Уилл Смит позвонил мне просто поздравить с днем рождения. Мне было очень приятно такое внимание, и я в ответ сделал комплимент его сыну, чья работа в фильме «Карате-пацан» мне очень понравилась. Уилл в ответ на это выдал мне 45-секундную версию идеи нового фильма и спросил, что я об этом думаю.
М. Найт Шьямалан — сценарист, режиссер, продюсер и даже актер, человек поразительнейшего обаяния и обладатель самой белозубой улыбки среди режиссеров. У зрителей сложилось неоднозначное мнение о творчестве этого в общем-то еще молодого режиссера. Есть у него фильмы, от которых все в полном восторге, а есть и такие, что вызвали недоумение, если не сказать более сурово. Невинный вопрос «Нравятся ли тебе фильмы Шьямалана?» может вызвать нешуточную дискуссию, которая вполне в состоянии перерасти в серьезную ссору даже между друзьями.
Прежде чем делать лицо и высоко поднимать бровь после упоминания имени режиссера в связи с выходящим в широкий прокат новым фантастическим фильмом «После нашей эры» с участием Уилла Смита, мы предлагаем вам почитать интервью с Найтом, записанное в Канкуне, куда он приезжал вместе с Уиллом и Джейденом Смитами. Может быть, вас ждут в этом интервью интересные открытия о человеке, который старается сохранить свое лицо в искусстве и собственную внутреннюю гармонию.
Это не первая наша встреча с режиссером. Нам хорошо уже известна его манера изъясняться — чуть витиевато, со странными, на первый взгляд, примерами. Мы отлично знаем, что он не обижается на самые каверзные и опасные вопросы, а старается ответить на них максимально полно и так, чтобы быть понятым. Он всегда смотрит прямо в глаза собеседнику, что вызывает
К сожалению, на момент разговора с режиссером мы еще не видели фильм, поэтому разговор у нас получился скорее общим, чем целенаправленным, рассказывающим о картине, однако
Найт, расскажите немного о том, как этот проект для вас начинался.
Это случилось при достаточно необычных обстоятельствах, я бы сказал. (Усмехается.) Дело в том, что я не живу в
Поскольку мы не видели фильм, я думаю можно спросить, не боясь показаться полным профаном, являются ли основной темой вашей истории экологические проблемы Земли в нынешнем ее состоянии?
Фильм начинается с момента, когда мы не только уже сделали все наши ошибки на Земле, но и были с нее изгнаны
Не сочтите меня слишком уж назойливой, но мне все хотелось бы спросить, не думали ли вы, что
Я думаю, что придет, но не завтра.
Джейден не тратит время впустую, он всегда собран и всегда готов
Интересно, долго ли ждать, пока люди наконец перестанут бояться признать правду? Дело ведь не в том, чтобы не пить воду из пластиковых бутылок, а в том, чтобы прекратить их выпуск…
Согласен, но я думаю, что пока у руля нынешнее поколение и, может быть, еще одно после, вряд ли найдется смельчак, который признает, что не будет никаких отношений между нами, если мы не изменим наше общее отношение к миру, в котором живем. Хотя если взять киноискусство, то можно найти много фильмов, буквально разжевывающих причины наших бед. Беда в том еще, наверное, что мы не умеем сопоставлять и анализировать получаемую информацию. Опять же надежда на наших детей. Каждое новое поколение выходит на новый виток эволюции.
Что движет вашим желанием рассказывать истории о взаимоотношениях между людьми?
Частично, наверное, желание узнать себя лучше, узнать
Вы чувствительны к тому, как воспринимают ваши фильмы зрители? Вас беспокоит их мнение?
Когда я снимаю фильм, я хочу, чтобы все зрители получили от него удовольствие. Конечно, мне важно, как мои фильмы воспринимаются. Но, как я уже сказал, процесс работы над фильмом
Ваше имя стало как бы синонимом поджанра фильмов с непредсказуемым, перевернутым финалом, где все в итоге оказывается совсем не тем, чем предполагалось. Вы и дальше будете так же снимать или попробуете другой формат?
Я знаю! (Восклицает и широко улыбается.) Мне ли не знать? Я снял в общей сложности десять фильмов, пять из них именно такие, как ты заметила. Значит, получается 50 процентов фильмов с перевертышем, что вполне подходит под твое определение. (Смеется.) Все, что я могу сделать, так это пересмотреть мой подход к кино. Это процесс медленный, постепенный. Хотя я не знаю, удастся ли мне полностью изменить себе и выйти на другой уровень, то есть совсем в другой жанр. Наверное, это могло бы случиться, реши я сделать
Что, на ваш взгляд, объединяет все ваши фильмы?
Я бы сказал, что это, наверное, страх перед неизвестностью, своего рода прерывание нашей связи со Вселенной, с миром. Под этим словом «прерывание» я подразумеваю продолжительность, по сути, протяженность, может быть, той естественной связи с миром, которая у нас была в детстве, когда мы интуитивно знаем больше, чем понимаем, мы чувствуем мир вокруг нас и нашу связь с ним. Я бы сказал, что «После нашей эры» имеет духовный аспект, но в том смысле, что мы связаны с природой глубже, чем мы думаем. В природе есть набор правил, которые мы сейчас нарушаем направо и налево. Когда Китай (герой Джейдена) находится в джунглях, он начинает ощущать присутствие опасности, которая тем более реальна, чем меньше он ощущает себя в одном ритме с миром вокруг него. Если ему удается стать частью этого мира, он чувствует, что то, что он считал опасностью, оказывается, существует не для того, чтобы причинить вред. Он начинает осознавать, что является составной частью
Ключевая фраза фильма, как я понимаю, звучит так: «Опасность — это реальность, страх — это выбор». Не могли бы вы немного подробнее рассказать, что подразумевается под этой фразой?
Давай попробуем подойти к этому с философской позиции. Страх помогал нам выжить с древних времен, с тех времен, когда люди жили в пещерах. Это инстинкт самосохранения, если говорить другим языком. Он необходим для процесса эволюции. Страх удерживал пещерных людей от того, чтобы выходить в поисках ягод на соседнее поле, о котором никто ничего не знает. Жертвы и опыт помогли изучить поле, которое кормит сейчас, а о том, что чуть дальше, мы ничего не знаем. Может быть, там ягода слаще, но, может быть, и хищники крупнее. Страх держит людей вместе, он защищает, помогает выжить. Но он же и ограничивает, верно? Находятся смельчаки, готовые преодолеть страх. И тут вот заключается главное. Преодоление страха — это своего рода интеллектуальный выбор, который ты делаешь, на
Мы связаны с природой глубже, чем мы думаем
Но разве отец Китая не говорит в трейлере, что страх рождается от наших мыслей об опасности? Что фактически это продукт нашего собственного сознания?
Да, именно так. Я всегда говорю моим детям, что нет ничего абсолютно плохого или абсолютно хорошего. Я привожу
В чем заключается тогда страх для Китая?
Видишь ли, поскольку вы фильм еще не видели, я толком и
А вы сами в жизни боитесь
Моя проблема заключается в том, что я всего и всегда боюсь. (Хохочет.) Я нахожусь буквально на границе паранойи, и это усугубляется с возрастом. Чем старше ты становишься, тем страшнее тебе жить. Но мне помогают в этом мои дети, как ни странно это прозвучит. Беспокойство за них перечеркивает все мои личные страхи. Я переживаю за них куда больше, чем за себя самого и мои собственные проблемы. Переключение на беспокойство за детей — лучшее лекарство от эгоистичных собственных страхов. Во всяком случае, для меня.
В двух словах расскажите, почему вы выбрали леса Коста-Рики для съемок.
Ты знаешь, на нашей планете осталось всего четыре процента поверхности земли, куда не ступала нога человека. Трудно найти место, которое бы выглядело так, что там никто не появлялся веками. Мне нужно было место, представляющее собой долгую жизнь без вмешательства человека. Мы нашли два таких места. Парк Хамболдт в Северной Калифорнии, где растут секвойи, и несколько мест в Коста-Рике, рядом с вулканом Ареналь и на реке Сарапики. Я мог бы снимать и на Гавайях, что было бы значительно проще, но Гавайи — относительно молодые острова, леса там молодые. Мы также снимали Эйгер в Швейцарии и ледники Исландии. В
В Сибири достаточно древних лесов. Тайга называется.
Я уверен, что там есть уникальные места, но мы исходили также из соображений практической досягаемости. Коста-Рика и Швейцария доступнее, чем Сибирь.
Какое впечатление оставили у вас, режиссера, отец и сын Смиты?
Самое приятное. У них поразительная рабочая этика! Оба они профессионалы, что всегда приятно, но особенно, если один из актеров — подросток. Джейден уже многому научился от своих родителей, но главное — это,