«Мы открытая, безопасная страна»: Как Россия планирует привлекать иностранных кинематографистов

Обсудить0

В России впервые прошел крупнейший форум Международной ассоциации кинокомиссий (AFCI). Рассказываем, что это такое и чем оно грозит киноиндустрии и стране в целом.

AFCI Cineposium — мероприятие ежегодное и проводится уже в 43-й раз. Это деловая встреча, на которую собираются самые разные представители так называемых креативных индустрий (кино, телевидение, видеоигры), чтобы обсудить новые возможности развития и производства контента, развития кинотуризма и новых форм взаимодействия с аудиторией.

Участники Синепозиума — а среди них руководители крупнейших студий от HBO до Universal, продюсеры, директора кинокомиссий и чиновники — собираются каждый раз в разных городах мира: ранее Синепозиум проходил в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Атланте, Барселоне, Веллингтоне. Россия принимает форум впервые, и это стало возможным потому, что у нас, наконец-то, начали работать кинокомиссии.

Российская делегация на Синепозиуме: руководитель «Русского офиса кинокомиссий» Валерий Купеев, актер Юрий Колокольников, продюсер Илья Стюарт, режиссер Клим Шипенко, продюсер Михаил Китаев и руководитель направления экспорта креативных индустрий Российского экспортного центра Евгения Данильченко / Фото: из архива пресс-службы

А что это такое?

Кинокомиссия — организация-посредник между киноиндустрией и государством. Ее задача — максимально облегчить съемки: подобрать локации и оборудование, договориться с местными властями, получить разрешение на съемки, финансовые льготы и рибейты (возврат части средств, потраченных иностранными кинокомпаниями на территории РФ). Например, Тому Крузу нужно будет пробежаться по Красной площади в новом фильме серии «Миссии невыполнима», а Киану Ривзу — уничтожить сибирских собаконенавистников в «Джоне Уике 4». Продюсерам картин необходимо понимать, к кому обращаться за помощью в организации съемок: если попытаться выйти напрямую на местные власти, на согласования уйдут годы, тогда как кинокомиссия сумеет получить все разрешения за пару дней.

Кадр из фильма «Миссия невыполнима: Протокол Фантом»

Подобные кинокомиссии существуют во всем мире — как и территории, привлекательные для съемочных групп условиями работы. Самые яркие примеры — Чехия и Венгрия, где ежегодно снимаются десятки кино- и телепроектов благодаря развитой инфраструктуре, дешевизне и готовности властей сотрудничать. Именно столицы Восточной Европы «играют» в западных фильмах Москву и Россию в целом — от «Красной жары» с Арнольдом Шварценеггером до сериала «Убивая Еву». При этом регионы зарабатывают десятки миллионов долларов, а туристы стремятся в Прагу и Будапешт, которые видели в кино (и не стремятся в Москву, поскольку ее кинооблик, прямо скажем, не вызывает большого желания приехать).

Международная ассоциация кинокомиссий (AFCI) была создана в 1975 году и своей задачей видит не только популяризацию и продвижение нового опыта кинопроизводства в регионах, но и профессиональный и этический контроль съемочного процесса. Сегодня в AFCI более 300 кинокомиссий в 45 странах на шести континентах.

В России первая кинокомиссия заработала только в 2016 году во Владивостоке. На сегодня Приморская кинокомиссия активно сотрудничает с азиатскими кинематографистами (Китай, Япония и Южная Корея) и предоставляет 15% рибейтов. Московская кинокомиссия появилась лишь в 2018 году, но уже смогла помочь 320 российским проектам в съемках и готова активно помогать и иностранным. Как подчеркнула ответственный секретарь Московской кинокомиссии Светлана Максимченко, фильм «Красный воробей» снимался в Будапеште, Вене, но не в Москве — что и сказалось на образе столицы. Теперь Москву можно будет снимать, собственно, в Москве и оставить Будапешт в покое.

Кадр из фильма «Красный воробей»

Сейчас в России действует уже около 12 кинокомиссий — от Сибири до Калининграда. И Валерий Купеев, глава «Русского офиса кинокомиссий», три года бился за право проведения Синепозиума в нашей стране, чтобы презентовать отечественные возможности иностранным кинематографистам. В результате Петербург выиграл тендер на проведение форума, и в Северную столицу приехали такие люди, как старший вице-президент HBO Джей Роу (один из тех, кто привел «Игру престолов» в Северную Ирландию и поднял экономику страны с колен), старший вице-президент Universal Studios Кристен Карр Струббе (отвечает за франшизы «Мир Юрского периода» и «50 оттенков серого»), глава PlayStation Productions Асад Кизильбаш (совместно с Sony Pictures он готовит экранизацию Uncharted и других видеоигр), глава Production Policy Netflix Томаш Дабровски, продюсеры Иэн Смит («Безумный Макс: Дорогая ярости») и Марко Валерио Пуджини («Ангелы и Демоны») и многие-многие другие.

Зачем нам это надо?

Во-первых, это деньги. Съемочный процесс — не только творчество, но и создание инфраструктуры на месте: группу нужно разместить, кормить и развлекать. Еще — создание рабочих мест: многих специалистов можно привлечь из местных, а не везти с собой. Все это в результате влияет на экономику региона. Хрестоматийный пример — «Игра престолов». С началом съемок в Северную Ирландию пришли десятки компаний, от IT и софта до туризма, и сейчас там активно развиваются все бизнес-сферы, а в Белфасте был создан новый элемент инфраструктуры — Belfast Нarbour Studios: 120 тысяч квадратных метров с офисами, мастерским и павильонами (сейчас, например, там снимается сериал «Криптон»). На производство первого сезона, по данным AFCI, было затрачено 3,2 млн фунтов, а поступления от товаров и услуг в экономику страны в итоге были 21,2 миллиона. Цифры седьмого сезона — 1,1 млн фунтов и 30 миллионов. «Мы разбудили спящего гиганта, повлияв на каждый сегмент экономики, — говорит Джей Роу. — Правительство признало, что эти съемки спровоцировали развитие потенциала страны. Такое может произойти и в России: страну можно показать такой, какой ее еще никто не видел».

Джей Роу / Фото: из архива пресс-службы

Во-вторых, это снова деньги — уже от туристов. Про ту же «Игру престолов» мы готовили огромный материал с маршрутами: по словам Джея Роу, студия решила не закрывать неофициальные туры, посчитав это хорошей рекламой и сериала, и страны, а вместо этого разработала бесплатное мобильное приложение с указанием всех съемочных локаций. После выхода фильма «Миссия невыполнима 2» количество посещений национального парка Сиднея увеличилось на 200%, а «Властелин колец» устроил настоящий туристический бум для Новой Зеландии. А после «Левиафана» село Териберка вошло в топ-20 самых популярных туристических направлений мира: на 500 жителей сегодня здесь — два ресторана, 22 гостиницы и хостела, а организаторы проходящего с 2015 года фестиваля «Новая жизнь» построили амфитеатр и туристический инфоцентр, сделав село центром жизни Мурманской области.

Кадр из фильма «Левиафан»

В-третьих — это развитие самой индустрии: строятся съемочные павильоны, появляется огромное количество высококвалифицированных специалистов.

В-четвертых — имидж страны. По словам советника руководителя по маркетингу Ростуризма Евгении Чухновой, президент Путин поставил задачу — повысить либеральный облик страны, удвоить количество въезжающих туристов и количество поездок россиян по родной стране (пока что это 0,2 поездки в год). Также Россия должна войти в топ-10 туристических стран — пока мы на 16-м месте, а первую тройку занимают Франция, Испания и США. Поэтому Ростуризм крайне заинтересован использовать кино как маркетинговый инструмент и с его помощью привлекать туристов.

Что для всего этого делается?

Руководитель Ростуризма Зарина Догузова объявила на Синепозиуме, что с 1 октября 2019 года в Петербурге заработает режим электронных виз, а с 1 января 2021 года он заработает и по всей России. Это будет настоящий прорыв: сегодня иностранцу получить визу в Россию дороже и труднее, чем россиянину — в США, не говоря уже о Европе. Сделать групповые визы иностранным группам — настоящий квест и испытание на прочность, а если режиссер приглашен поставить в России спектакль или снять фильм, для получения рабочей визы ему необходимо едва ли не сдать экзамен на знание российской истории и трудового кодекса. Ростуризм уверяет, что все эти проблемы отпадут. «Мы открытая, современная, дружелюбная и безопасная страна», — сказала Догузова, пообещав иностранным кинематографистам максимальную поддержку и уникальные предложения, если те приедут снимать кино в России.

Зарина Догузова / Фото: из архива пресс-службы

Министерство экономики совместно с Российским экспортным центром и другими профильными ведомствами разрабатывает проект по мерам стимулирования международных кинокомпаний. Программа рибейтов заработает в тестовом режиме уже осенью 2019 года. По прогнозам авторов проекта, объем рибейта к 2021 году составит 22,6 млн долларов.

Министерство культуры, по словам приехавшего на Синепозиум Владимира Мединского, планирует создать единую федеральную кинокомиссию, «которая координировала бы региональные, помогала бы методически и организационно». Также планируется господдержка зарубежных кинокомпаний, сотрудничающих с российскими: будут выделяться субсидии и федеральный рибейт в дополнение к региональному. «Это будет минимально забюрократизированная система», — пообещал министр.

Михаил Пиотровский и Владимир Мединский (он вновь поработал экскурсоводом и провел иностранных гостей по Эрмитажу) / Фото: из архива пресс-службы

Собственно, проведение Синепозиума в России — тоже мера продвижения страны и ее возможностей. Как объяснила президент AFCI Джесс Коноплиа, цель форума — еще и мониторинг локаций, и Петербург с его историей, культурой и архитектурой стал логичным выбором для проведения встречи. Все четыре дня с 13 по 16 сентября Валерий Купеев, Ростуризм и Комитет по туризму Санкт-Петербурга старались представить все выгоды от съемок в России иностранным гостям — многие из которых, кстати, были у нас впервые. Сам Питер тоже не подкачал и выдал за четыре дня весь спектр погодных возможностей — от тепла и солнца до ураганного ветра с ливнем и градом. Иностранцы были в восторге.

Джесс Коноплиа / Фото: из архива пресс-службы

Наши плюсы, безусловно, — огромные территории и красивейшие места, дешевизна (та же Москва в полтора раза дешевле других мегаполисов) и безопасность (по данным Numbeo на 2018 год, Москва стоит по безопасности выше Нью-Йорка, Парижа, Лондона, Рима и Барселоны). Также — выросший уровень продакшена и специалистов. Режиссер Клим Шипенко («Салют-7») в который раз подчеркнул: Россия научилась делать блокбастеры с мировым уровнем графики за небольшие деньги. В этом, кстати, воочию убедились члены ФИПРЕССИ во время коллоквиума на культурном форуме в 2017 году: никто не верил в бюджеты «Притяжения» и «Салюта-7».

Что еще нужно сделать?

Владимир Мединский предложил организаторам Синепозиума подготовить список регионов, в которых создание кинокомиссий имеет смысл, и профессионалов, которых можно рекомендовать для реализации этого проекта. Министр пообещал дать распоряжение губернаторам, на основании которого власти на местах окажут будущим кинокомиссиям всю необходимую поддержку. Примечательно, что в самом Петербурге кинокомиссии до сих пор нет, несмотря на многочисленные иностранные съемки: из последних можно вспомнить «Профессионала» с Киану Ривзом, сериал ВВС «Война и мир» и «Екатерину Великую» от HBO. Местные власти обещают в скором времени это недоразумение исправить. Что касается дальних регионов, без разъяснительной программы распоряжения губернаторам может оказаться недостаточно. Продюсер «Спутник Восток Продакшн» Александр Кессель привел в пример две свои недавние съемки на Алтае: в одном месте власти охотно помогли съемочной группе, в другом — выделили куратором директора библиотек, которая «будет вами заниматься». Важно, чтобы все программы, рибейты и комиссии реально работали на местах. Потому что можно долго равняться на Северную Ирландию, но Джей Роу отмечает главное: вся затея оказалась успешной во многом благодаря местным властям, которые сразу же были готовы сотрудничать.

На съемках фильма «Профессионал»

Человеческий фактор — в принципе самый главный в любом деле. Не достаточно просто пригласить иностранные компании снимать кино и дать денег. Директор кинокомиссии в Нью-Мексико Тодд Кристенсен отметил, что специально ходил по колледжам в поисках персонала — тех, кто может быстро построить съемочные павильоны и затем обслуживать их. Позже в штате открылись еще и 22 школы по производству контента. Ник Смит, бывший директор лондонской студии Pinewood и эксперт по развитию студийных комплексов, рассказал, что когда в Атланте, штат Джорджия, построили огромную студию, Georgia Film Academy организовала мастер-классы для подготовки специалистов. В Северной Ирландии для съемок «Игры престолов» потребовалось колоссальное количество людей, и правительство также проводило тренинги и обучающие программы, а HBO в принципе закладывает в бюджет каждого проекта обучение местного населения. Джей Роу подчеркивает, что они столкнулись с большим количеством профессионалов в возрасте от 50 лет и выше, и призывает привлекать к работе не только молодых специалистов, но и людей с опытом — момент, актуальный для России с развитым эйджизмом в HR-сфере.

Что в итоге?

Россия находится в очень выгодном положении. Переизбыток контента приводит к тому, что индустрии остро не хватает локаций и съемочных площадок. Согласно отчету AFCI, в США производство сериалов с 2009 года выросло в два раза, а в 2018 году в мире было спродюсировано 8 204 фильма. Все это надо где-то снимать. По словам Ника Смита, в Великобритании есть 120 павильонов — и все уже забронированы на годы вперед. В Западном Лондоне всего 20 павильонов, где можно снять 200 сцен в день, тогда как показатель спроса — 2000 сцен в день. Штат Джорджия принял закон о запрете абортов, и американская киноиндустрия готовится уйти из этой обетованной некогда земли. Все хотят осваивать новые территории, даже игровая индустрия: как пояснил Асад Кизильбаш, видеоигры хоть и создаются на компьютере, но изначально команда разработчиков выезжает на локации (например, в Исландию), чтобы вдохновиться и затем передать атмосферу, настроение и достоверность происходящего. С учетом грядущих экранизаций свежие локации понадобятся как HBO, так и PlayStation Productions. И тут есть мы — огромные, разные, красивые, недорогие. Если нам удастся правильно использовать все преимущества и не ограничиться пустыми обещаниями, то киноиндустрию и кинотуризм ждут большие перемены.

Джесс Коноплиа вручила Валерию Купееву почетный приз за безупречное проведение первого в России Синепозиума. Такой приз ассоциация вручает впервые / Фото: из архива пресс-службы

«Интерес к России как к продакшену сегодня активно растет, — говорит Джей Роу. — Когда в девяностых канал HBO снимал у вас „Распутина“, было очень сложно, и поэтому мы ушли в другие страны на долгое время. Но недавно HBO снимал в России два проекта — „Чернобыль“ и „Екатерина Великая“. Когда меня спрашивали, как все прошло, я всем отвечал: очень хорошо. Сейчас отношение к вам меняется — воспользуйтесь этим».

Пережив встречу с андроидом, полицейские переезжают в Москву. Продолжение народной сай-фай комедии
В главных ролях:Зоя Бербер, Антон Филипенко, Сергей Гармаш, Кузьма Сапрыкин, Федор Лавров
Режиссер:Максим Пежемский, Александр Карпиловский
Смотрите по подписке
Смотреть

Смотрите также

Сергей Безруков предложил «брать мзду» за прокат иностранных фильмов

Сергей Безруков предложил «брать мзду» за прокат иностранных фильмов

4 сентября 201956
Что русскому хорошо: Какие иностранные фильмы становятся хитами только у нас
Сборы

Что русскому хорошо: Какие иностранные фильмы становятся хитами только у нас

31 августа 2019125
Создатели «Игры престолов» заключили масштабную сделку с Netflix

Создатели «Игры престолов» заключили масштабную сделку с Netflix

8 августа 201922
Энциклопедия секса, пыток и интриг: Как «Игра престолов» изменила мир

Энциклопедия секса, пыток и интриг: Как «Игра престолов» изменила мир

19 мая 201921

Главное сегодня

Главный герой

«Я привык быть лучшим, полусредним быть не подходит»: Роман Васьянов — о переходе в режиссуру и буме русского кино

Вчера2
«Я привык быть лучшим, полусредним быть не подходит»: Роман Васьянов — о переходе в режиссуру и буме русского кино
Netflix показал трейлер нового «Ведьмака» и «Очень странных дел». А что еще анонсировал стриминг?

Netflix показал трейлер нового «Ведьмака» и «Очень странных дел». А что еще анонсировал стриминг?

25 сентября7
Док о Сергее Бодрове, мелодрама с эротикой, победитель «Кинотавра» и еще 7 фильмов с фестиваля

Док о Сергее Бодрове, мелодрама с эротикой, победитель «Кинотавра» и еще 7 фильмов с фестиваля

25 сентября2
Почему «Клиника» не просто ситком
Культовые сериалы

ВидеоПочему «Клиника» не просто ситком

25 сентября6
«Море волнуется раз» Николая Хомерики стал лучшим фильмом 32-го «Кинотавра»

«Море волнуется раз» Николая Хомерики стал лучшим фильмом 32-го «Кинотавра»

25 сентября4
«Портрет незнакомца»: суповой набор интеллигенции в эпоху застоя от труппы «Мастерской Фоменко»

«Портрет незнакомца»: суповой набор интеллигенции в эпоху застоя от труппы «Мастерской Фоменко»

25 сентября2
«Капитан Волконогов бежал» стал лучшим фильмом по версии зрителей «Кинотавра»

«Капитан Волконогов бежал» стал лучшим фильмом по версии зрителей «Кинотавра»

25 сентября7
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт