До свидания, роботы! За что мы любили и ненавидели «Мир Дикого Запада»

Обсудить0

4 ноября стало известно, что HBO отменил футуристический вестерн-сериал Лизы Джой и Джонатана Нолана. «Мир Дикого Запада» стартовал как эффектное и запутанное приключение с ковбоями и андроидами, от которого были в восторге и критики, и зрители. Но с каждым новым сезоном рейтинги падали, а шоураннеры получали многочисленные претензии от фанатов. Кинопоиск вспоминает достоинства и недостатки «Мира Дикого Запада», который точно останется в истории как один из самых противоречивых сериалов XXI века.


Плюс

Триумфальное возвращение вестерна

Пустынный фронтир, придорожная пыль под копытами коней, револьверы и ковбойские шляпы, уютный салун и дева в беде — Лиза Джой и Джонатан Нолан удачно эксплуатировали романтические образы вестерна (и даже не боялись кое-где их нарушать!), превратив народный жанр в увлекательный аттракцион. Посетители тематического парка перевоплощались в бандитов и ковбоев, а зритель вместе с ними чувствовал себя исследователем и героем. «Мир Дикого Запада» — один из важнейших представителей жанра в 2010-х наряду с видеоигрой «Red Dead Redemption 2», фильмами Квентина Тарантино («Джанго освобожденный», «Омерзительная восьмерка») и сериалом «Йеллоустоун».


Минус

Внезапная смена сеттинга

Во втором сезоне шоураннеры мельком показали другие парки — сёгунскую Японию и колониальную Индию, а в финале отправили Долорес (Эван Рэйчел Вуд) и ее товарищей за пределы «Мира Дикого Запада». Увы, кажется, именно это решение и стало роковым: аудитория полюбила фантастический вестерн, а действие третьего (а за ним и четвертого) сезона практически целиком происходило в футуристических мегаполисах — короче говоря, сериал стал выглядеть как второсортный киберпанк-боевик.

Джеймс Марсден и Эван Рэйчел Вуд

Плюс

Философская подоплека

Проводником философских концепций был Роберт Форд (Энтони Хопкинс), один из создателей парка. Вместе со своим коллегой Арнольдом Уэббером (Джеффри Райт) он старался сделать из синтетических машин нечто большее. Шоураннеры постоянно задавались вопросами (правда, давали на них противоречащие друг другу ответы): что значит быть человеком? Может ли ИИ эволюционировать и стать автономным от своего создателя? И чем эксплуатация роботов отличается от рабства? Может ли человек избежать смерти, сам став андроидом? «Мир Дикого Запада» — это популярное изложение идей пост- и трансгуманизма, рассуждение о свободе воли и месте человека в природе.


Минус

Чрезмерно запутанный нарратив

Пожалуй, это основной недостаток сериала. В первом сезоне шоураннеры ловко водили зрителей за нос, и только ближе к финалу выяснилось, что действие разворачивается в двух временных измерениях, а угрожающий Человек в черном (Эд Харрис) — это постаревший Уильям (Джимми Симпсон). Джой и Нолан старательно путали следы, поэтому шалость удалась. Но после этого шоураннеры будто бы испугались, что второй сезон может показаться слишком простым, и намеренно перемешали таймлайны, так что разбираться в происходящем на экране стало совсем сложно. А когда повествование распутывается, то оказывается, что никакого особенного повода делать его таким не было. В третьем сезоне Джой и Нолан, напротив, сделали нарратив прямым как палка (видимо, вняли критическим отзывам на второй сезон), и это, очевидно, пошло на пользу сериалу. А в четвертом они зачем-то снова все усложнили, введя несколько временных линий. Короче, разобраться в «Мире Дикого Запада» можно, только пересмотрев его несколько раз и вооружившись блокнотами и ручками. А это довольно сомнительное развлечение.

Эд Харрис

Плюс

Инструментальные каверы

Мелочь, а приятно. Композитор Рамин Джавади включил в саундтрек сериала всеми любимые музыкальные хиты, сыгранные на клавишных: Radiohead, Лу Рид, The Rolling Stones, Nine Inch Nails, Эми Уайнхаус, Pink Floyd. Угадывать их — это отдельное удовольствие.


Минус

Исчезновение Энтони Хопкинса

Роберт Форд был самым хитрым и загадочным персонажем первого сезона, а игра Хопкинса украшала «Мир Дикого Запада». В финале он получает пулю (это была намеренная акция самого ученого, который таким эффектным способом запустил восстание машин) и в дальнейшем практически не появляется, только в виде флешбэков или цифровых копий. Да, в сериале хватает хороших актеров (Эван Рэйчел Вуд, Тандиве Ньютон, Эд Харрис и другие), но все же Хопкинса очень сильно недостает. Наличие звезды высшей категории мотивировало на первоначальный просмотр немало зрителей.

Энтони Хопкинс

Плюс

Клиффхэнгеры как главное драматургическое средство

Современные драматические сериалы вроде «Лучше звоните Солу» показывают постепенную эволюцию героев и неторопливо развешивают драматургические ружья, которые стреляют неожиданно, но логично. Шоураннеры «Мира Дикого Запада» мыслят другими категориями: каждую серию завершает мощный клиффхэнгер, который заставляет судорожно ждать следующей недели, чтобы узнать, что же там произойдет. Это заставляет вспомнить о сериалах другой эпохи вроде «Остаться в живых» — такого сейчас практически не делают (по крайней мере, в высокобюджетных проектах для кабельных каналов и на стримингах), так что МДЗ выглядит как минимум необычно.


Минус

Незавершенная история и повисшие в воздухе вопросы

Джой и Нолан так долго жонглировали загадками, что в итоге оставили зрителя с носом. В финале четвертого сезона человечеству грозит вымирание, а Долорес собирается вернуться в тот самый парк, чтобы… А вот этого мы уже не узнаем. Как и того, выжили ли люди, чем будут заниматься андроиды в цифровом мире, и многое другое.

Был ли у этой истории какой-то логичный (ну хотя бы эффектный!) финал или все это было лишь псевдоинтеллектуальным фиглярством шоураннеров? Может быть, когда-нибудь HBO позволит Джой и Нолану завершить историю полнометражным фильмом, но прямо сейчас МДЗ похоронен под неимоверными амбициями создателей, которые так сильно погрязли в играх с нелинейным нарративом и самоповторах, что у сериала практически не осталось фанатов.


Автор: Марат Шабаев

Надя идет наперекор отцу ради любви и большого спорта. Трогающая до слез мелодрама с Александром Петровым
В главных ролях:Александр Петров, Мария Аронова, Анна Савранская, Степан Белозеров, Сергей Лавыгин, Сергей Беляев, Василий Копейкин
Режиссер:Юрий Хмельницкий
Смотрите по подписке

Смотрите также

7 июля 20225
22 июня 202210
7 мая 202041
26 марта 202013

Главное сегодня

Вчера11
Вчера8
Вчера0
Вчера1
Вчера2
Вчера1
Вчера3
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации