Откуда взялось «Железное небо»?

Обсудить0

Зимой 2012 года КиноПоиск побывал в городе Тампере, где состоялась финская премьера фантастической комедии «Железное небо'. Визит на студию, где делались спецэффекты, разговор с режиссером и концерт Laibach — три дня оказались крайне насыщенными…

Говоря о Тампере, нельзя не отметить простоту и спокойствие этого города, там нет высотных зданий, нет спешащих по делам жителей и праздношатающихся туристов. Зато там есть несколько учебных заведений, что, возможно, и влияет на креативную обстановку. Как иначе объяснить появление этого фильма именно в Тампере, маленьком финском городке на стыке двух озер?

Экскурсия по городу стоит первым номером в программе. Не все приглашенные журналисты решаются поехать, ведь некоторым пришлось преодолеть приличное расстояние, чтобы попасть в Финляндию. Морозным февральским днем мы вместе с несколькими коллегами сидим в автобусе возле гостиницы. Из отеля выходит высоченный парень в черной куртке, черных очках, по уши замотанный в черный шарф. Продюсер Теро Каукомаа, улыбчивый финн, работавший с Ларсом фон Триером, подсказывает: это и есть режиссер «Железного неба» Тимо Вуоренсола. Он на этом снимке слева, посередине — Самули Торссонен (мы к нему еще вернемся), а справа — Теро.

Вуоренсола заходит в автобус, буркает что-то вроде привета на английском и усаживается в самый конец. Там он и проводит всю экскурсию, болтая со своей подружкой, с продюсером и несколькими пиарщицами. Со стороны кажется, что Тимо — мрачный и замкнутый человек, но, когда автобус доезжает до сауны, финн полностью меняется. «Привет, вы все откуда? Я тут кино снял, вы его завтра посмотрите, а сегодня давайте познакомимся», — предлагает Вуоренсола, пока иностранные корреспонденты рассовывают свои вещи по шкафчикам. «О, Россия, здорово! Вы уже видели фильм в Берлине? Понравился? Круто!» Суровый человек в черном моментально расплывается в улыбке, которая не сходит с его лица до конца вечера.

Привозить журналистов и создателей фильма в сауну может показаться странным обычаем, если только вы живете не в Финляндии. Там сауна уже давно считается чем-то вроде отдельного места для переговоров, поэтому никто не стесняется. Правда, Вуоренсола остается в зале, рядом с ним сидит смешливая немка Юлия Дитце, через некоторое время подтягивается двухметровый Гёц Отто. Австралийскую актрису и стэндапщицу Стефани Пол, сыгравшую президента США, не узнать: в жизни она вообще не похожа на Сару Пэйлин. Стефани удаляется прыгать в прорубь в компании продюсера, сценаристов и парней, занимавшихся спецэффектами. Удо Кир не приехал, у него съемки. Сидим в небольшой компании и болтаем о кино. Поскольку встреча абсолютно неофициальная, мы не приводим никаких цитат. Только однажды всплывает тема завтрашней пресс-конференции, и Тимо берет со всех журналистов обещание, что они зададут вопросы. «Вы не знаете финскую прессу! Им все понятно! Сидят, как воды в рот набрали, глазами хлопают. И тишина! Ребята, я вас очень прошу, не стесняйтесь, спрашивайте завтра все что хотите, пожалуйста!»

На следующий день Вуоренсола ни капли не похож на человека, страдающего от похмелья. Он появляется на пресс-конференции после показа «Железного неба» журналистам и берет вступительное слово.

Нас тут спрашивают, почему мы проводим финскую премьеру именно в Тампере. Объясню. Без Тампере не было бы этого фильма, потому что не было бы фильма «Звездная муть», который сняли здесь, в Тампере. Так что в этом городе замыкается круг. Да и город красивый. Ну все, давайте пообщаемся!

В зале наступает гробовая тишина. «Что я говорил вчера?» — смеется режиссер. Вмешивается продюсер Теро Каукомаа: «Можно я пару слов скажу? А то меня никогда ни о чем все равно не спрашивают». Очередной взрыв смеха в небольшом зале, после чего Теро с абсолютно серьезным лицом рассказывает вкратце предысторию проекта.

Шесть лет назад ко мне пришли Тимо и Самули, принесли сценарий Йоханны Синисало и сказали, что хотят снять по нему фильм. Тимо сразу заявил, что видит это кино с музыкой Laibach. Я удивился, но, поскольку мне понравился их Star Wrek, сценарий я взял и прочитал. Много смеялся. Потом я прикинул, сколько будет стоить производство, и перестал смеяться: фильм тянул на сто миллионов долларов. Мы встретились с парнями и начали думать, как бы ужать бюджет в более реалистичную цифру. Так и родилась идея найти единомышленников в интернете и постепенно работать над фильмом.

То, о чем говорит продюсер, называется красивым словом «краудфандинг». Проще говоря, с миру по нитке. Ниток получилось ни много ни мало на миллион евро при общем бюджете в 7,5 миллиона евро (оставшиеся деньги добавляли немецкие и австралийские компании, а также фонд поддержки европейского кинематографа Eurimages).

Если с Тимо мы уже познакомились, то нужно обязательно рассказать про Самули Торссонена, без которого не состоялось бы «Железное небо». Тихий скромный финн, большой фанат «Звездного пути», еще в 1992 году снял анимированную пародию на любимый сериал. «У меня все серии были на кассетах, все-все! Я не увлекался коллекционированием фигурок или шитьем костюмов, мне всегда хотелось снять свою версию «Звездного пути» и озвучить ее собственным голосом на финском языке», — рассказывает Торссонен. Так получился анимационный двухмерный фильм. Он хоть и выложен на YouTube, но Самули предпочитает о нем не вспоминать лишний раз.

Спустя пять лет Торссонен с друзьями снял получасовой фильм Star Wreck V — Lost Contact. Мать режиссера и исполнителя главной роли шила костюмы, отец одолжил видеокамеру. Для любительского проекта пародия смотрится довольно неплохо. Отметим также, что Star Wreck V — один из первых фан-фильмов в интернете.

На следующем фильме Торссонена была опробована система краудфандинга (как минимум применительно к идеям). Предполагалось, что это будет шестая и последняя пародийная короткометражка. «Мы постоянно меняли сценарий, — вспоминает Самули. — Начинали снимать 20-минутную короткометражку, а потом поняли, что замахиваемся на полноценный полуторачасовой фильм. Но нам нужна была помощь со сценарием, поэтому мы опубликовали сообщение в «Юзнет» — это такой старый аналог современных форумов — и начали собирать идеи. Один из пользователей, Ярмо Пускала, стал нашим постоянным сценаристом, а впоследствии и членом кинокомпании. Он же придумал историю про нацистов на Луне».

Полнометражный Star Wrek (правильнее было бы перевести его «Звездная муть») — проект пятерых друзей, никто из которых не ходил в киношколу и понятия не имел о том, как снимать кино. Учились на ошибках: пересвечивали пленку, забывали убирать микрофон из кадра. Съемки длились семь лет и проходили по субботам и воскресеньям в доме Самули. Мать и бабушка Торссонена обеспечивали съемочную группу пищей. В общей сложности на фильм были потрачены 15 000 долларов, усилия пятерых энтузиастов и 300 добровольцев. И вот результат.

Благодаря этому проекту финны смогли начать работу над «Железным небом». Вуоренсола шутит, что даже на родине их никто всерьез не воспринимал: «У нас же каурисмяки на фестивали ездят, премии получают, а тут мы со своими нацистами на Луне!» В Тампере организовали компанию Energia Productions, во главе которой до сих пор находится Торссонен. Несколько человек на протяжении шести лет рисовали спецэффекты, причем компьютеры собирал лично Самули. Павильонные съемки велись в Австралии, натурные — во Франкфурте.

Поклонники собирались на специальном форуме, перечисляли средства, которые, к слову, должны им вернуться. При удачном прокате — с прибылью. Но на финансах помощь поклонников не останавливалась. Что именно привнесли пользователи интернета в фильм, мы и уточнили у режиссера.

Они помогли нам разложить по полочкам всю историю фильма, его дизайн, звуковое и визуальное решение. Работу нашего сообщества можно заметить по всему фильму. Давайте я приведу пример. Нам нужно было придумать космическую станцию Индии. Конечно, у нас были кое-какие мысли, но мы обратились к сообществу, предложили поразмыслить над дизайном корабля. И люди там взяли наши наработки и приаттачили к имеющемуся кораблю павлина. Ну, не живого, конечно, а нечто такое, что похоже на павлина! Получился такой необычный корабль, который потом команда Самули довела до ума. Или вот, например, музыка. Мы с самого начала решили, что у фильма должен быть некий гимн и спросили сообщество, какую музыку и какой текст они видят в этом качестве. Нам набросали музыку и слова, которые мы отдали Ивану Новаку из Laibach. Иван, может, ты сам расскажешь, что вы с ней сделали?

Иван Новак, один из основателей легендарного словенского индастриал-коллектива Laibach и его главный идеолог — приветливый мужчина в очках. Он явно не ожидает, что Вуоренсола обратится к нему, поскольку всю пресс-конференцию явно думает о чем-то своем. Новак скромно улыбается и отвечает:

Да мы-то что? Мы сделали то, что ты нас попросил! Ничего особенного, точно следовали инструкциям режиссера. Получили мотив, написали тему, напели текст! Все просто!

Laibach записали для «Железного неба» целый альбом, который прекрасно вписался в дискографию группы.

Тимо продолжает отвечать на наш вопрос.

В одной сцене наши герои приходят в кинотеатр. На нем висят постеры. Чтобы использовать в фильме постеры настоящих фильмов, нужно платить за авторские права. У нас не было лишних денег, поэтому мы попросили наших ребят из сообщества придумать постеры к несуществующим фильмам. Так что заплатили только за «Великого диктатора», остальное придумали наши поклонники. Кстати, постеры получились очень крутые, по-моему!

После пресс-конференции режиссера плотно оккупируют финские СМИ. К Тимо еще есть несколько вопросов, поэтому, ожидая своей очереди, смотрим, как дает интервью господин Отто — актеру приходится постоянно скрывать свой высокий рост перед камерами. Гёц (Клаус Адлер в «Железном небе») оказывается очень приятным в общении и улыбчивым парнем, несмотря на периодические роли нацистов. Он сам заговаривает с нами: «Вы из России? Я там был недавно. Снимался у русского режиссера в фильме про хоккей. Очень хороший режиссер. Николай зовут, а фамилию забыл, простите. И актер в главной роли просто замечательный — Данила, Данила…» Подсказываем, что актер, скорее всего, Данила Козловский, а режиссер — Николай Лебедев. Фильм — «Легенда N 17». Гёц широко улыбается: «Точно! Только меня, наверное, вырежут, я небольшую роль играю». Обещаем Гёцу рассказать, когда посмотрим фильм, оставили ли его монтажеры. «Я есть в Фейсбуке», — подсказывает актер.

Тем временем освобождается Тимо. Он все такой же энергичный и разговорчивый, как и час назад, несмотря на шесть десятиминутных интервью. Вуоренсола с одинаковым интересом разговаривает с каждым из журналистов и терпеливо повторяет одну и ту же историю про финансирование из интернета. Поэтому решено расспросить режиссера о личном. О кино.

Тимо, по следам нашего вчерашнего разговора, что ты предпочитаешь — «Звездные войны» или «Звездный путь»?

«Звездный путь»! По-моему, он несколько глубже. Там затрагиваются социальные и политические ценности мира. Нет ничего лучше «Звездного пути» в сериальной фантастике! Хотя нет, не весь «Звездный путь» так хорош! Да и к «Звездным войнам» можно придраться, но лучше не надо.

Ваш с Самули первый опыт в любительской фантастике — фильм Star Wrek, пародия на Star Trek. Что еще тебя вдохновляло на создание «Железного неба»?

Ладно, так и быть, признаюсь: когда я приступил к работе над Star Wrek, я не видел ни одного эпизода «Звездного пути». Меня интересовали фильмы совершенно иного рода, в основном боевики. Местами фантастика, но не особенно. Мне, кстати, кажется, что в этом и кроется секрет популярности Star Wrek в сети, потому что его снимал человек, не являющийся фанатом сериала. Иначе фильм превратился бы исключительно в шутку для своих. А по-моему, нельзя снимать фильм, который будет понятен исключительно небольшой группе людей, пусть они и «трекки». Но, если совсем честно, я по большей части работал над «Железным небом», опираясь на книги. Конечно, на фантастику. Я вообще с детства любил читать.

Какую именно фантастику?

Все книги Станислава Лема я регулярно перечитываю, обожаю его! Артур Ч. Кларк отлично писал, но Станислав Лем вне конкуренции для меня. Он умудрялся всегда совмещать в своих книгах юмор и социально-политические аспекты.

Научная фантастика в кино в последнее время редко встречается.

Да, к сожалению, есть такое. Особенно меня волнует, что под соусом научной фантастики выдается совершенно другое кино. Современные дети считают, что «Трансформеры» и «Морской бой» — это сай-фай, а ведь это не так! Мы теряем освобождающую идею научной фантастики, переводим ее в форму траты больших денег. Поэтому меня очень радуют фильмы вроде «Прометея», который должен стать примером правильной научной фантастики в кино. Это не бессмысленный экшн со взрывами и роботами, а кино с идеей.

На момент нашего разговора с Тимо «Прометей» еще не вышел в кино, так что режиссер очень ждал эту картину.

Можно сказать, что ты влюблен в «Чужого»?

О, я очень люблю первые три части! У меня в голове сформировались очень хорошие отношения с Ридли Скоттом, только он об этом не знает. Он снял столько хороших фильмов, но при этом его вклад в научную фантастику один из самых важных в кино.

Как ты относишься к Эду Вуду? Он тоже снимал фантастику и тоже здорово экономил!

Вообще, если оглянуться, окажется, что жанр фантастики начинался с очень бедных и плохо сделанных фильмов. Даже если посмотреть на фильмы Жоржа Мельеса — а он ведь снимал чистую фантастику, — сразу становится понятно, что человек не пытается продемонстрировать какие-то свои невероятные умения, а хочет сделать нечто невозможное! И даже если у тебя недостаточно умения или средств, то все равно нужно пытаться что-то делать. Вот это меня всегда и привлекало в фантастике. Можно я процитирую «Звездный путь»? «Смело идти туда, где не бывала нога человека» — вот девиз первых фантастических фильмов! Если хорошенько подумать, то как можно было снять «Кинг-Конга» в тридцатых? А они взяли и сняли!

Есть какие-то жанры кино, которые тебе не по душе?

Я люблю разное кино.

То есть можно от тебя ждать, скажем, романтическую комедию?

А вот это вряд ли! Я просто не знаю, как их снимать. Мой девиз: «Если не получается, перестрелку в космосе лучше не снимать». Так что если я смогу втиснуть в романтическую комедию перестрелку в космосе, то, может, и этот жанр получится.

Какой бы ты дал совет начинающему кинематографисту?

Самое главное, никогда не жди разрешения и снимай. Большинство режиссеров в киношколах сидят и ждут, когда появится инвестор и даст денег на фильм. Многие так и не дожидаются и уходят из профессии. Если есть желание сделать фильм, то собирай хороших знакомых, которым тоже нравится кино, и начинай снимать. Если ты по-настоящему веришь в свой проект, то деньги найдутся. Никогда нельзя сидеть и ждать. Иди, снимай и порази мир своей честностью.

Смотрите также

«Железное небо» продолжится в кино и на телевидении

6 ноября 2013
«Железное небо» продолжится в кино и на телевидении

Охлобыстин и Демчог занялись краудсорсингом

7 сентября 2012
Охлобыстин и Демчог занялись краудсорсингом

Лучшие киносатиры на США

11 июля 2012
Лучшие киносатиры на США

«Гитлер ест арбуз»: Пародии на нацистов

4 июля 2012
«Гитлер ест арбуз»: Пародии на нацистов

Главное сегодня

Истории игрушек: Как сериалы изменили видеоигры, а игры — сценарные учебники

Сегодня
Истории игрушек: Как сериалы изменили видеоигры, а игры — сценарные учебники

Disney предупреждал: Что нам делать с «устаревшими культурными нормами»

15 ноября
Disney предупреждал: Что нам делать с «устаревшими культурными нормами»

ВидеоРежиссер Клим Шипенко разбирает сцену из «Текста»

Вчера
Режиссер Клим Шипенко разбирает сцену из «Текста»

Что смотреть дома: «Рик и Морти», «Мандалорец» и «Yesterday»

Вчера
Что смотреть дома: «Рик и Морти», «Мандалорец» и «Yesterday»

«Драма-боевик с элементами порно»: Репортаж со съемок фильма «Аванпост»

15 ноября
«Драма-боевик с элементами порно»: Репортаж со съемок фильма «Аванпост»

9 лучших трейлеров недели: Харли Квинн, новенький Соник и губка в бегах

15 ноября
9 лучших трейлеров недели: Харли Квинн, новенький Соник и губка в бегах

Находка дня: Фотосессия Дольфа Лундгрена в образе Карателя

15 ноября
Находка дня: Фотосессия Дольфа Лундгрена в образе Карателя
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт