из пациенток (Хайди Гарднер) в очередной раз рассказывает про ссору и примирение с мужем-абьюзером, Джимми наконец не выдерживает и выпаливает ей в лицо: «Да уходи уже от него!» То, что могла бы сказать подруга и что категорически запрещено говорить терапевтам, как ни странно, приносит немедленный результат, и Джимми решает продолжать общаться с подопечными в этом новом неконвенциональном духе, заручившись осторожной поддержкой своих коллег — жовиальной Габи (Джессика Уильямс) и саркастичного, не терпящего проявления чувств Пола (Харрисон Форд).

Джейсон Сигел

Преобразившийся Джимми теперь может выследить пациента на свидании в ресторане и прямо там посоветовать ему быть собой. Он может заставить мизантропа поддерживать смол-ток с бариста или потащить ветерана боевых действий в Афганистане с посттравматическим синдромом (Люк Тенни) выплескивать ярость на ринге. В личной жизни доктор пытается вновь построить обрушившиеся мосты с дочерью, которая, в свою очередь, обращается к Габи и Полу за советами о том, как проживать горе, что делать со слетевшим с катушек отцом и как смотреть в глаза парню, который отверг твои авансы. У каждого из них тем временем свои проблемы: Габи старается вновь обрести сексуальную энергию после развода, а Пол, у которого развивается болезнь Паркинсона, ищет в себе смелость рассказать об этом дочери (Лили Рэйб), с которой успел наделать даже больше ошибок, чем Джимми с Элис.

Линия с терапией (особенно той, что касается бывшего солдата Шона) продолжается, но где-то с середины десятисерийного сезона становится настолько пунктирной, что сериал превращается просто в комедию о хороших людях, которые все связаны друг с другом любовными, профессиональными, дружескими или хотя бы соседскими отношениями и живо интересуются мельчайшими подробностями личной жизни друг друга. А Шон, которого родители выгнали из дома, вселяется к Джимми и становится частью этой большой дисфункциональной, но теплой семьи.

Как это сделано

ДНК «Теда Лассо» ощущается в каждом кадре «Терапии», хотя эти два шоу больше похожи не на родных братьев, а на кузенов, один из которых вырос в прохладной Британии, а другой — в солнечной Калифорнии. Среди персонажей нового сериала есть такой же непробиваемый оптимист, как Тед, — лучший друг Джимми, Брайан (Майкл Юри), и, так же как и с Тедом, мы довольно быстро узнаем, что за его солнечной улыбкой и присказками скрывается набор психологических травм. Подход Джимми к терапии такой же неортодоксальный, как у Теда к футбольным тренировкам, и надо отдать должное авторам, которые все-таки иногда показывают, что подобные методы могут привести не совсем к таким (или совсем не таким) результатам, каким хотелось бы герою Сигела, хотя большинство осложнений в «Терапии» разрешаются за один-два эпизода.

Джейсон Сигел и Майкл Юри

Главное отличие, пожалуй, в том, что если эффект разливающегося в зрительской душе тепла, который производил «Тед Лассо» (особенно в первом сезоне), был неожиданным и оставлял ощущение случайно ухваченного за хвост чуда, то «Терапия» явно и заметно рассчитана на то, чтобы нравиться. Герои здесь все сплошь положительные (кроме разве что мимо проходящей соседки, отпускающей расистские замечания в сторону Шона, да вышеупомянутого мужа-тирана), а если и совершают не самые хорошие поступки, то из добрых побуждений.

Все актеры исключительно обаятельные, и такими же делают своих персонажей, даже тех, кто, встреть ты такого в реальной жизни, только бы раздражал. Юная Лукита Максвелл ничуть не теряется на фоне ситком-ветеранов, и если Сигел играет в общем-то своего привычного персонажа, знакомого еще по «Хулиганам и ботанам», «Как я встретил вашу маму» и «В пролете», то Форд в своей чуть ли не второй в карьере комедийной роли — настоящее открытие. Актер, даже не напрягая мимических мышц, вывозит на одной харизме самые клишированные сцены. Юмор, грусть, сентиментальность, физическая комедия, редкий и вполне безобидный комментарий на какую-нибудь злободневную тему — все это подается здесь в точно отмеренных дозах, как антидепрессант, прописанный хорошо знающим дело специалистом. И реакция получается почти физиологическая: хочешь не хочешь, а смех или навернувшуюся слезу в нужных местах сдержать не получится.


«Как я встретил вашу маму» доступен на Кинопоиске в Плюсе.

Как добрые сериалы делают нам приятно

По словам Бретта Голдстина, изначальным замыслом его и соавторов было сделать «смешное шоу о скорби» (у Рики Джервэйса есть похожий проект «Следом за жизнью», только жестче и смешнее, а у Гондри и Джима Керри было «Шучу»). Несмотря на шутки о мертвой маме, психических расстройствах и неизлечимых болезнях, «Терапия» — в высшей степени комфортное зрелище, мягкое и уютное, как пуховое одеяло. В этом смысле она логично продолжает тренд «новых добрых сериалов», локомотивом которого принято считать как раз «Теда Лассо».

Харрисон Форд и Лукита Максвелл

Конечно, эскапистские сериалы, создававшие целые симпатичные вселенные, населенные хорошими людьми, существовали примерно всегда — можно вспомнить хоть классику 1950-х вроде «Я люблю Люси», хоть «Друзей» или тот же «Как я встретил вашу маму». Но если в первом золотом веке телевидения такие шоу преобладали, то начиная с конца 1980-х разочарование реального мира и нигилистическое восприятие окружающей действительности начали проникать даже в ситкомы. Это, впрочем, не мешало им быть успешными, примером чего служит культовый статус «Сайнфелда», положившего начало мутации жанра. В новом же золотом веке, стартовавшем в 2000-е, любимым телеперсонажем стал циничный антигерой (доктор Хаус, Уолтер Уайт, Дон Дрейпер, далее везде). Появились они и в комедиях — например, среди героев «В Филадельфии всегда солнечно» нет ни одного хорошего человека.

Любить плохих парней и девчонок, конечно, интересно, но для долгой совместной жизни они не очень годятся. Поэтому в 2010-х зрителям вновь захотелось тепла, объятий, новой искренности и не стесняющейся самой себя сентиментальности. Первопроходцем здесь был даже не «Тед Лассо», а «Шиттс Крик» — шоу о разорившихся миллионерах, переехавших в глухомань и обнаруживших, что все самое лучшее в этой жизни не купить за деньги, но можно получить бесплатно, если перестать быть высокомерным снобом. Характерно, что пока сериал играл на территории кринж-комедии, его никто не замечал, но стоило ему подобреть, как он превратился сначала в нишевый, а потом и в самый настоящий хит, завоевавший народную любовь и охапку «Эмми».

Хотя положивший канон «Шиттс Крик» полностью оторван от реальности (например, гомофобии в его вселенной не существует), добрые сериалы не всегда избегают некомфортных тем. В «Теде Лассо» большое внимание уделяется ментальному здоровью, что сближает его с «Терапией». В первом сезоне «Необыкновенного плейлиста Зои» героиня пытается примириться с неотвратимо приближающейся смертью отца, а во втором скорбит по нему. «Начальная школа „Эбботт“» — проект, ставший новой константой наградных церемоний — целиком посвящена недофинансированию начального образования в США. «Джулия» со всеми ее ностальгическими ретрорюшечками рассказывает о «стеклянных потолках» и прочих проблемах, с которыми сталкивались женщины в патриархальные 1950-е.

Люк Тенни и Джейсон Сигел

Однако, как и в «Терапии», все эти неприятности обыграны на экране так бережно, что вряд ли кому-то понадобятся предупреждения о триггерах. А главное, ни на минуту не возникает сомнений в том, что все закончится хорошо, ведь с хорошими людьми иначе не бывает.

Веник повторяет судьбу тестя и становится многодетным отцом-одиночкой. Возвращение героев хитового сериала
В главных ролях:Филипп Бледный, Полина Денисова, Полина Айнутдинова, Виталия Корниенко, Ева Смирнова, Андрей Леонов, Мирослава Карпович
Режиссер:Александр Жигалкин, Дмитрий Грибанов, Аскар Бисембин
Смотрите по подписке

Смотрите также

13 июля 20227
1 июня 202211
14 октября 20201
26 января0

Главное сегодня

Вчера2
Вчера0
24 апреля38
Вчера0
Вчера3
Вчера1
25 апреля0
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации