Пишу с запёкшимися слезами на глазах, ибо уже с середины фильма я начала рыдать. Если быть европейцем, наверное, можно начинать рыдать и раньше, ведь создатели решили поиграть на воспоминаниях, а это обречено на эхо в душе.
Какое же в фильме сосредоточено французское очарование: и сценарий, и персонажи, и детали, всё визуальное, немаловажное аудиальное и, простите за выражение, метафизическое. Случайная находка достойная лиричного вечера. Можно закончить на фразе: «я просто люблю такое», но всё-таки постараюсь быть сговорчивее.
Во-первых, про сговорчивость. Весь фильм ты ждёшь, когда главный герой заговорит. Вообще наличие немого и слепого (и глухого, кстати, куда он в конце делся?) — такой сугубо авторский ход, в данном случае удачно влияющий на развитие событий. Молчание здесь создаёт доверительный образ героя, чьи мысли одно удовольствие додумывать. А скользящий юморок погружает в пространство фильма, где всё такое, знаете, прикольное что ли...
Во-вторых, как хороши отсылки. Было бы здорово ещё их отслеживать. Но даже на своём конце света что-то откликается. Безумная группа игрушек столь же странная, как персонажи мультиков моего времени. По аудио-отсылкам я совсем пролетела, но музыкантам, думаю, очень приятно будет их понимать.
В-третьих, сладко погружаться в историю, потому что кино на претендует на реальность изображаемого. Искажённое детское восприятие лаконично вписывается в общую манеру повествования и наоборот. Тут всё чётко в одной стилистике без перевесов в крайности: функциональные герои со своими тараканами, работа с фактурой художественной части, дух съёмки и повествование — всё работает, всё взаимодействует. Даже в деталях чётко: такой странный телевизор из воспоминания Пола вполне можно извлечь из памяти ребёнка.
В-четвёртых, не забываем, что это всё-таки драма. И драма во всём. Почему-то слово насилие жутковато приклеивать по отношению к этому фильму, но оно показано здесь за кадром или метафорически, что уже звучит с другой интонацией. Даже бой, снятый тенями, как дань первым стоп-кадровым фильмам, жестокий, но искажённый. Мне, кстати, было жутко неприятно, потому что к тому моменту я влюбилась в героиню, но нереалистичность смягчила восприятие. Бой на ринге вообще какое-то испытание, но поэтичное? Несомненно. Но самое невыносимее по драматичности здесь — именно музыка. Это что-то сражающее, слёзовыделительное. Она отдельный герой, со своими чертами, своими контекстами. Впечатляюще для впечатлительных. Боюсь, что теперь всегда буду с мурашками встречать звуки укулеле.
Закостенелые клавиши стали эмоциональными струнами, такое звучание у фильма, так и я за фильм растаяла. Люблю чудаков.
Начну с того, что картина не соответствует заявленному жанру, ведь найти повод посмеяться будет очень сложно.
Фильм рассказывает об одиночестве, но не нагоняя депрессухи, а в светлых тонах, облегчая общее восприятие. Вообще стиль, которым пользуется режиссёр, уже достаточно распространён в кинематографе - на ум приходят Уэс Андерсон, Мишель Гондри и Жёне, которые также наполняли свои творения чудаковатыми субъектами. При помощи абсолютной непосредственности герои взаимодействуют со зрителем, а для усиления эффекта, режиссёр включает свою фантазию, которая не выходит за рамки разумного. Нет злоупотребления ни одним кинематографическим аспектом, всё в меру и со вкусом.
Если у других, перечисленных выше, режиссёрах, чувствуется нарочитый перегиб, то Шомэ напротив, изо всех сил старался избежать этого, дабы не стать просто последователем. Его история отличается личностной заинтересованностью, поэтому любая попытка удивить стала бы апогеем искусственности.
Конечно, если бы не актёрские старания и любопытно прописанные персонажи, то об атмосферности не было бы и речи. Хочется отдельно отметить Анн Ле Ни, очень уж душевная особа, но это будет нечестно по отношению к другим, ведь старались все, каждый был по-своему интересен.
Фильм буду рекомендовать к просмотру, это добрая, жизнеутверждающая лента, которая вполне способна встряхнуть зрителя, дабы тот огляделся вокруг и может чуть скорректировал свою жизнь.
Невероятно грустное кино. До момента концовки, конечно. Для меня конец был как глоток свежего воздуха после 1.5 часов под водой. Я будто по приказу мадам Пруст погрузилась с поверхности вглубь. А музыка..! Так точно и бывает: она приносит самые настоящие эмоции, она способна взбудоражить самые глубокие воспоминания. Каждый раз, погружаясь в какую-нибудь мелодию, не перестаю удивляться этой ее способности. Бывает, иду утром, не выспавшись, на учебу, и знаю, что впереди чертовски сложный день, но стоит только нажать на 'плэй', и в наушниках начинает твориться чудо: мир преображается! Я знаю, вам это по-любому знакомо. И еще одна интересная вещь: в момент того, когда он пил 'зелье', я облизнула свои губы и почувствовала горечь. Ну это уже мои причуды)
В плеяде великих режиссеров, выросших из шинели анимации, прибавилось
Представьте, что в самую мерзкую и неуютную погоду вам приходится выбраться из теплого дома на улицу. Вот вы идете, укутавшись в шарф и погрузившись в собственные мысли, практически не глядя на дорогу, и тут слышите едва различимую мелодию. Ее напевает кто-то, кого вы и не разглядите под стеной дождя. Но эта мелодия прочно закрадывается в вашу память, вытянув оттуда самые теплые и яркие воспоминания. Она неразрывно связана с событием прошлого. И вот мир уже окрасился в яркие цвета, вы идете все по той же самой улице, но уже куда более счастливым, погрузившись в свой собственный мир памяти.
А что значит эта мелодия для незнакомого человека, что пел ее в дождь?! Важна ли она ему также как и вам?!
Именно это и пытался передать в своем режиссерском дебюте Шомэ. Он наполнил свой фильм робкими мечтателями, в жизни которых появляется одна крайне экстравагантная мадемуазель и переворачивает обыденность с ног на голову. Она не учит их чему-то новому, не говорит, как лучше поступать со своей жизнью. Просто дает вашей собственной памяти избавиться от посторонних голосов, что вечно указывают, как лучше поступить, давая услышать собственные желания, а еще служит крайне наглядным примером того, как бесценна жизнь.
Аттила Марсель - это то самое воспоминание, которое трехлетний мальчик загнал в самые темные уголки памяти. Музыка, которую он не слышит за грозным и раскатистым голосом рояля и назойливым верещанием тетушек. И только тихая мелодия крохотной гавайской гитары будоражит память загнанного в угол своими фанатичными тетушками молодого человека.
Фильм полный безвредных мечтателей – двух тетушек главного героя, что грезят реализовать свои мечты о славе великого пианиста, их робкая сестренка, мечтающая с головой уйти в семейную жизнь, ее муж (тот самый Аттила Марсель), считающий, что единственная возможность получить желаемое в его случае – применить грубую силу.
Итог: режиссер-аниматор в своей дебютной работе смог убедить в том, что нам стоит ожидать новых игровых работ.
Вроде бы очередной фильм про аутичного гения, но тут нет обморочных срывов как в 'Блеске', да и концовка вовсе не такая, как в 'Легенде о пианисте'. Здесь герой что-то вроде чаплинского немого, обретает голос расправившись с комплексами (приём придуманный на стыке немого и звукового кино).
Расправится с этими комплексами герою по имени Поль помогает мадам Пруст (очевидно отсылка к эпиграфу), она заваривает психоделические чаи, которые помогают парню провести глубинный самоанализ (штамп про старушку медиума). К тому же проживает в квартире, где прошло детсво героя (атмосфера замалчиваемой тайны). И вновь Шомэ не обошёлся без автоцитат, тут вам и бабушка перед теликом с помехами, зовущая сына - отсылка к 'Трио из Белвилля', и настройщик, отлаживающий всё подряд, вплоть до перил на лестнице - отсылка всё к тому же фильму.
Конечно здесь не достаёт щемящей интонации мультфильма Иллюзионист, но похоже у этой работы иное назначение - вдохнуть не грусть, но веру в собственную удачу, в то что не стоит хоронить 'инструмент' внутри себя, ведь придёт день и он неожиданно заиграет!
P.S.Титры у этого режиссёра стоит смотреть до конца, вас ждёт сюрприз.
Dans les memoires, la lumiere est plus brillante, l'amour est plus fort et le coup est plus douloureusement
Итак, для начала хочу сказать, что данный фильм как по мне, это некий вид арт-хауса. И естественно далеко не все кинотеатры хотят выпускать в прокат представителей этого жанра, и мой город не исключение. Аттила Марсель я смотрела в оригинале и это был один единственный показ на весь город.
Отмечу то, что фильм на любителя, он не из рода типичных комедий, которые нынче собирают огромные кассы. Идя на этот фильм, я откровенно не знала имени Сильвена Шомэ, и только потом поняла, что за этим человеком стоят такие работы как Илюзионист, Париж, я люблю тебя, которые как мне кажется, видела большая часть населения планеты, включая меня. Мультипликатор, который снимает просто супер-мега-странную комедию-драму. О чем именно она, сходу тяжело сказать, в ней кучу идей, и каждый человек на первый план поставит что-то свое.
В центре событий замкнутый в себе мужчина средних лет, получивший еще в раннем детстве психологическую травму, которая мучает его и ныне. Но неожиданно в его рутинной жизни, появляется незаурядный персонаж Мадам Пруст. По своему очаровательная женщина, идущая по жизни с укулеле в руках, буддистка, любительница больших собак и природы. Для Поля она становится поворотным пунктом в самопознании.
Умное кино об одиночестве и дороге к своему сердцу. Бесконечно грустное, несмотря на все шутки и нелепые ситуации в которые попадают герои, общая картина истекает по краям от тоски. Но эта деталь создает свою ламповую атмосферу фильма и ни в коем случае не делает его хуже.
Фильм рассказывает историю молодого человека Поля, пианиста-виртуоза, который живет с тетушками и не разговаривает с момента смерти родителей и ничего о них не помнит. Однако все в его жизни меняется после знакомства со странной и эксцентричной соседкой...
Это первая проба пера в художественном полнометражном кино, аниматора, сценариста и режиссера - Сильвена Шомэ (Трио из Бельвилля, Иллюзионист) и надо признать у него получилось это отменно.
Сам фильм - это такой ядреный коктейль Молотова из ретро стилистики, музыки и ярких красок, где вместе смешали Жене-Каро-Гондри и Уэса Андерсона и выплеснули на экран.
Во время просмотра перед нами как-будто оживают анимационные типажи и персонажи прошлых работ мэтра Шомэ, будь то тетушки-старушки или слепой настройщик пианино и живут своей жизнью в мире кино.
На выходе мы имеем легкий и добрый, трогательный и душевный фильм, снятый с фантазией и в ретро стилистике с обильным количеством отборной и приятной музыки, от фортепианной и игрой на укулеле, до классических песен французских шансонье. Параллельно фильм поднимает и обыгрывает довольно серьезные темы, однако делает это очень деликатно и легко, по-французски.
Это французское кино на самом деле очень французское. Фильм «Мой Аттила Марсель» совершенно не хочется как-то осмысливать, его стоит и нужно только чувствовать на самых кончиках пальцев и немного на языке.
Говорим – Пруст, слышим – печенье. Наоборот – тоже возможно, но это – для утонченных эстетов. Или для любителей кексиков. Нежного бисквита, который тает на языке и напоминает о чем-то забытом, далеком, но таком нужном. Собственно, чудо-кексам в фильме отводится роль едва ли не главная.
Думаете, пианист Поль – главный герой фильма? С его старыми девами-тетушками, тошными и давяще-сладко-жестокими, как мамы в «Пианистке» или «Черном лебеде»? Как бы не так! Чудо-кексы и чудо-чай мадам Пруст правят балом в этой нежнейшей фантасмагории… а мадам Пруст – это же повзрослевшая Амели! Это уже не чудовище с ангельской улыбкой, которое без приглашения топчется тяжелыми ботинками по чужим жизням. Нет! Мадам Пруст знает толк в потемках чужой души – но не помогает против воли. Разве что дереву, которое хотят срубить. И срубят…
Но до того мадам Пруст все успеет. И Поль все вспомнит… Что сталось с его родителями, почему с нежного возраста двух лет отроду гениальный пианист так и не сказал не слова? Более неожиданного ответа и быть не могло.
Музыка сплетается со вкусом десерта от мадам Пруст, с калейдоскопом детских воспоминаний, с самим дыханием. И так хорошо, хорошо… и хочется еще немного нежного бисквита с травяным чаем. И может, обнаружится что-то забытое. Но очень нужное.
Фильм звонкий как льдинка. Вдруг кто-то любит чай со льдом? Он медленно тает на языке и заставляет на мгновение перестать дышать, чтобы вздохнуть полной грудью. Фильм для уютного вечера вне зависимости от времени года. О любви, ненависти, непредсказуемости. О людях. Тех, которые имеют прямой контакт с Небом – и которые понимают чуть больше нас, простых смертных. И иногда помогают понять нам самих себя.
«..хорошо, что у нас много жизней…»,
есть надежда, что станет лучше…
Прелестный французский фильм. Именно так. Исключительно прелестный и абсолютно французский... Изящный, тонкий, атмосферный, с истинно французским юмором, непременной детективной интригой. Фильм пронизан чудной музыкой и… грустью, но не русской - трагичной и беспросветной, а французской - легкой и светлой.
Яркие и неординарные герои фильма как будто вышли из мультфильмов Сильвена Шомэ, но они не производят впечатления клоунов или фриков. В каждом из них есть и жизненный реализм, и загадка, каждый - «перевертыш». Милые, вечно позитивные тетушки-танцовщицы могут превращаться в злобных гарпий. Брутальный отец-реслер не так уж и ужасен, а прошлое очаровательной матери-аристократки не так уж и безупречно. Чудаковатые друзья семьи, что дарят странные подарки – вполне адекватные люди. Банальный врач терапевт - таксидермист-неудачник. Соседка снизу, не содержательница наркопритона, а фитотерапевт и просто хороший человек. Ее странная квартира с незаконченным ремонтом напрямую связана с Полем и его немотой. Даже укулеле - «подарок» мадам Пруст главному герою - не просто гавайская гитара. Впрочем, как и грандиозный, шикарный рояль с вензелями, резьбой и позолотой, с пюпитром как надгробие - не просто музыкальный инструмент...
Несмотря на глубокий философский смысл творения Сильвена Шомэ, в фильме совсем нет длиннот и нудной затянутости (сказывается опыт великолепного мультипликатора). Сценарий прекрасный! Плотный, но не перегруженный, динамичный, благодаря ему фильм держит в напряжении до последней секунды.
Хочется отметить замечательные операторские решения. В фильме, практически, нет широких планов, от этого у зрителя создается ощущение удивительной камерности и уюта. Мы как будто подсматриваем за героями, находясь в кадре и это делает нас участниками происходящего, помогает сильнее проникнуться атмосферой фильма.
Фильм очень приятный и его хочется «внимательно рассматривать» еще и еще, вникая в очаровательные нюансы картинки и постигая многослойность его глубокого содержания.
Песня 'Attila Marcel' из тех, что не отпускают. Сильвену Шоме мало было её в 'Трое из Бельвиля', он решил её послушать вместе с нами в разных аранжировках в своём новом фильме. Ещё ему было мало пространства мультипликации, он замахнулся на то, чтобы обаяние своих мультфильмов перенести в пространство игрового кино. Ему удалось даже больше - в 'Attila Marcel' он всё это объединил и у нас с вами появился фильм из разряда вечного кино.
Шоме близок по стилистике Жан Пьеру Жене и Уэсу Андерсону. Только он более сентиментален, по-детски наивен и по-взрослому печален.
Это фильм о призвании человека. Кто-то понимает своё предназначение и кружит в танго, которое может закончиться лишь смертью. Кто-то тратит свою жизнь на бессмысленные уроки вальса - и не может никого ничему научить. Мадам Пруст любит деревья и всех вокруг. Поль не должен быть один. У скольких одиноких людей не оказалось рядом мадам Пруст?
Кастинг - это какое-то величие. Шоме подбирает тех актёров, которых он вполне мог бы нарисовать в своих мультфильмах. И всё окружающее пространство - выше похвал, такое может сочинить только тот, кто смог нарисовать 'Иллюзиониста' и 'Трое из Бельвиля'.
Музыка дарит воспоминания. Песня 'Attila Marcel' - это теперь всегда воспоминание об этом фильме. Это такое чудесное снадобье мадам Пруст.
Фильм уже в своей первой половине пробирается в список любимых и просит подвинуться 'Мой сосед Тоторо', 'Шоколад', 'Амели', 'Билли Элиот', 'Семейку Тененбаум'.