Клио /Хелен Галлахер/ - преподаватель танцев в танцевальном зале «Роузленд»
Мэй /Тереза Райт/ - пожилая дама, вдова, которая не может найти подходящего партнёра, поскольку считает умершего мужа недостижимым идеалом
Стэн /Лу Джейкоби/ - танцуя с ним, Мэй видит в отражении зеркала молодую себя и своего мужа, отчего начинает преследовать мужчину, не считаясь с его чувствами
Рассел /Кристофер Уокен/ - молодой жиголо, в прошлом подававший надежды в качестве танцора, но избравший лёгкий путь получения роскошной жизни
Полин /Джоан Коупленд/ - пожилая богатая дама, чьим любовником является Рассел, искренне верит в его чувства к ней
Мэрилин /Джеральдина Чаплин/ - молодая девушка, подруга Полин, недавно пережившая развод; Рассел проявляет к ней интерес, а сама девушка ищет пути, чтобы втащить его из аморального и никуда не ведущего болота
Роза /Лилия Скала/ - пожилая дама, мечтающая выиграть в конкурсе танцев Пибоди, ради чего выматывает своего не совсем здорового партнёра
Артур /Дэвид Томас/ - влюблённый в Розу её партнёр по танцам, готовый ради счастья женщины износить себя до смерти на репетициях
Джеймс Айвори, являющийся мастером костюмированных и детально проработанных исторических картин, снял фильм о своей современности. Это, по сути, киноальманах, разделённый на три новеллы. Объединяет их место действия – танцевальный зал, учительница танцев и общая любовь большинства героев к этим самым танцам.
Первая новелла носит околофэнтезийный характер и, как мне показалось, учить нас не носить в себе прошлое, забывая о настоящем. Ведь в этом настоящем можно ещё отыскать нечто, что напомнит тебе о том, что жизнь прекрасна, и в ней много того, что может помочь забыть о бедах и горе и подарить счастье не только себе, но и кому-то, кто рядом и находится в такой же душевной темноте.
В третьей новелле можно усмотреть намёк на тему самопожертвования и эгоизма, появившегося в характере человека не от того, что он плох изначально, а оттого, что он одинок, и может почувствовать себя нужным, значимым и счастливым только во время звучания музыки и в объятиях партнёра, ведущего тебя в танце. Это, пожалуй, самая музыкальная и танцевальная история.
А вот самая для меня интересная – вторая новелла. О, тут всё, как я люблю. Подленькие душонки, большие надежды, кривозеркальные иллюзии и крушение мечтаний и планов. Уокена настолько молодым я ещё не видела. Прекрасно сыграл, сумев сначала вызвать симпатию, а потом омерзение.
Поражает, насколько несчастна Мэрилин, готовая сама взять на содержание здорового молодого мужчину, своего ровесника, лишь бы он был с нею и больше не дарил своё молодое тело престарелой богачке. Ну а сама богачка… Таких женщин мне жаль. По крайней мере, Полин не вызывала неприятия, поскольку всем пыталась помочь. Что ж поделать, что она настолько глупа, что не видит истинной сущности паренька…
Фильм не красочный, не думаю, что он понравится многим. Но мне по вкусу пришёлся.
Один из немногих фильмов Айвори, который связан с изображением американской современности, все равно отчетливо ретроспективен. Снимая в 1960-х годах в Индии и показывая, как индийская ментальность трансформируется в условиях ревизии колониального наследия и одновременно нового, глобалистского вызова, в 1970-х Айвори возвращается в более привычный для зрителя мир Европы и Северной Америки, хотя так никогда и не определится, какой он режиссер, американский, европейский или совсем космополитичный. У него практически нет ни одного хита, но каждый его фильм по-своему любопытен.
Так, в 1977 году, когда по всему миру гремит диско, и его пеструю мифологию окончательно удостоверит 'Лихорадка субботнего вечера', Айвори снимает тихий фильм на ту же тему танца, но как два фильма непохожи друг на друга. 'Лихорадка' - сияющий мир торжества физики, эластичной материи, гибкой плоти. 'Роузленд' - клуб для тех, кому давно за такое количество лет, когда о плоти вспоминаешь только потому, что она вечно болеет и дает о себе знать. Мало кто помоложе может прийти танцевать давно уже вышедшие в тираж танцы, не соответствующие атлетичной эпохи, разве что мелькает чужеродной птицей персонаж молодого и ослепительного Кристофера Уокена, играющего затрапезного жиголо, вовлеченного в несколько связей и сразу и пытающегося как-то из всего этого выбраться.
Но главные герои - очень старые люди. Кто-то еще не расстался с иллюзией молодости и даже видит себя юной в зеркале. Кто-то уже не имеет никаких иллюзий и ходит в 'Роузленд', потому что танцевать с ним будет уже только вечное одиночество. Танец - это даже не финал жизни, а ее воплощение. Несмотря на громкие объявления о супертурнирах и суперфиналах, понимаешь, что это не более чем скромный междусобойчик, где у многих сохраняется шанс почувствовать себя победителем, нужным для других человеком. Но даже такой соревновательный симулякр совершенно необходим: проклятие старости не в болезнях, а в полном отсутствии событий, ведь не считать же таковыми графики заболеваний.
Приходя в этот зал герои не чувствуют себя бывшими людьми, мы понимаем, что величие американского общества в том, что оно бросает своих 'парней', дает шанс на социализацию самым одиноким и лишившимся шансов. Фильм Айвори при этом совсем не трагичен. Это скорее легкая печаль, а не надрыв, успокоение перед неизбежностью, тихая улыбка вечного искусства, которое и остается последним другом, прощальным утешителем.