Картина посвящена одному небольшому сражению гражданской войны в США и участию в ней кадетов Вирджинского военного института - битве при Нью-Маркет. Это был 1864 год - год, когда Конфедерация уже проиграла генеральное сражение и в глухой обороне отбивалась от армии Союза. Время, когда уже начинался голод и не хватало обученных солдат. Именно по этой причине пришлось участвовать в бою молодым кадетам, совсем ещё молодым парням старшего школьного возраста. Да, искушённый зритель заметит некоторую скомканность в прыжках сюжета и сцен между штабами противоборствующих сторон. Кто-то даже обратит внимание на возможно не очень яркую любовную линию. Любовь почти всегда - драма, непредсказуемые повороты, даже конфликты. Здесь же у Сэма как-то всё почти гладко сразу складывается.
Тем не менее ощущения от просмотра оказались сильно лучше ожиданий. Во-первых, неплохая игра актёров. Веришь слезам молодого кадета, который впервые столкнулся с суровыми правилами военного общества. Отрадно было видеть Джейсона Айзекса не в роли злодея как часто доводилось наблюдать (чего только стоят роли Тэвингтона в фильме Патриот и всем известный Люциус Малфой в фильмах о Гарри Поттере). Здесь он предстал в роли бригадного генерала армии Конфедерации Джона Кабелла Брекинриджа, командующего в сражении при Нью-Маркет.
Характеры героев и их мотивы участия в войне прорисованы ярко. Для кого-то это классовый интерес плантатора, для кого-то месть и защита родной земли. Для Сэма война вообще - кровь, ужас и несправедливость, но долг.
Отдельно хотелось бы описать впечатления от батальной сцены. Добротно. Очень добротно. Пожалуй, так оно и выглядело для наблюдателя в те времена. Тогда, несмотря на недавнее внедрение нарезных винтовок, ещё на полях сражений господствовала линейная тактика - пехотные батальоны плечом к плечу сходились с противником метров на 150-200 и ближе и стреляли друг в друга залпами, пытаясь иногда рывками подойти ближе и занять более удобную позицию, пока одна из сторон не начнёт отступать, понеся потери и утратив боевой дух.
В общем плане сражение показано очень реалистично. Показано так, как оно могло выглядеть с командного пункта - где-то в километре шеренги пехоты стреляют друг в друга и за дымом не различить, кто одерживает верх.
Стрельба артиллерии - моё почтение. Кто видел фильм Геттисберг 1993 года, наверняка заметил, как перед атакой дивизии Пикетта стреляют батареи пушек - с грохотом, с откатом. Словом - загляденье. В 'Поле потерянных сапог' работа артиллерии показана тоже отлично. Особенно её разрушительное воздействие на 'принимающую' сторону. Обычно в фильмах прилёты снарядов изображают небольшими зарядами, которые взрываются, едва разворошив землю на маленьком участке. Здесь же - столб дыма, земли и пыли. Очень натурально. Становилось не по себе, когда батальон кадетов шёл строем под обстрелом федеральной артиллерии. У смотревших Геттисберг наверняка возникнет дежавю - под подобным обстрелом оказалась и бригада Льюиса Армистеда во время атаки Пикетта.
Ещё как натурально показана рукопашная. Боль, отчаяние, азарт, ярость. Есть конечно в американском кинематографе и более натуралистичное изображение ужасов войны в рукопашном бою - бой в воронке в фильме Холодная гора 2003 года, но и в фильме 'Поле потерянных сапог' очень всё реалистично.
Вообще война показана как она есть - тела убитых, поле грязи с застрявшей в ней обувью (отсюда и название фильма), кровь и смерть, стоны умирающих в полевом госпитале, слёзы близких.
Режиссёру удалось показать не только войну, но и мир. Показали не только костюмы и обстановку того времени, даже речь звучит по-другому. Хоть через перевод это сложно понять, но всё равно заметно, что сказанная фраза относится не к современному языку, а к веку куртуазности и остроумия.