Тиль Швайгер: «Нельзя снять хороший фильм по плохому сценарию»

Обсудить0

Военные очень обрадовались нашему приезду, потому что чаще всего немецкое общество их словно не замечает. И, главное, им полюбился «Ангел-хранитель». Мы показывали его в течение четырех дней на большом экране на открытом воздухе, и на каждом таком вечернем показе было от 800 до 2000 человек.

7 марта на российские экраны выходит фильм «Ангел-хранитель» — очередной режиссерский проект Тиля Швайгера с ним же в главной роли. Швайгер играет бывшего спецназовца Макса Фишера, которого нанимают охранять сироту Нину (дочь Швайгера Луна), проходящую по программе защиты свидетелей. Нина видела, как известный бизнесмен застрелил официанта в номере отеля, и теперь за ней по пятам следует банда вооруженных до зубов наемников, которым поручено убрать девочку. Фишер берется защитить сироту, и вместе они пускаются в бега.

Тиль Швайгер — частый гость в России. Более того, у него в планах российский проект «Анталияград», в котором он сыграет вместе с Федором Бондарчуком. В последний раз мы встречались с актером во время фестиваля «Кинотавр» в Сочи в июне прошлого года. С тех пор в его жизни произошло немало событий. О них и о новом фильме «Ангел-хранитель» мы и расспросили Швайгера, приехавшего в Москву в конце января буквально на один день.

Тиль, расскажите, чем вы занимались последние полгода, то есть в то время, что мы вас не видели?

Сразу после «Кинотавра» я поехал в Афганистан, чтобы показать фильм «Ангел-хранитель» немецким военным, служащим там. Потом я занимался перезаписью звука для этого фильма в Мюнхене, после чего вернулся в Берлин и сразу же начал снимать сиквел «Петуха в вине». Как он у вас здесь назывался? «Соблазнитель»? (Смеется.) Надеюсь, вторую часть в российском прокате назовут как-то по-другому. По крайней мере мне только что пообещали это прокатчики. Потом я занялся постпродакшном этого фильма. Еще я снял триллер для немецкого телевидения. В конце года я отправился на неделю в Кейптаун, а там и год закончился. Это был очень насыщенный год.

Но в Кейптаун-то вы отдыхать ездили?

Да, эта поездка была исключительно для того, чтобы расслабиться.

Уже хорошо. А расскажите про триллер для телевидения.

Это очень популярный немецкий телесериал, который показывают каждое воскресенье, рейтинги у него зашкаливают. Он о полиции, и в каждом крупном городе Германии есть своя команда полицейских. Каждая серия — это полноценный 90-минутный фильм об одном из городов. Получается, что, например, про берлинских копов в год выходит два фильма. Я впервые за 15 лет занялся телевизионным проектом и уже подписал контракт на съемки еще четырех фильмов в течение следующих лет. По одному в год. Ну а ту серию, что я снял в прошлом году, покажут по немецкому телевидению уже в марте.

Я впервые за 15 лет занялся телевизионным проектом

Вы упомянули, что ездили с «Ангелом-хранителем» в Афганистан. Как его восприняли реальные военные? И как вы себя чувствовали, показывая им фильм?

Мы очень волновались. Нас было семь или девять человек, в том числе мой продюсер и партнер Том Циклер. Сначала мы прилетели в Узбекистан, и уже оттуда нас на военном самолете повезли на базу в Афганистан. На этом самолете было противоракетное оборудование, так что было жутковато. Но, как только мы приземлились на базе, все пошло очень гладко. Военные очень обрадовались нашему приезду, потому что чаще всего немецкое общество их словно не замечает. И, главное, им полюбился фильм. Мы показывали его в течение четырех дней на большом экране на открытом воздухе, и на каждом таком вечернем показе было от 800 до 2000 человек. После просмотра мы обсуждали фильм с ними, и многие говорили, что кино им понравилось.

Какими чаще всего были их комментарии или, может быть, вопросы?

Очень часто спрашивали, кто меня тренировал. Мы ведь показывали «Ангела-хранителя» войскам специального назначения, и там очень интересовались, кто готовил меня к фильму. Так и говорили: «Кто, черт подери, так тебя натаскал?» А я готовился с американским спецназовцем и инструктором по оружию Полом Морисом. Приятно, что они оценили. Еще они говорили, как почувствовали, что их поняли. Ведь главный герой — это не пуленепробиваемый спецагент. Он обычный человек, которому больно и одиноко. Диалоги персонажей затрагивают эти темы: как тяжело жить с военным человеком, какую цену он платит за свой выбор.

Вас готовил американский военный. Чему он вас научил?

В основном подготовка заключалась в стрельбе, стрельбе и еще раз стрельбе. Пол также научил меня тому, как защищать, прикрывать человека, как правильно двигаться во время перестрелки. Но в основном я, конечно, стрелял. Не просто по мишени, а на бегу, из укрытия, перезаряжая оружие и так далее. Морис тренировал не только меня, между прочим, но и всех ребят, кто играл спецназовцев или наемников главного злодея. Все актеры провели четыре недели в настоящем учебном лагере для новобранцев, где он их натренировал по полной. (Смеется.) На съемках он тоже присутствовал, помогая ставить сцены перестрелок. Поэтому они и выглядят так впечатляюще!

Помню, когда мы встречались в июне, вы говорили, что немецкой аудитории боевики не по душе. Хоть «Ангел-хранитель» и не боевик в чистом виде, но это и не комедия, с которыми вы обычно выходите на рынок. Как фильм прошел в Германии?

Зрителям он очень понравился. Да и заработал неплохо. Но сенсацией не стал, чего, конечно, всегда хочется. Впрочем, мы отдавали себе отчет, что сравнивать «Ангела-хранителя» с тем же «Соблазнителем» невозможно: у них разные жанры и аудитории. На «Соблазнителя» можно прийти с детьми от 6 лет, это семейное кино, а вот «Ангел-хранитель» получил рейтинг R. Все остались довольны результатом — и мы, и прокатчики в Германии. По количеству проданных билетов мы даже обогнали фильм «Миссия невыполнима». Но, знаете, всегда ведь хочется большего. Так что результат хоть и крепкий, но не особо выдающийся.

Вашей дочери было 15 лет, когда вы снимали фильм. Это непростой возраст. Она легко согласилась выделить пару месяцев своей жизни на съемки?

Я дал ей почитать сценарий, и она захотела играть главную героиню. Но проблема в том, что она профессионально занимается конным спортом, ездит на соревнования и все такое. Луна просто обожает ездить верхом. Когда она узнала, что на период съемок ей придется попрощаться с лошадьми, у нее появились сомнения. Она долго обдумывала это решение, но в конце концов согласилась сниматься. В первый день съемок она была немного зажата. Но потом с каждым днем она чувствовала себя все более уверенно, и можно было наблюдать, как она действительно раскрывается в своей героине. Мне кажется, она отлично сыграла.

И теперь ее ждет светлое актерское будущее?

Луна никогда не говорила, что хочет быть актрисой. Ей нравится это делать, она даже появляется в одном из эпизодов сиквела «Соблазнителя». Но она пока еще не определилась, чем хочет заниматься в жизни.

А что происходит с англоязычным ремейком «Ангела-хранителя», которым вы планировали заняться?

Да, я думал снять его в этом году, но в октябре 2012-го, закончив работу над «Соблазнителем 2», понял, что лучше этого не делать. Снимать его сейчас означало бы еще один год напряженной работы, без перерыва, а это очень тяжело. Поэтому теперь съемки англоязычного «Ангела-хранителя» отложены до 2014-го или даже 2015-го.

В России сейчас очень много споров на тему государственного финансирования кино. А как с этим обстоит дело в Германии? Вам помогает государство?

Да, без государственного финансирования в Германии просто невозможно было бы снимать кино. У нас есть субсидии от региона, а также поддержка в виде возвращения 20 % затрат на те съемки, что проходят на территории Германии. Это политика государства. Если снимаешь здесь кино, тебе возвращают эти 20 % расходов. Например, если американцы приезжают в Берлин, снимают там кино и тратят 10 миллионов, 2 миллиона им возвращают. Это отличная система, потому что она привлекает деньги, и те средства, что они потратят в Германии, пятикратно окупятся. Без субсидий снимать было бы невозможно. Но есть условие: если фильм становится успешным в прокате, то субсидию ты должен вернуть. Так что это фактически заем. А если фильм провалился, то возвращать, естественно, ничего не нужно. Зато в первом случае, если твой фильм оказывается прибыльным, тебе уже не нужно подавать заявку и проходить отбор, чтобы взять деньги на следующий проект. Процедура получения денег на второй фильм значительно упрощается. Например, в нашем фильме 45 % государственного финансирования.

Все актеры провели четыре недели в настоящем учебном лагере для новобранцев

Когда я смотрела трейлер к «Ангелу-хранителю», то заметила, что ваши фильмы легко узнать по картинке. Это всегда контрастные, но выдержанные в одной гамме цвета. Какую роль играет для вас работа с цветом?

У меня есть свои представления о том, как нужно выстраивать кадр, какой объектив выбирать. Еще я люблю, чтобы у каждого фильма был свой визуальный стиль. Я фанат ненасыщенных, приглушенных цветов, это правда. Не люблю яркую и пеструю картинку. Мне нравится черный, нравится белый, я люблю контрасты. Да, еще я фанат длиннофокусных объективов. Это легко заметить. Мне не нравятся стандартные объективы, которые делают кадр таким, каким его видит человеческий глаз. Когда все в фокусе, это ужасно скучно. Когда я прихожу в кинотеатр, я не хочу видеть то же, что я вижу сам каждый день. Когда я гуляю по Берлину, я вижу его. Зачем в кино делать то же самое? Помню, когда я был ребенком, я посмотрел в кинотеатре первый в своей жизни фильм Алана Паркера. Это был «Полуночный экспресс». Я тогда поразился: какое все яркое! Большинство современных фильмов смотрятся как обычная жизнь, а по-моему, так это невероятно скучно.

Давайте теперь немного о сиквеле «Соблазнителя» поговорим. Как прошли съемки?

Это был практически отпуск! После очень напряженных съемок «Ангела-хранителя», на которых были трудные экшн-сцены, несколько юнитов, съемочная площадка второго фильма про писателя Генри показалась настоящим раем. Я-то думал, что не выдержу эти съемки, ведь они стартовали спустя всего два месяца после завершения работы над «Ангелом-хранителем», а вышло наоборот. Мы каждый день угорали со смеху и отсняли все невероятно быстро. Даже не ощущалось, что это работа. Мы закончили съемки на два дня раньше запланированного, можете себе представить? Фильм, мне кажется, тоже получился очень забавным. (Утыкается в свой айфон.) Мне как раз прислали данные исследования немецкой аудитории относительно ее осведомленности о премьере (в Германии фильм вышел в начале февраля — Прим. КиноПоиска) и желании посмотреть «Соблазнителя 2».

И как, хорошие результаты?

Поразительные! (Улыбается широкой мечтательной улыбкой.) Очень обнадеживает. Люди действительно хотят его увидеть.

Ну и напоследок расскажите, чем вы сейчас занимаетесь.

Сейчас моя компания разрабатывает одновременно четыре сценария. Тот из них, который будет завершен первым, мы и запустим в работу. Пока ни один из них еще не дошел до состояния, когда можно сказать: «Все, летом снимаем». Вообще хорошо бы летом что-то снять, потому что содержать продакшн-компанию, которая ничего не снимает, — это довольно дорогое удовольствие. Но может случиться и так, что в апреле мы поймем, что ни один из проектов летом не запустится. Снимать ради того, чтобы снимать, с недоработанным сценарием, я не буду. И, если у «Красавчика 3», который мы уже 3 года пишем, так и не будет хорошего сценария, мы его тоже снимать не станем. Невозможно снять хороший фильм по плохому сценарию. Но я не буду распространяться о пока еще не запущенных проектах, как любят многие продюсеры. Они говорят, что у них и такой проект в разработке, и сякой, а потом 5 лет спустя ты откапываешь старое интервью с ними и понимаешь, что ни один из этих проектов не состоялся. Так что могу сказать только, что три сценария — это оригинальные истории, а четвертый — это «Красавчик 3».

Московская оторва попадает в монастырь. Завораживающая трансформация Насти Ивлеевой в руках Филиппа Янковского
В главных ролях:Анастасия Ивлеева, Филипп Янковский, Марк Эйдельштейн, Мария Миронова, Наталья Кудряшова
Режиссер:Александр Молочников
Смотрите по подписке

Смотрите также

«Средневековье» — самый дорогой чешский фильм в истории. И что, классный?
Смотрите на Кинопоиске

«Средневековье» — самый дорогой чешский фильм в истории. И что, классный?

28 ноября5
Что смотреть дома: «Властелин колец. Кольца власти», 6-й сезон «Рика и Морти», «Зенит» — «Спартак»
Выбор редакции

Что смотреть дома: «Властелин колец. Кольца власти», 6-й сезон «Рика и Морти», «Зенит» — «Спартак»

2 сентября4
Смерть им к лицу: как фильм «Достучаться до небес» изменил немецкое кино
Культовое кино

Смерть им к лицу: как фильм «Достучаться до небес» изменил немецкое кино

7 июня12
Микки Рурк снимется в антологии «Берлин, я люблю тебя»

Микки Рурк снимется в антологии «Берлин, я люблю тебя»

4 августа 201712

Главное сегодня

Мнение

Киновселенная Marvel скатилась. Или нет? Подводим итоги 2022 года и четвертой фазы франшизы

Вчера13
Киновселенная Marvel скатилась. Или нет? Подводим итоги 2022 года и четвертой фазы франшизы
«Замерзшие»: российский сканди-нуар, который снится сумасшедшему следаку
Сериалы

«Замерзшие»: российский сканди-нуар, который снится сумасшедшему следаку

Вчера3
Адаптация мультфильма и спин-офф «Джентльменов»: над какими проектами работает Гай Ричи?
Индустрия

Адаптация мультфильма и спин-офф «Джентльменов»: над какими проектами работает Гай Ричи?

Вчера2
«Уэнсдэй». Как Тим Бёртон делает пугающих героев милыми
В предыдущих сериях

Подкаст«Уэнсдэй». Как Тим Бёртон делает пугающих героев милыми

Вчера3
«Аватар»: каким был первый фильм, с которого началась колониальная экспансия Джеймса Кэмерона
Культовое кино

«Аватар»: каким был первый фильм, с которого началась колониальная экспансия Джеймса Кэмерона

Вчера55
Что происходит в прокате: в США — обвал бокс-офиса, а у нас — «Елки»
Сборы

Что происходит в прокате: в США — обвал бокс-офиса, а у нас — «Елки»

6 декабря4
Энг Ли снимает байопик Брюса Ли! Вот что мы бы хотели в нем увидеть
Портрет героя

Энг Ли снимает байопик Брюса Ли! Вот что мы бы хотели в нем увидеть

6 декабря5
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации