Неторопливо, как сама жизнь начинается повествование в последнем фильме режиссера Джоэнны Хогг. Муж и жена ведут свою обычную жизнь в некоем жилом пространстве; то ли это странная квартира, то ли дом. Режиссер не спешит объяснять, всему свое время, режиссер дает возможность зрителю получить удовольствие от своих собственных открытий. Мы вступаем в игру, постепенно понимая, что конкретизация и определенность не входят в условия этой игры. От нас требуется только воображение и терпение. Однако, оговоримся, это не имеет отношения ни к сюрреализму, ни к какому-нибудь из темных жанров. Обычные хорошие муж и жена, которые, единственно, слегка устали от 18 лет, прожитых в этом доме. Что является необычным, так это их дом. Вернее, тот симбиоз, который они представляют вместе со своим домом. Модернистский дом с историей и стилем, в который вложено столько архитектурного и интерьерного мастерства, что он обрел свое право голоса. Клаустрофобный, дорогой, переменчивый и довольно сложный. Может даже именно он выступает в главной роли. Итак, никакой драмы, тема довольно деликатная: любое искусное произведение человеческих усилий обретает свою жизнь, характер и даже волю к тому, чтобы занять свое место среди других вещей.
Джоэнна Хогг умеет создавать атмосферу, это можно сказать, опираясь на фильм “Архипелаг”, а здесь она еще больше усложнила свою задачу. Сильная сторона ее режиссерской натуры состоит в полном отказе от легких путей, например, она не использует музыку, ей присуще более тщательный подбор выразительных средств. Не исключено, что это обратная сторона ее многолетней работы в производстве рекламы и телесериалов. Мы от этого только выиграли, получив тонкую работу со звуком: при помощи обычного уличного звукового мусора, она мастерски создала контраст между спокойствием дома и опасностью внешнего мира. Ее герои так многозначительно смотрят в дверной глазок, что каждому ясно - улица кишит маньяками. Укроемся в доме, в нашем прекрасном доме, с множеством стеклянных панелей с видами на наш современный садик. Правда, где много стекла, там много отражений. Как говорит Джоэнна Хогг, эти отражения, словно призраки предыдущих владельцев, и не ровен час - нынешние тоже могут стать призраками. Уже наблюдаются первые проявления психологического и физического томления женщины, которые как и положено, раздражают. Есть лишь слабая надежда на то, что эти изнурительные перформансы необходимы ей для художественной работы. Кстати, за интересной ролью стоит не менее интересная ее исполнительница Вивиан Альбертин. Оказалось, что это ее актерский дебют и очень удачный, а вообще они с Джоэнной Хогг знакомы давно и не раз работали вместе. К приятному удивлению, Вивиан в прошлом оказалась гитаристкой и певицей женской панк группы “The Slits”, активной участницей фан клуба “Sex Pistols”, знатоком молодежного движения семидесятых и до сих пор остается обаятельнейшей личностью.
Несмотря на ощущение отсутствия сюжета, он все же проступает в ясной мысли - для творчества необходимо сделать следующий шаг.
Кто-то рождается режиссером, а кто-то играется в него
Эта рецензия сколько не о самом фильме, сколько о режиссере.
Но сначала о 'Выставке'. Действие крутится вокруг модернистского интерьера жилища героев в Кенсингтоне. Слух будут радовать шум разъезжающихся панелей-перегородок, скрип занавесок. А зрение - шикарные апартаменты. Ну, собственно, все.
'Все', в смысле, испытать восторг больше не от чего будет. Джоанну Хогг отличает то, что ее работы отличаются реализмом, то бишь никаких театральщин и гиберболизаций, присущие массовым и не очень фильмам. То есть, это как поставить камеру в определенной среде и ситуации, а дальше, считайте, ничего не делаете, все снимается самостоятельно. Что-то типа реалити-шоу, но только в киношной форме. Но!.. От такой статичной и вялотекущей съемки начинает сводить зубы уже в первые полчаса. Монтаж оставляет желать лучшего, думается, не надо заканчивать специальные учреждения, дабы снять лучше. Настолько топорно, однообразно и неинтересно. Ракурсы... А они были? Не отношусь к любителям крупных планов, но здесь они бы внесли разнообразие. А так, показали, простите, сиськи, а эмоции - нет. Ладно бы вышеперечисленные минусы, был бы сюжет душещипательный. Да нет же! Он совершенно никакой! Абсолютно не проникаешься историей. Ей можно посвятить пару минут экранного времени, но никак не раздувать на большее. От нее сквозит пустотой. Относить это к драме? Весьма смелый и абсурдный шаг. Актерская игра? Не впечатляет настолько, что даже декорации кажутся куда 'живее'. Да и исполнители главных ролей, как оказалось, непрофессионалы. Вив Альбертин - дебютантка, Лайам Гиллик где-то засветился, но нареканий, опять же, больше вызывают не они. Даже отличная актерская игра не вытянет откровенную режиссерскую бездарность... Ах да, на этот раз госпожа Хогг преподносит нам... Не поверите, сцены эротического характера! Но они только раздражают, тем самым еще больше подчеркивают негативное впечатление. Назови это 'Эксбиционизм', было бы куда правильнее.
Может, Том Хиддлстон, за чьим творчеством я тщательно слежу, чем-то порадует измученного зрителя? На этот раз - нет. Те, кто собирается смотреть 'Выставку' ради него, можете этого не делать. Его экранное присутствие можно отнести к эпизодическому, которое укладывается в несколько скриншотов. И оно, к сожалению, блеклое. На месте Тома можно поставить кого-угодно, все равно ничего бы не поменялось. Поистине проходная роль в таком же фильме.
Это уже третая работа 'неподражаемой' Хогг, после которого у меня складывается впечатление, что она некогда подумав, решила, что снимать хорошие фильмы - дело хлопотное, значит пойдем другим путем. Я бы привела в пример многих режиссеров, которым ни маленький бюджет, ни ограниченные технические возможности не помешали снять отличные фильмы. И даже любой киноман назовет вам как минимум трех режиссеров, которые подарили миру шедевры с первого раза. А у нее очередной блин, ожидаемо, получается комом, что ставит вопрос о наличии у нее таланта, или хотя бы желания что-то сделать стоящее. Я мысленно, со слезами на глазах, прошу ее бросить режиссеру, а еще больше - Тома не сниматься у нее. Конечно, найдутся те, кто считает, что такое кино не для всех, его надо понять, это не голливудское 'пиф-паф' и т.д. Но даже мне, лояльной и неограничивающей себя в рамках 'популярное-перевариваемое', трудно признать надобность в подобных фильмах, разве что, на их фоне еще раз убедиться, как хороши те работы, что по достоинству заработали высокие оценки. Ну, а так...
ЭТО я могла бы посоветовать только тем, кто не понимает творчество, например, Бергмана. Но чисто из-за вредности, не более.