Кто изобрел кредитку? В четвертом сезоне «Фарго» — Крис Рок!

Обсудить0

На канале FX (в России — на more.tv) выходит новый сезон криминально-комедийной антологии Ноа Хоули. Теперь действие перенесено в Миссури 1950-х, а главным героем становится мафиози-афроамериканец. О том, как мизантропический сарказм Хоули работает в контексте расовой темы, рассказывает Василий Корецкий.

Что общего у Канзас-Сити (штат Миссури) с Сицилией? Если верить Ноа Хоули, не только мафия. Американский город, лежащий на великом железнодорожном пути через страну, — тот же остров, встающий на пути из Африки в Европу; лакомый кусок, который постоянно вырывают из рук друг друга. Вандалы, остготы, норманны, византийцы, арабы или еврейская, ирландская, итальянская и афроамериканская диаспоры. В четвертом сезоне сериала «Фарго» на календаре зима 1950–1951, и Канзас-Сити готовится к новой войне — между семей итальянцев Фадда и афроамериканцами Кэннонами. Первые только что потеряли крестного отца, и теперь в их доме двоевластие. Формальный наследник, пижон Джосто (набравший вес Джейсон Шварцман), не может поделить кресло с приехавшим из Италии братом, мясником Гаэтано (Сальваторе Эспозито с подлыми усиками и вечным тесаком на поясе). И тут, почуяв слабость, афроамериканцы делают пробный заход на территорию конкурентов.

И без того сложный расклад усугубляется тем, что по давно заведенному обычаю банды обменялись заложниками: самый младший Кэннон ютится на чердаке в доме Джосто, а малыш Фадда, соответственно, живет в доме главаря черных, Лоя (Крис Рок). Впрочем, деление на черное и белое тут не очень корректно. И не только потому, что у Хоули есть понятие морального спектра с десятками оттенков серого. Просто и негры, и итальянцы — люди третьего сорта для надменных англосаксов, которые держат высшую власть в городе. В общем, «братва, не стреляйте друг в друга», молит Хоули между строк. Но персонажи не слушают автора.

Голосом разума, добродетели (и самого Ноа Хоули) становится чернокожая школьница со сложным именем Этельрида Перл (Эмири Крачфилд), живущая в смешанной семье в доме, стоящем на трупах. Ее папа, грустный белый мужчина (Эндрю Бёрд), занимается ритуальными услугами и обустроил в подвале морг на 12 персон. Она становится наблюдателем-резонером, которого родители вечно отсылают в свою комнату, но то через щелочку, то через окошко Этельрида наблюдает тайны взрослых, так или иначе появляясь в каждой из сюжетных арок «Фарго». Именно ей принадлежат умные закадровые рассуждения о равенстве и расе, ассимиляции и американской идентичности — речи девочки можно смело сравнить с манифестами Джеймса Болдуина и проповедями Малкольма Икс. Довольно неожиданно видеть столь интеллектуально развитого героя в заведомо наивной вселенной, сотворенной когда-то Коэнами. Но все живое эволюционирует, и «Фарго» тоже.

Эндрю Бёрд и Эмири Крачфилд

Продолжает галерею интересных типов живущая через дорогу от Этельриды Перл медсестра-убийца Оретта Мэйфлауэер (Джесси Бакли в этой роли разрывается между комическим и зловещим регистрами игры). Вечно бормочущая себе под нос наркоманка-нимфоманка с тремя иностранными языками, речью и внешностью учительницы младших классов (строгое, застегнутое до подбородка платье она не снимает, даже занимаясь сексом под кокаином), Оретта — жемчужина в коллекции странных типов, собранных Хоули в этом сезоне. Эксцентричностью с ней может помериться разве что нервозный детектив (Джек Хьюстон) со странным тиком: перед тем как пройти через дверной проем (даже во время полицейских рейдов), он впадает в транс и начинает монотонно стучать по косяку, словно сломавшийся андроид.

Выйди он по плану в мае этого года, четвертый сезон «Фарго» стал бы серьезнейшим участником битвы за «Эмми» (каким сериал, собственно, и был все это время; за три сезона у «Фарго» накопилось 52 номинации и одна статуэтка), реальным конкурентом «Наследникам» и «Шиттс Крик». Кроме невероятного кастинга и желчного сценария с виртуозно написанными диалогами, у шоу был еще один козырь: разобравшись в прошлом сезоне с русскими, Хоули теперь сделал центральным героем афроамериканца. Новый поворот в развитии сериала-антологии, ведущий его из родного белого Фарго в маленькую Италию и цветные кварталы Канзас-Сити, попал бы в актуальность уличных протестов, начавшихся в конце мая на волне BLM. Но эпидемия коронавируса прервала съемки в апреле, вернуться к работе команда смогла только в августе.

Джесси Бакли

Хотя, возможно, это и к лучшему — для нас, зрителей. Большое лучше видится на расстоянии, и смотреть эту историю о глупости и амбициях, предрассудках и убеждениях, грехах и грешках лучше так, чтобы видеть ее на фоне. Причем не только на фоне современности, но и на фоне других историй, обращавшихся к той же проблематике. Опять же смотреть на экспрессивную игру Джесси Бакли в училку после ее недавнего нервозного выхода в нетфликсовском фильме Чарли Кауфмана куда интереснее — замечаешь нюансы перевоплощения.

Тонкая интертекстуальность, постоянные внутренние ссылки на предыдущие сезоны всегда были трейдмарком «Фарго», и родившегося-то как парафраз фильма Коэнов (дух исходника жив и в четвертом сезоне: важная сюжетная арка тут — попытки героя Криса Рока продать банкам свое великое изобретение, первую в мире кредитную карту, сделанную пока еще из листового металла). Но Хоули ссылается не только на самого себя — внимательный зритель заметит тут очевидные и ненавязчивые сюжетные параллели с «Бандами Нью-Йорка», вторым «Крестным отцом», «Больницей Никербокер» и так далее, вплоть до непредумышленных рифм с другим свежим сериалом о жизни черной Америки в 1950-е — «Страной Лавкрафта». По его собственным словам, Хоули решил обратить свой взгляд на прошлое страны, туда, куда уходят корни ее нынешних проблем. Надо сказать, что взгляд этот сколь ироничен, столь и проницателен, и копает Хоули куда глубже 1950-х. В шуточках, байках, войсовере читается мысль, давно уже бытующая в левой академической американской среде: проклятие Америки в ней самой, в тех ценностях, что составляют саму суть американского образа жизни и государства. На экране эта мысль подается мягко, с шутками и прибаутками, но американский зритель-республиканец наверняка вздрогнет: по сути, герои «Фарго» утверждают, что знаменитая свобода — это рабство для всех (в частности, Хоули тут впервые нарушает собственное неписаное правило и делает копов отрицательными персонажами).

Сальваторе Эспозито и Джейсон Шварцман

Впрочем, по сути-то, «Фарго» не манифест, а комедия нравов, и вместо сцен угнетения зрителю будут предложены клоуны: комические мафиози, косплеящие Бликсу Баргельда (о эта кокетливо выбившаяся из-под шляпы челка), чернокожие раздолбаи, косплеящие еще не родившихся «Черных пантер», блюющие грабительницы банков, вечно грызущий морковку мормон-маршал (великолепная роль Тимоти Олифанта), Джейсон Шварцман в роли карикатуры на Аль Пачино, в конце концов. Собственно, работа с персонажами и отличает «Фарго 4» от всех прочих новых сериалов на тему 1950-х (время, когда американская мечта была, как никогда, близка к земному воплощению, как магнитом притягивает шоураннеров в этом кризисном году). Острые и резкие шаржи Хоули выглядят настолько живее карамелизированных героев Райана Мёрфи или Миши Грин, что ко всем ним даже испытываешь своеобразное сочувствие. Впрочем, разве не эта парадоксальная симпатия к мелким бесам и преступным идиотам всегда была тем крючком, что цеплял нас в «Фарго»?

Смотрите также

Шоураннеры: Кто такой Ноа Хоули, стоящий за «Легионом» и «Фарго»

Шоураннеры: Кто такой Ноа Хоули, стоящий за «Легионом» и «Фарго»

19 апреля 201712
Чем пугает и запутывает «Думаю, как все закончить» Чарли Кауфмана
Крупным планом

ПодкастЧем пугает и запутывает «Думаю, как все закончить» Чарли Кауфмана

21 сентября2
«Думаю, как все закончить» Чарли Кауфмана: Удушливый хоррор о том, чего хотят мужчины

«Думаю, как все закончить» Чарли Кауфмана: Удушливый хоррор о том, чего хотят мужчины

9 сентября27
Джонатан Мэйджерс о «Стране Лавкрафта»: «В Аттикусе есть что-то от Гамлета»
Интервью

Джонатан Мэйджерс о «Стране Лавкрафта»: «В Аттикусе есть что-то от Гамлета»

27 сентября6

Главное сегодня

Как это смотреть

Все, что вы хотели знать о Вуди Аллене, его неврозах, фильмах и любви к русской кухне

Сегодня1
Все, что вы хотели знать о Вуди Аллене, его неврозах, фильмах и любви к русской кухне
«Довод», «Бесстыжие» и «Неадекватные люди 2»: 12 премьер декабря на КиноПоиск HD
КиноПоиск HD

«Довод», «Бесстыжие» и «Неадекватные люди 2»: 12 премьер декабря на КиноПоиск HD

Сегодня1
Петиция с требованием уволить Эмбер Хёрд из «Аквамена 2» набрала 1,6 миллиона подписей

Петиция с требованием уволить Эмбер Хёрд из «Аквамена 2» набрала 1,6 миллиона подписей

час назад9
«Уроки фарси» выдвинули на премию «Оскар» от Белоруссии. Посмотрите отрывок из фильма

«Уроки фарси» выдвинули на премию «Оскар» от Белоруссии. Посмотрите отрывок из фильма

час назад3
Героиня Флоренс Пью из «Черной Вдовы», по слухам, появится в сериале «Соколиный Глаз»

Героиня Флоренс Пью из «Черной Вдовы», по слухам, появится в сериале «Соколиный Глаз»

Сегодня, 13:114
Комедийный сериал КиноПоиск HD «Беспринципные» выйдет зимой на канале ТНТ
КиноПоиск HD

Комедийный сериал КиноПоиск HD «Беспринципные» выйдет зимой на канале ТНТ

Сегодня, 12:012
«Мандалорец» и «Мстители» возглавили топ самых популярных развлекательных франшиз

«Мандалорец» и «Мстители» возглавили топ самых популярных развлекательных франшиз

Сегодня, 11:467
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт