Любые фильмы, являясь частью культурного наследия человечества, в той или иной мере являются отражением политических настроений в обществе. А космическая фантастика - особенно. 70-е годы - это разгар холодной войны, подогреваемой «лунной гонкой». До «рукопожатия в космосе» («Союз - Аполлон») ещё 9 лет (1975). До полёта первой женщины-астронавта США - Салли Кристен Райд - целых 17 лет (1983). Ничего этого режиссёр Гордон Дуглас не знал, когда задумывал свой фильм. Высмеивая холодную войну, военных, «этих русских» и всю космическую гонку, которая надрывала экономики двух стран, он пытался хоть одним глазком заглянуть в будущее.
В определённой степени работу Дугласа можно считать предтечей жанра полноценной «эротической космической фантастики». Разумеется, и до него отдельные режиссёры пытались «транспортировать» секс с Земли в космос, но эти картины, при их наполненности обнажёнными телами, как-то не вяжутся со словом «космическая». Например, лента Рэймонда Фелана и Дорис Уишман «Голышом на Луне / Nude on the Moon» (1961) - это попытка двух энтузиастов привлечь внимание к движению нудистов, и Луна в их картине всего лишь модный атрибут начала 70-х годов.
Работа Гордона совершенно другая. Наполненная юмором, иронией, сарказмом она пытается предвосхитить то, с чем рано или поздно столкнётся человечество, если собирается продолжить экспансию своего вида в космическое пространство. В этой картине зритель не увидит ни одного кадра обнажённой натуры, но при всём при этом фильм супер сексуальный, с изобилием поддразнивающих моментов. По замыслу сценариста Уильяма Бауэрса «моно-гендерная» команда двух американских астронавтов из-за недостатка внимания женского пола морально деградирует в процессе годовой вахты на Луне. Чего не скажешь о предусмотрительных русских, у которых «с этим делом» вообще нет никаких проблем.
Американцы не любят ходить на вторых ролях, поэтому срочно отправляют в космос «правильный» экипаж. И вот отсюда начинается самое главное действие, смотреть на которое и смешно и приятно. Смешно, потому что сценарист хорошо поработал над «шуткой юмора», а приятно, потому что в экипажи лунных станций девушек подбирали, по видимому, не по коэффициенту интеллекта, а по параметрам 90-60-90. Нужно отметить иронию режиссёра, который выбрал в тандем «русской команды» такую колоритную парочку: Игорь Валклейноков (Дик Шоун - 183 см. роста) и Анна Соблова (Анита Экберг - 169 см.). Тандем американцев получился «пожиже»: Петер Маттемор (Джерри Льюис - 163 см. роста) и Элен Форбс (Конни Стивенс - 157 см.)
На этом контрасте режиссёр весьма удачно сыграл во многих сценах, некоторые из них выглядят довольно комично. Присутствие в кадре «этих русских», позволило и режиссёру и сценаристу блеснуть эрудицией в понимании «загадочной русской души». По их глубокому убеждению, все русские - отчаянные безбожники, которые только и делают, что пляшут (не танцуют!) и пьют водку (почему-то - только лучшую украинскую!) При этом, пляски проходят непременно «в стиле русских дедушек», а вместо тоста мы произносим: «Клюква-брюква-тыква-Москва!» После такой абракадабры даже самый плохой самогон непременно покажется элитным алкоголем!
Впрочем, подобное видение «советов» - всего лишь стандартное клише американских фильмов того времени, и ничего кроме иронической улыбки вызывать не должно. Тем более, что во многих сценах режиссёр показал «русских» с самой лучшей стороны. Однако (кто бы сомневался!) пальма первенства во всём должна принадлежать непременно американцам, что и доказывает Гордон Дуглас несколько неожиданным финалом. При этом от фильма, почему-то, остаётся приятное «послевкусие» - ведь проигравших в этой удивительной «лунной гонке» нет.
Нет, потому что русские помогли американцам, а американцы помогли русским. Хороший финал для позитивной ленты, глубинный смысл корой не оценили зрители тех лет: при бюджете в 5 млн. $ фильм собрал в прокате менее 4-х $. Однако зёрна «космической эротики», щедрой рукой режиссёра Гордона Дугласа и сценариста Уильяма Бауэрса разбросанные по лунному реголиту, через два года дали неожиданные всходы... в окрестностях звезды Тау-Сети по пути на Полярную Звезду - подарив миру Барбареллу! Вот только и прекрасную искательницу галактических приключений массовый зритель не оценил, посчитав её «космический эпатаж» слишком вычурным. Но это, как говорится, совсем другая история...