Санта-вор, польские «Елки» и рок-мюзикл с Гурченко: что смотрят люди на Рождество в разных странах

Рождественское кино по большей части универсально: по всему миру зрители одинаково любят «Эту замечательную жизнь», «Один дома» и «Реальную любовь». Но все же, кроме голливудской классики, во многих странах есть и свои локальные хиты — их мы и собрали в этом материале. Некоторые пункты совершенно неожиданные: например, в Норвегии почему-то очень любят советско-румынский мюзикл с Михаилом Боярским и Людмилой Гурченко.

«Три ветерана» и «Бабушка Метелица»

Чехия

Долгое время Чехословакия была главным поставщиком киносказок в Восточном блоке — можно вспомнить «Алису», «Безумно грустную принцессу», «Русалочку» 1976-го и много чего еще. Потому неудивительно, что от недостатка рождественской классики чехи не страдают. Точнее, ее у них так много, что выбрать что-то одно почти невозможно, и мы остановились сразу на двух кандидатах.

Первый — «Бабушка Метелица», яркое и потрясающе красивое кино, основанное на сказке братьев Гримм (у нас ее чаще переводят как «Госпожа Метелица»). Сюжет хорошо знаком даже тем, кто оригинал никогда не читал: злая мачеха отправляет девушку не пойми куда и зачем, та встречает волшебницу и своей добротой и учтивостью завоевывает ее расположение. В восточнославянской культуре похожая история нашла себе место, скажем, в сказке о Морозко.

Ту самую Бабушку Метелицу в фильме играет не кто-нибудь, а Джульетта Мазина, муза и супруга Федерико Феллини. Сам фильм создавался в копродукции с ФРГ, Италией и Австрией, а его премьера прошла на Венецианском фестивале. Хотя больше всего его все равно любят на родине: в Чехии и Словакии будет сложно найти человека, который никогда бы не слышал о Perinbaba.

Второй фильм — плутовская комедия «Три ветерана» о солдатах, которые по дороге домой с войны встречают лесных гномов и получают от них магические предметы: шляпу, из которой можно достать любой предмет; арфу, вызывающую любых людей; и кошелек, чье содержимое никогда не заканчивается. С этим добром герои попадают в страну, где правят жадный король и хитрая принцесса. Те, конечно, пытаются отнять богатства у солдат.

«Три ветерана» — одна из главных народных комедий своей страны, почти что чехословацкий фэнтези-аналог «Джентльмены удачи» или «Кавказской пленницы». Картину Олдржиха Липского (которого вы также можете знать по комедийному вестерну «Лимонадный Джо» или «Хеппи-энду» — фильму, где время шло назад за 53 года до «Довода») каждый год крутят по ТВ в преддверии праздников, а диалоги в ней давно разобрали на крылатые выражения.

«Три орешка для Золушки»

Германия

Чехословакия произвела так много рождественской классики, что даже в соседней Германии один из главных праздничных фильмов — тоже чешский (если быть точнее, то созданный в копродукции с ГДР, но преимущественно с чешскими актерами и чешским режиссером Вацлавом Ворличеком), «Три орешка для Золушки». Но эта версия отличается от классической. Авторы взяли за основу не версию Шарля Перро с феей-крестной и каретой-тыквой, а менее известное переложение братьев Гримм — в нем магические предметы героине дарит дерево.

Конечно, Ворличек и команда убрали из оригинала некоторые кошмарные детали вроде сводных сестер, отрезающих себе пальцы, для того чтобы втиснуться в туфлю. Да и вообще обошлись со сказкой очень вольно. Золушка здесь — персонаж совсем не пассивный: она мастерски управляется с арбалетом и скачет на коне лучше королевских придворных, а чтобы обратить на себя внимание принца, несколько раз перевоплощается. Немудрено, что прогрессивная героиня Либуше Шафранковой стала ролевой моделью для бойких девочек не только Восточной Европы, но и всех стран, до которых добралась слава «Трех орешков». И это не только Германия и родные Чехия со Словакией. Фильм также показывали в Великобритании, Австрии, Швейцарии и Испании. А в Норвегии картина так популярна, что в 2021-м там даже сняли ее ремейк.

«Письма к М.»

Польша

В Польше, как стране очень религиозной, к Рождеству относятся серьезно. И тем страннее то, что старой праздничной классики там как таковой нет. Куда популярнее в стране относительно новая франшиза «Письма к М.» — эдакие местные «Елки», разросшиеся уже до четырех полнометражных частей.

Изначально это была вольная адаптация «Реальной любви» Ричарда Кёртиса. Здесь тоже сюжет состоит из отдельных мелодраматических историй: в первой части, например, мы следили за одиноким диджеем Миколаем, который помогает другим людям жизненными советами, но не может устроить свою судьбу; за его сыном Костеком, мечтающим, чтобы отец уже нашел себе хорошую девушку; за несчастным мужем, переживающим измену жены; богачом, разговорившимся со случайной девочкой на заправке. Все сюжеты, разумеется, неожиданным образом переплетутся, а каждый герой переживет то или иное праздничное чудо. Формула не новая, но работает: духоподъемное рождественское кино всегда будет пользоваться спросом.

«Зимние каникулы»

Италия

В Италии есть целый отдельный жанр рождественских комедий — cinepanettone. Этот феномен полноценно зародился с выходом фильма «Рождественские каникулы» 1983 года, эксцентричной буффонады о столкновении двух совершенно непохожих семей. У нее было четыре прямых сиквела и еще с десяток идейных продолжений.

Но, на самом деле, история cinepanettone уходит корнями куда глубже в прошлое. Настоящим прародителем жанра считается классическая комедия «Зимние каникулы» 1959 года. В ней обычный римский клерк Альберто приезжает в роскошный отель, после того как его дочь Тити выигрывает путевку в конкурсе по радио. Шикарная жизнь быстро сводит его с ума, и вот мужчина уже пытается закрутить роман с графиней, идеально встраиваясь в окружающий круговорот мелких и больших интриг: жена крупного бизнесмена соблазняет спортсмена, старлетка скандалит с женатым принцем, муж той самой графини гоняется за дочерью администратора. Все это сопровождается колкими диалогами и целой чередой комичных сюжетных перипетий и неловких недоразумений.

Зрителю за пределами Италии, впрочем, интереснее будет то, что одну из главных ролей в фильме сыграл Витторио де Сика — ведущий автор неореализма, режиссер «Похитителей велосипедов» и обладатель двух «Оскаров».

«Большая семья»

Испания

Рождественская классика не обязательно должна быть строго привязана к празднику. В Испании, например, каждый год смотрят старую комедию «Большая семья» Фернандо Паласиоса и Рафаэля Х. Сальвиа, непосредственно к рождению Христа имеющую весьма косвенное отношение. Это, по сути, набор скетчей о жизни пролетарской семьи 60-х: в доме 15 детей и старый дедушка, муж работает на стройке, жена следит за хозяйством, денег вечно не хватает, уследить за всеми отпрысками невозможно, а домочадцы только и знают, что создавать новые проблемы (и требовать наконец уже купить телевизор).

«Большая семья» емко и с юмором показывает все знакомые атрибуты жизни простого испанца: первое причастие в церкви, первая любовь, экзамены в школе, долгожданный отпуск. Заканчивается все долгим эпизодом, где семья теряет маленького сына Ченчо на площади Пласа-Майор, но, конечно же, в итоге находит. Это милое, добродушное и несколько нравоучительное кино вполне в духе «второго режима Франко», когда правительство поощряло высокую рождаемость и стремилось к экономическому чуду. Несмотря на некоторую конъюнктурность, правда, фильму удалось в итоге стать чем-то большим, чем просто памятником времени. И без него до сих пор не обходится ни одно испанское Рождество.

«Йоулупукки и бубен шамана»

Финляндия

В Финляндии каждый год, начиная с 1996-го, в канун Рождества по ТВ крутят «Йоулупукки и бубен шамана» — 51-минутный мультфильм про местного Санта-Клауса (его финны как раз и называют Йоулупукки), которому приходит странное письмо. В нем есть только рисунок, и бородатый волшебник не может по нему определить, какой именно подарок просит от него ребенок. Пока он пытается это выяснить, вокруг резиденции начинают происходить странные вещи, будто кто-то пытается помешать работе Йоулупукки и его эльфов.

Мультфильм интересен в первую очередь тем, что он объединяет в себе привычный образ современного Рождества с добрым волшебником Сантой и его маленькими миньонами и древнюю мифологию саамов. Антагонистом тут оказывается ноайди — саамский шаман, который просто хотел стать еще одним помощником Йоулупукки. Таким образом, картина как бы примиряет национальные легенды с западной иконографией.

«В постели с Сантой»

Швеция

Очевидным выбором на звание шведской рождественской классики был бы фильм «Фанни и Александр» Ингмара Бергмана. Но давайте согласимся: вряд ли семьи каждый год за праздничным столом смотрят сложную трехчасовую психологическую драму. Есть у шведов и более народное кино — черная комедия с провокационным названием «В постели с Сантой» (в оригинале еще лучше — «Санта — отец всех детей») о женщине, которая решила отпраздновать Рождество в компании семей своих бывших мужей и вдруг объявила, что беременна. Вот только ее нынешний супруг давно сделал вазэктомию. Кто отец — неясно. Видимо, и правда сам Санта.

Это задорный фарс с сексом, алкоголем и довольно мрачным чувством юмора; на условном графике рождественских комедий он был бы ближе к «Плохому Санте», чем, скажем, к «Реальной любви». И все же шведы любят его не только за цинизм, но и за вполне традиционную для праздника мораль: семью можно найти в самом неожиданном месте, а настоящие чувства способны разрушить любые барьеры.

«Дед Мороз — отморозок»

Франция

Французы тоже предпочитают на Рождество черный юмор. Классический выбор — «Дед Мороз — отморозок» 1982 года, циничная комедия о невротичных волонтерах парижского телефона доверия, в офис которых в канун праздника начинают приходить самые неожиданные личности. Сосед-болгарин с ужасными гастрономическими подарками, человек в депрессии, одетый в Санта-Клауса мелкий преступник и его беременная девушка — это только часть их непрошеных гостей. Но вечер закончится убийством с последующим расчленением трупа, который заворачивают в подарочную упаковку и скармливают животным в зоопарке. Вот такое вот милое Рождество!

Поначалу неоднозначно принятый фильм быстро приобрел культовый статус — спасибо ярким актерским работам (среди исполнителей, например, Кристиан Клавье), едкому юмору и пулеметным диалогам, на которых тут все и держится: благо, что картина поставлена по одноименной пьесе. Сейчас «Дед Мороз — отморозок» любят смотреть на праздники не только во Франции, но и в соседней Бельгии. А в 1994 году Голливуд даже попытался сделать вольный ремейк — «Совершенно чокнутого» со Стивом Мартином в главной роли. Правда, неудачный.

«Мама»

Норвегия

Норвежцы — любители неочевидных рождественских фильмов. Кроме голливудской классики, они каждый год смотрят все те же чехословацкие «Три орешка для Золушки» и — вот уж совсем неожиданно — советско-румынско-французский рок-мюзикл «Мама», поставленный румынской режиссеркой Элизабетой Бостан. Это экранизация сказки Иона Крянгэ «Коза и ее три ребенка», в свою очередь, основанной на «Волке и семерых козлятах» братьев Гримм. Маму-козу играет тут Людмила Гурченко, волка — Михаил Боярский, в роли племянника волка появляется Савелий Крамаров. Учитывая звездный состав, даже странно, что в современной России об этой картине почти не вспоминают. Хотя причина этому, вероятно, проста: фильм снимали сразу на трех языках (русском, румынском и английском) и, по воспоминаниям Боярского, на русскоязычную версию сцен всегда оставляли очень мало дублей. И они получались хуже остальных.

Зато в Норвегии, где фильм впервые показали по ТВ в 1984 году (под названием Med Grimm og Gru, обыгрывающим фамилию братьев Гримм и переводящимся примерно как «С мраком и ужасом»), он быстро стал классикой. Настолько, что в 2003-м зрители даже создали петицию в интернете, чтобы телеканал NRK вернул картину в праздничную сетку показов. Также «Маму» адаптировали в виде пьесы для Театра Трёнделаг, а норвежская рок-группа Poor Rich Ones записывала кавер одной из песен мюзикла. Известность картины в стране переросла все мыслимые пределы: так, как норвежцы, ее не любят ни на постсоветском пространстве, ни в той же Румынии.


Автор: Ефим Гугнин

Врач в Элисте сталкивается с первой вспышкой ВИЧ в СССР. Сериал про людей перед лицом неизвестности
В главных ролях:Аскар Ильясов, Никита Ефремов, Евгений Стычкин, Павел Майков, Виктория Агалакова, Елизавета Шакира
Режиссер:Сергей Трофимов, Евгений Стычкин
Смотрите по подписке
Смотреть

Смотрите также

«Точка кипения»: насколько правдивым получился фильм о ресторанной кухне? Очень, отвечает повар
Мнение

«Точка кипения»: насколько правдивым получился фильм о ресторанной кухне? Очень, отвечает повар

Вчера
Нолан собрал суперкаст для «Оппенгеймера». Звездная команда все еще влияет на сборы?

Нолан собрал суперкаст для «Оппенгеймера». Звездная команда все еще влияет на сборы?

Вчера
«Если Батлер не возьмет „Оскар“, я откушу себе ногу»: за что хвалят «Элвиса»

«Если Батлер не возьмет „Оскар“, я откушу себе ногу»: за что хвалят «Элвиса»

Вчера
Плюс Дача возвращается! На ней покажут «Джентльменов» и «Ла-Ла Ленд»

Плюс Дача возвращается! На ней покажут «Джентльменов» и «Ла-Ла Ленд»

Вчера

Главное сегодня

Смотрите на Кинопоиске

ПодкастЧего боялись в СССР? Обсуждаем третью серию «Нулевого пациента»

Вчера
Чего боялись в СССР? Обсуждаем третью серию «Нулевого пациента»
«Точка кипения»: насколько правдивым получился фильм о ресторанной кухне? Очень, отвечает повар
Мнение

«Точка кипения»: насколько правдивым получился фильм о ресторанной кухне? Очень, отвечает повар

Вчера
«Лучше звоните Солу» на финишной прямой. Что показали в первой половине сезона?
Сериалы

«Лучше звоните Солу» на финишной прямой. Что показали в первой половине сезона?

Вчера2
Нолан собрал суперкаст для «Оппенгеймера». Звездная команда все еще влияет на сборы?

Нолан собрал суперкаст для «Оппенгеймера». Звездная команда все еще влияет на сборы?

Вчера
«Если Батлер не возьмет „Оскар“, я откушу себе ногу»: за что хвалят «Элвиса»

«Если Батлер не возьмет „Оскар“, я откушу себе ногу»: за что хвалят «Элвиса»

Вчера
Плюс Дача возвращается! На ней покажут «Джентльменов» и «Ла-Ла Ленд»

Плюс Дача возвращается! На ней покажут «Джентльменов» и «Ла-Ла Ленд»

Вчера
Главные фильмы перестройки и 1990‑х

Главные фильмы перестройки и 1990‑х

25 мая
Комментарии
Сейчас происходят тяжелые для всех события. Кинопоиск не хочет становиться площадкой для какого-либо противостояния, поэтому на время мы закрываем комментарии. Просим вас отнестись к этому с пониманием.