Кому перешел дорогу режиссер «Стражей Галактики», и почему он писал глупости 10 лет назад.
Студия Disney уволила режиссера фильма «Стражи Галактики 3», после того как в сети началось обсуждение его давних твитов, в которых постановщик шутил на тему насилия и педофилии. Рассказываем, кто такой Джеймс Ганн и почему эта история не так однозначна, как кажется на первый взгляд.
Треш и трудное детство
Проблемы, связанные с порнографией, начались у Ганна еще в детстве. В школе, в которой он учился, не было никакой дисциплины: ученики пили, принимали наркотики, а кроме того, травили Джеймса. В какой-то момент он узнал, что школьный священник поит алкоголем одноклассников и показывает им порно, и рассказал родителям. Но те не восприняли его слова всерьез.
Ганн все больше уходил от реальности и погружался с головой в изучение поп-культуры. Особенно ему нравились фильмы о монстрах студии Universal. Подростку казалось, что он понимает их — Дракулу, Тварь из Черной лагуны, чудовище Франкенштейна. Постепенно от киномонстров Джеймс перешел к монстрам более реальным — начал бегать на концерты панка Джонни Роттена и рокера Элиса Купера. В середине 1990-х Джеймс Ганн уехал в Нью-Йорк, начал изучать писательское мастерство в Колумбийском университете. В поисках заработка Ганн оказался на собеседовании на студии Troma Entertainment, которая специализировалась на малобюджетных треш-фильмах. Главным хитом был «Токсичный мститель», история про мутировавшего борца с несправедливостью.
Ганн надеялся получить работу в отделе спецэффектов, но глава студии Ллойд Кауфман предложил ему за 150 долларов написать сценарий фильма «Тромео и Джульетта». Ганн перенес действие пьесы в наше время, выдал главным героям родителей-абьюзеров, наделил Джульетту повышенным либидо, а затем и вовсе превратил ее в корову с метровым пенисом (Тромео возвращал ее к обычному виду поцелуем). В финале романтические герои узнавали, что они родственники, но, несмотря на это, все равно уезжали в закат, чтобы потом нарожать жутковатых от инцеста детишек.
Секс, насилие и рок-н-ролл были совершенно обычными слагаемыми фильмов Troma. Неудивительно, что постепенно у Ганна сформировалось специфическое чувство юмора, а в своем творчестве он испытывал зрителей на прочность. Его полнометражным режиссерским дебютом стала лента «Слизняк», в которой Майкл Рукер обнаруживал инопланетный метеорит и превращался в чудовище. Затем Ганн создал сатирический веб-сериал «Порно для всей семьи», в котором пародировались штампы порнофильмов. «Для людей, которые любят в порно все, кроме секса» — гласил слоган.
Затем разум Ганна породил веб-сериал под названием Humanzee. Главный герой, Джеймс Ганн (режиссер играл его сам), отправлял свою сперму в Братиславу, чтобы там для него создали сына — гибрид человека и шимпанзе. Когда в гости к Джеймсу приходит его подруга, то она увлекается диковатым отпрыском героя. Дальше пилотной серии дело не пошло, и Ганн занялся фильмом «Супер» про людей, считающих себя супергероями. В фильме были заняты Рэйн Уилсон, Эллен Пейдж, Лив Тайлер и Кевин Бейкон. Как раз после релиза этой картины на Ганна обратил внимание глава студии Marvel Кевин Файги, подыскивавший режиссера для проекта «Стражи Галактики».
Чувство юмора Джеймса Ганна
Режиссер «Мстителей» Джосс Уидон говорил про Ганна: «В Джеймсе есть что-то от панка — он очень колючий, резкий и отличается от всех. Очень смешной парень, снимает очень душевное кино, но в нем есть и мрак». На злополучном скриншоте, который стараниями ультраправых разошелся по сети, действительно есть запредельно дикие твиты.
«Придумал новый фильм: Jerkloose (отсылка к фильму «Свободные» — Footloose; можно перевести как «Свободная дрочка». — Прим. ред.). Действие развивается в городке, где дрочить запрещено, и один из школьников дрочит перед одноклассниками, показывая, как это классно».
«„Неудержимые“ настолько мужикастый фильм, что я вы*** в мясо мелкого сучонка по соседству! Парни действительно вернулись в город!»
«Придумал шутку про изнасилование подруги в задницу, пока она спала».
«О, забыл сказать: вчера вечером была читка сценария с осужденным педофилом».
«Душ в этом отеле очень слабый — как будто мне трехлетка на голову писает».
«Снимаю экранизацию „Щедрого дерева“ со счастливым финалом: дерево отрастает обратно и отсасывает мальчику».
Здесь надо оговориться, что в финале герой этой детской книги — уже старик. «Щедрое дерево» 1964 года повествует о яблоне, которая отдает всю себя мальчику, мужчине и старику. В то время как одни считают ее метафорой безграничной любви, другие полагают, что книга пропагандирует патриархальные ценности.
Но не все считают это просто шутками. Так, ультраправые вменяют Ганну распространение детского порно за пост в блоге от 20 сентября 2010 года. Блог уже удален, но в архивах остался. Пост называется «Видео: 100 девочек-подростков мастурбируют». Ганн пишет: «Хастон Хаддлстон (основатель музея фантастики в Голливуде. — Прим. ред.) повесил это видео на моей странице в Facebook со словами: „Надеюсь, тебе понравится“. Я ответил: „Понравится?! Да я только что на лицо себе кончил!“»
Поскольку видео не сохранилось, стоит добавить, что на нем были девочки-подростки, хором исполняющие песню «I Touch Myself» («Я мастурбирую») группы Divinyls.
Главная неприятность для Ганна в истории с этим постом в том, что в 2018 году Хаддлстон был арестован и осужден за хранение детской порнографии. О чем ему напомнили.
8 сентября 2012 года Ганн официально получил пост режиссера «Стражей Галактики». Поток сомнительных шуток прекратился, но в ноябре сайт Mary Sue обнаружил пост в блоге от февраля 2011-го, который назывался «50 супергероев, с которыми хочется заняться сексом». Режиссера обвинили в сексизме, гомофобии и слатшейминге. Постановщик моментально отреагировал, извинившись в Facebook. «Пару лет назад я написал пост, который должен был быть сатирическим и смешным. Перечитал сейчас и не считаю его смешным. Юмор в блоге не отражает мои настоящие чувства. Тем не менее я вижу, что написано это плохо и оскорбительно. Приношу свои извинения и сожалею, что вообще это написал».
За что тролли ополчились на Ганна
Обе части «Стражей Галактики», вышедшие в 2014-м и 2017-м, собрали в мировом прокате 1,6 млрд долларов. Джеймс Ганн из «человека студии Troma» превратился в режиссера, работающего на многомиллиардный конгломерат. Он не оставлял соцсети, но его тексты заметно изменились, он больше не представал прожженным циником, больше писал о съемках и о своих животных. С приходом Дональда Трампа к власти Ганн занял позицию, типичную для демократического Голливуда. В твитах режиссера стала преобладать критика президентской администрации, что не могло не обратить на себя внимание республиканских активистов.
Скандал, грянувший 20 июля, имеет предысторию, связанную с расистским высказыванием Розанны Барр, исполнительницы главной роли в сериале «Розанна». Актриса, известная своими правыми взглядами, в конце мая написала о бывшей старшей советнице президента Обамы, Валери Джарретт, что она похожа на ребенка исламистского движения «Братья-мусульмане» и фильма «Планета обезьян». Спустя несколько часов и после бури возмущения в соцсетях канал ABC, принадлежащий Disney, закрыл сериал «Розанна».
Ганн тоже внес свою лепту, осудив актрису. «Жаль, что так называемые защитники свободы никак не поймут, что такое свобода слова. Розанна может говорить, что хочет. Но это не значит, что канал ABC обязан продолжать финансировать сериал с ней, если ее слова считаются отвратительными».
Сейчас этот твит удален.
Ганн продолжил писать гневные реплаи Трампу, пропесочил Путина после встречи в Хельсинки, а 19 июля поддержал своего коллегу, режиссера Марка Дюпласса. Днем ранее Дюпласс написал: «Дорогие либералы, если вам интересно, что происходит по ту сторону, то читайте @benshapiro. Я во многом не согласен с ним, но он искренний человек, который однажды помог мне просто потому, что мог. Он не искажает правду. У него хорошие намерения».
Бен Шапиро, о котором написал Дюпласс, — известный консервативный политический деятель, писатель и ведущий собственной радиопрограммы. Дюплассу быстро объяснили (весьма резко), что Шапиро — человек нетолерантный, и режиссер твит удалил, написав извинения. Ганн попытался защитить коллегу: «Может, вы не согласны с Марком Дюплассом, что нормально (как по мне, так даже мама Бена Шапиро не должна читать его Twitter). Но это не делает его точку зрения плохой. В стране хватает расистов и предателей, оставьте гнев для них».
И тут на сцену вышли Майк Сернович и Джек Пособиек.
Копание в грязном белье
О Серновиче и Пособиеке известно, например, что именно они продвигали в сети «пиццагейт» — теорию заговора, которая даже привела к стрельбе. Под конец предвыборной кампании, в октябре 2016-го, появилась история о том, что сеть пиццерий является прикрытием для детского секс-трафика, а руководят всем этим влиятельные сторонники Хиллари Клинтон. Консервативные блогеры раздули эту фальшивую новость так, что 4 декабря в пиццерию Comet Ping Pong пришел уроженец Северной Каролины и сделал три выстрела. К счастью, никто не пострадал. Убедившись, что детей в пиццерии никто не держит, парень сдался полиции.
Сернович — известный провокатор. Сайт Huffington Post посвятил ему огромный лонгрид, в котором рассказывается, как Сернович травит людей и организовывает кампании против не понравившихся ему журналистов. В 2016 году стало известно, что его обвиняли в изнасиловании, но Сернович отделался несколькими часами исправительных работ.
Именно Сернович ретвитнул пост Дюпласса с извинениями, написав: «Вчера этот парень предложил фолловить Бена Шапиро, чтобы понимать иную точку зрения. Сегодня он извиняется».
К Ганну, защищавшему Дюпласса, Сернович пришел подготовленным. «Почему режиссер Disney Джеймс Ганн читает сценарии с осужденными педофилами?» Ганн ответил: «В этом весь смысл, глупенький. Я ушел. Я пришел на читку, увидел там Виктора Сальву, педофила и режиссера „Джиперс Криперс“, и был в ужасе».
«А что насчет вот этих удаленных твитов?» — поинтересовался Сернович. Подтянулись его сторонники, выкопавшие блог режиссера — тот самый, за который он извинялся шесть лет назад. Параллельно в старых твитах Ганна копался Пособиек, вытаскивая их наружу и обращаясь к твиттеру @Disney. «Лучше б я не видел архив Джеймса Ганна. Он какой-то больной извращенец. Если он такое вещает публично, то что же он делает, когда никто не видит?»
«Слишком много педофильских твитов, чтобы считать их шутками».
И Пособиек, и Сернович жаловались, что получают угрозы от поклонников режиссера. Затем они заметили, что Ганн начал удалять твиты. «Друзья, сегодня мы раскопали ДОКАЗАТЕЛЬСТВА существования педофильской сети в Голливуде. Мы заархивировали твиты, которые удаляли у нас на глазах. Мы обнаружили четкие связи и комментарии. Ожидайте, что СМИ набросятся на меня завтра так, как никогда. Удачи».
Через несколько часов появился тот самый твит Пособиека со скриншотами и надписью «Уходи».
Нацепив маски обеспокоенных граждан, Сернович и Подрабиек ждали результатов. Через несколько часов Ганна уволили.
Почему в Disney приняли такое решение
Disney позиционирует себя как компанию, ориентированную на семьи. Конечно, при этом студия покупала Miramax братьев Вайнштейн и организовывала лейблы для съемок кино для взрослых зрителей (Touchstone Pictures и Hollywood Pictures), но по большому счету имя студии ассоциируется с фильмами, на которые можно идти с детьми.
Не вполне понятно, правда, почему при этом Disney в 1995 году отдала режиссерский пост фильма «Пудра» вышеупомянутому Виктору Сальве. Его осудили за то, что на съемках фильма «Дом клоунов» он совращал 12-летнего исполнителя главной роли Нэйтана Уинтерса. В доме режиссера нашли детскую порнографию и пленку с записью Сальвы и Уинтерса. В 1988 году режиссер был осужден на три года, но вышел через 15 месяцев и продолжил работать по профессии. Говорят, в Disney знали о его прошлом, но не придали этому значения. Фрэнсис Форд Коппола, который открыл Сальву, называл его «талантливым молодым режиссером». Сальва приносил извинения через своих юристов, а в перерыве между съемками «Пудры» увивался возле молодых актеров массовки.
Сейчас очень сложно представить, что в Disney не знали о прошлом Ганна. В новостях о назначении его режиссером «Стражей» только ленивый не упомянул о студии Troma и «Порно для всей семьи». Напротив, СМИ хвалили студию Marvel за столь смелое решение. Далеко не все режиссеры комиксов могли похвастаться таким панковским началом карьеры.
Почему все-таки Disney столь резко уволила режиссера важной для них франшизы, да еще и накануне начала съемок? Есть две версии. Как известно, Disney за 71 млрд долларов покупает некоторые активы Fox, в том числе и киностудию. Конгломерат Disney получил одобрение антимонопольной службы в июне этого года, так что опасаться нечего. СМИ считают, что такое слияние слишком укрепит позиции Disney на рынке, а чем больше сила, тем больше влияние. 27 июля состоятся собрания акционеров Disney и Twenty First Century Fox, на котором они проголосуют за сделку. Что если на фоне скандала с Ганном рухнут акции Disney? А вдруг Fox взвинтит цену? Ничто не должно помешать сделке.
Если это объяснение не устраивает, есть еще одно. Поддавшись на критику Розанны и закрыв ее сериал, Disney, по сути, дала понять, что готова расставаться с сотрудниками за их людоедские взгляды. Опять же Розанна Барр была известна своими расистскими взглядами, тем не менее когда-то популярный сериал был перезапущен, с чем Розанну лично поздравил президент Трамп. Оставив Ганна на посту, боссы Disney проявили бы непоследовательность, как считают многие. Одна неувязка: все твиты Ганна были написаны до его работы в Marvel, тогда как Розанна высказалась, пока сериал шел на ABC.
Почему увольнение Ганна — проблема?
Увольнение Розанны Барр было встречено правыми как результат действия либеральных СМИ. Ультраправые часто пытаются подавать любые расистские, ксенофобные, сексистские, гомофобные и антисемитские высказывания под соусом «отсутствия надоевшей политкорректности» и считают, что только нежные снежинки обижаются на тех, кто «рубит правду-матку». Среди этих людей популярна идея, что либеральные СМИ готовы наказать любого, кто нарушает правила поведения эпохи MeToo. Сернович обратил тактику либералов в свою пользу: если вы можете уволить человека за оскорбительные слова, то мы тоже можем.
Голливуд здорово напрягся. Режиссер Райан Джонсон удалил около 20 000 твитов и перестал спорить с противниками «Последних джедаев». Майкл Рукер покинул Twitter. Дэн Хармон, шоураннер сериала «Однокурсники» и соавтор «Рика и Морти», и вовсе удалил аккаунт после всплывшего сомнительного контента. Актеры «Стражей Галактики» как под копирку оставили послания вроде «Все равно люблю всех, кто делал это кино», но только Дэйв Батиста высказался в защиту режиссера. А ведь Disney, уволив Ганна, по сути, расписалась в непонимании концепции «Стражей Галактики».
Оба фильма Ганна рассказывали о том, как группа людей, дерево и енот становились семьей. Многие считают, что режиссер списывал Звездного Лорда с себя, но на самом деле он прототип совсем другого персонажа — Ракеты. Непонятый всеми, он огрызается и ведет себя как маленький говнюк, жестоко шутит и не готов сотрудничать. Но постепенно Ракета оттаивает и проникается своей новой семьей. Он изменился, как и сам режиссер за те шесть лет, что работает над франшизой. Вот только не избавился от страсти воровать запчасти у людей.
Ганн тоже остался неудобным человеком, сражаясь с правительством страны в соцсетях. Его поддерживают либеральные СМИ, а Майк Сернович, потирая руки, пишет: «Как скоро Disney вернет обратно Джеймса Ганна?»
Если это не произойдет после 27 июля, то уже не произойдет никогда.