К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Это фильм про оборотней. Человек превращается в мразь, потом снова в человека и обратно в мразь. Эдакое бесконечное перерождение. Человеческая натура, так сказать, вырывается наружу, представая во всей своей мерзкой неприглядности.

И не хочется сыпать банальностями типа: «ну не мы такие – жизнь такая», «а сам бы то как на его месте поступил?» или «вот она настоящая Россия – здесь одна хтонь». Всё проще и сложнее одновременно. Героев фильма можно переодеть в форму другого цвета, представить актёров говорящих на иностранном языке на фоне других пейзажей – суть фильма от этого не потеряется. Он останется понятным любому зрителю практически в любой точке нашей планеты, уверен. Потому что Быков снимает истории про людей, оказывающихся в мягко говоря непростых обстоятельствах. А схожие обстоятельства могут с разной степени лёгкости возникнуть в любой стране. Снимает он обязательно с надрывом и безудержной щемящей тоской, заставляя переживать все перипетии вместе с героями картины – я бы даже сказал, совместно с ними гневаться, сомневаться и обязательно страдать. И вот в этом фильм по-настоящему русский.

А ещё тут саундтрек очень атмосферный, прям в кассу. Что не часто встречается в российских фильмах.

10 марта 2024 | 01:44
  • тип рецензии:

Пожалуй, да: можно признать сей факт, что впервые за 2024 год мне стало дурновато на просмотре кино, и это далеко не Ноэ или Триер, как было бы по классике. Быков выдал 'базу' и выбил меня из зоны комфорта несколько раз за полтора часа. Нервный, тягучий, с постоянным чувством саспенса. Кино, которое 'работает'. Кино, способное вызвать перманентный шок и безнадегу. Кино с большой буквы, и лучше про него и не скажешь.

Быков, как по мне - духовный наследник Балабанова. У них и мета-тексты рифмуются, и общее настроение похожее. За что стоит благодарить Юрия, так это за то, что он на протяжении долгих лет держит руку на пульсе и без прикрас обличает наше пост-советское общество. Его картины наверняка будут вызывать катарсис спустя годы, потому как сюжеты, так и идеи, заложенные в них, вполне работают в долгосрочной перспективе вот уже 40 лет. 'Майор' - это от и до эпос о коррумпированной 'системе', которая уже давным давно не видит берегов и номинально хоть и является противовесом криминалу, но самим криминалом в итоге и оказывается. Горькая и мрачная история в реалиях маленького провинциального региона о насилии, которое порождает еще большее насилия. Непредумышленное убийство способно запустить маховик и цепную реакцию, даже если ты, как катализатор, будешь плыть против течения и 'расчесывать против шерсти'. Сценарий а-ля 'мыши мучались, кололись, но продолжали жрать кактус': бешеная и душащая драматургия, который увлекает и захватывает с головой, но физически и нон-стопом вытерпеть это будет не каждому под силу.

Актерские работы прекрасные: Денис Шведов, местный антигерой и жертва обстоятельств. Его персонажу веришь, но мало сопереживаешь, и поэтому лицедей справился со своим ТЗ. Юрий Быков - режиссер, актер, палач и судья в одном лице - хоть и второплановый антагонист, но это именно тот человек, который всячески двигает историю вперед. Ирина Низина и Дмитрий Куличков - актеры третьего эшелона - местные родители, убитые горем и молящие о справедливости. Операторская работа длинными планами и ручной камерой - отвал крыши, способный подарить вам чувство времени, пространства и вовлеченности в происходящее. Монтаж отличный и уместный: где надо - его нет, а где он требуется, не обрывает кадр и сцену, а логично 'сшивает' рассказ воедино. Саунд-дизайн и пост-продакшен шикарные.

Отечественное BD-издание от 'Нового Диска' нормальное: хороший трансфер, русская дорожка в DTS 5.1 и наличие английских субтитров для иностранного зрителя.

'Майор' - это не только номинант от прессы на 'ветку' в 2013 году, но и самое нервное и тяжелое кино Быкова. Юрий тут буквально везде: ставит и пишет кино, отвечает за саунд, играет 'злодея' и является винтиком в системе, судит и выносит приговор другим действующим лицам. В общем, чуть ли не жестокое и божественное вмешательство в рамках контекста истории. Филигранная работа и шедевр на поприще отечественного кино. Да, 'Дураку' я поставил 'десятку', а тут занижу балл, но у меня есть аргументация по этому поводу: при всем изобилии художественных средств и наполнения в частности, Юрий забывает о темпоритме. Ему стоит хоть иногда 'отпускать' зрителя и давать ему передохнуть, чтобы он не ставил кино на паузу, иначе при наличии такой мощной истории можно действительно сойти с ума.

9 из 10

26 февраля 2024 | 09:20
  • тип рецензии:

Юрий Быков - определённо один из самых интересных русских режиссёров современности. Его неоспоримый талант - взять какой-то общеизвестный порок российской системы и сжать его до размера небольшой истории, которая при этом демонстрирует этот самый порок во всех неприглядных деталях. И делает это Быков настолько талантливо, что даже у тех зрителей, которые не сталкивались на собственном опыте с правоохранительными органами (а таких зрителей, надеюсь, большинство), возникает твёрдое убеждение, что всё обстоит именно так - и никак иначе.

В 'Майоре' молодой режиссёр рассказывает о такой проблеме российской правоохранительной системы как неравенство перед законом и покрывание 'своих'. При этом главный герой, которого сыграл один из любимых актёров Быкова Денис Шведов, является фигурой неоднозначной, противоречивой. С одной стороны, он с готовностью воспользовался возможностью избежать наказания. С другой, его угрызения совести со временем нашли воплощение во вполне конкретных действиях, по которым можно сделать вывод, что майор - человек, который прогнил не до конца, в котором ещё остаётся чувство справедливости и сострадания.

Сам Быков сыграл в своём фильме одну из ключевых ролей, и его персонаж более однозначный, хотя и тоже далеко не безынтересный. В целом, именно в этом фильме сформировался костяк пусть не звёздных, но весьма крепких и колоритных актёров, которых режиссёр впоследствии неоднократно будет привлекать в свои картины.

К чести Юрия стоит отметить, что, хоть он и берёт за основу остросоциальные темы, но никогда не скатывается в откровенную чернуху. Его кино оставляет горькое послевкусие, но после просмотра не хочется пойти под холодный душ и там же и остаться. В 'Майоре' есть неоднозначные персонажи, есть откровенно отрицательные действующие лица, но нет ни одного, кого можно было бы назвать воплощением зла.

Резюмируя: я обязательно продолжу знакомство с творчеством этого режиссёра. Уверен, ему ещё есть, что сказать.

7 из 10

01 января 2024 | 15:47
  • тип рецензии:

Режиссеру фильма не знакомо понятие катарсиса. После просмотра фильма остаётся подавленность, чувство безысходности и пустоты. Все бы ничего, но откуда такой бюджет фильма? На что вы потратили 2 млн долларов?!

Если у режиссера была такая цель - создать ощущение безысходности, то тогда он не знаком с трудами Виктора Франкла, психолога из концлагеря или с литературой, посвященной Ленинградской блокаде, да и всей войне. Там сотни примеров того, как человек в нечеловеческих условиях может сохранить свое человеческое достоинство, сделав свой выбор. А в фильме 'Майор' такой посыл, что бедные полицейские в системе не могут оставаться людьми. Да ещё и такие философы при этом, задают вопросы якобы риторические о том, как бы вы поступили на их месте.

В общем, не надо снимать такие фильмы, остановитесь, да ещё за такие деньги, отдайте их лучше на благотворительность, а сами займитесь чем-нибудь полезным.

21 февраля 2023 | 02:17
  • тип рецензии:

«Майор» стал для меня первым фильмом Юрия Быкова. Я была под невероятным впечатлением, и решила, что теперь просто обязана посмотреть все его фильмы. И с каждым просмотренным фильмом всё более укреплялась во мнении, что это мой режиссёр. Возвращаясь к «Майору», картина получилась очень сильная, пронзительная и многослойная. Тяжёлая и страшная своей реалистичностью, но меня зацепило далеко не только это. Безусловно, круговая порука, принцип «или ты, или тебя» здесь идут жирной линией, но всё же это фон. Это условия, в которые поставлены герои, правила жизни, навязанные им извне. И в этих условиях каждый показывает себя таким, какой он есть на самом деле, все плюсы и минусы вылезают на поверхность, когда тебя прижмёт.

Каждому герою постоянно приходится делать сложный моральный выбор. Что лучше — будучи полицейским, сесть в тюрьму, обрекая себя, или позволить другим платить за твои ошибки — своим будущим, своей жизнью? Что лучше — оставить своего только что родившегося ребёнка без отца или переступить через себя, забыв об убитом чужом ребёнке? Что лучше — позволить близкому другу уничтожить свою жизнь или уничтожить свою, помогая ему? А как бы Вы ответили на каждый из этих вопросов?

Нельзя сказать, что главные герои однозначно хорошие или плохие, ведь каждый человек — это набор полутонов, и этим он уникален. Именно поэтому им сопереживаешь, несмотря на всё, что они вытворяют, пытаясь разрулить сложившуюся ситуацию. При этом, как ни странно, главный герой Соболев не вызывает таких эмоций, как его друг и большинство вроде бы второстепенных героев. Персонаж, погибший при нападении отца сбитого ребёнка, защитивший по сути самого Соболева, поступивший так, как велело ему сердце. Отец ребёнка, пришедший мстить полицейским, явно стремившихся закрыть дело, и убийце в частности. Мать, мечтающая умереть и прекратить свои и чужие страдания. Каждый герой вызывает эмпатию.

Однозначно самые сильные эмоции вызывает Коршунов, друг Соболева. Он остается верным дружбе от начала и до конца. Что бы он ни вытворял, стараясь выгородить друга, как ни странно, вызывает понимание. Он делает столько страшных вещей, но это не вызывает однозначного отторжения. Да, это всё совершенно ужасно, ты это прекрасно осознаёшь, но его мотивация перекрывает последствия. Он действует в тех условиях, в которые поставлен, и по-другому нельзя. Это страшно, но ты его понимаешь и оправдываешь. Вполне вероятно, что и ты поступил бы так же. Потому что делаешь выбор, в котором близкий человек становится важнее жизней невинных людей, важнее собственного будущего и будущего твоего окружения, против которого ты пошёл.

Рекомендую к просмотру!

10 из 10

05 августа 2021 | 22:36
  • тип рецензии:

Очень люблю творчество Юрия Анатольевича Быкова и считаю его лучшим режиссёром страны на сегодняшний день. Однако, прочитав множество мнений по поводу его фильмов, пришел к выводу, что абсолютное большинство зрителей в корне не понимает его творчество.

Все пишут о том, какой Юрий смелый, как качественно пропесочивает 'ментов' и чиновников. Но никто не задумывается, почему министерство культуры продолжает давать ему деньги на фильмы, а до мозга костей конъюнктурный Эрнст зовет на Первый снимать сериалы. Ответ прост: Быков - отнюдь не бунтарь, его роль - воспитатель. Воспитатель общества. И ключевая мысль фильмов 'Майор' и 'Дурак' - это то, что все эти 'менты' и чиновники являются выходцами из общества, такими же, как все мы. И кульминационным, поясняющим весь смысл фильма, моментом в 'Майоре' является диалог Гаишника с Гуторовой. 'А если бы твой муж кого-то сбил, ты бы его в ментовку повела?' Точно также, в 'Дураке', таким ключевым моментом является последний диалог Никитина с женой. Так что, фильмы не про продажную полицию и ворующих чиновников, они про нас с вами.

Правильно ли это? Безусловно... Наше общество сходит с ума. 'Человек человеку - волк' - эта поговорочка стала реальностью, как никогда. Каждый считает себя выше другого, каждый считает, что достоин больше других и что идти по головам - это норма жизни. А кто так не считает, тот 'дурак'. Зависть, всеобщая неприязнь, переходящая в ненависть - все это стало обычным явлением. Достаточно сесть за руль и выехать в город - на дороге особенно ярко видно, как все готовы друг друга поубивать и как каждый считает себя выше 'толпы'. И с этим, безусловно, нужно что-то делать, иначе придет новый 'Сталин', создав условия, при которых люди будут жрать друг друга как пауки в банке, строча доносы, или новый 'Ельцин', при котором можно будет убивать друг друга буквально. Поэтому такие фильмы и такие режиссёры нужны. Жаль, что мы понимаем их неправильно. Видимо попкорн отрицательно влияет на мозговую активность.

У меня все. Да, жестко и злобно. Но иначе никак...

18 июля 2021 | 10:52
  • тип рецензии:

Режиссер фильма 'Майор' Юрий Быков в одном из интервью объяснил для особо впечатлительных зрителей, что никогда не стремился к документалистике и реализму, а его картины - это художественный вымысел, который лишь может кажется реальным. Вероятно, некоторым любителям расщеплять смысл кино на молекулы, к коим я и сам тоже отношусь, полезно будет обратиться к теории, а именно уточнить, что есть авторское художественное кино с коммерческой пометкой 'триллер'.

'Майор' - это уникальный фильм, с элементами гротеска, который в утрированной форме показывает нестабильность системы, построенной на коррупции и воровстве. Не единственная картина Юрия, которая показывает несостоятельность и шаткость братства, созданного на отрицании моральных норм и злоупотреблении властью.

О сюжете:

Россия. Наши дни. Майор полиции Соболев мчит по трассе к рожающей жене и на полпути насмерть сбивает мальчика, который с материю переходил дорогу. С этого момента для героя начинается этап осознания происходящего, принятия вины и отрицания себя в системе, которая до этого кормила его, обеспечивала власть и статус в обществе. Понимая, что правила жизни в системе противоречат его личным принципам и убеждениям, майор постепенно дистанцируется от сослуживцев и братьев по цеху, которые в свою очередь пытаются всеми доступными им способами стереть следы возникшего конфликта с родителями погибшего.

В попытках остаться человеком майор добровольно закрывается в камере и изъявляет желание понести хоть какое-то наказание, похищает мать погибшего по его вине ребенка в целях сохранения ее жизни и даже устраивает перестрелку со своими же.

Развязка шокирует. Юрий это умеет. На протяжении всего повествования, допускаешь возможность подобного исхода, но до конца пытаешься это отрицать.

В этом фильме все отлично. Не понятным остался только образ капитана полиции Коршунова, которого сыграл сам режиссер. Мотивы персонажа мне показались мало чем обоснованными, ведь его автор предпочел не раскрывать до конца. Но, уверен, режиссером был заложен определенный смысл в героя, которого он предпочел сыграть сам. Поэтому нет ни одного основания не поставить картине заслуженные 10/10.

Ждем новый проектов от Юрия!

05 января 2021 | 22:15
  • тип рецензии:

Майор РОВД Сергей Соболев спешит в роддом к лежащей на сохранении жене, у которой начались схватки и на скользкой трассе насмерть сбивает ребёнка. На пешеходном переходе прямо на глазах у матери. Вот, собственно, с этого момента и запускается необратимый процесс вытаскивания наружу гнойных частиц человеческой сущности: лжи, подлости, жестокости. Соболев, поначалу пробуя выкрутиться, невольно запускает череду смертей и трагедий, а опомнившись, делает попытки дать задний ход, но уже не в силах остановить кровавую мельницу.

Чёрная драма от культового режиссёра, взорвавшего зрительскую аудиторию фильмом «Дурак», вышедшим чуть позже. Но лично для меня именно «Майор» удерживает первенство среди работ Юрия Быкова. Успех «Дурака» был ожидаем. Показательная обречённая борьба добра со злом. Мы, следившие за сюжетом фильма, сплотились в эдакой солидарности. Нелепой, безнадёжной схватке простого народа с кучкой зарвавшихся паразитов у власти. Более того, главный персонаж картины «Дурак» – герой положительный, за которого переживаешь и сочувствуешь. Соответственно, зритель безоговорочно на его стороне. Мощная классическая социальная драма не без доли пафоса.

В «Майоре» нет положительных персонажей. Разве что несчастная мать сбитого мальчика. Главный герой – служитель закона, который, попав в сложную ситуацию, пытается использовать своё служебное положение и связи для выхода из тупика. В свою очередь система своих не бросает, но убивает тех, кто оказался рядом.

Сам Соболев как бы и против кровопролития, и даже собрав волю в кулак, силится вывести из-под удара мать погибшего ребёнка, но обстоятельства сильнее его. Как только судьба вновь ставит его перед выбором – этот выбор не в пользу добра. Фильм мрачный до боли, атмосфера безысходности поглощает с первых кадров. Прослеживается своего рода отсыл к событиям в цапковской Кущёвке, где местечковая власть спишет и отмажет всё и вся.

Ставя себя на место каждого действующего лица картины, не знаешь, как поступил бы сам, любое решение – патовое. Например, как в эпизоде с выбором, где на одной чаше весов твоя семья, а на другой – ни в чём не повинная женщина. Третьего не дано.

Заслуживает внимания и другой, не менее значимый персонаж фильма. Это коллега Соболева, капитан Коршунов, мастерски сыгранный самим режиссёром картины. Если Соболев где-то сомневается, и даже терзаемый муками совести порывается остановить беспредел, то его сослуживец не признаёт полутонов. Только чёрное и белое. Без тени сомнения недрогнувшей рукой он «выручает» товарища и «спасает» систему. Чуждый жалости и милосердия, он не остановится ни перед чем. Между прочим, Юрий Быков оформил творческий покер в «Майоре». Он режиссёр, автор сценария, композитор и монтажёр.

Также как и в картинах почитаемого Быковым Балабанова, фильм не обходится без мощных цитат и диалогов:

– Я тебя на том свете достану!
– Ты меня на этом достань.

Или:

– Кому ты что доказать хочешь? Ты один – человек, что ли? Все – люди, а за чертой – все звери. Мир не переделаешь!

Итог: шедевр, не побоюсь сказать, Мастера. Мрачное, беспощадное кино, где главная изюминка – это наш зрительский выбор, который мы пытаемся сделать, примерив ситуацию на себя и взглянуть на положение дел глазами того или иного персонажа. Избави нас, Бог, прикоснуться к такому выбору.

29 июня 2020 | 12:43
  • тип рецензии:

Продолжая ставить над собой эксперименты через просмотр того, что не следует, под впечатлением ранее упомянутого списка лучших новых фильмов с точки зрения западного проката, посмотрел 'Майора' Быкова. После просмотра, или даже в процессе, уже всё поняв, набрал на смартфоне 'морализаторство', и что характерно, среди первых ссылок появился роман 'Воскресение'- имхо один из слабейших среди произведений ЛНТ. Тут важно понять, что морализаторство к морали и нравственности имеет лишь опосредованное отношение, и оправдывать, что мол зато о хорошем, о душевных муках в борьбе со злом- некорректно. Рассказывая о Платоне Каратаеве и о Нехлюдове, Толстой в обоих случаях говорит о морали, нравственности, но первому мы верим, второму - нет.

Майор, разъезжающий на икс 7 с блатными номерами, добравшийся до хорошей должности, видевший преступления сослуживцев и участвовавший в них, и Нехлюдов, не устоявший перед соблазнительной полугорничной, и решивший, что именно он отправил её в публичный дом, при том, что была целая традиция взросления барчуков через горничных и служанок- одинаково фальшивы. Был старый фильм 'Инспектор ГАИ'- там показан чудак, и всем понятно, что хоть и милый, но чудак, и начальником он не станет. Но ему веришь. А тут... Морализаторство, а это похоже и есть художественный стиль Быкова, тем и плохо, что оно 'залапывает отпечатками' благородные порывы, делая их ещё более невозможными. Видя фальшь, зритель ещё более убеждает себя в цинизме, как родитель убеждающий чадо в одном и делающий на его глазах противоположное.

Тем более, что смешиваются совершенно разные вещи, когда режиссёр через персонажа говорит женщине, потерявшей и сына и мужа: 'А ты бы разве не попыталась спасти мужа, соверши он такое?' У всех нас могут быть те или иные желания, тем более в трагические моменты, но выбор каждый совершает сам. Резюмируя, говорить о хорошем и делать хорошее- разные вещи, ложь в этом хуже воровства, и Быков похоже это не понимает.

22 мая 2020 | 14:33
  • тип рецензии:

Ознакомился с данным 'произведением' только сейчас, случайно наткнувшись на рекомендации. Ровно половину фильма ждал, что вот-вот начнется путешествие на Землю, но ближе к концовке режиссер стремительно гнал куда-то все дальше от реальности. Я работал в тех самых органах, о которых идет речь, в начале 90-х, продолжаю трудиться и сейчас. Знаю и видел много чего, но... Сюжет просто бредовый. Такого не может быть только потому, что такого не было и не будет.

Помню советские детективы. Я со своим опытом и знаниями всегда найду до чего докопаться, но... здесь же просто абсурд. Неужели трудно было обратиться к реальным историям? Схожим с этой. Например, в Татарстане в 2014 году человек по фамилии Минниханов сбил студента... на остановке, но даже там обошлось без убийств... Трудно было найти консультанта? Специалиста по оперативно-разыскной деятельности, особенностям документирования и расследования особо тяжких преступлений? А костюмы? Опер в полевой форме, выехавший на ДТП!? Бред! У опера и формы может не быть. На ДТП ему чего делать? Укрыть? При действующей системе фиксации и кучи видеорегистраторов? Идиотизм.

Наслушался про Евсюкова? Так сними же фильм про него. Про систему, в которой тот был. Про интриги в высших эшелонах власти. Про заказ Пронина. Знаю людей, что были лично знакомы с Денисом. Они много чего могут рассказать. Но есть убеждение, что режиссер, даже будучи проинформированным, снимет опять чернуху про то, как милиционеры из райотдела всех убили... Он и портрет-то нам, что висел в кабинетах, показать не решился... Мало ли...

Не считаю себя синемафилом, но убежден, что кино, абсолютно не похожее на реальность, следует именовать фантастическим. Об этом необходимо предупреждать зрителя перед демонстрацией. Где-то слышал, что российские кинохудожники давно снимают не для народа, а ради иностранного признания. Периодически получают что-то вроде 'gut, Waldemar, gut...' и довольны. Можно как угодно относиться к власти и ее органам, но гнать откровенную туфту ради печеньки - перебор.

15 мая 2020 | 21:11
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: