всё о любом фильме:

Полуночный экспресс

Midnight Express
год
страна
слоган«Walk into the incredible true experience of Billy Hayes, and bring all the courage you can!»
режиссерАлан Паркер
сценарийОливер Стоун, Билли Хейс, Уильям Хофнер
продюсерАлан Маршалл, Дэвид Паттнэм, Питер Губер
операторМайкл Серезин
композиторДжорджо Мородер
художникДжеффри Керклэнд, Ивэн Геркулес, Милена Канонеро
монтажДжерри Хэмблинг
жанр драма, криминал, биография, ... слова
бюджет
сборы в США
зрители
США  15 млн,    Франция  5.97 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 18 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время121 мин. / 02:01
Номинации (2):
В основу этой драмы легли реальные события из жизни американского гражданина Билли Хейса. За незначительное правонарушение он был приговорен турецкими властями к беспрецедентно большому сроку.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
95%
20 + 1 = 21
7.8
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • В книге Брэда Дэвиса, исполнителя главной роли фильма, рассказано, что во время раскрутки картины, в его жизни имели место проблемы с наркотиками.
    • На роль Билли Хейса претендовали Джон Траволта и Ричард Гир.
    • Несмотря на то, что в титрах обозначено, что фильм основан на реальных событиях, Билли Хейс заявил, что события картины выглядят преувеличенными и отчасти вымышленными по сравнению с его настоящим заключением в Стамбульской тюрьме, более 20 лет назад.
    • Хотя действия фильма происходят в Турции, съемки фильма проходили в мальтийской Валетте.
    • Съемки перенесли на Мальту после получения отказа от турецких властей.
    • Турецкие чиновники сильно обиделись на то, как изображена их страна в фильме. Об этом они громко заявляли во всеуслышание.
    • В одной из начальных сцен в аэропорту можно заметить длинноволосого человека в темной одежде, удаляющегося от камеры. Очевидно, что этот человек не кто иной, как режиссер Алан Паркер.
    • Фильм был снят за 53 дня.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • Сцена, в которой персонаж Брэда Дэвиса откусывает язык одного из заключенных, настолько не нравилась всей съемочной команде, что все ее члены покинули съемочную площадку во время ее съемки, оставив Алана Паркера с двумя актерами. На самом деле, Дэвису пришлось держать во рту свиной язык.
    • Первоначальный сценарий Оливера Стоуна предполагал раскрыть детали побега Билли Хейса через горы, но скромный бюджет проекта не позволил отснять эти сцены.
    • еще 7 фактов
    Трейлер 01:20

    файл добавилFarBoy

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 8.5/10
    Этот фильм основан на реальной истории молодого американца Билли Хейса, приговорённого за контрабандный провоз двух килограммов гашиша на длительный срок пребывания в турецкой тюрьме. 34-летний британский режиссёр Алан Паркер добился мировой известности, создав драматическую притчу о насилии и власти, о беззащитности человека перед системой подавления. То, что позже им будет выражено уже в иносказательной форме в кино-рок-опере «Пинк Флойд — Стена», было впервые опробовано именно в «Полуночном «экспрессе». Кстати, второе слово в названии следует брать в кавычки, поскольку «экспресс» — это слэнговое определение побега из тюрьмы. Каждый из заключённых мечтает о таком бегстве: пусть это лишь иллюзия, но она помогает переносить издевательскую практику унижения человеческого достоинства. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 65 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Невероятный, потрясающий, завораживающий фильм. Давненько я таких не смотрел. Шедевр тюремного кино в чистом виде.

    Главный герой попадает в турецкую тюрьму. Причем попадает не просто так, а за дело — перевозку наркотиков. Налицо преступление. И герой получает наказание. Вот только наказание это настолько суровое, что несоразмерно с преступлением. Пожизненное заключение в тюремном аду, где сидят не люди, а тени людей; где охранники подвергают тебя зверским экзекуциям за любой проступок; где тебе дарят минутную надежду на свободу, чтобы тут же её погасить.

    Фильм приковывает к экрану уже с первых минут, и здесь налицо первоклассная режиссура Алана Паркера. Все 112 минут я ЖИЛ в этой истории, терпел заключение вместе с героем — вот вам волшебная сила киноискусства! Силой отличной режиссуры, отличного сценария (в основе которого реальная история.. и это страшно), отличного саундтрека и отличной актерской игры «Полуночный экспресс» полностью засасывает в себя. Хотя в картине не наблюдается экшена, захватывает она сильнее любого боевика.

    Мои аплодисменты всему актерскому составу. Брэд Дэвис блистательно воплотил образ жизнелюбивого человека, винтиками правосудия низведенного до состояния ничтожества, амебы. Отрицательные герои вызывают антипатию уже с первого взгляда на них.

    Аплодисменты пронзительной музыкальной теме, которая долго ещё после просмотра играла у меня в голове.

    И если сравнивать с другим культовым фильмом про тюрьму, то «Экспресс» антипод «Побегу из Шоушенка». В «Побеге» показан решительный персонаж, который смог подмять безжалостную систему под себя и остался победителем. В «Экспрессе» решительного персонажа, увы, подминает система, оставляя от человека одно название. И если «Побег» был жизнеутверждающим, то «Экспресс» наоборот, мрачный, тяжелый фильм, не для просмотра с пивком и чипсами. Местами смотреть на экран тяжело, местами вообще невыносимо. История из категории «радуйтесь, что закончилось все не так уж плохо».

    Хотя до просмотра «Экспресса» я считал «Побег» лучшим фильмом про тюрьму ("Зеленую милю» не затрагиваю — там несколько другая суть), но теперь признаю — Алан Паркер справился со своей задачей лучше Дарабонта.

    Посмотрите «Полуночный экспресс», не пожалеете. Единственный совет — если надеетесь на легкий просмотр, забудьте. Фильм безжалостный, но зато правдивый. Такое происходит постоянно. А на правду пенять нечего, никто из нас не застрахован от таких ошибок…

    10 из 10

    14 марта 2013 | 17:51

    Идея фильма не нова. Тема тюремного заключения звучала лейтмотивом во многих фильмах мирового кинематографа. Однако дополнительной интриги этой картине добавляет два момента: в основе фильма — реальные события и режиссер Алан Паркер.

    Если отвлечься от того факта, что Билли Хейес (Б. Дэвис) все-таки совершил преступление (попытка транспортировки наркотиков через границу не добавляет герою крылышек), то парню можно только посочувствовать. Один. В чужой стране. При полном незнании языка. С практически мизерной надеждой на спасение. Попытки продажного адвоката уменьшить срок заключения, привели к еще большей трагедии — пересмотр дела усугубил приговор первого суда и фактически лишил надежды увидеть небо не через решетку. Да это еще повезло парню — не будь он иностранцем турки бы его казнили… Родители и любимая девушка далеко, в благополучных Штатах.

    В фильме подробно показаны тюремные порядки. Иногда становится противно до отвращения. И среди этого беспросветного сумрака есть только три человека, не желающие мириться с безысходностью происходящего — это Билли и его новые товарищи по несчастью. Они и такие, как они, придумали спасительный миф о полуночном экспрессе в новую жизнь… на свободе.

    Поразительны сцены свидания Билли и Сьюзен (И. Мирэкл), которая независимо ни от чего продолжает любить и помнить возлюбленного, и мести Билли стукачу Йесилу (Ф. Диоген). Трогательны кадры общения Билли с отцом (М. Келлин). И совершенно непередаваемо обессиленное стенание Билли Хейеса после объявления ему окончательного приговора.

    Восхитил своей игрой Брэд Дэвис — очень убедителен в каждом мгновении фильма — и его опасливое, воровское озирание по сторонам во время обыска в аэропорту, и его поведение в процессе суда, в отношении родителей и Сьюзен. Разъяренный, совершенно безумный взгляд и волчий оскал во время драки с Йесилом. Пожалуй, именно игра неизвестного мне до этого фильма Б. Дэвиса обеспечивает 90% незабываемого впечатления от происходящего на экране.

    Игра остальных актеров на уровне, но до правдивости, убедительности, цельности персонажа Дэвиса им очень далеко. Понравилась операторская работа. Отдельное спасибо режиссеру — особенно за эпизод с откушенным языком — это омерзительно и потрясающе одновременно.

    И отдельно хочется отметить саундтрек — великолепный, бесподобный и очень органично вписывающийся в атмосферу картины. Джорджо Мородер настолько хорошо справился со своей задачей, что моментами кажется, что это не музыка, а естественное течение жизни, учащенное биение сердца, полный духовный упадок и восстание из пепла. Саундтрек, не побоюсь этого слова, гениален!

    9 из 10

    7 июля 2008 | 21:32

    А ведь и, правда, чем заслужил Алан Паркер своё место в истории кинематографа, а так же уважение многих киноманов? Ну «Миссисипи в огне» очередные морали «злые белые уже достали бедных чёрных», «Птаха» типичная смазливая драма о двух друзьях, «Стена», если не брать во внимания шикарную анимацию Скарфа и группу «Pink Floyd», просто оригинальный фильм о личной трагедии одного человека. Все остальные картины такие же, добротные, но проходные, так? Нет чёрт возьми! Это логика обыкновенного зрителя. На самом деле не всё так просто. Дело в том, что у Паркера фильмы с двойным дном. «Миссисипи в огне» на самом деле разбирает человеческую жестокость, ненависть, обрисовывает чудовищную реальность, как сказал один автор «Реальная история стала лишь поводом для очередного кинообобщения на тему Ада, удобно расположившегося под сенью небес». «Птаха» показывает судьбу целого поколения воевавших во Вьетнаме, ужас войны, заставляющий человека бежать в себя от окружающей реальности. «Стена» это уже философская драма про грани человеческой психики и души, про судьбу человека в современном мире. Поэтому некоторым людям открывается совершенно другой Алан Паркер, и фильмы предстают в совершенно ином свете.

    Ну, так что же представляет собой фильм «Полуночный экспресс»? Прежде хочется отметить стиль, с которым снята картина. Такой атмосферы я не видел в кино давно, впервые кадры режиссёр искусно вызывает напряжение у зрителя, путём долгих планов, концентрирующих внимание на персонаже, и стуком сердца за кадром. Уже знаешь, что главный герой попадёт за решётку, но это только усиливает стук собственного сердца и вгоняет напряжение, что хочется, что бы пронесло парня, а всё неизбежно катится к тюремному заключению. После такого напряжения всё резко меняется на мрачные, типично Паркеровские тона. Создаётся атмосфера, чуть ли не антиутопии, схожая по воздействию примерно с Альфавилем, вот только там холод и мрак разбавлялся темой любви, а тут, хоть и присутствует пара трагичных сцен (моменты с отцом), сентиментальность стараются заменить цинизмом (к примеру, сцена встречи Билли с девушкой), порой даже чёрный юмор. Но при всём этом тут так же чувствуется и воля к свободе, стремление разрушить стены вокруг себя.

    Данную картину могут упрекнуть в оскорблении Турции, иногда Паркер действительно перегибает палку, но он лишь выражает своё возмущение данным инцидентом, не переходя к нападкам на турецкий народ, да и не интересует его конкретный случай. События «Экспресса» лишь метафора для глубоких рассуждений. Алан вновь возвращается к теме Ада на земле, вообще у него очень мрачное видение мира. В «Птахе» в виде Ада выступает война, в «Миссисипи в огне» это штат вроде бы цивилизованного государства, в «Стене» главный герой, сооружая вокруг себя ограждение от мира, сам строит свой маленький ад. «Полуночный экспресс» продолжает этот список. Тюрьма здесь не просто ограждает определённую категорию людей от общества, в этих стенах всеми способами подавляется воля и человеческая душа. Тюрьма, это олицетворение современного государства, старающегося воспитать стадо покорных овец. Паркер затрагивает так же и тему тоталитарного контроля в современном обществе, и основную роль в раскрытии мыслей режиссёра играет именно судьбы главных героев.

    Основные действующие лица это Билли, Макс и Джимми. Джимми человек с шилом в известном месте. Его постоянные попытки сбежать оканчиваются чудовищным избиением. Но, даже получая ужасные побои, он теряет надежды умчаться на Полуночном экспрессе, и продолжает бороться. Билли и Макс поначалу лишь наблюдают за его действиями. У Билли есть шанс выйти на свободу, на оправдание в суде, и он не пытается совершить какие либо глупости. Макс же не верит в возможность побега, приняв дозу наркотика, он обнимает свою любимую кошку и просто уходит подальше от суровой реальности куда-то в мир грёз. По сути, и у Макса и у Билли есть зацепка с миром по ту сторону стен, кошка и надежда на освобождение, но обе теряются, Кошку Макса убивают, Билли же сажают на больший срок. Тогда они оба примыкают к Джимми, и тут то самое основное. Когда Билли идёт против потока людей, не взирая на убеждения идти как все. Паркер призывает постоянно бороться с окружающей реальностью. Как? Если плыть против течения ненароком и утонуть. Но куда впадает река? Верно, всё ровно пойдёшь топором ко дну, но так ты получаешь шанс выбраться. Макс после первого же поражения сдаётся, и что потом? Он умирает, не физически но духовно, навсегда уходя в себя, прочь от реального мира. Билли же не желает такой участи, он следует примеру Джимми идёт против течения, в итоге вырывает давно заслуженную свободу.

    Стоит отметить актёрские работы. Билли Хейс роль очень трудная и многогранная. Нужно было показать постоянную борьбу внутри персонажа, когда он фактически находится на грани между желанием жить и судьбой Макса, оставаться вечно в этих стенах. И хочу сказать, Брэд Дэвис сыграл очень убедительно, особенно понравилась сцена расправы над Рифки, вот уж где действительно был всплеск эмоций. Показать в данном моменте столько ненависти, столько агрессии, и не слукавить (иначе это вызовет лишь смех) задача не простая, как кажется на первый взгляд, но Дэвис справился на 100%, эпизод вышел по-настоящему страшным. Жаль, что Брэд так и не стал большой звездой, жаль, что умирают таланты, а всякие бездари продолжают зарабатывать себе псевдофанатов.

    Джону Хёрту исполнявшему роль Макса, нужно было показать постепенное разложение личности, и ограждение от окружающей среды. Многие актёры, действуют в похожих ситуациях как по одному плану, «постоянно смотреть в одну точку и держать открытым рот», тогда зритель зарыдает, бедный-бедный. Но Хёрту веришь и сострадаешь, персонаж получился очень колоритный и реальный. Жаль его, под всеми ударами жизни он просто более не способен сопротивляться, а потому умирает на глазах зрителя. Ещё хочется отметить работу Рэнди Куйэда, всё же взрывной и харизматичный вышел у него Джимми, даже приносящий долю юмора. Хоть и туповат, бывает, напрашивается постоянно на неприятности, а всё же симпатизирует зрителю, потому что чётко следует своей цели, и никогда не теряет надежды.

    В итоге очередной успех Паркера. Мощная драма, о сопротивлении системе, подавляющей волю в человеке, о стремлении к свободе, стремлении жить. Атмосферный, отлично снятый, великолепно сыгранный фильм. Да что тут говорить, рекомендую к просмотру. Алан Паркер признанный гений, и он по праву заслужил свое место в истории кинематографа.

    9 ноября 2009 | 22:30

    Удивительная судьба молодого американца Билли Хэйса, попавшего в турецкую тюрьму за попытку перевезти на родину 2 кг гашиша. Человек совершил ошибку, и общество незамедлительно поставило на нем крест. Чужое государство сделало его козлом отпущения, а родную страну не слишком заботило существование простого парня, попавшего в передрягу.

    Турецкая тюрьма, являющаяся основным местом действия фильма, представляет собой некий оплот мракобесия, лжи, лицемерия и фальши. Оплот, который постепенно уничтожает все человеческое в большинстве попавших туда. Так работает система, инструментами которой являются унижения, избиения и всяческие глумления над заключенными. Неудивительно, что турецкие власти выражали свое недовольство тем, как изображена их страна и, конкретно, правосудие. Хотя, конечно, в фильме поднята более глобальная проблема — это отношение к заключенным вообще. Вряд ли порядки в турецкой тюрьме того времени сильно отличались от порядков в любом другом казенном доме. Проблему суда и справедливости по отношении к обвиняемым Паркер впоследствии разовьет в «Жизни Дэвида Гэйла», но у же в ином ракурсе.

    Джон Херт в роли Макса, единственного настоящего друга Билли, великолепен. Всегда поражало умение Херта играть совершенно разные роли и делать это одинаково здорово. Конечно нельзя не отметить и игру Брэда Дэвиса. Сложно сказать, как бы смотрелись Джон Траволта или Ричард Гир в роли главного героя, но во время просмотра фильма об этом даже и не думаешь. Как бы это банально не звучало, но роль словно создана для Дэвиса. Настолько органично он в ней смотрится.

    «Полуночный экспресс» не тот фильм, который бы мне захотелось пересмотреть. Не только потому, что он печален, а потому что все его детали и концепция сразу же впечатываются в сознание. В этом, безусловно, заслуга Алана Паркера.

    8 из 10

    12 ноября 2015 | 21:34

    Далёкий уже 1978 год, выдал нам с вами потрясающий, до боли драматичный надрывающий нервы до предела Midnight express. Говорят у Паркера кроме «Миссисипи в огне» и «Птахи» ничего нет, бросьте, это гениальный режиссер, умеющий подобрать тему для публики, настроить, и подарить нескончаемые переживания, увлекая нас до самого финала. Политические мотивы, а также непомерный конформизм картины, не могут не дать увидеть в ней, прежде всего победу, победу человека над безжалостной системой.

    Обыкновенный американский парень, по ошибке молодости, пытается провести через турецкую границу наркотики. Юная горячность, допускающая вседозволенность жестоко его подводит, и он садится в турецкую тюрьму. Начинаются мытарства, ожидание вестей он родных, ожидание конца мучений. В самый последний момент, все надежды рушатся как карточный домик, человек остается наедине с собой. Впоследствии, опускается всё ниже и ниже…

    Алану Паркеру удалось совместить в картине, не смотря на небольшой бюджет многое: человеческую боль, политические распри, душевные страдания, агонию людей. Фильм достаточно тяжелый. Конечно, с позиции времени, в нем можно найти некоторые недостатки, дескать нудный он и т. д., но право слово, найдётся таких людей немного, ибо, истинное величие картины, с годами не проходит, а приумножается.

    Отдельной строкой хочу отметить музыкальное сопровождение, тем более что для меня в итоговой оценке, это всегда весомый фактор. Джорджо Мородер, так зовут этого гениального композитора. Саундтрек не просто трогает душу, он переполняет всего тебя, кажется, будто ты на месте этого парня. А сцена с побегом, когда главный герой оборачивается назад, будто сбежал из ада, под аккомпонимент Мородера, на мой взгляд, одна из лучших в мировом кинематографе.

    Вердикт: Шедевр от Алана Паркера, победа человека над системой, в который раз, между прочим. Смотреть всем!

    9 из 10.

    3 февраля 2010 | 15:08

    «Если я обречен, то обречен не только на смерть, но обречен и на сопротивление до самой смерти». Ф. Кафка.

    Во время просмотра данной картины Алана Паркера моментально впадаешь в некий транс. Чем — то похоже на кафкианский мир. Мир полнейшего абсурда. Мир в котором ты теряешь своё я, а с ним теряешь всё, а главное свободу. Билли Хейес не просто потерял её, у него её забрали. Да, он был виновен перед законом Турции, но, не настолько же!!! Господи, ведь совершившие такие тяжкие преступления как: убийство, изнасилование, разбойное нападение — не получают столь огромных сроков, как герой Алана Паркера.

    Само представления о Турецкой тюрьме уже мерзко, не говоря о её обитателях, которые так и норовят добавить зол в твою и без того задрыпанную жизнь. Каких же титанических усилий стоит не сломаться в таких условиях, ни пасть духом, ни стать тем, кем он по сложившейся тенденции и должен был стать — «обитателем». Он другой, поэтому ему и удаётся бежать. На протяжении всего фильма я не мог оторвать взгляд от экрана, он завораживает буквально с первых минут. Я, честно говоря, очень долго искал возможность лицезреть «Полуночный экспресс» о котором так много слышал и читал. Но я не ожидал… не ожидал, что просто влюблюсь в этом фильм, ставший мне «настольно книгой» моего мира кино.

    По сюжету его можно сравнить с «Побегом из Шоушенка». Но всё таки, не смотря на мою бешенную симпатию к Тиму Робинсу, Алан Паркер куда больше справился с данным направлением (абсурдного тюремного заключения) чем Фрэнк Дарабонт. Именно «абсурд», моментами переходящий в сплошной ужас, проносит режиссер через весь фильм.

    Смотрел несколько картин Алана Паркера, но такого, которое бы меня просто ошеломило я не нашёл. «Полуночный экспресс» — апогей его профессионального гения.

    Вердикт таков:

    10/10.

    22 февраля 2010 | 00:00

    Это прекрасный, душевный, тяжелый, несчастный, но такой правдивый фильм! И трудно было при просмотре сказать, что передо мной всего лишь плоский экран, а люди там — актеры, и за кадром они смеются, шутят, и только на время их лица приобретают такой задумчивый, угнетенный, печальный оттенок, что это им так приказали играть, и вот они играют. Нет, это не так. Они все превратились в тех, кто жил на самом деле, и для нас навсегда останутся ими.

    «Получный Экспресс» — это гений нашего времени, это замечательное отражение реальности, всех тех ужасов, которые обрушились на голову молодому человеку. Мы увидели и познали, что тюрьма — это ад, это насилие, кровь, ужас, это то, чего мы не увидели в «Побеге из Шоушенка», однако и этот фильм достоен уважения.

    Смотришь и понимаешь, что лучше снять было нельзя. Все персонажи убедительны в своих ролях, все, что задумано под их героями, все воплощено. Некоторые моменты просто душераздирающи, и больно, и тяжело смотреть, а не это ли есть идеальное кино, когда грань между ним и реальностью с самого первого мгновения стерта?

    Хочется сказать почему-то только про одного Джона Хёрта — он все время играет душевно раненых, ранимых, трогательно-добрых и каких-то непонятых, брошеных героев. Жаль, что о нем так мало говорят, ведь он так многогранен и так незабываем в каждой из своих маленьких жизней-кинокартин.

    И, конечно, ни слез, ни радости, ни горя нет без музыки. Музыка заставляет взрагивать, из-за нее тяжело дышать, сводит скулы и сжимает грудь. Этот фильм так узок в своей теме, но так просторен и широк в чувствах, которые он вызывает, что по окончанию хочется молчать и думать, вспоминая Макса и его несчастного кота, грустить, зная все-таки, что существует Получный Экспресс.

    10 из 10

    17 февраля 2011 | 21:12

    Это картина о противостоянии системы и человека. О давлении, о свободе, о жестокости, о справедливости, о надежде. Пробрало.

    Билли Хейс осуждён за хранение гашиша, а потом и за контрабанду. То есть, представляете, он не несчастная жертва, он виновен. На самом деле принцип справедливости правосудия состоит в том, что тяжесть наказания должна соответствовать тяжести преступления. Но кого из свиней волнует милосердие? И здесь-то всё и начинается. Большая куча кирпичей в стене: одиночество, насилие, безжалостность, коррупция, лицемерие, ложь, снова одиночество. И все эти кирпичи сваливаются на хребет Билли Хейса и ломают его, как поломали и тех людей из отделения 13, на которых нельзя смотреть без жалости. Да это же праобраз такого же сломленного Пинка — где-то ближе к концу фильма я даже поймала себя на мысли, что жду, когда что-нибудь приключится с бровями Билли. На протяжении долгих лет, проведённых им в турецкой тюрьме, с Билли происходит множество внутренних метаморфоз, и очень интересно наблюдать за переменами в его психологии, за тем, как он всё больше и больше теряет себя. Полуночный экспресс — единственное, что держит его на плаву.

    Зачастую хорошая идея теряется под неудачным исполнением. Исполнение этой картины, кропотливо и тщательно проработанной, заслуживает восхищения. Тщательно продумано всё, вплоть до мелочей. Вязкая, мастерски созданная атмосфера ленты затягивает, подобно болоту. Болоту страхов. Очень художественно. Многие сцены просто душераздирающе надрывны. И музыкальное сопровождение прекрасно справляется с своей задачей: предельно накаляет эмоции, создаёт эффект присутствия. Вам не показалось, что всё это происходит с вами, здесь, сейчас?

    Каждый персонаж ярок и точно прописан. Здесь и переломанные личности, и переламыватели личностей. Актёрский состав убедителен и органичен; бесподобна игра Брэда Дэвиса, с невероятной тонкостью передавшего и паранойи, и надежду, и ослепляющую ненависть, и безумное желание, и полную безысходность, и это хрупкое ощущение свободы.

    Сильная, тяжёлая и честная многогранная психологическая драма, напоминающая, что за своё душевное равновесие нужно бороться. Вечно актуальные идеи из разряда глубоко личного. Вовсе неважно, было ли это всё на самом деле. Ещё одно спасибо Алану Паркеру.

    18 августа 2012 | 20:12

    Этот фильм — два по цене одного. Вы можете смотреть его с точки зрения кинематографа, а можете с точки зрения политики. В обоих случаях не прогадаете.

    Был такой плохой американский мальчик Билли Хейс, попавший в турецкую тюрьму за контрабанду наркотиков. Один срок отсидел, но дело пересмотрели — и срок продлили. Тем не менее, Хейс смог cбежать. Так как денег все равно хотелось, а вот с наркотиками связываться уже не очень — Хейс написал автобиографический роман «Полуночный экспресс». Про книгу, скорее всего, быстро бы забыли, но в 1978 году на экраны вышла экранизация — и завертелось.

    Во-первых, фильм получился отличный, это признали все. Две премии Оскар (за сценарий и за музыку, причем это был первый раз, когда Оскар дали именно за синтезированный саундтрек), Золотой глобус — как лучшему фильму-драме, 3 премии Британской киноакадемии (режиссер, монтаж, актёр второго плана). И фильм ведь действительно зрелищный. Первые кадры Стамбула прекрасны — в город можно влюбиться, несмотря на все последующие события. Турецкая речь без перевода — находка, вряд ли что-то другое так качественно погружало бы в атмосферу фильма. Отличный подбор актеров, они все смотрелись на своем месте, каждому веришь. Кстати, у Брэда Девиса, сыгравшего главного героя, очень интересная внешность: с длинными волосами он похож на Бреда Питта, а с короткими — на Мэтта Деймона. Вот именно очень-очень похож — востребованные типажи, как оказалось.

    Топ-3 сцен фильма, которые должны, по-моему, войти в учебники: безумие, суд и встреча с отцом. Это не «Мотылек», но и не сказочный «Побег из Шоушенка». Это жесткий фильм, в котором зрителя берут за живое (хочется написать «за язык» — кто видел, тот поймет). Детей избивают, котиков убивают, а главному герою достается так, что ему сочувствуешь, хотя, может, и не стоило бы: там не герой, там персонаж — достаточно отвратительный, если честно.

    Но фильм цепляет, этого у него не отнимешь — и вот тут начинается «во-вторых».

    Вы представляете Турцию 1978 года? Я — не очень, но если сильно обобщить, то выглядит это так: в 1974 году Турция вводит войска на Кипр и не выводит их, несмотря на все «ай-яй-яй» со стороны мировой общественности; тем временем в самой Турции активно идёт борьба между левыми и правыми экстремистами — жертв столько, что страшно их считать. Тем не менее, сейчас говорят, что от этого политического противостояния погибали до 10 человек в день на протяжении всех 1970-х. Через два года в Турции будет переворот, но уже в 1978 году ясно, что ничем хорошим это всё не закончится. В общем-то, мнение о стране сформировано, а тут — фильм, да ещё такой, что только светлые и возвышенные создания могут увидеть там кино о недостатках пенитенциарной системы, пагубном влиянии заключения на психику и необходимости милосердия. Все остальные там видят не образ абстрактной несовершенной системы, а образ Турции, в которой (да, да) избивают детей и убивают котиков. И герой как-то получается сразу весь в белом, потому что кричит туркам, что они свиньи заслуженно — а сам-то американец и знает толк в свободах. И сценарист Оливер Стоун, и сам Билли Хейс потом извинялись за получившийся образ Турции. Хейс клялся, что всё было не так плохо, а кино, дескать, просто художественное преувеличение вымысел, не более того! В 2006 году канал «National Geographic» даже показал документальный фильм «Locked Up Abroad», в одном из эпизодов которого зрителям говорили: нет, нет, нет, турецкая тюрьма не так ужасна, там не насилуют американских мальчиков.

    Знаете, я очень люблю одну фразу Александра Сокурова:

    «Человека, видевшего что-то собственными глазами, — трудно убедить, что этого не было. Для него виденное — свершившийся факт. Кино в этом смысле — страшное оружие».

    Поэтому не так уж важно, кто и как оправдывается — все же видели! Своими глазами!

    Что я скажу, этот фильм стоит посмотреть: он целостный, атмосферный, качественный с точки зрения саундтрека, съемок и актерской игры. Но мне всё-таки кажется, фильм о тюремном заключении должен показывать ужасы, отвращая от них, а не призывая к насилию и противостоянию. «Полуночный экспресс» — это незавуалированное «бей их, они заслужили!». С точки зрения политики США конца 1970-х вполне оправданно, конечно. А вот с чисто человеческой — решайте сами.

    27 ноября 2013 | 13:42

    «Полуночный экспресс» — фильм основанный на реальных событиях, и адаптированный сценарием Оливера Стоуна по книге Билли Рейса. Несмотря на довольно высокий рейтинг и даже полученные Оскары и прочие награды, я бы назвал в целом неудачным.

    Перед просмотром, я предполагал, что увижу нечто, как минимум схожее с шедевральным «Мотыльком», но моим надеждам не суждено было осуществиться. Начну по порядку, для начала те не многочисленные плюсы что удалось увидеть, это довольно приличная кинематография, визуальные эффекты, ну и вполне удовлетворительная игра центральных персонажей, вот пожалуй и всё. Что касается недостатков, то тут есть где разгуляться.

    Во-первых, почему нужно сочувствовать главному герою, который фактически делает все неправильно?! Контрабанда и убийства, это только малая толика того, что характеризует главного героя.

    Во-вторых, «Полуночный экспресс» можно назвать самой расистской антирекламой запечатленной кинематографом. Ладно, в то, что турецкая тюрьма в те времена представляла собой влажную, гниющую, наполненную крысами, и в целом выглядящую как средневековое подземелье дыру, где избиения и пытки обычны за даже малейшие нарушения ещё можно поверить, но в то, что Турция, которая здесь показана, являет собой не только страну третьего мира, но и страну заполненную сплошными отбросами общества и свиньями, мне верится с трудом.

    В итоге, резюмируя всё сказанное выше, главная проблема «Полуночного экспресса» — это то, что весь рассказ является односторонней точки зрения. А то, что из него можно извлечь, заключается в общеизвестном факте. В чужой стране действуют свои законы, и не зная о системе правосудия за рубежом, можно оказаться в беде, которая может стать болезненным откровением.

    4 апреля 2011 | 18:22

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>