всё о любом фильме:

Полуночный экспресс

Midnight Express
год
страна
слоган«Walk into the incredible true experience of Billy Hayes, and bring all the courage you can!»
режиссерАлан Паркер
сценарийОливер Стоун, Билли Хейс, Уильям Хофнер
продюсерАлан Маршалл, Дэвид Паттнэм, Питер Губер
операторМайкл Серезин
композиторДжорджо Мородер
художникДжеффри Керклэнд, Ивэн Геркулес, Милена Канонеро
монтажДжерри Хэмблинг
жанр драма, криминал, биография, ... слова
бюджет
сборы в США
зрители
США  15 млн,    Франция  5.97 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 18 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время121 мин. / 02:01
Номинации (2):
В основу этой драмы легли реальные события из жизни американского гражданина Билли Хейса. За незначительное правонарушение он был приговорен турецкими властями к беспрецедентно большому сроку.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
95%
20 + 1 = 21
7.8
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • В одной из начальных сцен в аэропорту можно заметить длинноволосого человека в темной одежде, удаляющегося от камеры. Очевидно, что этот человек не кто иной, как режиссер Алан Паркер.
    • Съемки перенесли на Мальту после получения отказа от турецких властей.
    • Хотя действия фильма происходят в Турции, съемки фильма проходили в мальтийской Валетте.
    • Несмотря на то, что в титрах обозначено, что фильм основан на реальных событиях, Билли Хейс заявил, что события картины выглядят преувеличенными и отчасти вымышленными по сравнению с его настоящим заключением в Стамбульской тюрьме, более 20 лет назад.
    • На роль Билли Хейса претендовали Джон Траволта и Ричард Гир.
    • В книге Брэда Дэвиса, исполнителя главной роли фильма, рассказано, что во время раскрутки картины, в его жизни имели место проблемы с наркотиками.
    • Турецкие чиновники сильно обиделись на то, как изображена их страна в фильме. Об этом они громко заявляли во всеуслышание.
    • Фильм был снят за 53 дня.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • Сцена, в которой персонаж Брэда Дэвиса откусывает язык одного из заключенных, настолько не нравилась всей съемочной команде, что все ее члены покинули съемочную площадку во время ее съемки, оставив Алана Паркера с двумя актерами. На самом деле, Дэвису пришлось держать во рту свиной язык.
    • Первоначальный сценарий Оливера Стоуна предполагал раскрыть детали побега Билли Хейса через горы, но скромный бюджет проекта не позволил отснять эти сцены.
    • еще 7 фактов
    Трейлер 01:20

    файл добавилFarBoy

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 8.5/10
    Этот фильм основан на реальной истории молодого американца Билли Хейса, приговорённого за контрабандный провоз двух килограммов гашиша на длительный срок пребывания в турецкой тюрьме. 34-летний британский режиссёр Алан Паркер добился мировой известности, создав драматическую притчу о насилии и власти, о беззащитности человека перед системой подавления. То, что позже им будет выражено уже в иносказательной форме в кино-рок-опере «Пинк Флойд — Стена», было впервые опробовано именно в «Полуночном «экспрессе». Кстати, второе слово в названии следует брать в кавычки, поскольку «экспресс» — это слэнговое определение побега из тюрьмы. Каждый из заключённых мечтает о таком бегстве: пусть это лишь иллюзия, но она помогает переносить издевательскую практику унижения человеческого достоинства. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 65 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Наверное, звучит банально, но фильм действительно тяжелый. Его не стоит пробовать смотреть, если планируете интересно провести время без особых моральных затрат. Но думаю, если этот фильм попал вам в руки — то это не случайно, и вы его искали. Возможно и наверняка вы поклонник режиссера Алана Паркера, поэтому понимаете, ЧТО такое фильм Алана Паркера. Если да, то к просмотру вы уже готовы. Если же вы не смотрели его фильмы до этого, то стоит посмотреть, но в соответствующем настроении. Смотрите, а уже после — читайте отзывы.

    Фильм о нелегкой судьбе простого американского парня, который для себя и друзей хотел привести на родину из Турции пару килограммов гашиша. Часто (как можно предположить) до этого многим удавалось провернуть такое безболезненно, но из-за террористических угроз безопасность в аэропорте усилена, и Билла (главного героя) ловят при обыске у трапа с привязанными на животе пачками гашиша. И на этой стадии ему опять не повезло — могли бы отпустить домой, ведь это пара килограммов для личного пользования (максимум для друзей), но из-за антитеррористической политики его дело не оставляют в покое. Отправляют в тюрьму на 4 года. Все это время он терпит издевательства моральные и физические. Его друг пробует найти способ бежать, неоднократно за это получает телесные наказания. А Билл добропорядочно отсчитывает оставшиеся дни, и на 53 день от конца его пребывания в ужасной турецкой тюрьме ему сообщают, что его дело «выбрано» как показательный случай и ему грозит срок вплоть до пожизненного. Его осуждают на 30 лет, ему этот срок кажется вечностью. Он терпеливый и человечный, срывается, в драке калечит надоевшего до невозможности подлого сокамерника и, кажется, сходит с ума от отчаяния и безнадежности. Он попадает в отделение для психически больных. Он действительно помешался рассудком и почти потерял себя, превратившись в собственный призрак. Его спасает приезд его девушки. Она смогла тайно передать ему деньги, которые необходимы для подкупов и т. д. Стечение обстоятельств, он остается наедине с мерзким, до боли ненавистным ему охранником, который мог бы помочь в побеге за деньги. Но варвар остается варваром до последнего. Ч

    Фильм стоит посмотреть, он о настоящей жизни без прекрас — часто несправедливой и слишком суровой. Этот молодой человек совершил ошибку, которая являлась действительно преступлением, в этом его никто не оправдывает. Но он заплатил несоизмеримо высокую цену за свою ошибку молодости. Он искупил свою проступок сполна, и заслужил положенное освобождения через 4 года. Несправедливая ситуация, безжалостные варвары-охранники, безразличные люди, лживая система правосудия. Человек беззащитен в этой системе. На его месте может оказаться любой, не криминальный авторитет, а вполне нормальный, добрый, но по глупости оступившийся. Человек согласен платить за свою ошибку столько, сколько положено по закону. Это справедливо, ведь он нарушил закон. Но то, что пришлось испытать ему — никак не справедливо.

    Смотря этот фильм, просто приходишь в то в бешенство, то в отчаяние. Потому что все, что происходит на экране, первое — основано на реальных событиях, второе — имеются сотни аналогичных случаев в мире, в нашей стране. Иногда людей осуждают вообще по ошибке. НО это освещается в другом фильме Алана Паркера — «Жизнь Дэвида Гейла». Несправедливость и беззаконие это бич слаборазвитых, нецивилизованных стран, к числу которых наша страна также относиться по многим параметрам. И остается только надеяться на то, что такая катастрофа не произойдет с нами и нашими близкими.

    8 из 10

    6 апреля 2009 | 18:25

    Драма шикарная! Впечатлило все. И сюжет, и игра актеров, и музыкальный фон.

    На протяжение всего фильма не покидала мысль, которая и после надолго осталась в моей впечатлительной головке: «Боже, ведь все это когда то было». В общем, очень грамотно снятая и реалистичная картина.

    После просмотра осталось такое ощущение, как будто я вместе с главным героем прожила эту чудовищную историю.

    Я думаю посмотреть этот фильм стоит каждому. Особенно в том, случае если вы считаете, что вся ваша жизнь жестянка, и понять (в сравнении конечно), что в принципе все не все уж так и плохо!)

    22 мая 2010 | 21:38

    Фильм «Полуночный экспресс» основан на реальных событиях, произошедших с американцем Билли Хэйсом в турецкой тюрьме, описанных им в автобиографической книге в соавторстве с Уильямом Хофнером. Само по себе выражение «Полуночный экспресс» по терминологии турецких страже правопорядка обозначает беглеца из-под конвоя, правда, побеги эти в основном заканчиваются неудачей. Историей Билли Хэйса, которому удалось вырваться из застенков тюрьмы благодаря стечению обстоятельств, заинтересовался сам Оливер Стоун, для которого «Полуночный экспресс» стал второй работой на стезе создания сценариев (первым фильмом известнейшего нынче режиссёра стал «Захват заложников» 1974-го года, который сам Стоун и снял). Руководство же режиссурой было доверено англичанину Алану Паркеру, успевшему обратить на себя внимание после развесёлой пародии на гангстерское кино «Багси Мэлоун», снятого про и для детей младшего и среднего возраста.

    Фильм начинается с того, что некий молодой человек в ванной при помощи скотча приклеивает к своему телу плотно спрессованные упаковки с неким содержимым. По другим фильмам зритель без труда поймёт, что молодой человек готовиться контрабандой провезти наркотики. Интуиция не подводит, но все же мы думает о том, чтобы дать совет парню не делать этого. Но его интуиция притуплена, ведь у себя дома он сможет хорошенько навариться на этом деле. Только вот бедолага выбрал совершенно неподходящий момент для своего деяния и вскоре он уже оказывается в турецкой тюрьме. Тут мы узнаём, что его зовут Билли Хэйс и что за такие преступления не должны давать большой срок, но суровые, нечеловеческие условия пребывания заключённых в тюрьме делают месяц там за три, год за десять. Билли Хэйсу придётся на собственной шкуре ощутить все тяготы жизни заключённого… Сколько же интересно раз он задумывался о своём проступке? Этот фильм может стать назиданием тем, кто решит, что если чуть-чуть преступить закон, но это ничего страшного.

    Роль Билли Хэйса сыграл актёр Брэд Дэвис. Сейчас это имя практически позабыто, но в своё время довольно красивый актёр был в списке самых популярных исполнителей. Смотришь на него, с его-то внешностью и думаешь: «Как же это тебя так угораздило, парень? Что ты вообще делаешь в этой дыре?». Брэд Дэвис, к сожалению, ушёл из жизни в возрасте 41 года, по официальному заключению он скончался от СПИДа, а по мнению его жены Брэд покончил собой, приняв смертельную дозу наркотических веществ, когда уже не мог выносить боли. Многие склоняются к тому, что Билли Хэйс — это лучшая роль актёра и с этим сложно не согласиться. Его притупленный взгляд, немногословность, непонимание того, что творится у него на душе с одной стороны успокаивают, а с другой пугают. В нескольких кульминационных сценах фильма Дэвис демонстрирует такую агрессию, что от неё становится жутко до шевеления волос на голове. После того как увидишь нападение Билли на тюремного «стукача», его встречу с возлюбленной в психбольнице, то уже отделаться от этих воспоминаний невозможно.

    Чтобы эти сцены были ещё более насыщенными драматически постарались и другие актёры. Джон Хёрт был отмечен несколькими номинациями, но я бы не его героя отметил в первую очередь, а, пожалуй, героя Рэнди Куэйда — ещё одного заключённого турецкой тюрьмы. Страшно было наблюдать как изверги-надзиратели «ломали» этого человека. Кстати по поводу «извергов» — сам Билли хэйс приносил извинения турецким властям за то, что турки были представлены в таком страшном свете в экранизации, потому что сам Хэйс такого в своей книге не писал. Отмечу и Паоло Боначелли, который сыграл провокатора и «стукача» Рифки. Вот же ненависть к его персонажу разъедала, но попробуйте так ещё сыграть! И не забуду про Айрин Миракл, исполнившую роль любимой девушки Билли. Она, пожалуй, полностью себя показала в одной только сцене, но этого было достаточно, чтобы восхититься её игрой. И, конечно, немаловажную роль сыграл антураж картины — от одного только вида турецкой тюрьмы содрогаешься, а оператор фильма Майкл Серезин сделал так, что ты будто чувствуешь носом запах сырости, трухи, гниения в местах, где пришлось побывать Билли Хэйсу.

    С этим фильмом режиссёр Алан Паркер сделал себе имя, которое до сих пор уважается во всех кинематографических кругах. Брэд Дэвис мог бы стать знаменательным актёром, великолепно сыграв роль Билли Хэйса — американца, оказавшегося в турецкой тюрьме. Ну а сам фильм «Полуночный экспресс» стал легендарным и то, что ему уже исполнилось практически 40 лет ничего не обозначает — он всё так же смотрится с замиранием сердца.

    9 из 10

    23 января 2016 | 11:53

    Фильм Алана Паркера по мемуарной книге Билли Хейса «Полуночный экспресс».

    Фильм о человеке, нежданно, негаданно попавшем в тюрьму, при чём в тюрьму не на родине, а в далёкой мусульманской стране.

    Сюжет основан на реальных событиях, хотя по словам автора книги, Билли Хейса слегка приукрашен.

    Герой фильма сам Билли Хейс, будучи в Стамбуле, решил немного подзаработать да попался в аэропорту с несколькими килограммами героина. Не повезло парню. Искала полиция террористов, нашла наркоту.

    И девушка нашего героя, /благо он её не посвятил в свой замысел/, улетела на самолёте в Америку одна. А Билли Хейс отправился в турецкую тюрьму. Тюрьма, она и в Турции тюрьма и пройти по кругам её, мрачным коридорам да не сломаться не так то и просто.

    Давным-давно, автор сего скромного опуса, то есть я имел «счастье» несколько раз посетить подобное заведение в советском варианте. Нет, я не отбывал срок, Бог миловал, я служил срочную во внутренних войсках. Там собственно я и понял мы все обыкновенные люди, мятущиеся и ошибающиеся, единственное меж нами различие в том, по какую сторону решётки мы находимся в данный момент. Думаю в этом состоит и главная идея фильма.

    Так вот повторюсь, оказавшись по ту сторону надо не сломаться.

    Отсидев несколько лет и после второго судебного заседания, получив срок почти на весь остаток жизни Билли Хейс понял, что такое пытка надеждой. В зале суда он срывается и выкладывает судьям всё, что думает по этому поводу. Да никого его мнение не интересует и после суда он отправляется обратно в камеру.

    Далее будут блок душевно больных, побеги, неудачные, удачные.

    Будут заунывные молитвы и стук колёс проходящего поезда. Поезда, зовущего на очередной рывок.

    Фильм оставит мрачный осадок. И не потому, что развитие сюжета предполагает тупик. Развитие мысли, навеянное фильмом, предполагает тупик.

    Тюрьма, даже самая комфортабельная это не то место, где человек может осознать себя человеком. В тюрьме человек, не звучит гордо. В тюрьме человек платит временем своей жизни, зачастую за ошибки общества, придумавшего законы по которым он должен жить.

    Законы меняются, потому, как меняется общество, а сроки остаются и моральные калеки плодятся в виде издержек цивилизации. Это страшно, тем, что нет вариантов. Не придумало человечество альтернативу и скорей всего не придумает.

    Это, что касается свободы, в которой от сумы да тюрьмы не застрахуешься.

    Били Хейсу, не повезло. Он попался. А если б не попался? Привёз бы гашиш домой, продал бы друзьям, заработал. Заработал бы на здоровье друзей, причём без зазрения совести. Выгодно вложил бы вырученные деньги, потом бы приумножил их подобным образом. Со временем может, стал бы банкиром, или даже сенатором.

    Не получилось, да? Попался. А может ему повезло, что он попался. Сохранил совесть в относительно чистом виде. Не принёс вред родной стране.

    Неоднозначный фильм. Вопросы без ответов, тупиковые вопросы.

    Вопросы нравственности, вопросы на которые можно ответить только своей жизнью.

    Дай только вам Бог в критический момент не впасть в искушение и обойти чашу сию, и пусть чаша сия обойдёт вас.

    25 октября 2014 | 22:28

    Фильм-антипропаганда.

    Для начала американец пытается вывезти из Турции несколько пакетов с гашишем, его ловят и он попадает под суд. Далее начинаются непонятные мне моменты. Почему я должен его жалеть? В чужой стране — живи по ее законам. Знал на что шел — сиди свой срок, каков бы он ни был.

    Турция выставляется страной людей-отбросов. Твари, проходимцы, наркоманы, среди которых затесался одуванчик Хейс. Хотя на самом деле он самый мерзкий персонаж из фильма, потому что остальные хотя бы не носят маски законопослушных граждан и не являются наивными идиотами.

    В тюрьме Хейс пишет слезливые, полные душевных терзаний американского быдла письма, играет в волейбол, постоянно покидает камеру и продолжает употреблять гашиш (пребывая в неудовольствии от его качества и цены). Его отец, полный не ужаса от того, что сын — без году неделя наркокурьер, но полный гнева к местной судебной системе, представляет собой сферического «менеджера-агента», который, как и сын, суется во все монастыри со своим уставом. Обоих хочется сгноить в этой же тюрьме и прокричать «Спасибо!» туркам.

    Хейс Меняет ориентацию, судя по сцене в душевой. Участвует в завораживающем диалоге «Тюрьма, келья, монастырь» и винит в происходящем всех, кроме себя: полицию, что обнаружили героин; консула, за то что тот принес весть о пожизненном (этот вообще попал под горячую руку); отца, не понять за что (возможно, за то, что зачал?); всех кто ему помогал за то, что не помогли. А за его выступление в суде я бы лично вкатил ему пожизненное.

    Окромя того, признается в ненависти к народу. Предлагает прокурору побыть на своем месте (вывезти гашиш?). Сравнивает себя с Иисусом Христом. Называет всех свиньями.

    Сюжет убивает все хорошее, что могло бы быть в этом фильме.

    Фильм ужасен. Ужасен в своем идиотизме.

    2 из 10

    28 февраля 2010 | 03:33

    «Полуночный экспресс» — и именно так правильно написание названия данной киноленты, когда словосочетание берется в кавычки, поскольку — это сленговый термин, означающий побег из тюрьмы, — основан на реальной истории американца Уильяма Хейса, который пытался пересечь турецкую границу с двумя килограммами гашиша, но был пойман в аэропорту и, после нескольких пересмотров его дела, приговорен судом к тридцати годам заключения в турецкой тюрьме. На тот момент, британец Алан Паркер, делал свои первые шаги на режиссерском поприще: за плечами был довольно-таки оригинальный гангстерский мюзикл «Багси Мэлоун», примечательный тем, что все роли в нем исполняли дети, — картина была тепло принята критиками и отмечена многими кинопризами, что позволило 34-летнему режиссеру, без лишних неудобств, перебраться через океан и попробовать свои силы в Голливуде. Там-то, ему и приглянулся текст некоего Оливера Стоуна, который адаптировал автобиографическую книгу Хейса, вышедшую годом ранее…

    Всего за 53 дня съемки, Паркеру удалось создать напряженную притчу о беззащитности простого человека перед жестокой машиной правосудия, чей механизм — это отлаженная система подавления, направленная не на перевоспитание преступника, а — на превращение его в покорное забитое животное. Ведь тюрьма — не только тесное помещение, в котором замкнут оступившийся человек. Это еще и безжалостные истязания администрации, и звериные нравы других заключенных, некоторые из которых, за особые привилегии, готовы с той же администрацией сотрудничать, дабы только не опускаться все ниже и ниже — в бездну безумия. И каждый из узников, перенося изо дня в день беспощадную практику унижения человеческого достоинства, таит в себе фантастическую мечту о мифическом «полуночном экспрессе», который, однажды, сделав в этом месте остановку, безвозвратно увезет его отсюда. И эта призрачная мысль о возможном побеге — пусть и несбыточном — помогает им пережить еще один кошмарный день.

    При этом, фильм лишен снисходительных стереотипов: среди персонажей, не найдется ни одного — кто был бы осужден по роковому стечению обстоятельств. Благодаря Оливеру Стоуну, который тщательно выписал характеры, зрители сопереживают отнюдь небезгрешным людям — многие, поддавшись легкомыслию и жажде наживы, по-своему преступили черту закона, — что позволяет картине, без надуманного пафоса, оголить уязвимое место органов судебной власти: любой преступник имеет право на справедливое наказание, соизмеримое содеянному им. И уж никак, не заслуживает быть беспомощной марионеткой в руках коррумпированного правительства, которому — всего-то и нужно! — как найти «козла отпущения» и устроить над ним показательный процесс. Тем самым, показав всему миру, их жесткую борьбу с проблемами преступности; когда же, на самом деле, они сами втайне потворствуют превышению полномочий и тотальному взятничеству.

    Брэд Дэвис, исполнивший роль Уильяма Хейса, сыграл в «Полуночном экспрессе» — пожалуй — свою главную роль в жизни. Подобно другим молодым талантливым актерам, чьи судьбы трагически завершились в самом расцвете сил, ему выпал шанс увековечить себя в мировом кинематографе — и он им воспользовался сполна. Его игра потрясает обширной гаммой эмоций; за два часа хронометража, ему удается пугающе достоверно показать метаморфозу своего героя, который, из своенравного беспечного янки медленно перевоплощается в затравленное агрессивное существо, что сходит с ума от окружающей его несправедливости. Особенно, стоит выделить сцены встреч персонажа Дэвиса с его отцом — в них столько трепета, тепла и любви друг к другу, отчего становиться сложно поверить в то, что этих двоих, не сковывают родственные узы, еще и за кадром. Чуть в стороне от главной звезды фильма, блистает пара харизматичных актеров — Рэнди Куэйд и Джон Херт; причем, последний — в некоторых эпизодах, своею колоритною игрой, немного оттеняет Дэвиса. И притом не только на экране! За свою роль Херт был удостоен премий Британской академии и Золотой глобус, а также, заслужил номинацию на Оскар… хотя, его более юного партнера Брэда Дэвиса, голливудские киноакадемики незаслуженно проигнорировали.

    Впрочем: золотые статуэтки кое-кому из создателей данного киношедевра — все же достались. Награды получили бескомпромиссный, точно выстроенный сценарий Оливера Стоуна и пробирающий душу синтезаторный саундтрек Джорджо Мородера (который позже, приложит руку к знаменитой музыке «Лица со шрамом», где также, сценаристом выступит — все тот же Оливер Стоун). Однако, невзирая на «прохладность» капризного Оскара, «Полуночный экспресс» пользовался огромным успехом в кинопрокате США, сумев в 15 раз превзойти свой скромный бюджет. Что неудивительно, поскольку некая философская перегруженность сюжета, никак не замедляет саму авантюрность истории, которая, благодаря искусному монтажу Джерри Хэмблинга, не отпускает наше внимание на протяжении ста двадцати минут экранного времени. Она покоряет тем, что исполнена истинной веры в человека и человечность; она учит сохранять надежду там, где ее практически невозможно в себе удержать.

    9 из 10

    15 сентября 2015 | 01:11

    Снять идеальный фильм о людях, прошедших жернова тюремной жизни и показать при этом самые драматические моменты их судьбы, представляется поистине запредельной возможностью для любого режиссёра, потому что ни одна видеокамера не способна запечатлеть душу героя так же глубоко, как его письма или воспоминания. В погоне за совершенным воплощением людей по ту сторону решётки порой создавались по-настоящему захватывающие истории — «Побег из Шоушенка», ставший достойной, пусть и идеалистичной экранизацией произведения Стивена Кинга, но искушённые зрители помнят и менее известный «Бангкок Хилтон» — драматический сериал, одним из первых показавший слабый пол в суровых тюремных условиях чужой страны и более поздний «Форс-мажор», где ярко сыграл молодой Хоакин Феникс. Тюремная тематика сродни военной — любое искажение здесь представляется грубой ошибкой, способной перечеркнуть все другие достоинства. Алан Паркер, подаривший миру «Полуночный экспресс» на заре карьеры, не ошибся ни в выборе темы для третьего полнометражного фильма, ни в решении направить режиссуру в сторону людей с заведомо непростыми судьбами, что уже доказано временем.

    В истории Соединённых Штатов Америки бывали разные времена, и рубеж 60 — 70-х годов прошлого столетия стал одним из ключевых её этапов, лихолетьем внешней политики. Погрязнув во Вьетнаме, американские власти встретили стойкое неприятие данного акта со стороны своих же солдат, массово употреблявших наркотики и в скором времени провозгласили Турцию главным экспортёром опиума в США, грамотно привязав данный факт к проблеме роста популярности дури среди молодёжи. Главную роль здесь сыграл новоизбранный президент Ричард Никсон, поэтому обострение отношений двух держав было не за горами. В условиях «опиумного вопроса» Турция как уязвимое звено отыгрывалась как могла, и поимка подданных Нового Света на краже или контрабанде дури имела огромное значение. Билли Хейс, арестованный как раз за контрабанду двух кило гашиша, и стал прототипом героя «Полуночного экспресса», доведённого до ума Оливером Стоуном в качестве сценариста.

    Фильм Алана Паркера — это репортаж с петлёй на шее от человека, судьба которого в определённый момент оказалась смыта туда, где самое место наркотикам, ставшим причиной его проблем. Был ли в действительности Билли Хейс смелым авантюристом или просто шёл на риск, сказать сложно. В фильме он — простой парень из благополучной семьи, сбившийся из прибрежных океанских вод своей родины в самый центр бурной речушки под названием Стамбул. Не зря, всё-таки, этот город именуют «городом контрастов» — именно здесь жизнь Билли навсегда разделилась на чёрное и белое с более чем 50 оттенками серого цвета. Даже несмотря на отсутствие турецкой действительности в кадре, заменённой на мальтийскую, впечатления от тюремной системы на экране более чем внушительные. Одни только зверства в виде бастонады и открытого презрения к иноверцам стоят целых рассуждений об условиях содержания в тюрьмах стран третьего мира. И теперь кажется, что неповторимость и острота этого фильма сложились в гармонию не только от правдивости сюжета, но и от правдивости тех, кто сделал его по-настоящему сокровенным, в том числе и актёров.

    Билли и впрямь не похож ни на кого из других известных узников в кино. Изначально спокойный и уравновешенный, он словно бы обречён заочно сдаться и признать свою жизнь неудачной, особенно, после второго приговора длиной в 30 лет. В действительности этого не происходит. Внешне Билли остаётся смиренным человеком, но внутренне он давно уже изменился и сложно сказать, в лучшую или худшую сторону. Алан Паркер предоставляет своему герою полную свободу действий и мысли, говорящему в зале суда такие слова, которые в иной исламской стране вряд ли бы стерпели. По мысли Паркера, настоящий человек и на зоне остаётся свободным от предрассудков и не должен забывать о своём добром имени, отстаивая его любыми возможными способами. Для Билли страшный приговор стал не жирной точкой, а, скорее, многоточием, когда уже нет смысла притворяться даже скептиком, потому что и так всё очевидно. Остаётся лишь маленький шанс выжить в образе того самого Полуночного экспресса, под которым понимается совершенно особая, недоступная свободным людям трактовка счастливой случайности.

    Помимо самого Билли, огромную роль в его мировоззрении сыграли те, с кем он разделял свои самые тёмные дни. Вообще, про актёрский ансамбль «Полуночного экспресса» следует говорить особыми словами, так как буквально каждый персонаж подобран на редкость грамотно и составляет неотъемлемую часть общего эффекта. Героев можно обозначить как люди «по ту» сторону и «по эту». Трое из четырёх сокамерников Билли оказались хорошими людьми, хоть и с букашками в голове, и это стало, быть может, его самой главной удачей в тюремной жизни. Бесшабашный хулиган Джимми, больше всех мечтающий о дерзком побеге, передал Билли свои лучшие качества, сделав того более бойким и бесстрастным в отношении обидчиков. Эрик из Скандинавии оказался просто адекватным мужиком, всячески поддерживая Билли и больше всех помогая ему. Апатичный и болезненный Макс после выхода Эрика и исчезновения Джимми стал ему ближе всех, что хорошо считывалось в финальной сцене. В какой-то мере Билли посчастливилось, что рядом с ним не одни подлецы или люди чуждого менталитета, и это везение помогло ему найти в себе силы поочерёдно справиться с неизбежными волнами Страха, Одиночества и Безумия, рассечь каждую из них, чтобы под завораживающую музыку Джорджо Мородёра вновь бежать по неспокойной воде к своему берегу, к заветной мечте о спасении.

    Многим зрителям «Полуночный экспресс» покажется слишком жестоким, другим — слишком политизированным, но я предпочитаю называть этот фильм честным. Не за мрачное свидетельство того, как трактуется моральное превосходство закона в некоторых странах и не за смелость режиссёра, негласно выражающего политическую и нравственную позицию западного мира. Честность этого фильма в том, что он не опускается ниже собственного высокого уровня ни в самые тяжёлые, ни в самые возвышенные моменты и ни на секунду не скатывается к спасительным в подобных случаях сентиментальности или заведомой мистификации происходящего. Брэд Дэвис совершил то, что на языке Станиславского звучит как «понимать — значит чувствовать». И можно только сожалеть о том, что этот актёр прожил так мало, хоть и воплотил одну из самых ярких ролей в мировом кино. Ведь главное — именно это, а обо всё остальном пусть рассудит тот, кто захочет.

    24 января 2016 | 02:03

    Фильм 1978 года, а по-прежнему смотрится свежо. В этом и есть отличительная черта мастера — картины настоящих художников никогда не устаревают. Сюжет фильма, в целом, очень прост, пересказывать не буду. Хотелось бы обратить основное внимание на фирменный «паркеровский» стиль, который в этой картине особенно хорошо заметен — некрасивые люди, самые обыденные предметы обихода, минимализм интерьеров, простота, граничащая с примитивизмом, в отношениях. В это всё в одном флаконе именно и притягивает внимание. Плюс все события фильма разворачиваются на необычном фоне — турецком — а это тоже, надо сказать, в исполнении Паркера открывает глаза на прошлое товарищей с «лучшим курортным средиземноморским сервисом» в наше время. Правда, турецкая тюрьма образца 1978 года выглядит немного как иной 3-х звёздочный отель сегодня (гашиш, чай, своя кухня, развлечения и т. п.), но это даже добавляет какой-то «необычности» происходящему. Уверен, что Паркер воссоздал атмосферу оригинала того времени со своей обычной скурпулёзной точностью.

    Мне показалось во время просмотра, что именно «турецкая составляющая» удалась Паркеру в картине лучше всего. Турки — полицейские, адвокаты, судьи, надзиратели, сокамерники — получились на редкость колоритными и живыми персонажами. Вот веришь в них сразу. «Американская» линия, как по мне, получилась более блеклой — ни одного запоминающегося яркого персонажа.

    А в целом — картина явно из разряда ХУДОЖЕСТВЕННЫХ — каждый кадр выверен как хорошее полотно художника — свет, антураж, грим, интерьер — всё снято на высочайшем художественном уровне. Смотрится с удовольствием. Впрочем, как и всегда у Аллана Паркера.

    Хорошо будет смотреться в коллекции знатока кино.

    8 из 10

    12 ноября 2009 | 12:21

    Снимать про тюрьму всегда выгодно с той позиции, что можно раскрыть не только тему внутренней и внешней свободы человека, что и предполагает само по себе такое госзаведение как тюрьма, но и проявить всю внутреннюю суть героя, поставив его в изначально пограничные выживанию условия. Учитывая особенности описываемых «не столь отдаленных мест», всегда оказывается трудным и не соврать и зрителю, хотя всем итак должно быть понятно, что благородных личностей за решеткой мало, но и не напугать его излишней жестокостью, которую и на экраны то лучше не пускать.

    Для Алана Паркера тюрьма — это не столько четыре стены, в которых его персонаж осмысливает себя и ищет источники, где черпать дальнейшие силы, как это преподносит Фрэнк Дарабонт, а живой организм и чудовищное проявление одной из основных особенностей государства сосредотачивать и распоряжаться властью, не всегда честным путем. Это только недавно заговорили о правах заключенных, и о насилии над личностью со стороны сокамерников и тюремных надзирателей. В 1978 году «Полуночный экспресс» потряс многих своей откровенностью и жестокостью, в том смысле, что шаг за шагом продемонстрировал, как обыкновенный человек за мелкое преступление сперва оказывается пешкой в дипломатической игре и получает почти пожизненный срок, и как он в дальнейшем деградирует, ломаясь среди людей, для которых закон уже не значит ровным счетом ничего и даже не пугает.

    Взятая за основу история заключенного Билли Хейса, которого турецкие власти засадили за контрабанду гашиша, в руках сценариста Оливера Стоуна и режиссера Алана Паркера, выглядит талантливой агиткой, на тему, как бесчеловечно поступают с людьми в тюрьмах недемократических стран. Я убежден, что показанная в «Полуночном экспрессе» тюрьма далеко не самая худшая и жестокая, и что в Америке ситуация с заключенными ненамного лучше. А уж в России и вовсе понятным становится, что не столько страшен надзиратель с дубиной за металлической дверью, сколько сосед по камере, у которого всегда припасено лезвие или стеклышко, чтобы вскрыть тебе горло. Турецкая сторона и не собиралась принимать съемочную группу из Штатов, и тем пришлось снимать на Мальте. Политическую подоплеку фильма в дальнейшем можно опустить, так как помимо того, что «Ночной экспресс» это своеобразный политический укол, это еще и близкий к гениальности фильм на тему.

    Реальный Билл Хейс, как известно, в комментариях к фильму сказал, что Алан Паркер слегка преувеличил и додумал подробности его заключения. Мне же показалось, что скорее смягчил, если брать «Полуночный экспресс» как собирательный образ того прессинга, которому подвергается заключенный. Вызывает симпатию то, что изначально герой фильма не является очередным «невинно осужденным». Билл, строго говоря, настоящий преступник. Можно поспорить на тему, что гашиш — не наркотик, и даже в традиции некоторых стран, но раз он числится в реестре наркотических веществ, то заниматься его контрабандой, как ни выкручивай, противозаконно. Другое дело, что Турция более ли менее либеральная страна. Страшно подумать, что сделали бы с Биллом в Саудовской Аравии или в Йемене.

    В дальнейшем идет откровенный рассказ о нравах, царящих в турецком тюремном обществе, которому вменяется и вышеупомянутая жестокость, и подлость, и лицемерие, и сексуальное насилие, и коррупция с превышениями полномочий. Через всё это в той или иной степени приходится пройти герою картины. Главное — это не терять надежду, твердят ему все, но в центральном эпизоде, когда Биллу остается сидеть 53 дня, уже почти надломленному человеку, суд Анкары берет его дело на доследование и опровергает решение суда Стамбула, увеличивая срок до 30 лет. Про надежду всем тактично следует промолчать. Остаются лишь крайние меры, одиночество и безумие. Полуночный экспресс, о котором перешептываются заключенные — это побег, та самая крайняя мера. Граница с Грецией и свобода. Последний волосок, за который можно уцепиться и на мгновение забыть об окружающей действительности, все более напоминающей ад. 

    Главным достоинством «Полуночного экспресса» можно назвать вменяемую ему откровенность, хорошую актерскую игру Брэда Дэвиса, и саундтрек, представляющий собой турецкие электронные мотивы, отмеченные «Оскаром». Из многих фильмов про тюрьму «Полуночный экспресс» выделяет честность в образе главного персонажа, а честность и фальшь на экране всегда чувствуются. Что-то честное про тюрьму может быть и правда тяжелым и неприятным. Когда над человеком регулярно издеваются и унижают, это меньше всего должно вызывать возвышенные чувства, а в тюрьмах только этим и занимаются. И люди ломаются там, и выходят на волю совсем другими, нежели чем были, если вообще выходят. С бывшими зэками мало кто общается, их почему-то подсознательно боятся. «Полуночный экспресс» как раз для тех, кто хочет разобраться в своем подсознательном страхе. Он живописно и талантливо расскажет о том, о чем вы слышали лишь краем уха. И то, ей-богу, приврет же, чтобы не слишком шокировать. А вот то, что в Краснодарских колониях для несовершеннолетних, заключенные впрыскивают себе в вены в воду, чтобы попасть госпиталь и хотя бы пару дней побыть вне «этого», это да, бывает. И об этом должны знать все, а выводы пусть уж каждый делает сам.

    9 из 10

    29 августа 2011 | 03:08

    А ведь и, правда, чем заслужил Алан Паркер своё место в истории кинематографа, а так же уважение многих киноманов? Ну «Миссисипи в огне» очередные морали «злые белые уже достали бедных чёрных», «Птаха» типичная смазливая драма о двух друзьях, «Стена», если не брать во внимания шикарную анимацию Скарфа и группу «Pink Floyd», просто оригинальный фильм о личной трагедии одного человека. Все остальные картины такие же, добротные, но проходные, так? Нет чёрт возьми! Это логика обыкновенного зрителя. На самом деле не всё так просто. Дело в том, что у Паркера фильмы с двойным дном. «Миссисипи в огне» на самом деле разбирает человеческую жестокость, ненависть, обрисовывает чудовищную реальность, как сказал один автор «Реальная история стала лишь поводом для очередного кинообобщения на тему Ада, удобно расположившегося под сенью небес». «Птаха» показывает судьбу целого поколения воевавших во Вьетнаме, ужас войны, заставляющий человека бежать в себя от окружающей реальности. «Стена» это уже философская драма про грани человеческой психики и души, про судьбу человека в современном мире. Поэтому некоторым людям открывается совершенно другой Алан Паркер, и фильмы предстают в совершенно ином свете.

    Ну, так что же представляет собой фильм «Полуночный экспресс»? Прежде хочется отметить стиль, с которым снята картина. Такой атмосферы я не видел в кино давно, впервые кадры режиссёр искусно вызывает напряжение у зрителя, путём долгих планов, концентрирующих внимание на персонаже, и стуком сердца за кадром. Уже знаешь, что главный герой попадёт за решётку, но это только усиливает стук собственного сердца и вгоняет напряжение, что хочется, что бы пронесло парня, а всё неизбежно катится к тюремному заключению. После такого напряжения всё резко меняется на мрачные, типично Паркеровские тона. Создаётся атмосфера, чуть ли не антиутопии, схожая по воздействию примерно с Альфавилем, вот только там холод и мрак разбавлялся темой любви, а тут, хоть и присутствует пара трагичных сцен (моменты с отцом), сентиментальность стараются заменить цинизмом (к примеру, сцена встречи Билли с девушкой), порой даже чёрный юмор. Но при всём этом тут так же чувствуется и воля к свободе, стремление разрушить стены вокруг себя.

    Данную картину могут упрекнуть в оскорблении Турции, иногда Паркер действительно перегибает палку, но он лишь выражает своё возмущение данным инцидентом, не переходя к нападкам на турецкий народ, да и не интересует его конкретный случай. События «Экспресса» лишь метафора для глубоких рассуждений. Алан вновь возвращается к теме Ада на земле, вообще у него очень мрачное видение мира. В «Птахе» в виде Ада выступает война, в «Миссисипи в огне» это штат вроде бы цивилизованного государства, в «Стене» главный герой, сооружая вокруг себя ограждение от мира, сам строит свой маленький ад. «Полуночный экспресс» продолжает этот список. Тюрьма здесь не просто ограждает определённую категорию людей от общества, в этих стенах всеми способами подавляется воля и человеческая душа. Тюрьма, это олицетворение современного государства, старающегося воспитать стадо покорных овец. Паркер затрагивает так же и тему тоталитарного контроля в современном обществе, и основную роль в раскрытии мыслей режиссёра играет именно судьбы главных героев.

    Основные действующие лица это Билли, Макс и Джимми. Джимми человек с шилом в известном месте. Его постоянные попытки сбежать оканчиваются чудовищным избиением. Но, даже получая ужасные побои, он теряет надежды умчаться на Полуночном экспрессе, и продолжает бороться. Билли и Макс поначалу лишь наблюдают за его действиями. У Билли есть шанс выйти на свободу, на оправдание в суде, и он не пытается совершить какие либо глупости. Макс же не верит в возможность побега, приняв дозу наркотика, он обнимает свою любимую кошку и просто уходит подальше от суровой реальности куда-то в мир грёз. По сути, и у Макса и у Билли есть зацепка с миром по ту сторону стен, кошка и надежда на освобождение, но обе теряются, Кошку Макса убивают, Билли же сажают на больший срок. Тогда они оба примыкают к Джимми, и тут то самое основное. Когда Билли идёт против потока людей, не взирая на убеждения идти как все. Паркер призывает постоянно бороться с окружающей реальностью. Как? Если плыть против течения ненароком и утонуть. Но куда впадает река? Верно, всё ровно пойдёшь топором ко дну, но так ты получаешь шанс выбраться. Макс после первого же поражения сдаётся, и что потом? Он умирает, не физически но духовно, навсегда уходя в себя, прочь от реального мира. Билли же не желает такой участи, он следует примеру Джимми идёт против течения, в итоге вырывает давно заслуженную свободу.

    Стоит отметить актёрские работы. Билли Хейс роль очень трудная и многогранная. Нужно было показать постоянную борьбу внутри персонажа, когда он фактически находится на грани между желанием жить и судьбой Макса, оставаться вечно в этих стенах. И хочу сказать, Брэд Дэвис сыграл очень убедительно, особенно понравилась сцена расправы над Рифки, вот уж где действительно был всплеск эмоций. Показать в данном моменте столько ненависти, столько агрессии, и не слукавить (иначе это вызовет лишь смех) задача не простая, как кажется на первый взгляд, но Дэвис справился на 100%, эпизод вышел по-настоящему страшным. Жаль, что Брэд так и не стал большой звездой, жаль, что умирают таланты, а всякие бездари продолжают зарабатывать себе псевдофанатов.

    Джону Хёрту исполнявшему роль Макса, нужно было показать постепенное разложение личности, и ограждение от окружающей среды. Многие актёры, действуют в похожих ситуациях как по одному плану, «постоянно смотреть в одну точку и держать открытым рот», тогда зритель зарыдает, бедный-бедный. Но Хёрту веришь и сострадаешь, персонаж получился очень колоритный и реальный. Жаль его, под всеми ударами жизни он просто более не способен сопротивляться, а потому умирает на глазах зрителя. Ещё хочется отметить работу Рэнди Куйэда, всё же взрывной и харизматичный вышел у него Джимми, даже приносящий долю юмора. Хоть и туповат, бывает, напрашивается постоянно на неприятности, а всё же симпатизирует зрителю, потому что чётко следует своей цели, и никогда не теряет надежды.

    В итоге очередной успех Паркера. Мощная драма, о сопротивлении системе, подавляющей волю в человеке, о стремлении к свободе, стремлении жить. Атмосферный, отлично снятый, великолепно сыгранный фильм. Да что тут говорить, рекомендую к просмотру. Алан Паркер признанный гений, и он по праву заслужил свое место в истории кинематографа.

    9 ноября 2009 | 22:30

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>