В прокат выходит история маленького человека, перевернувшего свой мир. Это один из последних крупных проектов, снятых на 20th Century Fox до ее перехода под крыло Disney, и в нем неожиданно (или как раз предсказуемо) корпоративный блокбастер кусает за хвост бесчеловечный капитализм.
Павел Пугачев
Кинокритик, редактор сайта журнала «Сеанс»
Парень по имени Парень (то есть буквально — Guy; играет Парня Райан Рейнольдс) каждое утро здоровается со своей аквариумной рыбкой, покупает чашечку кофе и бодрым шагом идет на работу в банк. А там сплошная рутина: бабули в очередях да ежедневные грабители, размахивающие пушками и призывающие всех присутствующих лечь мордой в пол, а сотрудников — открыть сейф и отдать содержимое кассы. Гай и его коллеги уже давно привыкли к такому распорядку дня. Ничего удивительного, ведь все они симуляции в многопользовательской видеоигре, NPC, то есть неигровые персонажи, которых можно нечаянно — а может, и намеренно — переехать машиной или использовать в качестве мишеней для оттачивания навыков стрельбы.
Возможно, создатели «Главного героя» читали или хотя бы слышали про фантастический роман Джона Скальци «Люди в красном». В той гомерически смешной и культовой в гиковской среде книге, получившей премию «Хьюго» в 2012 году, речь шла об участниках космических экспедиций, которые подозрительно быстро гибли при выполнении первых миссий. Младший лейтенант Эндрю Даль, герой романа, вскоре понимает, что он и его команда являются второплановыми персонажами телесериала а-ля «Звездный путь», «краснорубашечниками», нужными только для того, чтобы показать ведущим действующим лицам, чего делать не стоит.
Подобного рода озарение приходит и к протагонисту «Главного героя». Он обзаводится очками, через которые видна скрытая механика его мира: индикаторы «жизней», аптечки, бонусы, возможность выбора оружия. Киноманы тут в очередной раз начинают посмеиваться: эти очки, конечно, позаимствованы из фильма «Чужие среди нас». От марксистского боевика Джона Карпентера здесь не только идея с правильной оптикой, проливающей свет на истинное положение вещей, но и социальная критика, впрыснутая в гомеопатических дозах. Винтики системы обретают какую-никакую субъектность, задумываются о своей роли в общественных отношениях и произносят речи о необходимости контроля за оборотом оружия. Звериный оскал капитализма в мире «Главного героя» персонифицирован персонажем Тайки Вайтити — напоминающим одновременно Цукерберга и Моргенштерна руководителем крупной компании по разработке видеоигр. Эксцентричный миллиардер скупает всех независимых разработчиков, подворовывает их же задумки и одержим идеей из всего делать франшизы. Напомним, что мы смотрим один из последних крупных проектов студии 20th Century Fox, впоследствии поглощенной Disney: корпорация иронизирует над корпорациями, бывает.
Диверсия? Ни в коей мере. Каких-то откровений, остроты и неожиданностей ждать от фильма не стоит. «Главный герой» снят диснеевским ветераном-многостаночником Шоном Леви, в лучшие годы клепавшим по два фильма в год («Ночь в музее» и «Розовая пантера», например). Это во всем умеренное кино, тем не менее, способно и увлечь, и развлечь. Райан Рейнольдс в очередной раз играет пародию на самого себя и свои прежние образы, и роль комичного доброго персонажа компьютерной игры подходит ему как влитая. Его герой — мужская версия Manic Pixie Dream Girl, «сумасшедшей девушки-мечты» наподобие Лилу в «Пятом элементе», бегущей вприпрыжку за главным героем и не представляющей себя без объекта своего маниакального вожделения. Завидев крутую девицу в темных очках (Джоди Комер) и с пушками наперевес, Гай вдруг понимает смысл своего существования, начинает сопровождать предмет своей страсти во всех ее дальнейших приключениях и, наконец, полностью меняет не только свою, но и ее судьбу.
При всей своей концептуальной вторичности (хотя насколько может быть вторичной идея в реальном времени переделать GTA Online в The Sims?), фильм порадует несколькими яркими и остроумно придуманными экшен-сценами. В нем все сверкает и грохочет, поэтому скучать будет некогда. И хоть ничего не дает оснований переживать за судьбы героев, к ним трудно не проникнуться симпатией. Помимо отлично сработавшегося дуэта Комер и Рейнольдса, хорош и второй план, включающий пару ярких неанонсированных сюрпризов — каких не скажем, но знайте, что вас ждут камео актеров из других популярных франшиз, принадлежащих в том числе и Disney.
В сухом остатке «Главный герой» выглядит гимном синим воротничкам (хочется назвать их «синерубашечниками») — маленьким людям, выполняющим в равной мере бессмысленные и важные функции. Кто бы мог подумать, что соцреализм обретет вторую жизнь в голливудском кино последних лет?