Дач – славный спортивный малый – тучу лет назад умело отслужил летчиком на легендарном Б-29, а теперь имеет нешуточные успехи в бейсболе (контракт на 70 тысяч в год абы с кем не подписывают). Но тут на стадион приезжает старый армейский дружище Дача и сообщает ему специфическую новость – командование призывает опытного летчика в свои ряды на 21 месяц. И теперь Дач будет учиться водить сначала гигантские стратегические бомбардировщики Б-36, а затем его пересадят и вовсе на реактивный бомбардировщик Б-47. И тут уж точно не до бейсбола. В мире не спокойно, враг, сука, не дремлет и только норовит, как бы обрушиться на Соединенные Штаты. И сохранить мир во всем мире могут только такие парни, как Дач, летая по планете и перевозя стратегическое ядерное оружие.
«Понять и простить» массовое появление агитационно-пропагандистских фильмов, показывающих военную мощь США накануне и во время Второй мировой войны, как минимум, не сложно. В 50-е, конечно, тоже шла война именуемая «холодной», и запрос на демонстрацию мощи, безусловно, присутствовал. Вот только у киношников не было жесткого дедлайна, напротив, у них имелась шикарная возможность совмещать полезное (военную агитацию) с приятным (внятным человеческим сюжетом). Но все, что касается этого фильма, то здесь была проделана шикарная визуальная картинка по рекламе новейших (как на середину 50-х) американских бомбардировщиков, и под нее был прописан совершенно одиозный пропагандистский сюжет (за который по какому-то недоразумению кино еще и единственную номинацию на «Оскар» было выдвинуто).
А сюжет – это «хромая утка» всей постановки Энтони Манна, которую не вытягивает даже звездный актерский состав. Хотя это был шестой подряд фильм Манна, в котором у него играл неизменно Джеймс Стюарт. Подозреваю, этот актер к другому режиссеру на такой сценарий точно бы не пошел. А так, из-за приятельских отношений, 47-летнему Стюарту сначала нужно было изображать игрока в бейсбол, а затем, летчика дальней стратегической авиации. Весь фильм герой Стюарта Дач будет «контачить» с генералом, рассказывающим в пафосных нотках о том, как они спасают человечества от «некоего врага» (Советский Союз, надо признать, фигурирует в фильме исключительно на картах, но вслух о нем ни слова), а также иметь непростые отношения со своей женой (играла еще одна звездочка Джун Аллисон), которая все ждала от мужа, когда же он прекратит летать. Кроме того, Стюарт героически посадит полуразвалившийся в небе самолет в ледниках Аляски, а также совершит посадку новейшего Б-47 с неработающей рукой. И между всеми этими действиями – горы пафоса и совершенно картонные типажи героев.
То, что еще катило в 40-е – цветные панорамные съемки и групповые полеты самолетов – в 50-е уже на хлеб не намазывалось. К красивой картинке необходим был вразумительный сюжет, а вот его в этом фильме хватило только на первые 20 минут.
P.S. А бомбардировщики в фильме, несомненно, шикарны.
6 из 10