А зомби здесь тихие: Как в Азии снимают фильмы про мертвецов

Обсудить0

В прокат выходит корейский фильм про зомби «Поезд в Пусан». КиноПоиск разобрался, как в Азии подступались к голливудским традициям фильмов про мертвецов.

В российский прокат выходит корейский фильм про зомби-апокалипсис «Поезд в Пусан». Картина будет представлена в Москве 22 октября в рамках программы публичных показов «Октябрьские скрининги». К премьере фильма КиноПоиск разобрался, как азиатские страны по-разному подступались к голливудским традициям фильмов про мертвецов.

Завезенные мертвецы

В индийском фильме 2013 года «Иди, Гоа больше нет» три офисных клерка решают отправиться на Гоа, чтобы отвлечься от проблем на работе и в личной жизни. На элитной вечеринке, организованной русскими бандитами, герои оказываются в эпицентре самого настоящего зомби-апокалипсиса. Все, кто попробовал на халяву в этот вечер новые русские наркотики, превратились в живых мертвецов, готовых разорвать на куски каждого встречного.

«В Индии были ракшасы (демоны) и бхуты (призраки), но зомби-то откуда взялись?» — вопрошает один из героев после очередной схватки с мертвецами. «Глобализация, брат, — отвечает ему второй. — Вся лажа от иностранцев: сначала они завезли нам СПИД, а теперь зомбарей».

И ведь не врут. Зомбарей и вампиров в индийском кино отродясь не было, только демоны и призраки, иногда змеи-нагини. Оскалить зубы и спрятать лицо в гриме могли ради шутки или трендовой референции, как это было в печально известном «Голимаре», но трогать наследие Джорджа Ромеро, написавшего сценарии к доброй половине классических фильмов про мертвецов, никто не решался. Прорыв на новую территорию приключился в 2013 году на волне очередного голливудского хайпа, когда в Болливуде было запущено в производство целых три фильма про зомби.

Фрагмент плаката к фильму «Иди, Гоа больше нет»Фрагмент плаката к фильму «Иди, Гоа больше нет»

Точнее будет сказать, что прорыв должен был случиться, но так и не случился. Помимо выше упомянутого фильма про русского бандита Бориса, бодро истребляющего зомбарей, остальные проекты ждала печальная судьба. Фильм «Восстание зомби», запланированный в качестве первой главы в будущей трилогии, оказался на деле скромной «бэшкой», которая так и не вышла в широкий прокат и мгновенно затерялась на видеорынке среди толпы серых собратьев. В свою очередь, дерзкий зомком про любовь к мертвечине Rock The Shaadi с Абхаем Деолом, песнями и плясками ждала еще более печальная судьба. Инвесторы посмотрели на сборы его предшественников и прекратили финансирование, когда было снято меньше трети фильма.

Болливуд сказал зомби-апокалипсису: не сегодня.

Кадр из фильма MiruthanКадр из фильма Miruthan

Единственное исключение из правил — тамильский фильм Miruthan, вышедший полгода назад. Он про отважного гаишника из горного Утакаманда, который пытается спасти сестру от орды зомбаков. Но его сняли уже не в Болливуде, а в Колливуде. На юге Индии ребята куда более отчаянные и смелые. Обещают, кстати, сиквел.

Прыгающие мертвецы

Если в Индии есть ракшасы и бхуты, то в Китае — цзяньши. На Западе их принято называть прыгающими вампирами, но это серьезная ошибка.

Если верить китайским традициям, умереть и быть похороненным в чужом краю — значит обречь душу на вечные страдания. По этой причине в древности, если человек умирал далеко от дома, а его родные не могли позволить себе повозку-катафалк, они нанимали колдуна-даоса, который поднимал мертвеца, и тот пешком и под тщательным присмотром даоса возвращался к себе домой. Конечности у покойника к тому моменту уже были окоченевшими, ноги не сгибались, поэтому мертвец мог только прыгать. Говорят, в ясную ночь можно было увидеть целый караван куда-то прыгающих мертвецов.

Кадр из фильма «Мистер Вампир»Кадр из фильма «Мистер Вампир»

Иногда мертвецы поднимались из гробов сами и были уже совсем не безобидными. Кровь они не пили, человечьего мяса не жрали, но зато весь ци из пойманного бедняги выпивали досуха. Против подобных зомби была придумана целая система защиты в стиле фэншуй. Разумеется, даосская.

В середине 80-х продюсер Саммо Хун снял про цзяньши в Гонконге успешный фильм, получивший на Западе название «Мистер Вампир». Этот фильм породил вереницу сиквелов и целый жанр, где из картины в картину бравые даосские монахи сражались с прыгающими мертвецами в одеждах времен маньчжурской династии. В борьбе с нечистью им помогали персиковые мечи, медные колокольчики, клейкий рис, фасоль адзуки, переписанные от руки фрагменты из «Книги перемен» и многое другое. Студия Golden Harvest — флагман первой волны гонконгского вторжения в Голливуд — даже планировала снять голливудский ремейк про цзяньши с Таней Робертс, Джеком Скалией и однобровым даосом Лам Чин-ином, но в самый последний момент что-то не срослось.

Голливуд сказал китайским вампирам-зомби: не сегодня.

Кадр из фильма «Мистер Вампир 2»Кадр из фильма «Мистер Вампир 2»

Живые мертвецы (уже вполне голливудские) вернутся в Поднебесную в 1998 году с фильмом «Биозомби». Спустя год после возвращения Гонконга Китаю, и в этом будет неприкрытый символизм. Мегаполис будет показан в фильме погрязшим в пороках, а главными героями станут двое видеопиратов, вынужденных сражаться с мертвецами из-за того, что их коллеги-контрабандисты решили продать налево украденное с военного склада биооружие.

После этого зомби нового поколения — уже вовсе не скакуны, а дети химического отравления и секретных экспериментов — будут возвращаться в Гонконг нечасто, но эффектно. В последние несколько лет они, правда, сменят прописку. Тайванец Джо Чиен перенесет действие своих зомби фильмов «Зомби 108» и «Бойцовский клуб зомби» на улицы спальных районов Тайбэя. Герои его фильмов уже совсем не будут героями. Они будут убивать друг друга ради забавы и использовать мертвецов в качестве секс-игрушек. Содом и Гоморра опустятся на улицы Тайбэя. Содом и Гоморра японского разлива.

Безобидные мертвецы

В мифологии Страны восходящего солнца хватало жутковатых чудищ, и ожившие мертвецы казались бывалому синтоисту чем-то скучным и до жути банальным.

Кадр из фильма «Стейси: Атака школьниц-зомби»Кадр из фильма «Стейси: Атака школьниц-зомби»

Современные зомби пришли в японское кино на рубеже столетий вместе с режиссерами, выросшими на фильмах Лучио Фульчи и Сэма Рэйми и искренне не любившими «великий японский кинематограф». Японские инди-режиссеры новой закваски быстро просекли, что схема «настал конец света, мы с друзьями пробиваемся через орды мертвецов» скучна, а посмотреть на тему можно совсем в других ракурсах.

Зомби — это твои враги, которых можно теперь убивать раз за разом. Зомби — это твой сосед, который тебе всегда не нравился. Зомби — это также соседская девушка, к которой ты всегда мечтал подкатить. Зомби — это якудза. Зомби — это буракумины (каста неприкасаемых — Прим. ред.).

В фильме Наоюки Томоматсу «Стейси» зомбаками становятся почему-то только девочки-старшеклассницы. Их в принципе можно безжалостно истреблять, но можно попытаться понять, простить и полюбить.

Кадр из фильма «Городской департамент по делам мертвецов»Кадр из фильма «Городской департамент по делам мертвецов»

В японском телесериале «Городской департамент по делам мертвецов» зомби-апокалипсис закончился очень быстро. Люди изобрели вакцину против укусов, после чего совершенно перестали бояться оживших мертвецов. Они ведь такие медленные и тупые, что даже трехлетний ребенок сможет неспешно сбежать от нелепо ковыляющего покойника. Последних зомби не стали утилизировать, оставив блуждать по улицам. Главные герои сериала — чиновники из департамента по делам мертвецов, которые следят за защитой покойников. Они ведь последние, а любой гопник норовит их обидеть, потискать за мертвую грудь, вывалять в луже. Сюр? Еще нет.

Настоящий сюр в японском кино начался, когда в режиссуру пришли люди, прежде работавшие гримерами и мастерами по спецэффектам. Они вернули в пафосный жанр зомби-апокалипсиса истинное безумие, позабытое еще с тех времен, когда Питер Джексон променял мертвечину на хоббитов. Достаточно названий пары фильмов, чтобы ощутить масштаб перемен: «Зомби-суши»«Задница зомби: Туалет живых мертвецов».

Кадр из фильма «Зомби-суши»Кадр из фильма «Зомби-суши»

Железнодорожные мертвецы

Современное корейское кино возникло на рубеже столетий. Нет, понятно, что не на пустом месте. Полвека традиции сложно списать в утиль, но если говорить про жанровые тропы, то все они были подсмотрены совсем недавно у соседей. Из длинной вереницы девичьих призраков, выросших из Садако, стали пробиваться первые мертвецы на букву «з». Первые, но с яркой индивидуальностью: «Книга Судного дня», «Караульный пост 506», «Школа зомби», «Зомби по соседству», «Безумный, печальный, плохой».

Несмотря на индивидуальность, зомби в корейском кино оставались на птичьих и не особо денежных правах, пока не появился режиссер Ён Сан-хо, снявший зомби-фильм, сумевший привлечь в кинозалы 10 миллионов корейцев. В стране с населением в 50 миллионов.

Бывший аниматор, короткометражки которого успешно бродят по фестивалям уже больше десяти лет, привык рассказывать истории из своей жизни, пряча их за жанровыми сказками — про трудное детство в школе, про службу в армии, про церковь. Идея фильма про зомби-апокалипсис возникла у него под впечатлением от пикетов демонстрантов, требующих демократических реформ. Бешеный у нас народ стал, сказал однажды режиссер Ён, на людей бросается. Идея про бешеный народ превратилась сначала в полнометражный мультфильм «Станция Сеул», а потом совершенно случайно в художественный фильм «Поезд в Пусан», который вышел в корейский прокат за месяц до мультфильма.

Кадр из фильма «Поезд в Пусан»Кадр из фильма «Поезд в Пусан»

Поезд в искусстве — это всегда большой экзистенциальный символ, будь это «Голубая стрела» Джанни Родари или «Желтая стрела» Виктора Пелевина. Символ или даже целый набор символов. Достаточно вспомнить недавний фильм другого корейского гуру — «Сквозь снег» Пон Джун-хо.

Но только поезд в Пусан не абстракция, а маршрут, который для любого корейца знаковый. Главный сапсан Кореи, связывающий два самых крупных города, Сеул и портовый Пусан. Путь занимает примерно два часа. Время, которое многие корейцы тратят два раза в день (некоторые раз в неделю), чтобы сгонять на работу, к родным, развеяться на выходные. И простой пролетарий, и студент, и крупный финансист — идеальный срез корейского общества, которому в фильме Ён Сана-хо предстоит теперь пройти за два часа через адскую мясорубку из мертвецов.

Собственно, в любой стране есть свой собственный поезд в Пусан. Именно поэтому права на ремейк картины уже были куплены и в Штатах, и во Франции. На этой же неделе лента Ён Сан-хо будет впервые показана в России.

Суровый боевик о немногословном инкассаторе: новый фильм Гая Ричи уже онлайн
В главных ролях:Джейсон Стэйтем, Холт Маккэллани, Джош Хартнетт
Режиссер:Гай Ричи
Смотрите по подписке
Смотреть

Смотрите также

Что смотреть дома: «Я не шучу», «Девушка, подающая надежды», «Северный ветер»
Выбор редакции

Что смотреть дома: «Я не шучу», «Девушка, подающая надежды», «Северный ветер»

5 марта2
Ремейк «Поезда в Пусан» может поставить режиссер боевика «Ночь идет за нами»

Ремейк «Поезда в Пусан» может поставить режиссер боевика «Ночь идет за нами»

19 февраля7
Что смотреть дома: «Довод», «Противостояние», «Король Стейтен-Айленда»
Выбор редакции

Что смотреть дома: «Довод», «Противостояние», «Король Стейтен-Айленда»

18 декабря 20202
10 главных корейских блокбастеров последних лет, которые стоит посмотреть
Выбор редакции

10 главных корейских блокбастеров последних лет, которые стоит посмотреть

15 ноября 202024

Главное сегодня

#деньричи: Что мы писали и говорили о «Гневе человеческом», который теперь доступен на КиноПоиск HD

18 июня7
#деньричи: Что мы писали и говорили о «Гневе человеческом», который теперь доступен на КиноПоиск HD
Чем «Гнев человеческий» отличается от французского триллера «Инкассатор», на котором он основан?

Чем «Гнев человеческий» отличается от французского триллера «Инкассатор», на котором он основан?

18 июня16
Что смотреть дома: «Гнев человеческий», «В ритме жизни», «Мейнстрим»
Выбор редакции

Что смотреть дома: «Гнев человеческий», «В ритме жизни», «Мейнстрим»

18 июня1
Фонд кино поддержит 10 фильмов. В их числе — «Кракен», «Воланд» и «Ходжа Насреддин»

Фонд кино поддержит 10 фильмов. В их числе — «Кракен», «Воланд» и «Ходжа Насреддин»

18 июня20
Национальный конкурс Beat Film Festival выиграл док о граффити-художниках Санкт-Петербурга

Национальный конкурс Beat Film Festival выиграл док о граффити-художниках Санкт-Петербурга

18 июня2
Новый сезон «Рика и Морти» выйдет на КиноПоиск HD 21 июня

Новый сезон «Рика и Морти» выйдет на КиноПоиск HD 21 июня

18 июня4
9 лучших трейлеров недели: Николас Кейдж ищет свинью, а Николь Кидман заведует курортом

9 лучших трейлеров недели: Николас Кейдж ищет свинью, а Николь Кидман заведует курортом

18 июня5
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт