Уровень страха и сюрреализма сталинской эпохи не поддаётся осмыслению нормальным сознанием. Только чёрный юмор может примерить нас с той эпохой. Экранизация анекдотов, со слов перебежчика, не самый худший выбор. Британцы конечно хотели камня на камне не оставить на СИСТЕМЕ. Получилось наоборот. Она почти идеальная, в своей кровавой эффективности. Песенное сопровождение, в исполнение хора Александрова, выше всяких похвал.
Замечательный фильм. Кому-то может показаться, что авторы слишком далеко ушли от 'исторической' правды, что фарс и гротеск зашкаливают и основная цель фильма-глумление над культовыми личностями нашей истории в разгар холодной войны.
Лично мне фильм показался невероятно правдивым - сквозь всю эту фантасмагорию приправленную чёрным юмором видишь целую эпоху. Видишь глазами тех, для кого Сталин был довольно абстрактной исторической личностью, а не тираном, при попустительстве которого тысячами репрессировали и расстреливали невинных или Великим Полководцем и Отцом Народов, который выиграл великую войну. Если для них это и стёб - для нас это возможность увидеть часть правды, которую мы видеть не можем, или не хотим. Генетическая память мешает. Или страх. Или и то, и другое.
Сляпанный англичанами в 1983 году «Красный монарх» – дистиллированный образец китча времен холодной войны.
Через образы именно таких фильмов средние европейцы должны были воспринимать «совок». Берия, охотящийся за гимнастками, расстрелы в затылок прямо под окнами сталинского кабинета, осмелевшие члены Политбюро, пританцовывающие над трупом вождя с воплями «козёл!» – такую коллекцию можно смело выставлять на Старом Арбате среди матрешек и фуражек и не остаться внакладе. Уверяют же продавцы с Измайловского вернисажа, что впарили некоему американскому дебилу кусок жести под видом фрагмента от «Стеллса»…
Впрочем, «Красный монарх» ничуть не более наивен и топорен, чем «Десять лет без права переписки» или «Восток–Запад». Украшение фильма – Дэвид Суше. Утонченный Эркюль Пуаро в амплуа кровавого бабника очень мил, хотя комедия об ужасах сталинизма вышла задолго до изысканного сериала и то и дело норовит скатиться в психологическую мелодраму. Суше за роль похотливого палача даже удостоен первой премии на Марсельском фестивале. Актер настолько приглянулся продюсерам, что и позже не раз приглашался на роли советских шпионов и гэбистов.
Среди попсового мусора встречаются и занятные хохмы вроде идеи переименовать Волгу в Микоян-реку.
Красиво выполнена сцена, где Сталин дает интервью на фоне кинохроники, бойко отвечая на вопрос американки о краже атомных секретов: «Не пойман – не вор». Кстати, фильм базируется на исторических анекдотах, очищенных от мата и опубликованных Юрием Коротковым (сценарист «Страны глухих», «Аварии – дочери мента» и «Волкодава»).
И все же забавляет в основном не само кино, а эрудиция тех, кто его снимал. Вопиющая недостоверность, топорность в изображении вражеской системы, знакомая нам по произведениям Рижской киностудии, то и дело вызывает улыбку. Cкажем, Новодевичье кладбище сильно опустело, а все Политбюро рассадили в старые американские лимузины, вовсе не похожие не на «ЗИС-110». Ну нет у Запада такого 'ЗИСа': был один в Голливуде, захваченный у Ким Ир Сена, да и тот выкупил южнокорейский коллекционер…
Количества сюра настолько зашкаливает, что не смог с первого раза посмотреть до конца. Смотрел в два захода. Давно мне не попадалось таких выносящих мозг фильмов. Сюра много, а интересность средняя. С другой стороны, из-за драматических моментов этот трэш к полному УГ тоже не отнесешь. Неоднозначное впечатление.
Есть подозрение, что современные дети наше прошлое видят примерно так, как тут изображено. Предугадать сухой остаток, что останется в памяти людей через 30 лет - это тоже надо суметь.
Прикололо, что Берия очень похож на Березовского, а какой-то Мехлис (*) - на Путина.
(*) по фильму Мехлис - слуга Сталина, приносящий чай. Насчет исторических реалий я не в курсе.
'Удвойте или утройте охрану, чтобы он не встал из могилы...'
Данная сатира, как мне кажется в чем-то похожа на большинство сатир в отношении советской власти, в кинопредставлениях западного кинематографа. Из серии фраз 'Товарищь', с ярко выраженным акцентом. Не знаю, старался ли Джек Голд напугать западного зрителя ужасом советского террора, царившего в те годы, или наоборот, старательно высмеивал его. Тем, или не менее его картина получилась двоякой: с одной стороны не смешной, а с другой не страшной.
Панический страх Сталина, перед врагами. Панический страх Берии, перед Сталиным. Панический страх всех остальных, перед этими двумя. Отчаяние Сталина, оставшегося один на один с собой. Все это было и все это уже стало частью истории.