К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Формально – это академически выверенная драма с множеством диалогов и снятая в очень живописных локациях. Что однозначно выделяет картину на фоне аналогов – это то, как структуру классической драмы о тернях творческого пути разбавили нотками двусмысленности на злобу дня.

На фоне развития основного действия про поиск себя и все такое, кучей мелочей и намеков выстраивается типичная экспозиция для истории про сильных женщин, в которой мужчины выставляются в не в лучшем свете, да и возврат к роли про роман двух лесбиянок, который фактически обыгрывает классический сюжет Лолиты, но в женском исполнении, жирнейшим образом намекает на то, в какую сторону двинется повествование, но этого на удивление не происходит.

Не могу точно сказать задумывали создатели такой эффект изначально или нет, но получилось очень необычно.

Получился своего рода гибрид неспешной разговорной медитативной драмы, но снятой по лекалам комедий абсурда, где иронический эффект достигается резкими поворотами сюжета и роялями из куста.

Прям до титров кажется, что создатели, в хорошем смысле, издеваются над зрителем, причем не важно, как зритель относится к феминисткой повестке. В любом случае несколько раз и в разных сюжетных арках сюжет жирнейшим образом плавно подводит к тому что «ну вот сейчас начнется!», но далее, сюжет как опытный комик с каменным лицом продолжает серьезное повествование, а зритель сидит в недоумении «Что это только что было? Так задумано или показалось?»

Резюмируя – если нравится классическая драма, то строго рекомендуется к просмотру. Оригинальный опыт гарантирован.

8 из 10

17 февраля 2024 | 16:42
  • тип рецензии:

'Зильс-Мария' (2014) - фильм с Жюльетт Бинош в главной роли - возможно, самый выразительный из всех у режиссера. Наверно это связано с тем, что он отлично знает, о чём снимает. Киноактриса в раннепожилом возрасте пытается репетировать роль в пьесе, в которой играла уже много лет назад. Она делает это с молодой помощницей и пресс-секретарём, которая со временем становится камнем преткновения, как искренний представитель молодого поколения, со своими уверенными взглядами и пониманием жизни. Тема фильма - необратимость времени. Как одни останавливают время, а другие в нём живут - вы увидите в этой работе. Ассайас достиг стопроцентного мастерства в спокойном и в то же время интригующем изложении. Всё более важным становится один момент: режиссёры и киноактрисы, сделавшие себя в доцифровую эпоху, живут и творят в цифровую. Ассайас и Бинош представили нам рефлексию на эту тему.

20 сентября 2021 | 08:59
  • тип рецензии:

Зильс Мария - фильм французского режиссера Оливье Ассаяса 2014 года. Этот фильм представляет собой произведение внутри другого произведения, которые погружают нас в два мира одновременно, произведения которые постоянно смешиваются: первое произведение - мир фильма, и второе произведение мир пьесы «Малойская змея» Вильгельма Мельхиора, которую Мария Эндерс (Жюльет Бинош) должна переосмыслить два десятилетия спустя. Ассаяс конструирует женскую вселенную - Мария Эндерс, Валентина (Кристен Стюарт) и Джо-Энн (Хлоя Морец) в качестве персонажей. В этом фильме горы Зильс-Мария представляют собой моральный ландшафт, равнодушные к всей драме, но все же присутствующие.

Режиссер помещает нас в среду актерского мастерства, точнее, в Марию Эндерс, уважаемую актрису, которой уже за сорок и которая прославилась, когда ей было 18, играя Сигрид, девушку из «Малойской змеи», которая соблазняет и влюбляет пожилую женщину, Хелену, а затем разбивает её сердце. Мария знала, как войти в своего персонажа и знала его, как никто другой, но время идёт для всех, и много лет спустя она получает предложение, которое потрясает её мир, её настоящее и её воспоминания: молодой режиссёр Клаус Дистервег, возьмёт на себя новую версию «Малойской змеи» и хочет, чтобы Мария сыграла роль Хелены.

Мария не хочет иметь никаких отношений с персонажем Хелены, во-первых, потому что она ненавидит этого персонажа, а во-вторых, потому что чувствует, что всегда была и всегда будет единственной Сигрид. Сама мысль о том, что ей придётся сыграть роль своего «любовника», расстраивает её до такой степени, что она хочет отклонить предложение молодого режиссёра, но именно её помощница (и доверенное лицо, партнёр), Валентина, в конечном итоге уговаривает её поступить иначе. Валентина играет посредническую роль, она союз между прошлой «Мария» и будущей «Джо-Энн». Мария не хочет согласиться с тем, что кто-то сможет сыграть Сигрид, принять другую Сигрид означает для нее её забвение, и она даже заходит так далеко, что исследует жизнь новой Сигрид, пытаясь найти её слабые места и не желая признать, что эта новая Сигрид смогла бы сделать это как она или лучше.

Персонажи внутри персонажей, произведение внутри произведения. Режиссёр проводит нас через сложные диалоги, особенно между Марией и Валентиной, диалоги глубокие, тонкие, которые показывают нам, что Мария хрупкая и незащищённая. Валентина, которая ничего не держит и не боится встретиться с ней лицом к лицу, когда это необходимо, чтобы снести определённые предрассудки. Валентина пытается открыть её разум, когда кажется, что Мария хочет замкнуться в своих мыслях. Валентина подчеркивает, как нужно иначе интерпретировать произведение Мельхиора, подчёркивая достоинства новой Сигрид, как в актерской игре, так и в личной жизни. Валентина также подчёркивает хорошие качества, которые есть у Хелены, персонажа, которого Мария ненавидит, и которого не хочет ценить, чтобы иметь возможность играть его, она не может выйти из персонажа Сигрид, которая презирает Хелену. Валентина - важная часть фильма, у неё есть зрелость, которая должна быть у Марии, до такого уровня, что она даже обращается с личными отношениями Марии, такими как её развод, но она одновременно иметь точку зрения молодёжи, она сама ещё молодая.

Третий персонаж фильма - это Джо-Энн Эллис (Хлоя Морец), голливудская актриса, которой всего 19 лет, которая будет играть роль Сигрид в пьесе. Джо - противоположность Марии не только из-за своей молодости, но и из-за своего отношения к прессе, своей славы, обязательствам и ответственностям. Она не боится показать то, что она презирает. Прошло время, новая Сигрид не может быть такой же, как “старая” Сигрид, это Сигрид со своей версией и собственным мнением, и она показывает это в одной из заключительных сцен, где Мария вносит предложение Джо изменить способ интерпретации одной сцены, но тут же Мария должна признать, что даже его мнение больше не важно, что молодая Джо, которую критиковала Мария, на самом деле идёт на шаг вперёд, и в этот момент, Мария с натянутой улыбкой принимает этот факт. Это момент, когда Мария официально становится Хеленой.

Течение времени, которое представляет Мария, и то, как она с ним справляется; мир актёрского мастерства и мир любой сферы жизни, где в один прекрасный день вы встаете, а на следующий день прибывает свежая кровь, готовая занять ваше место, с большей готовностью, со свежими идеями и с другой версией мира, потому что этот мир это уже их; Прошлое и настоящее; - вот некоторые из тем, которые собраны вместе в этом великолепном фильме Оливье Ассаяса, напоминая нам о том, что однажды мы перестанем быть в силе.

Sebastian Sativa

19 апреля 2021 | 00:28
  • тип рецензии:

Люди творческих профессий, которые искренне любят свое дело, всегда с большим трепетом относятся к своей работе, вкладывая в неё не только талант, но и часть души. Это касается лиц актёрской профессии, для которых сыгранные роли становятся неотъемлемой частью жизни. Конечно, в их карьере можно найти роли, к которым они не готовы вернуться по личным причинам. Но порой возврат – это шанс доказать самому себе, что жизнь меняется, и нам лишь остается наблюдать за переменами. Такую идею являет психологическая драма Оливье Ассаяса «Зильс-Мария».

Синопсис Успешная актриса Мария Эндерс дебютировала в восемнадцатилетнем возрасте в спектакле «Змея Малойи», сыграв хитрую и циничную девушку Сигрид, влюбившую в себя взрослую женщину Елену, а потом доведшую ту до самоубийства. И вот спустя почти 20 лет Мария получает предложение вновь сыграть в спектакле, но на сей раз в роли Елены. Нехотя дав согласие, Мария вместе со своей помощницей Валентиной уезжает в уединенную швейцарскую деревушку Зильс-Мария, чтобы вжиться в пугающий её образ и заодно разобраться в себе и своей жизни.

В фильме я бы, прежде всего, отметил женское трио, включающее Жюльетт Бинош, Хлою Грейс Морец и Кристен Стюарт. Жюльетт Бинош, исполнившая роль Марии Эндерс, воплотила образ успешной актрисы, которая впервые столкнулась с угрозой стать увядающей звездой. Хлоя Грейс Морец, сыгравшая роль Джо-Энн Эллис, воплотила образ скандальной старлетки, которая на деле оказывается по-настоящему талантливой актрисой. Наконец, стоит отметить Кристен Стюарт в роли помощницы Валентины, которая вечно находится на подмостках у Марии, зная все её привычки, её желания, но все равно остающаяся для нее невидимкой.

Так уж получилось, что с творчеством режиссера Оливье Ассаяса я познакомился во время просмотра его следующей картины, мистической драмы «Персональный покупатель», которая произвела приятное, но в то же время двусмысленное впечатление. Поэтому мне была интересно взглянуть на картину, которая изначально прославила его как режиссера. «Зильс-Мария» получился очень чуткой психологической драмой, в которой изучается сильное влияние творчества на жизнь человека. Режиссер показывает нам типичную успешную актрису со своими проблемами и заморочками, которая впервые сталкивается с кризисом возраста, сопряженным с боязнью сыграть образ, который она старательно пытается избежать в реальной жизни.

Сценарий фильма начинается с поездки Марии в поезде, которая спешит на личную встречу с автором «Змеи Малойи», но вскоре узнает, что тот скоропостижно скончался. Это пробуждает в ней сложные чувства, которые усугубляются внезапным предложением снова сыграть в пьесе, но на сей раз в роли героини, которая убила себя из-за той, кого Мария сыграла двадцать лет назад. Она принимает предложение, хотя и без особого энтузиазма. Чтобы убедится в правильности своего решения и понять пугающий образ Елены, Мария в компании своей помощницы Валентины отправляется в деревушку Зильс-Мария. Отдельное слово стоит сказать о Валентине, трагическом и мистически исчезнувшем образе преданной помощницы, которая просто хочет быть услышанной.

Итог На самом деле, «Зильс-Мария» - очень красивый, глубокий и проницательный фильм о том, что жизнь состоит из нескольких этапов, с которыми мы вынуждены мириться, потому что такова жизнь. В то же время в фильме можно уловить мысль о том, что не стоит бояться своего прошлого, а смело, приняв его, идти в будущее.

9 из 10

07 февраля 2018 | 08:04
  • тип рецензии:

Второй опыт знакомства с Оливье Ассайасом и тоже вполне удачный. Кажется, постановщик по ходу пьесы всё время передумывал, какой ей быть. В результате представление, словно пацанский гитарный гриф, обросло обрывками лопнувших струн.

Это история театральной и кинозвезды постбальзаковского возраста в исполнении Жюльет Бинош, что поначалу в живописном альпийском обрамлении, в шале, с персональной помощницей (Кристен Стюарт) репетирует пьесу днями почившего тут же драматурга.

В пьесе, являющей собою игру на вылет с лесбийским оттенком, тоже две героини, хваткая юная и жалкая умудрённая. В итоге по тексту жалкая проигрывает и исчезает. С какого-то момента кажется, что то ли реальность перетекла в пьесу, то ли пьеса в реальность. Разучиваемое на двоих сочинение оживает, реальные диалоги неотличимы от бумажных, и всё ждёшь прописанного драматургом трагического финала. Но струна рвётся.

Проигрывает по всем фронтам, исчезает и никогда более не появляется, будто её и не было вовсе, совсем не героиня Бинош, а Кристен Стюарт, оказавшаяся на поверку нежитью, проходной молодёжной дурой.

А перед нами уже новая, пусть и мелодраматически банальная сцена в иных декорациях со свежей нежитью, и вновь не доведенная до развязки.

Третья же, финальная, очень похожа на всем знакомый триумф Джулии Ламберт над Эвис Крайтон, в нашем случае так публично и не случившийся, вернее, случившийся, но не публично. Однако струна лопнула и тут.

Сквозная доминанта в трагикомедии невесёлых положений – образ начинающей стареть культовой актрисы. Лента, как и «Театр» Моэма, о неодолимом антагонизме поколений, в котором автор и зритель всецело на стороне Жюльет Бинош, а возникающие рядом юные человекообразные, поначалу симпатичные, неотличимые от людей, на глазах стервеют и курвятся, превращаясь в полупроводниковых мутантов. Мутанты эти, кстати, в картине отдельно проговорены и один раз даже продемонстрированы зрителю.

Это вообще о пустом целлулоидном поколении, наступающем на пятки поколению, в котором ещё теплится душа. Ну или о последних её, души, носителях, навсегда выжимаемых целлулоидными мерзавками.

И совсем не факт, что по прошествии двух десятков лет нынешние барби нагуляют где-то душу. Негде, если её нет изначально.

18 декабря 2017 | 19:55
  • тип рецензии:

Все хотят снять фильм так, чтобы он был максимум реалистичен, чтобы все события, характеры, диалоги, ситуации в нем были такие, как в жизни. И вот в 'Зильс-Марии' создатели, на мой взгляд, лучше кого-либо смогли это реализовать.

Как играют все три главные героини - Жюльет Бинош, Кристен Стюарт и Хлоя Грейс Морец! Феноменальная, тонкая, искренняя игра. Обязательно посмотрите на них именно в этом фильме.

Есть момент поэзии под конец фильма, когда пропадает Валентина, которую играет Кристен Стюарт. Это воплощение той метафоры, которую обсуждают Валентина и Мария. Очень сильно!

Грейс Морец шикарна в роли взбалмошной малолетки-звезды.

28 июля 2017 | 23:50
  • тип рецензии:

…очарование гендерной дискриминации. Кто здесь?! О, «женское кино» снятое мужчиной. Паритет. Рейтинг 0+, целевая аудитория неопределённая. Здесь всё очень томно и мило, слегка театрально. Спокойные беседы. Спокойные истерики. Умопомрачительные пейзажи. Всем сёстрам – по серьгам. Стареющая актриса Мария Эндерс (Жюльет Бинош) по иронии судьбы вернувшаяся к роли, когда-то её прославившей, но… с чёрного хода; её ассистентка, Валентина (Крис) волей-неволей принимающая на себя всю пыль, патину и паутину генеральной уборки чужих комплексов. Невротичный идол всея тинэйджеров (прекрасно подошедшая на роль Хлоя Моретц) настолько чуждая сомнениям vis-a-vis, что кажется существом с другой планеты… Подведение Итога [рецепт на все времена] – 1.берёшь «итог», 2. подводишь к краю (чего-нибудь, желательно, на большой высоте), 3. толкаешь «итог» вниз, 4. любуешься облаками, солнцем и прочими звёздами. 5. умира… Исчезаешь. Как Валентина в фильме. Была – и нет! Красиво. Кристен – первая иностранная актриса удостоенная премии «Сезар» (номинация «Лучшая женская роль второго плана»). Ура!

26 апреля 2016 | 19:57
  • тип рецензии:

Очень коротенько, и абсолютно без спойлеров.

Впитавший альпийскую свежесть и французскую галантность, англоязычный дебют Оливья Ассайаса сделан схематично, красиво, а главное подан вежливо. В плане содержания перед нами предстаёт знакомая многим история о закулисных интригах в кино, она же повествует о проблемах актёров, кои связаны с обстоятельствами, — из серии у звёзд тоже бывает хандра. Формула по сути дела не нова, и внимательный зритель вспомнит «Бёрдмена» Иньяритту, «Американскую ночь» Трюффо, да любой другой фильм такой тематики.

Видеть здесь Жюльет Бинош в своей стихии одно удовольствие, но ещё больше радует, — актрисе, с очень интересной внешностью, Кристен Стюарт (люблю её), повезло попасть в среду, где её присутствие не только украшает картину, но и даёт немного простоты. А к её же опыту добавляется несколько необходимых баллов, и этому свидетельствует ещё и полученная ей награда «Сезар». Что до любимой всеми Хлои Морец, деточка попала на свою роль, сыграв саму себя, — экая капризная мелочь.

Вернёмся к самому фильму, всё начинается с разговора по телефону ассистентки, и идёт размеренно, методично как будто по уже знакомому механизму, тому самому который мне был виден ранее, и вам это тоже покажется знакомым. Тишина, спокойствие, и блистательные пейзажи Альп сменяются помещениями студии, картина по духу и всей своей дивной атмосферой, а так же и самим банальным посылом об умении проанализировать себя, мне очень напомнила красивую, хоть и немного претенциозную, но дивную «Молодость» Соррентино. Картина полна поэтики, и как ни странно эстетической прелести, и всё это подано в меру.

Выполнено мило, спокойно и даже чуть-чуть слегка отдаёт 'зефиром', однако, если такое способно каким-то образом скрасить ваш вечер, то тогда вы романтик, творческая натура, и в вашем сердце есть что-то живое и вы от него получите удовольствие при просмотре. То есть картина пробуждает нечто позитивное, и по моему скромному мнению, в этом и есть вся суть современного кинематографа, и его же основная функция!

Спасибо за внимание, всех люблю, смотрите кино!

03 апреля 2016 | 22:44
  • тип рецензии:

Какое имя должно быть у Мастера? Имя одного из библейских волхвов? Да! И самое незаезженное – Мельхиор. Какое самое легендарное имя в Швейцарии? Вильгельм Телль? Да! Национальный герой Швейцарии, ставший во главе освободительного движения против иностранного (австрийского) владычества. (Кстати, спасло его от тюремного заключения природное явление на озере Ури) Вильгельм Мельхиор – именно такое имя и должно быть у главного «доброго призрака» Швейцарии.

Мастер выдумал свою Маргариту и написал о ней пьесу. В пьесе старлетка Маргарита, попав в доверие стареющей Диве, использует ее славу и влияние, чтобы построить свою карьеру, после чего оставляет Диву сломленной, которой только и остается, что залезть в петлю. Можно взглянуть с другой стороны на сюжет: старлетка учится у Дивы секретам волшебной силы искусства, а когда та пытается сделать ее утешением старости, то сбегает от нее. Можно взглянуть на пьесу с третьей стороны, и с четвертой… потому что самой пьесы для нас не существует. О ее деталях мы узнаем в процессе репетиций, а репетиции переплетаются с жизнью. И влияют на жизнь…

Мастер выбрал свою Маргариту – Марию Эндерс (Жюльет Бинош) – и она с легкостью переступила через Диву, потому что та «играла старомодно». И стала звездой с безупречной репутацией… А через 20 лет оказывается, что и роль Дивы тоже предназначена Мастером для Маргариты – он все это время постоянно переписывал пьесу, подгоняя под реальную Марию. А Мария перенесла конфликт пьесы в свою жизнь: своему секретарю Валентине (Кристин Стюарт) позволила рулить всей своей жизнью – решать и творческие проблемы, и бытовые. И пока непонятно, кто Мария для Валентины – идол, которому она готова служить до гробовой доски, как Санчо Панса Дон Кихоту, или – трамплин для карьеры, как Елена для Сигрид. И выясняется, что Мастер готовил свою пьесу не для постановки на сцене, а, прежде всего, для решения самой важной проблемы в жизни реальной Марии Эндерс. В спасении ее от петли, если она окажется действительно трамплином.

Он убивает себя, зная, что после этого в его маленьком швейцарском домике окажутся Мария с Валентиной, чтобы работать над пьесой. В то время, когда Мария в душевном смятении пытается отделаться от пьесы, демонстрируя непосильное для нее испытание, настоящее суровое испытание уготовано Валентине. Ей даже на один вечерок не дает отвлечься от процесса «добрый призрак» Мастера. Змея Малойи не выпускает ее одну за пределы «сцены», построенной Мастером. В результате репетиций Мария перевоплощается в сломленную Диву, а Валентина, забывая о волшебной силе искусства, начинает испытывать к ней презрение и брезгливость. Оказалось в оконцовке, что Валентина не Санчо, и не Панса. И когда начинается явление Змеи Малойи, Змея поглощает Валентину. И, мы видим, Мастер подходит близко-близко к Марии и, вероятно, обнимает ее. И чары рушатся: уже начавшаяся зима сменяется солнечным летним днем, умиравшая и угасавшая Мария кричит бодрым голосом и козликом скачет по Альпам. А мы наблюдаем величие, мощь и красоту Змеи Малойи…

Все эти смысловые глубины и мистические загадки раскрываются Оливье Ассайясом в занудных бытовых диалогах и незначительных фразах, которые все время пропускаешь мимо ушей. Ассайяс постоянно отводит твое внимание на незначительные вещи, показывая их значительными, от значительных вещей, показывая их незначительными. Я смотрю на Марию, когда нужно смотреть на Валентину, и смотрю на Валентину, когда нужно смотреть на Марию.

Я понял через час просмотра, что Марию попытаются сделать трамплином, и ждал, что этим займется Джо-Энн (Хлоя Мориц), хотя видел, что это уже делает Валентина, но усиленно отгонял мысль о весе и важности Валентины. Ждал выхода Джо-Энн. И вот она вполне успешно начала свое завоевание. Первое явление, второе, третье. И вдруг раз – и сорвалась рыбка. Она облапошила зазевавшуюся семью модного писателя и оказалась в центре самого желанного ею скандала. Да нужна ли ей была Мария вообще? И только, когда уже стало ясно, что Валентина не появится, я задумался о ее значении в жизни Марии. Какая-то детективная путаница, вроде романов Агаты Кристи, где преступником оказывается самый неподходящий для этого человек.

10 из 10

05 февраля 2016 | 01:51
  • тип рецензии:

Мне нравятся фильмы, где кроме актёров вескую роль играет природа или стихия. Для меня они совершенно особые. Особенно интересно, если герои – городские жители, а природа становится глубоко символичной.

«Зильс-Мария» демонстрирует нам до слёз прекрасные Альпы, прозрачные озёра и зелёные пасторали Швейцарии. Тихое местечко, где поправлял здоровье Ницше, и горные тропы ещё помнят его шаги. И, конечно, MalojaSnake – удивительное явление, когда тёплый воздух поднимается в холмы Энгадин и спадает с них облаком цвета молока, которое растягивается и змеей сползает в долину. Вам ещё не хочется увидеть?

Судя по многим рецензиям, мне несказанно повезло, что я не смотрела «Сумерки», и без предубеждений и стереотипов воспринимаю Кристен Стюарт на экране. В «Зильс-Марии» она играет простую современную девушку, которая умеет курить, использовать сленг и рассуждать о кинематографе. Несложная, на мой взгляд, роль. Стюарт справилась хорошо, смотрелась органично и играла убедительно, но выдающейся её роль назвать не могу.

Жюльет Бинош играет здесь отчасти саму себя. Это интересный приём – показать актёрами будни других актёров. Конференции, ужины с режиссёрами, фотосессии в Chanel, поездки и репетиции – вот оно как всё происходит. Наблюдаем за столкновением нового и старого поколения «звёзд». Занятно, что героиня Бинош живёт словно на своей планете. Интересно, насколько правдиво показан нам закулисный мир?

Некоторые спрашивают, для чего такой подробный разбор пьесы? Возможно, далеким от театра и литературы людям фильм покажется скучным. Но анализ пьесы «Змея Малой» необходим, через её образы раскрывается центральный конфликт, отображаются грани личностей героинь. Сквозь призму восприятия пьесы показаны отношения Марии и Вэл. И здесь всё то же столкновение нового и старого, юности и зрелости.

Пьеса тонко, но плотно вплетается в жизнь Марии. Фильм наглядно показывает, как живут актёры своими ролями, как влияет на них художественный мир. И как трудно, а порой и ненужно этому противиться.

Не совсем только понятно, что же вынесла из этого конфликта героиня Бинош. Образ актрисы Марии показан будто без развития. Поэтому возникает ощущение недосказанности, и зрители вольны сами трактовать увиденное. Впрочем, фильм от этого несильно страдает: история выглядит цельной, не распадается и завершается логично.

Но что же символизирует Змея Малой, как явление? И почему пьеса названа именно так? Есть ли здесь что-то ещё, кроме авторского любования природой Швейцарии – вопрос пока без ответа, ради поиска которого стоит пересмотреть фильм.

«Зильс-Мария» — современное фестивальное кино, которое можно рекомендовать всем неравнодушным к театру, а также тем, кто любит «умные» фильмы со сложными конфликтами и глубоким интертекстом.

16 ноября 2015 | 00:34
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: