От «Москва — Кассиопея» до «Пассажиров»: Теория относительности в кино

Обсудить0

Почему кинематограф так и не смог найти общий язык с теорией относительности Альберта Эйнштейна, которой в 2016 году исполнилось 100 лет?

«Пассажиры» с Крисом Праттом и Дженнифер Лоуренс, похоже, на некоторое время вернут любителей кинофантастики в реальную Вселенную, в которой действуют известные науке физические законы. Длительность путешествия в десятки лет, обещанная сюжетом фильма Мортена Тильдума, дает основания полагать, что, в отличие от имперских истребителей из одной далекой-далекой галактики, космический корабль из «Пассажиров» не способен моментально нырять в мифическое гиперпространство, а скорость его перемещения явно находится в пределах скорости света, как и должно быть в соответствии с теорией относительности Альберта Эйнштейна. Что ж, хотя бы один такой фильм был просто обязан появиться в 2016-м. Именно в этом году исполнилось 100 лет с момента завершения работы над специальной теорией относительности.

Не стоит обольщаться: едва ли авторов «Пассажиров» так уж волновала физика. Наверняка при просмотре фильма знатоки науки насчитают немало нарушений законов природы, а реалистичность завязки окажется лишь поводом для лав-стори на фоне надвигающейся катастрофы. Физике вообще не везет в отношениях с кинематографом, а уж теории относительности — в особенности, причем с самого начала.

КиноПоиск изучил историю вопроса и выяснил, почему так произошло.

«Эйнштейновская теория относительности»«Эйнштейновская теория относительности»

Научпоп — понятие относительное

После того как британский астрофизик Артур Эддингтон в 1919 году экспериментально подтвердил справедливость некоторых положений общей теории относительности (искривление световых лучей в мощном гравитационном поле), идеи Эйнштейна получили признание научного сообщества, а сам ученый стал мировой знаменитостью. Научное сообщество не сразу приняло эйнштейновские идеи. Еще сложнее, как оказалось, доступно объяснить их неподготовленной публике, тем более в эпоху немого кино.

Кинематограф не мог обойти стороной интерес публики к новой революционной теории, меняющей все представления о пространстве и времени. Вот только в данном случае спросу было не так-то легко породить предложение. Первой попыткой стал документальный фильм «Основы теории относительности Эйнштейна» (Die Grundlagen der Einsteinschen Relativitäts-Theorie), снятый в 1922 году в Германии режиссером Хансом Вальтером Корнблюмом. Показ киноленты с элементами анимации сопровождался лекциями. Немецкая публика якобы благосклонно приняла этот интерактивный проект, в отличие от критики, которая отнеслась к нему менее благосклонно (особенно националистическая пресса). Увы, судить о самой картине сейчас сложно: оригинал не сохранился, а английская версия, обнаруженная в 2005 году в Британском институте кинематографии, пока так и не выложена в открытый доступ.

Некоторые элементы немецкого фильма, возможно, были использованы год спустя в американском ремейке, выпущенном знаменитыми аниматорами, братьями Максом и Дэйвом Фляйшерами, известными в дальнейшем как создатели моряка Попая, Бетти Буп и первых мультсериалов о Супермене. Сокращенная 20-минутная версия их «Эйнштейновской теории относительности» (The Einstein Theory of Relativity, 1923) сейчас доступна в сети.

Как ранний образчик научно-популярного кино, в котором документальные съемки опять-таки использовались наряду с анимацией, этот фильм, безусловно, интересен. Только черпать знания о сути теории относительности из этой картины не стоит. Братья Фляйшер были талантливыми аниматорами, вдохновенными выдумщиками, но сколь-нибудь серьезного образования они никогда не получали. И потому их научно-популярную картину без смеха смотреть трудно. По большей части в их фильме просто-напросто на разные лады толкуется понятие «относительность». Когда же речь наконец заходит об идеях Эйнштейна, авторы тотчас садятся в лужу. Они уверяют публику, что космонавт, отправившийся к далекой звезде со скоростью, близкой к скорости света, прибудет на место одновременно... с прибытием Колумба в Америку. Эффект замедления времени с ростом скорости Фляйшеры трактовали как возможность путешествия во времени.

Но можно ли в принципе объяснить с экрана суть теории относительности? Ведь это не просто пара общих утверждений и знаменитая своей чеканностью формула Е=mc². Это набор довольно сложных уравнений, описывающих связь геометрии пространства-времени с массой и скоростью материи. Нет никакого смысла демонстрировать их неподготовленной публике. В итоге только советский режиссер Семен Райтбурт смог придумать чуть ли не единственный способ, как представить теорию относительности массовому зрителю. В 1964 году он снял на студии «Моснаучфильм» игровую короткометражку «Что такое теория относительности?» по сценарию Семена Лунгина и Ильи Нусинова. Ученый в исполнении Аллы Демидовой объясняет актерам, едущим на съемки фильма о физиках (их играют Георгий Вицин, Алексей Грибов и другие), нет, не саму теорию относительности, но некоторые ее следствия, парадоксальные с точки зрения так называемого здравого смысла. Что примечательно, сколь бы просты ни были объяснения, сама актриса позже признавалась, что так ничего и не поняла.

Занятно, что в фильме «Ничтожество» актриса (недвусмысленный намек на Мэрилин Монро) пересказывает свое понимание теории относительности профессору (Эйнштейну) чуть ли не слово в слово, как в короткометражке Райтбурта. Однако фильм Николаса Роуга не биография, а притча об экзистенциальных конфликтах, порождаемых разницей между публичным образом звезд науки, кино, спорта, политики и их внутренним миром, реальными побуждениями, амбициями, страхами.

В эпоху расцвета научно-популярных проектов, которым мы обязаны BBC, Discovery и другим производителям познавательных программ, никто уже и не стремился рассказывать о сути теории относительности. С 1980-х она воспринимается как данность. Ее упоминают (или подразумевают) как основу и систему координат для дальнейших исследований пространства-времени во всех документальных проектах, посвященных устройству Вселенной. Например, в мини-сериале «Космос» (1980) знаменитого астрофизика и популяризатора науки Карла Сагана или в продолжающемся уже седьмой сезон проекте «Сквозь пространство и время с Морганом Фриманом: Загадка черных дыр».

Гигантские пульсары, нейтронные звезды, черные дыры, темная материя — представления обо всех этих космических объектах возникли на базе идей Эйнштейна. Визуализировать их средствами компьютерной графики куда интереснее, нежели простые деформации линейных размеров материального тела при околосветовых скоростях. К тому же все эти космические объекты могут нести угрозу существованию человечества, а значит, куда сильнее задевают нервы зрителя.

Мешающие подробности

До поры до времени художественный кинематограф не нуждался в теории относительности. Фантастика по-настоящему начала входить в моду только в 1960-е. Ранее в этом жанре снимали мало, и фантазия авторов редко выходила за пределы межпланетных путешествий в рамках Солнечной системы. А ведь релятивистские эффекты очевидны лишь тогда, когда речь идет о гигантских массах, космических объектах и околосветовых скоростях. В иных случаях ими вполне можно пренебречь, оставаясь в рамках ньютоновской физики. Поэтому-то советский «Космический рейс» (1935) Василия Журавлева оказывается довольно достоверным с точки зрения науки изображением полета на Луну, благо снимался он при деятельном участии Константина Циолковского (а он, кстати, долгое время в штыки воспринимал теории Эйнштейна).

«Москва — Кассиопея»«Москва — Кассиопея»

Когда же кинематограф замахнулся на межзвездные экспедиции, оказалось, что теория относительности только мешает. Показателен в этом смысле знаменитый советский фильм «Москва — Кассиопея» (1973). Большую часть картины почти все с точки зрения науки выглядело хоть и до жути наивно, но в целом корректно. Полет космического корабля «Заря» должен был продлиться около 50 лет, а на Земле за это время должны были пронестись столетия (тот самый парадокс близнецов). Но в какой-то момент сценаристы фильма Исай Кузнецов и Авенир Зак совершают весьма символический (с точки зрения истории кинематографа) жест: усилиями хулигана Феди Лобанова невесть каким образом они придают кораблю сверхсветовую скорость.

Собственно, на Западе к этому времени кинофантасты уже давно махнули рукой на физику реального мира. Эту моду окончательно утвердил сериал «Звездный путь», вышедший на телеэкраны в 1966 году. Сколько бы фанаты киновселенной Star Trek ни придумывали наукообразных объяснений действия варп-двигателей, в представления серьезной науки их концепция никак (пока?) не вписывается. Равно как и уход в гиперпространство космических кораблей во вселенной «Звездных войн», которые не имеют ничего общего с научной фантастикой и скорее принадлежат к жанру фэнтези.

«Аватар»«Аватар»

Но кого волнует Эйнштейн с его нелепым ограничением предельной скорости света, если капитану Кирку каждую серию нужно оказываться в новой звездной системе, а повстанцы на Явине не должны помереть от старости, так и не дождавшись возвращения джедая? Равно как «Аватар» Джеймса Кэмерона изрядно потерял бы в зрелищности, если бы режиссер не наплевал на гравитацию.

Но в последнее время крепнет мода на некую точность в деталях в кинематографе, благо даже многие образованные люди начинают, увы, воспринимать кино не как художественное высказывание, а как портрет реальности. Конечно, в первую очередь это касается исторических фильмов (не дай бог, если хоть малейшая деталь армейской формы будет не соответствовать подлинной!). Но тенденция эта не обошла стороной и фантастический жанр. Так, одним из основных маркетинговых ходов при раскрутке «Интерстеллара» Кристофера Нолана оказалось подчеркивание его якобы «научной достоверности» за счет участия в разработке картины физика-теоретика Кипа Торна.

«Интерстеллар»«Интерстеллар»

Увы, это лишь пиар. Да, изображение черной дыры и ее влияния на течение времени вполне соответствует картинке, знакомой зрителю по популярным научным телефильмам. Но есть множество «но». Начать стоит с того, что существование стабильных червоточин, позволяющих перемещаться в иной конец Вселенной, — это еще далеко не утвердившаяся теория (да и то среди сторонников ее нет уверенности, что через подобные флуктуации может прорваться хоть что-то крупнее элементарных частиц). Дальше — больше. Если один час на планете Миллер равен семи годам на Земле, то гравитационное поле должно быть таково, что едва ли там способен выжить не то что человек, а даже рукотворный механизм. И уж совсем выходит за рамки допустимого превращение персонажа Мэттью МакКонахи, падающего в черную дыру, в призрака, отправляющего сигналы на Землю. Не говоря о дальнейшем перемещении его бесчувственного тела в район орбиты Сатурна. Но ведь мы понимаем, что Нолан снимал фильм вовсе не о физическом устройстве Вселенной, а о любви, не так ли?

«Коэффициент интеллекта»«Коэффициент интеллекта»

Любовь и прочие неприятности

Если с физикой кинематограф не очень дружит, то к образу Эйнштейна его тянет неудержимо. Иногда эта страсть приобретает совсем уж противоестественные формы. Так, в фильме «Коэффициент интеллекта» (1994) человек с именем, фамилией и внешностью великого ученого выступает в качестве самого натурального сводника. При поддержке друзей он пытается связать судьбу своей племянницы-физика с автомехаником. Первую он убеждает в том, что разуму стоит предпочесть чувства, второго — учит думать как ученый. Это в меру глупая романтическая комедия, оставляющая после себя только один вопрос: зачем вершителем судеб нужно было изображать именно Эйнштейна, а не просто условного ученого?

Этот вопрос по крайней мере не возникает при просмотре чехословацкой фантастической комедии «Я убил Эйнштейна, господа» (1970), по сюжету которой путешественники из будущего пытаются отправиться в прошлое и убить создателя теории относительности, чтобы его исследования не привели к созданию атомной бомбы. Так что прогрессивный пафос в лучших традициях кинематографа любой соцстраны вполне компенсируется бредовой логикой и фарсовой подачей, к тому же с легким налетом эротики.

«Эйнштейн. Теория любви»«Эйнштейн. Теория любви»

Впрочем, даже чешский фарс может показаться форменным шедевром на фоне российского телевизионного байопика «Эйнштейн. Теория любви» (2013), который рассказывает о романе между великим ученым и женой советского скульптора Маргаритой Коненковой (по совместительству агентом НКВД, выпытывающим данные об атомном проекте). Этот сюжет имеет весьма мало общего с реальной историей, что не так важно, если помнить: бренд Альберт Эйнштейн — зарегистрированная торговая марка. Великий физик завещал свое научное наследие и права на использование имени и изображений Еврейскому университету в Иерусалиме, поэтому не очень понятно, как эти фильмы могли появиться на свет, не нарушая авторских прав. Например, несколько лет назад автомобильной компании GM пришлось свернуть рекламную кампанию, в которой Эйнштейн с телом бодибилдера рекламировал внедорожник.

«Эйнштейн»«Эйнштейн»

До 1980-х счет числа фильмов, посвященных Эйнштейну или с использованием его образа, шел на единицы. Затем их число стало расти чуть не в геометрической прогрессии (видимо, цена на использование образа упала?). По данным IMDb, Альберта Эйнштейна актеры изображали более чем в 160 мультфильмах, фильмах и сериалах — в четыре раза чаще, чем Энди Уорхола, и почти в полтора раза чаще, чем Ленина.

Большая часть проектов, посвященных Эйнштейну — это либо докудрамы, либо документальные фильмы с игровыми вставками. Художественных фильмов о величайшем ученом XX века и культурной иконе не так много. Что не удивительно. Как сам физик писал своей сестре: «Если бы все жили, как я, не было бы приключенческих романов...» В самом деле, как изобразить труд ученого-теоретика так, чтобы удержать внимание зрителя? Разве что сместить акцент на что-то иное.

«Эйнштейн и Эддингтон»«Эйнштейн и Эддингтон»

Итальянский режиссер Лилиана Кавани (создательница знаменитого «Ночного портье») в своем «Эйнштейне» (2008) сконцентрировалась на отношениях ученого с его первой женой, матерью его двух сыновей Милевой Марич. Разумеется, с некоторым упреком в адрес ученого, принесшего семью в жертву науке. Режиссер не прошла и мимо намеков на то, что жена Эйнштейна была фактически соавтором теории относительности.

Одновременно биографией создателя теории относительности занялся британец Филип Мартин, но сделал он это с большим блеском. Фильм «Эйнштейн и Эддингтон» (2008) с Энди Серкисом и Дэвидом Теннантом в заглавных ролях оказался на удивление умным. Тут затронуты и семейные истории обоих ученых, и их отношения с консервативным научным сообществом, поднята тема неприятия обоими героями войны, вопросы веры.

Введя в сюжет второго героя, Мартин решил проблему нехватки действия в жизни самого Эйнштейна. Именно герой Теннанта двигает весь сюжет. Пока персонаж Серкиса мучается экзистенциальными проблемами, Эддингтон проходит все стадии — от непонимания и недоверия к принятию новой теории и стремлению подтвердить ее справедливость. Он добивается организации экспедиции и успешно ее проводит, принеся мировую славу не столько себе, сколько немецкому коллеге.

Это во многих отношениях достойное кино могло быть замечательным, если бы некоторые второстепенные сюжетные линии не оказались в какой-то момент попросту позабыты и брошены. Есть и еще один минус: создатели ленты не смогли удержаться от использования одного чрезвычайно устойчивого штампа.

Альберт  Эйнштейн / Фото: Getty ImagesАльберт Эйнштейн / Фото: Getty Images

Когда на праздновании 72-го дня рождения физика в 1951 году фотограф Артур Сасс попросил Эйнштейна улыбнуться для камеры, тот показал в ответ язык. Получившаяся фотография, без сомнения, самое известное изображение автора теории относительности. И в любом игровом фильме об Эйнштейне — старом ли, молодом ли, неважно — изображающий ученого актер непременно показывает язык. А то вдруг без этого публика ученого не узнает?

От виртуального короля до инстаграм-целителя — доксериал про тех, кто мастерски умеет притворяться
В главных ролях:Александр Молочников, Фима
Режиссер:Савва Савельев
Смотрите по подписке
Смотреть

Смотрите также

Как хорошо вы помните фильмы про изоляцию?

ТестКак хорошо вы помните фильмы про изоляцию?

3 апреля 202032
Смотрим вместе: 10 фильмов на тему изоляции
Выбор редакции

Смотрим вместе: 10 фильмов на тему изоляции

1 апреля 202078
В главной роли: Дженнифер Лоуренс
Портрет героя

ВидеоВ главной роли: Дженнифер Лоуренс

8 декабря 201846
Алисия Викандер отомстит отцу-преступнику

Алисия Викандер отомстит отцу-преступнику

13 февраля 201810

Главное сегодня

Мнение

Почему все недовольны «Фрагментами женщины» Корнела Мундруцо?

Вчера7
Почему все недовольны «Фрагментами женщины» Корнела Мундруцо?
Фильм недели: «Душа» — веселое путешествие в загробный мир и обратно

Фильм недели: «Душа» — веселое путешествие в загробный мир и обратно

Вчера8
В — Вигвам, К — Кофе, У — Упадок. Азбука Дэвида Линча

В — Вигвам, К — Кофе, У — Упадок. Азбука Дэвида Линча

20 января11
«Не время умирать» перенесли на октябрь 2021-го. «Uncharted» и «Морбиуса» отложили на 2022-й

«Не время умирать» перенесли на октябрь 2021-го. «Uncharted» и «Морбиуса» отложили на 2022-й

час назад2
Что смотреть в кино: «Душа», «Девушка, подающая надежды» и «Небесный огонь»
Выбор редакции

Что смотреть в кино: «Душа», «Девушка, подающая надежды» и «Небесный огонь»

Вчера5
HBO снимет второй приквел «Игры престолов»

HBO снимет второй приквел «Игры престолов»

Вчера5
Каннский фестиваль планируют перенести на июль

Каннский фестиваль планируют перенести на июль

Вчера2
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт