Канонический документальный фильм 1961 года, о первом полете человека в космос — ставший абсолютным хитом и внутри страны и за кордоном. Главная скрепа советского общества 60-х, важнейшее достижение хрущевской оттепели.
Этот фильм — официальная канонизация голубоглазого парня Юрия в пантеон советских героев при помощи кино. И не многие из тех людей, что смотрели картину, знали, что часть моментов картины постановочные и были сняты после полета. А в редакции 1964 года, после смещения Хрущева с должности генсека, герой Союза докладывал об успешном космическом полете не Никите Сергеевичу, а своему отцу.
Впрочем, эти факты никак не уменьшают заслуги Гагарина, а лишь напоминают о том, что совершенный исторический факт, можно интерпретировать и рассказывать по-разному в зависимости от сиюминутных задач. Такова суть пропаганды.
Без мифотворчества обойтись в то время было невозможно. Картина должна доходчиво объяснить почему именно в СССР появился первый космонавт. В первых кадрах мы видим советских детей. Счастливых мальчиков и девочек из разных республик. Дети символ светлого будущего. Им покорять космос.
Нам показывают рабочих людей в разных природных зонах обитания. По задумке создателей, так зритель понимает что именно его ежедневный труд помог нашему парню устремится к звездам. Весь мир наблюдает за советским космонавтом. Об этом сообщает закадровый голос и кадры лиц людей взгляд которых устремлен вверх.
Обязательная часть — показ технических достижений. Нам показывают подготовку к полету. Мы видим как работает индустрия. Стараются ученые. Демонстрируется технологическая мощь.
Ну а сам космонавт, он такой же парень, как и ребята со двора, но только немного лучше. Гагарина проверяют на идеальное здоровье, проводят тесты, сажают в барокамеру, крутят на центрифуге. Нас заставляют полюбить его.
Да и как не симпатизировать герою. У парня с красивой улыбкой нет изъянов, он добрый, ответственный летчик, пылающий здоровьем. Икар, который в отличие от древнего мифа, сможет взлететь. Учись Роскосмос, как нужно показывать героев.
Сказка, которая становится былью на наших глазах — вот основная эмоция от произведения. Мы видим пик советской науки и чувствуем триумф системы даже сейчас, хотя и знаем, что через 30 лет СССР развалится на куски.