Залипать в телефоне или засыпать под сериалы — нормально! Рассказываем, что такое фоновое смотрение и «комфортные» шоу

Обсудить0

Европейские исследования показывают, что больше 90% зрителей смотрят телевизор, держа в руке смартфон. Но вы и по себе знаете, что далеко не каждый сериал способен захватить внимание, удержав от подглядывания в соцсети или нажатия на паузу, чтобы налить чай. Разбираем феномен фонового смотрения и отвечаем на вопрос, зачем стримингам «комфортные» телешоу.

Как определяют этот формат

Колумнистка и кинокритик Critics Choice Association Робин Бар в 2019-м сформулировала отличия телесериалов, которые не рассчитывают на активное внимание зрителей. Такие шоу должны быть легкими по настроению и нормально восприниматься на любом устройстве, чтобы вы могли начать смотреть серию на домашнем кинотеатре вечером и продолжить на мобильном телефоне по дороге на работу утром. Фоновые сериалы не требуют потрясающей картинки, спецэффектов или выдающейся игры; в определения Бар не вписываются масштабные проекты уровня «Игры престолов» или такие, как «Дрянь», выстроенные на тонком юморе и актерских полутонах. Согласно опросу The Guardian, «комфортные» сериалы помогают зрителям справляться со стрессом и предоставляют своего рода безопасное пространство. Под них банально лучше засыпается.

Зрители прекрасно знают, чего ждать от каждой серии CSI, «Касла», «Костей» и других процедуральных драм. Эти проекты, массово производившиеся в конце нулевых, часто критикуют за шаблонность, но чем проще и более предсказуем сериал, тем более расслабляющим будет его просмотр. В многочисленных подборках «комфортного ТВ», которые публикуют зарубежные сайты, можно заметить, что люди больше всего ценят в этих шоу не замысловатый сюжет, а ярких персонажей и химию между ними.

«Бруклин 9-9»

Кроме процедуралов, в категорию «комфортного ТВ» часто попадают ситкомы. Поколение, не заставшее эпоху «Сайнфелда», «Офиса» и «Друзей» на телевидении, обеспечило высокие рейтинги олдскульным комедиям на стриминговых платформах, а во время всеобщего локдауна их просмотры еще сильнее подскочили. Сериалы нового времени, которые объединяют два успокаивающих вида развлечений — ситком и процедурал, — также отлично подходят для фонового смотрения. С этим, например, прекрасно справляется «Бруклин 9-9» о жизни и работе полицейского участка в Нью-Йорке.

При этом понимание «комфортного ТВ» не ограничивается драмами и комедиями. Collider причисляет к нему совместный проект Marvel и Netflix «Железный Кулак». Это сериал о супергерое, позволяющий, как пишет автор, «проспать несколько эпизодов и продолжить просмотр, почти ничего не потеряв». Повествование в сериале развивается так медленно, а сюжетные повороты настолько незначительны, что издание The Verge называет весь первый сезон прологом: из тринадцати серий экшена перепадает максимум в шести.

Как и почему появились такие сериалы

Смотреть или слушать легкие незамысловатые истории в фоновом режиме, занимаясь механическими действиями, не новая практика. В 1920-е американские радиоэфиры заполнились мыльными операми — многосерийными историями, помогавшими домохозяйкам не скучать за уборкой, стиркой и уходом за детьми. Название им подарили Procter & Gamble и другие компании-производители мыла и стиральных порошков.

Критик Джеймс Трубер в своих очерках в журнале New Yorker еще в конце 1940-х описывал эти радиосериалы как сэндвич «из толстых слоев рекламы» (все того же мыла), между которыми прокладывали «двенадцать минут диалога, житейских трудностей, злодеяний и женских страданий». Они ограничивались несколькими локациями и персонажами, отношения между которыми разворачивались крайне медленно, а сюжетные арки, перетекая одна в другую, были практически бесконечными. Радиоформат вынуждал сценаристов вкладывать в уста героев все сомнения и переживания, которые они проговаривали вслух, так что слушателям было легко представить себе их внутренний мир.

Во времена Великой депрессии 1929 — 1939 годов жизнь женщин стала еще труднее. В «Словаре американских мыльных радиоопер» (Historical Dictionary of American Radio Soap Operas) приводятся слова историка Роберта Ла Гуардиа, который говорит, что выдуманные персонажи и фантастические ситуации стали доступной и популярной формой эскапизма. Популярной настолько, что к 1941 году радиодрамы составляли 90% сетки дневного радиовещания США. Традиция перекочевала на телевидение в 1946 году, когда вышла мыльная опера «Фэйрвэй-Хилл» о героине, вернувшейся в родной город и влюбившейся в мужчину, обрученного с другой женщиной.

А что стало с мыльными операми

В новейшее время мыльные драмы, под которые можно готовить или заниматься уборкой, на американском телевидении заслужили слоты даже в прайм-тайм. Этому способствовал успех телевизионной волшебницы Шонды Раймс, создательницы «Анатомии страсти», и сериала «Империя», унаследовавшего традиции «Династии» — классической мылодрамы о богачах. Эти проекты делались по отработанным шаблонам: драматичные события повторялись от сезона к сезону, и зрители вполне могли предугадать следующий поворот сюжета или реплику и, тем не менее, привязывались к персонажам.

«Секс в большом городе»

В медиа начали говорить о возвращении мыльных опер как о формате, который призван удовлетворить новый тип потребности аудитории. Статья The Guardian 2013 года сформулировала мысль, что в эпоху тяжелых качественных телевизионных драм в духе «Во все тяжкие» людям нужен контент, который можно назвать «аналогом грелки». А редакция журнала Refinery29 в том году выпустила подборку сериалов, каждый из которых порекомендовала как терапию для разных душевных расстройств: саркастичный «Луи» спасет вас от экзистенциального кризиса, спортивная драма «Огни ночной пятницы» — от депрессии, «Секс в большом городе» — от резкой тревоги.

Если первый пик комфортного формата пришелся на американскую массовую культуру в эпоху Великой депрессии 1920-х, то второй случился во всем мире спустя 100 лет. Во времена локдаунов и трагических счетчиков смертей обострилась потребность в контенте, который приносит положительные эмоции и под который не будет совестно заниматься чем-то еще, пишет Vulture. Зрители чуть меньше обсуждали блестящие проекты HBO, зато обратились к старому анимационному сериалу «Аватар: Легенда об Аанге», успокаивали сердце комедией о двух подругах из Стэнфорда «Белая ворона», семейной драмой «Йеллоустоун» и похожими шоу. Массовую аудиторию не привлекли джазовая драма Дэмьена Шазелла «Водоворот», адаптация романа об отношениях двух братьев «Я знаю, что это правда» и другие проекты, требующие глубокого сопереживания.

Зачем эти сериалы нужны стримингам

Бесконечный поток фоновых шоу раньше обеспечивали телевизионные каналы. В эпоху расцвета стриминговых платформ с этим форматом работает даже Netflix, на котором можно посмотреть ремейк ситкома 1970-х годов «Живем сегодняшним днем» и классическую мыльную оперу «Виргин-Ривер». В 2018 году стриминг отчаянно боролся за то, чтобы оставить себе права на самых популярных представителей этого жанра.

Количество производимых проектов растет, бюджеты на них сокращаются, в ответ падают рейтинги, и после высоких оценок «Карточного домика» и «Оранжевый — хит сезона» некоторые сериалы на Netflix стали называть посредственными. Это замечают как пользователи Reddit и блогеры, так и медиаэксперты из Wired, которые сравнивают выдающиеся новинки HBO с откровенно провальной супергероикой Netflix «Наследие Юпитера». Портал ScreenCrush настаивает, что Netflix и их конкуренты создают ровно то, за что платит аудитория: за недорогую подписку она всегда найдет, на что потратить вечер. Если зритель лишь изредка смотрит на экран, у него меньше шансов заметить сценарные недостатки или плохую игру актеров. Зато, скажем, можно обратить внимание на неплохую работу художников-постановщиков и гримеров.

А разве есть в фоновом смотрении что-то плохое?

Многие журналисты защищают «комфортные» телешоу, называя такие проекты «экранной терапией». Esquire отмечает, что главное достоинство «Сайнфелда», «Голливуда» и «Я никогда не…» в том, что их просто приятно смотреть. Шоураннеры не пытаются удивить зрителей сюжетными поворотами, потрясающим актерским мастерством или напряженной атмосферой; они хотят погрузить их в атмосферу предсказуемости и уюта, а также вызвать чувство ностальгии. К прошлому, кстати, обращаются не только фоновые, но и ключевые шоу стримингов, такие как «Очень странные дела», которые мимикрируют под олдскульные шедевры Стивена Спилберга.

«Шиттс Крик»

Вообще низкое качество комфортных сериалов не аксиома. Лучше всего с этим стереотипом борется ситком «Шиттс Крик». Комедия о некогда богатой семье Роуз, которой приходится переехать в глубинку, шла по NBC с 2015 года и в этом году завершилась на шестом сезоне. За все время в эфире «Шиттс Крик» заработал 65 наград, включая семь главных комедийных категорий «Эмми» в 2020 году. В колонке New York Times успех сериала объясняется формулировкой, идеально описывающей шоу, в котором «язвительное остроумие персонажей сочетается с душевной теплотой проекта». В эпоху, когда зрители не готовы оторваться от смартфона ради сериала, такие простые и в то же время сделанные с душой сериалы востребованы как никогда.


И еще пять шоу, которые вписываются в формат

«Девочки Гилмор»

Отношения между главными героинями этого сериала — матерью и дочерью — могут показаться нездорово близкими. Но за сюжетом шоу очень просто следить, а шутки-отсылки к массовой культуре покажутся смешными, даже если слышать их краем уха.

«Анатомия страсти»

Шоураннер Шонда Раймс умеет создавать персонажей, от наблюдения за которыми невозможно оторваться на протяжении десятка сезонов. А вот в медицинскую драму и сложные термины можно не вникать — в конце концов, пациент в итоге либо жив, либо мертв.

«Парки и зоны отдыха»

Прелесть ситуативных комедий в том, что суть шутки меняется от сцены к сцене. Пропустив одну, вы с легкостью поймете следующую. Главное для зрителей – запомнить имена и главные характерные черты героев.

«Друзья»

При первом просмотре закольцованность и затянутость «Друзей» может раздражать. Но именно это делает шоу идеальным фоном. На какой бы серии вы не включили сериал, расклад примерно одинаковый: Рэйчел и Росс пытаются наладить отношения, Моника нервничает, Чендлер искрометно шутит.

«Лучший пекарь Британии»

Под некоторые реалити-шоу можно с одинаковой вероятностью уснуть или прослезиться. В этом шоу нет постоянной драмы «Острова любви», но есть приятные ведущие и необычные испытания. Правда, вы рискуете проснуться на появлении звездного гостя.

КиноПоиск в Telegram

Мгновенные киноновости в нашем Telegram, быстрее только Флэш


Автор: Мари Григорян, редактор раздела «Кино и сериалы» на «Канобу»

Нашли ошибку?
Выделите нужный фрагмент текста (не более 3000 символов) и нажмите:
Расследуя гибель сестры, Рита узнает жуткие тайны своей семьи. Атмосферный детектив с Петром Фёдоровым
В главных ролях:Пётр Фёдоров, Дарья Мороз, Иева Андреевайте
Режиссер:Александр Кириенко
Смотрите по подписке
Смотреть

Смотрите также

«Фабельманы» Спилберга выиграли Торонто! А кого еще наградили и что интересного пишет пресса об участниках фестиваля?
Фестивали

«Фабельманы» Спилберга выиграли Торонто! А кого еще наградили и что интересного пишет пресса об участниках фестиваля?

19 сентября11
«Эмми-2022»: кто главные фавориты и каких сюрпризов ждать?

«Эмми-2022»: кто главные фавориты и каких сюрпризов ждать?

12 сентября6
Кринж, Скорсезе и шутки про Гитлера. За что любят ситком «Умерь свой энтузиазм»?
Сериалы

Кринж, Скорсезе и шутки про Гитлера. За что любят ситком «Умерь свой энтузиазм»?

8 сентября6
Как «Хитрости» вписались в тренд «новой душевности», заложенный «Тедом Лассо»
Сериалы

Как «Хитрости» вписались в тренд «новой душевности», заложенный «Тедом Лассо»

17 августа3

Главное сегодня

Рецензия

Зак Эфрон идет «За пивом!». Станислав Зельвенский доволен

Сегодня6
Зак Эфрон идет «За пивом!». Станислав Зельвенский доволен
«Блондинка»: жестокий и красивый кошмар о жизни Мэрилин Монро
Крупным планом

Подкаст«Блондинка»: жестокий и красивый кошмар о жизни Мэрилин Монро

Сегодня3
Как Рами Юссеф стал первым человеком, которому удалось снять классную комедию об исламе
Портрет героя

Как Рами Юссеф стал первым человеком, которому удалось снять классную комедию об исламе

Вчера2
Что происходит в прокате: в России лидирует фэнтези «Красная Шапочка», в США — хоррор «Улыбка»
Сборы

Что происходит в прокате: в России лидирует фэнтези «Красная Шапочка», в США — хоррор «Улыбка»

час назад0
5 фантастических романов, которые заслуживают экранизации
Книги

5 фантастических романов, которые заслуживают экранизации

Сегодня12
«Лишенный юмора фарс». Чем критикам не понравился «Амстердам» с Марго Робби и Кристианом Бэйлом

«Лишенный юмора фарс». Чем критикам не понравился «Амстердам» с Марго Робби и Кристианом Бэйлом

Вчера5
«Корона» с драконами: Станислав Зельвенский — о том, за что мы полюбили эту мыльную оперу

«Корона» с драконами: Станислав Зельвенский — о том, за что мы полюбили эту мыльную оперу

Вчера5
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации