С удивлением обнаружил, что на этот фильм на Кинопоиске не имеется ни одной рецензии. Печально, многое говорит об уровне современных киноглядов. И ведь Траволта в этом фильме снимается, актёр небезызвестный …
Жанр этого фильма определить довольно трудно. Ближе всего, пожалуй, – социальная фантастика. Итак, в США белый трудяга Луис, простодушный парень, трудится на фабрике по производству мороженого (начальные кадры имеют смысловую нагрузку: изначально белое мороженое обливается шоколадом и становится темным. Итак, «черные» восторжествовали над белыми). Луис женат, обременен детьми. Ему ни на что не хватает денег. Тем не менее, он запрещает искать работу своей жене – хочет, очевидно, чтоб она сидела с детьми. Предел его мечтаний – место бригадира на той же фабрике, с которым связана некоторая прибавка к зарплате. Парень он отзывчивый, и однажды сам вызывается отвезти от начальника некое письмо хозяину фабрики, что и прежде делал неоднократно.
Хозяин фабрики – немолодой уже негр Тадеус. Он несколько презирает белых, считая их не совсем полноценными. Все его друзья, окружение, так же богаты и сплошь черные. В то же время, он признает, что и белые могут достичь некоего надлежащего социального уровня – было бы с их стороны желание (которого у них, подразумевается, нет).
Тадеус заподозрил, что Луис подсматривал за его женой. В результате – просьба не присылать больше с письмами этого человека. Начальник же подошел к вопросу более радикально, вообще уволив Луиса, которому наконец-то представился как раз шанс получить вожделенную бригадирскую должность.
Луис в отчаянии. В своем несчастье он винит Тадеуса и решает прибегнуть к насилию …
Не буду раскрывать дальнейшие события. Скажу лишь, что фильм не отличается динамичностью сюжета, спецэффектами, сценами жестокости и насилия. Суть его в другом.
Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы усмотреть в сюжете зеркальное отображение американской действительности: нищие негры и презирающие их богатые белые. Разумеется, все утрировано, тут много нюансов, и не все так однозначно «с точностью до наоборот». Так, много ли в Штатах негров трудится на фабриках? Заставишь их, ага. Не все белые богаты – нищих тоже довольно. Есть и богатые негры – однако в промышленной элите их почти не сыскать. Их сфера в основном – культурная, научная, творческая интеллигенция, госслужащие. Но общий посыл отчетливо выражен в сцене, когда черные копы избивают белого Луиса («мы для них все на одно лицо»), а толпа белых закидывает отбросами, выкрикивая оскорбления, полицейскую машину, требуя убраться из их квартала.
Фильм не высшей категории, конечно, но смотреть его довольно интересно, и он заставляет задуматься. Лично у меня возник, к примеру, вопрос по поводу финала картины: а будь на месте Луиса Тадеус, т.е. поменяйся они местами – пожертвовал ли бы чёрный своею жизнью, чтобы спасти белого, своего расового (и классового!) врага? Но в том-то и идея, что каждый может быть (или стать) человеком, признавая таковыми всех других людей. Поэтому я могу презирать и ненавидеть, например, современных мусульман, но я понимаю, что каждый из них тоже, в сущности, человек, и если человечество выживет – их (пусть далёкие) потомки будут людьми ничем не хуже европейцев. И в то же время современные мусульмане – это то, что есть. Такой суровый, но правдивый гуманистический посыл чрезвычайно редок для современного кино. В основном благодаря ему, оценка фильма в целом положительная:
7 из 10